Государственная социальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования состоит в рассмотрении «государственной социальной политики» как столкновение противоположно направленных процессов, а полученные знания по проблеме исследования будут способствовать повышению уровня знаний по дисциплине «Макроэкономика».
Цель курсовой работы – изучение проблем формирования и реализации государственной социальной политики на современном этапе ее развития.
Задачами для достижения поставленных целей курсовой работы являются:

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……..…..……..

4
1.МЕХАНИЗМ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ…………………………………………………………………………………....…

6
1.1. Сущность и основные понятия направления социальной политики…………………..
6
1.2. Социальная защита населения…………………………………………………………....
13
1.2.1. Структура социальной защиты……………………………………………….. ...
14
1.2.2. Инструменты и программы социальной защиты населения….…………….….
18
1.2.3. Принципы социальной защиты………………………………………….…….…
22
2.ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………..………...

24
2.1. Виды доходов населения и их источники………………………………………………..
24
2.2. Измерение неравенства в распределении доходов………………...................................
26
2.3. Государственное перераспределение доходов…………………………………..……....
32
2.3.1. Социальная справедливость в распределении доходов…………………....…...
32
2.3.2. Создание системы социальной защиты и социальных гарантий. ….……….…
35
3.ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ И ПОЛИТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………….………..…….….


43
3.1. Особенности политики перераспределения доходов в Российской Федерации…………………………………………………………………………………....…

43
3.2. Особенности политики социальной защиты в Российской Федерации……………………………………………………………………………………….

44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….
50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа макроэкономика 2003.doc

— 321.50 Кб (Скачать файл)

 — макроэкономическое регулирование процесса диф-ференциации доходов и личного потребления, которое может осуществляться через налогообложение, обеспечение высокой профессиональной и социальной мобильности населения;

 — официальное установление  реального уровня прожиточного минимума как в денежной форме, так и на- турально-вещественной форме «потребительской корзины» с учетом тенденций в дифференциации доходов и потребления населения.

 Перечисленные меры общей  социальной защиты дополняются  специфическими мерами помощи  отдельным группам населения, которые по объективным причинам либо вообще не могут трудиться, либо уровень их трудоспособности значительно снижен. Для этих групп населения социальная защита должна быть нацелена на то, чтобы размеры пенсий, пособий, стипендий не были ниже размера прожиточного минимума, своевременно пересматривались или индексировались. Необходимо создавать условия, при которых граждане данных категорий имели бы возможность по мере потребности реализовывать свои способности к труду, что позволит им чувствовать себя полноценными членами общества. Основные элементы механизма социальной защиты населения:

1. минимальный потребительский  бюджет (МПБ);

2. минимальная заработная плата;

3. индексация доходов населения;

4. государственное регулирование цен;

5. минимальные пенсии, стипендии,  пособия по безработице;

6.минимальные социальные пособия,  в том числе в виде натуральных  выдач и льготного предоставления  социальных услуг.

 В комплексе все эти меры  могут обеспечивать минимальный  гарантированный уровень потребления товаров и услуг.

 Основой построения системы  социальной защиты населения  является прожиточный минимум.  Величина прожиточного минимума  непостоянна и изменяется под  влиянием факторов социально-экономического  развития общества.

 Денежная величина прожиточного минимума — это стоимость набора товаров и услуг, признанного минимально необходимым для удовлетворения потребностей в питании на уровне физиологических минимальных норм потребления, а также минимума потребностей в одежде, обуви, предметах хозяйственного и бытового обихода, медикаментах, жилище, коммунальных и бытовых услугах, транспорте, культуре.

 В нашей стране в 20-е  гг. МПБ рассчитывался ежегодно  для учета влияния роста цен  на минимально приемлемые размеры  средств существования. На основе ежегодно пересматриваемого МПБ определялись минимальные уровни оплаты труда. Однако с конца 20-х гг. практика расчета МПБ прекратилась на десятилетия; лишь в 60-е гг. расчет МПБ положен в основу обоснования минимальной заработной платы — 60 руб. Затем расчеты МПБ проводились, но не использовались государственными органами для принятия управленческих решений. В настоящее время в России в законодательном порядке устанавливается размер минимальной заработной платы, хотя логичнее — законодательное установление МПБ, который должен быть основой поддержания на необходимом уровне минимальных размеров оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий. Существующие низкие уровни перечисленных выплат одна из причин бедности определенной части населения. На основе оцен-ки МПБ должен определяться размер минимальной заработной платы.

 Существуют две точки зрения  по поводу того, что должна  включать в себя минимальная  заработная плата:

1) обеспечивать потребности работника  и его семьи;

2) обеспечивать потребности работника, а для обеспечения неработающих членов его семьи должны включаться механизмы социальной защиты.

 МПБ — это комплексный показатель, выражающий уровень потребления, обеспечивающий воспроизводство рабочей силы, удовлетворение в минимально допустимых размерах основных физиологических и социальных потребностей.

 МПБ должен использоваться:

1) в качестве базы для адресной  социальной политики;

2) для оценки материальных и  финансовых ресурсов, необходимых  для реализации текущих и перспективных  социальных программ, оказания целевой натуральной помощи малообеспеченным слоям населения;

3) для обоснования размеров  минимальной заработной платы  и пенсий по старости;

4) для использования в качестве  одного из критериев малообеспеченное™,  дающих право на получение  различного рода социальных выплат и материальной помощи, что делает эти выплаты и помощь адресными.

 Минимальная заработная плата  и ее законодательное установление  главный инструмент социальной  защиты наемных работников на  рынке труда. Работодатель, независимо  от вида деятельности фирмы и формы ее собственности, не имеет права оплачивать труд работника по ставке ниже минимальной заработной платы. Но чтобы минимальная заработная плата выполняла свою функцию по воспроизводству рабочей силы, ее величина не должна быть меньше величины минимального потребительского бюджета; при несоблюдении этого соотношения минимальная заработная плата перестает выполнять свою социальную роль и превращается просто в расчетную величину, отправную точку для построения внутрифирменных систем оплаты труда.

 Индексация доходов населения  используется в качестве элемента  системы социальной защиты в  условиях существенной инфляции, которая ведет к обесцениванию  номинальной заработной платы,  пенсий старых назначений и  практически всех видов социальных выплат, которые обычно фиксированы. Существуют различные способы защиты доходов населения от инфляции и выбор конкретного из них базируется на анализе темпов инфляции, долгосрочном прогнозе социально-экономического развития страны. В практике индустриально развитых стран в различные периоды использовались следующие методы защиты фиксированных доходов населения:

1) компенсация — это либо единовременная выплата, либо фиксированное увеличение размеров выплат за счет государственных средств всем категориям населения в одинаковом размере. Это может быть увеличение размеров тарифных ставок и должностных окладов на одну и ту же сумму, независимо от уровня квалификации и должности, или увеличение размеров пенсий всем получающим их также на одинаковую сумму. Таким образом государство стремится компенсировать рост цен, но не пропорционально уровню фиксированных доходов, а исходя из минимального необходимого уровня потребления, в соответствии с которым и определяется размер компенсационных выплат. Существуют определенные негативные последствия использования компенсации. Это нарушение принципов материального стимулирования, заложенных в системы оплаты труда. Так как сумма компенсаций одинакова, в наибольшей степени выигрывают от нее малооплачиваемые неквалифицированные работники, тогда как высококвалифицированные сотрудники уже не ощущают существенного превышения своего заработка по сравнению с остальными категориями персонала.

2) адаптация, которая касается в основном пенсионного обеспечения и предполагает увеличение пенсий старых назначений в связи с динамикой цен. Рост цен со временем приводит к росту заработной платы; поэтому пенсии, рассчитанные исходя из заработков 10-летней давности (а то и более) несопоставимы с уровнями цен и зарплат сегодняшнего дня. Необходимость в адаптации пенсий старых назначений возникает обычно в условиях высокой инфляции, а размеры адаптационного увеличения пенсий зависят от темпов инфляции.

3) индексация доходов для поддержания покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан. Индексация — это механизм увязки Номинальных показателей доходов с изменением индекса цен в соответствии с заранее установленной процедурой. В большинстве случаев индексация осуществляется в размерах меньших, чем увеличение индекса цен. Государство при этом покрывает только часть потерь населения. Чем выше уровень индексации доходов, тем ярче будет выражен следующий виток инфляции. Все это позволяет сделать вывод, что с точки зрения социальной защиты эффективнее наличие низких темпов инфляции, чем борьба с ее последствиями в социальной сфере.

 Государственное регулирование  цен в качестве элемента системы  социальной защиты обычно охватывает  товары и услуги, признанные в  обществе социально значимыми.  Круг этих товаров и услуг  обычно очень ограничен, так как в условиях рыночной экономики цена увязывает спрос и предложение как результирующая величина. Именно государственное регулирование цен в сочетании с индексацией доходов населения являются своеобразным связующим звеном между натуральной минимальной «потребительской корзиной» и денежной величиной прожиточного минимума. Расчет всех остальных элементов социальной защиты населения (пенсий, стипендий, пособий) должен базироваться на величине минимального потребительского бюджета и увязываться с уровнем минимальной заработной платы.

 

3.ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ  ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ И  ПОЛИТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

3.1. Особенности политики перераспределения доходов в Российской Федерации

 

Государственная политика доходов  является составной частью социальной политики и направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения.

Государственная политика доходов заключается в перераспределении доходов через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат населению. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

Возможности государства  в перераспределении доходов  во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание доли социальных расходов сверх налоговых поступлений  ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и  инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета даже в пределах полученных доходов ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.

Механизм социальных трансфертов  включает изъятие в форме налогов  части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рынком, например, гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы.

Главный аргумент в пользу равного  распределения доходов заключается  в том, что оно необходимо для  максимизации удовлетворения нужд потребителя, или предельной полезности. Основное возражение против равенства доходов  состоит в том, что для достижения этой цели государство должно изъять в виде налогов часть доходов высокооплачиваемых семей и передать их низкооплачиваемым. Тем самым уменьшается стремление и тех, и других к максимальному увеличению заработка. В результате подрываются стимулы к производительному труду, а следовательно, снизится эффективность экономики и народное хозяйство (при прочих равных условиях) рискует войти в полосу затяжной стагнации (что и произошло в СССР в 70-х - первой половине 80-х г.).

 

3.2. Особенности политики социальной защиты в Российской Федерации

 

Социальная работа как  профессиональная деятельность начала складываться в начале 90-х годов  в условиях экономического кризиса  и роста социальных проблем в  обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства СССР. В обществе появились такие тенденции, как: снижение уровня жизни, безработица, вынужденная миграция населения, криминогенная обстановка, падение уровня рождаемости, кризис института семьи и брака.

Эти процессы выдвинули на первый план задачи защиты и поддержки наиболее уязвимых слоев населения, необходимость выделения приоритетных групп населения, которым в первую очередь должна оказываться всесторонняя поддержка государства. К ним относились: дети, пенсионеры, инвалиды, беженцы, малоимущие, военнослужащие (уволенные в запас). Поэтому в декабре 1991г. Указом Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992г.» органам исполнительной власти предоставлялось самостоятельное право определять формы социальной поддержки населения (талонно-купонная, карточная, целевая денежная компенсация и др.), которые смогли бы защитить население в условиях либерализации цен.

Принимается ряд законодательных  мер в области семьи, материнства и детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих: «О государственных пенсиях РСФСР», «О дополнительных мерах по охране материнства и детства» (4 апреля 1992г.), «Об улучшении пенсионного обеспечения семей граждан, умерших вследствие заболевания сибирской язвой в г. Свердловске в 1979г.» (4 апреля 1992г.), «О повышении минимального размера оплаты труда» (21 апреля 1992г.), «О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат» (21 мая 1992г.) и ряд других. Всего с 1991 по 1992 гг. принято 25 законов, направленных на защиту граждан.

В области охраны материнства  и детства принимаются специальные  Указы Президента и постановления  Правительства: «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания и развития детей в 90-е гг.» и др. Всего институту материнства и детства к 1995г. было предоставлено более 46 гарантий и льгот по материальному обеспечению. Правительство принимает решения об оказании помощи беженцам, инвалидам, военнослужащим, уволенным в запас.

В 1993г. продолжается дальнейшая разработка законов и постановлений  в области социального обеспечения. Важным поворотом в системе социального  обеспечения нуждающихся явились: Указ Президента и решение Правительства об управлении государственным социальным страхованием, согласно которым денежные средства Фонда социального страхования должны формироваться за счет страховых взносов и целевых ассигнований из других источников, которыми владеют предприятия, организации, учреждения и иные хозяйственные субъекты независимо от форм собственности. Распределение же этих средств и выплату социального страхования взял на себя Фонд социального страхования Российской Федерации.

Информация о работе Государственная социальная политика