Государственная социальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования состоит в рассмотрении «государственной социальной политики» как столкновение противоположно направленных процессов, а полученные знания по проблеме исследования будут способствовать повышению уровня знаний по дисциплине «Макроэкономика».
Цель курсовой работы – изучение проблем формирования и реализации государственной социальной политики на современном этапе ее развития.
Задачами для достижения поставленных целей курсовой работы являются:

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……..…..……..

4
1.МЕХАНИЗМ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ…………………………………………………………………………………....…

6
1.1. Сущность и основные понятия направления социальной политики…………………..
6
1.2. Социальная защита населения…………………………………………………………....
13
1.2.1. Структура социальной защиты……………………………………………….. ...
14
1.2.2. Инструменты и программы социальной защиты населения….…………….….
18
1.2.3. Принципы социальной защиты………………………………………….…….…
22
2.ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………..………...

24
2.1. Виды доходов населения и их источники………………………………………………..
24
2.2. Измерение неравенства в распределении доходов………………...................................
26
2.3. Государственное перераспределение доходов…………………………………..……....
32
2.3.1. Социальная справедливость в распределении доходов…………………....…...
32
2.3.2. Создание системы социальной защиты и социальных гарантий. ….……….…
35
3.ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ И ПОЛИТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………….………..…….….


43
3.1. Особенности политики перераспределения доходов в Российской Федерации…………………………………………………………………………………....…

43
3.2. Особенности политики социальной защиты в Российской Федерации……………………………………………………………………………………….

44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….
50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа макроэкономика 2003.doc

— 321.50 Кб (Скачать файл)

Социальная программа — это содержание и план деятельности с изложением основных целей и задач решения социальных(ой) проблем(ы), характера мероприятий, уточнением сроков исполнения и определением участников процессов и их ролевых функций.

Социальная  проблема — это объективно возникающее в процессе функционирования и развития общества противоречие; комплекс вопросов, требующих решения средствами социального управления.

В российской практике социальные программы  подразделяются на следующие виды:

–доходов и цен;

–занятости и социально-трудовых отношений;

–охраны здоровья населения и развития здравоохранения;

– социальной защиты населения и  его отдельных групп (инвалидов, пожилых, бывших военнослужащих и членов их семей, и т.п.);

–образования;

–семьи, материнства и детства;

–дети России и др.

Долгосрочная целевая социальная программа должна формироваться  на срок более 10 лет. Целевая программа — это скоординированное по целям, срокам, содержанию текущее и перспективное планирование комплекса мер, направленных на решение тех или иных социальных проблем, на основе рационального использования материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов. Такая программа предусматривает целенаправленное взаимодействие всех ее участников, определенных исполнителями намеченных программных мероприятий.

Формирование программы  требует проведения следующих поэтапных  разработок:

1)Формулирование и экспертный  анализ проблемной ситуации;

2)Концептуальная разработка планируемой  программы;

3)Информационный поиск вводимых  данных;

4)Собственно формирование программы;

5)Прогнозирование результатов  реализации программы;

6)Разработка стандартизированных показателей эффективности программных мероприятий;

7)Разработка управления реализацией  программы.

Концептуальная разработка планируемой  программы предусматривает:

  • разработку концепции решения проблемы в данном временном периоде;
  • определение цели и подцелей программы;
  • формирование плана мероприятий;
  • разработку модели организационной инфраструктуры системы, в рамках которой предполагается реализовать программу (структурно-функциональная модель системы);
  • определение подходов к информационному обеспечению системы (определение источников информации, вида и форм входных и выходных данных);

Формирование программы следует  проводить на основании концептуальной разработки и полученных в ходе поиска информационных данных.

Основные формы управления функционированием программ:

  • формирование организационного порядка и координация деятельности исполнителей программных мероприятий путем создания координационных комиссий (комитетов) из представителей заинтересованных структур и / или основных исполнителей;
  • формирование дирекции программы; создание попечительского совета;
  • другие формы.

Оценка реализации долгосрочных программ, безусловно, будет происходить в  весьма отдаленном для ее разработчиков  будущем, и в большинстве случаев  не ими, а другими людьми. Это обстоятельство в определенной мере ослабляет ответственность, а с другой стороны ее усугубляет. Как бы не были привлекательны цели стратегического планирования, хороши задуманные технологии, но их осуществление в руках конкретных людей. Поэтому механизм управления долгосрочными программами включая подбор, расстановку, управление преемственностью кадрами — участниками программ на разных временных этапах будет иметь решающее значение. Разработка такого механизма зависит от выбора цели управления, ее формирования и обоснования. При этом цель как будущее состояние социального объекта может рассматриваться с учетом его прошлого положения, настоящего состояния, тенденции развития.

 

1.2.3. Принципы социальной защиты

 

Из теории права известно, что  принципы права - это основные исходные положения, определяющие цели правового регулирования, дающие ему общее направление, предопределяющие основные тенденции регулирования общественных отношений. Правовые принципы существуют объективно, они реально заложены в праве. По сфере действия эти принципы принято классифицировать на общеправовые, свойственные всем отраслям права; межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей; отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли; внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов. Соблюдение принципов права обеспечивает единообразие развития и функционирования правовой системы.

К отраслевым принципам социальной защиты относятся:

• всеобщность;

•финансирование за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;

•дифференциация оснований предоставления социальных выплат и услуг в зависимости  от условий труда (вредные, тяжелые  и пр.), природно-климатической зоны, прожиточного уровня в регионе, продолжительности  трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;

• универсальность и комплексность, то есть гарантированность социальной защиты при наступлении всех социально  значимых обстоятельств (страховых  случаев), установленных законом, и  возможность одновременного получения  нескольких видов обеспечения (выплат, услуг, льгот) в целях обеспечения потребностей граждан.

Кроме общих принципов специалисты  выделяют принципы, специфические для  разных организационно-правовых форм социальной защиты: социального страхования  и социальной помощи. В частности, принцип адресности отражает сущность социальной помощи и не распространяется на социальное страхование, а принцип солидарности относится только к финансированию государственного социального страхования.

Социальная защита сотрудников  органов внутренних дел, полагаем, должна строиться на следующих принципах:

•защите социально незащищенных, ущемленных в своих правах сотрудников (принцип дифференцированного индивидуального  подхода);

•защите в приоритетных сферах жизнедеятельности (материальное и пенсионное обеспечение, предоставление жилья, медицинское обслуживание и т.д.);

•защите со стороны органов, которые, в силу своих полномочий, не могут  быть нарушителями прав и свобод сотрудников;

• неотвратимости в соответствии с законом преследования за нарушения прав и свобод сотрудников;

• оптимальной допустимости в определении  прав и свобод сотрудников;

• приоритете мер социальной защиты сотрудников в социальной политике государства;

• строгом государственном и  гражданском контроле за социальной защитой сотрудников;

•отягчающей ответственности за нарушения  прав и свобод сотрудников;

• государственной гарантии восстановления нарушенных прав и свобод сотрудников;

• учете отечественного и зарубежного  опыта социальной защиты сотрудников  органов внутренних дел;

• комплексном подходе к осуществлению  системы социальной защиты сотрудников.

Таковы сущность и основные понятия  социальной защиты сотрудников органов  внутренних дел в нашей стране и ее место в обществе и государстве. Содержательное наполнение и уточнение этих понятий продолжается по мере становления России как правового и социального государства. В настоящее время созданы достаточные предпосылки для того, чтобы социальная защита сотрудников органов внутренних дел строилась на научной основе, вобравшей в себя как отечественный, так и зарубежный опыт решения этой проблемы.

Система социальной защиты призвана поднять уровень удовлетворения материальных и духовных интересов  сотрудников органов внутренних дел, обеспечить реализацию правовых норм, регламентирующих их права, свободы, обязанности и ответственность. Она должна строиться с учетом особенностей российской государственности, текущего состояния процесса развития и становления общества, хода реформы органов внутренних дел, практического опыта органов управления, реальных возможностей по ее обеспечению.

 

2.  ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

 

2.1. Виды доходов населения и их источники

 

Главным звеном в социальной деятельности государства  является политика формирования доходов населения.

Доход – это сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг на цели личного потребления.

Основными факторами, оказывающими влияние на величину дохода, являются: заработная плата, динамика розничных цен, степень насыщенности рынка товарами и др.

Источниками денежных доходов  служат; заработная плата, доходы от собственности социальные выплаты — трансферты. Значимость каждого из этих источников для различных социальных групп различна: для одних главным является заработная плата и трансфертные платежи (для лиц наемного труда), для других — доход от собственности.

Согласно данным, в России значительно увеличились доходы от собственности, составив 45% личных доходов; на долю заработной платы пришлось лишь 55%. Эти цифры свидетельствуют о ненормальной ситуации в социальной среде.

При общих для всех принципах  формирования доходов сохраняются и постоянно воспроизводятся условия неравенства получаемых доходов. Так, в России в 1995 г. средний уровень доходов 10% наиболее обеспеченной группы населения в 13,4 раза превышал средние доходы 10% наименее обеспеченных.

Для измерения неравенства  в распределении доходов используется КРИВАЯ ЛОРЕНЦА (рис. 1).


 

 


 

 

 

  D


 

 

Рисунок 1 – Кривая Лоренца

По горизонтали указаны процентные группы населения, а по вертикали — проценты дохода, получаемые этими группами. Если бы существовало абсолютное равенство, то 20% населения получали бы 20% всего дохода общества, 30% населения — 30% всего дохода, 40% населения — 40% дохода и т. д. Появилась бы линия ОА, которая означала бы абсолютное равенство в распределении доходов. В жизни распределение осуществляется иначе. Например, 10% населения получают 50% всех доходов, 50% населения — 20% и т, д. В этой ситуации на графике возникает кривая ОСА, которая называется кривой Лоренца. Чем дальше эта кривая от прямой ОА, тем больше различие в доходах членов общества. Степень дифференциации дохода определяется с помощью коэффициента Джини. Чем больше величина этого показателя, тем больше отклонение фактического распределения доходов от идеального равенства. Рассчитывается он путем деления площади ОСА на площадь треугольника ОАВ.

Для оценки уровня доходов  используются показатели номинального и реального дохода.

Номинальный доход характеризуется количеством полученных денег, реальный — количеством товаров и услуг, которые можно приобрести на эти деньги. Чем выше цены, тем ниже реальный доход и наоборот. Реальный доход измеряется с помощью индекса цен. Для определения индекса цен вводится понятие потребительской корзины, т. е. совокупной цены товаров и услуг определенного набора.

Выделяют рациональную и минимальную потребительские  корзины. Долю населения, чьи доходы меньше стоимости минимальной корзины, определяют как живущих за чертой бедности.

Доля населения, находящаяся  за чертой бедности, является важнейшим показателем уровня жизни.

Уровень жизни населения – это уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения промышленными продуктами, продуктами питания, жилищем и т. п.).

Более сложным показателем  является показатель качества жизни. Он включает в себя помимо уровня жизни такие показатели, как условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие и др.

Оценки уровня и качества жизни изменяются во времени и в пространстве: тот уровень, который 30-40 лет назад считался высоким, сегодня может быть отнесен к черте бедности, а тот уровень, который считается высоким для одних стран, неприемлем для других и т. д.

Социальные меры государства  несколько смягчают то неравенство доходов, которое возникает на уровне первичного рыночного распределения. В экономической теории существует два подхода по отношению к социальным программам государства: «социальный» и «рыночный». Первый определяет, что общество должно гарантировать каждому гражданину доходы, не позволяющие ему опуститься ниже черты бедности. При этом помощь должна быть оказана только тем, кто в ней нуждается, и должна быть под силу государственному бюджету, иначе она превратится в инфляционный фактор и ухудшит положение малоимущих. Второй подход основан на том, что задача государства — не доходы гарантировать, а создать условия для повышения доходов каждому члену общества. Первый подход опирается на принцип социальной справедливости, второй — на экономическую рациональность. Возможно сочетание обоих принципов.

 

2.2. Измерение неравенства в распределении доходов

 

Прежде чем обратиться к проблеме измерения неравенства в распределении доходов, напомним, что располагаемый доход - это доход экономического субъекта, полученный после выплат трансфертов со стороны государства и уплаты налогов из своего личного дохода. Именно располагаемый доход дает более точное представление об уровне жизни населения, нежели личный доход.

Информация о работе Государственная социальная политика