Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 12:24, реферат
«Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосредственно размеры, особенности и последствия миграционных процессов на международном уровне столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков»
«Организационные, нормативно-правовые и финансовые механизмы регулирования позволяют мировому сообществу постепенно ослаблять остроту в сфере международной миграции населения и нормализовать миграционные потоки.
Межстрановая миграция трудовых ресурсов возникает при наличии значительного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического прироста стран, принимающих и отдающих рабочую силу.
1. Международная миграция рабочей силы в системе международного регулирования мировой экономики
2. Предпосылки и основные направления государственного регулирования международных миграционных процессов
3. Проблемы государственного регулирования международным миграционным движением рабочей силы в России
Литература
«Для эффективной интеграции переселенцев недостаточно лишь законодательных актов: необходимы еще и поддержка общества, и соответствующий настрой их самих. Интеграция иммигрантов в новый для них социум, как справедливо замечает М. Пахарес, - двусторонний процесс, предполагающий и желание приезжих стать частью общества, и готовность последнего сделать их своими полноправными членами. Она невозможна как без восприятия переселенцами определенных этико-политических ценностей принимающего их общества, так и без адаптации последним своих структур к тем изменениям, которые несет с сбой иммиграция. Если часть чужестранцев ориентируется на “геттоизацию”, а не на интеграцию, то принимающей стороне следует задуматься о своей ответственности за это».
2. Предпосылки и основные
направления государственного
Влияние миграции рабочей силы на
страны-импортеры в целом
в этих странах развивается производство, особенно в отраслях, недостаточно привлекательных для местного населения;
нередко без привлечения
иностранной силы невозможно развитие
таких производств, как автомобильная
промышленность, строительство и
т. д. Так как иммигранты вынуждены
заниматься вредной тяжелой
иммигранты служат как бы амортизатором в период ухудшения экономики стран-импортеров. При спаде уровня производства первыми теряют работу иностранные рабочие;
страны имеют возможность
за счет иммигрантов, которые занимаются
низкооплачиваемой работой, переводить
местное население в
предприниматели стран-импортеров сдерживают оплату труда местным рабочим из-за того, что иммигранты готовы трудиться за небольшую по стандартам этой страны заработную плату;
страны-импортеры также выигрывают от высококвалифицированной рабочей силы, которая приходит из-за рубежа. За счет иностранных специалистов и исследователей повышается конкурентоспособность продукции этих стран, развивается новое производство, экономятся денежные средства на подготовку специалистов.
Недостатком иммиграции в странах-импортерах является снижение реальной заработной платы местного населения из-за конкуренции среди местных и иностранных рабочих в низкооплачиваемых сферах труда.
У стран-экспортеров также есть преимущества, так как они получают денежные переводы от эмигрантов. «Так, в начале 90-х гг. доходы от эмигрантов составляли, млрд. долл. в год: в Португалии – 3,6; Египте – 3,5; Испании – 2,6; Индии – 2,4; Пакистане – 2,4; Турции – 2,2; Израиле – 1,5. Общая сумма переводов трудовых мигрантов только из развивающихся стран на родину оценивалась примерно в 40 млрд. долл.». Кроме переводов эмигранты при возвращении на родину привозят с собой различные ценности и средства производства на довольно большие суммы по меркам страны-экспортера.
Недостатком эмиграции в стране является так называемая “утечка умов”, когда квалифицированные кадры уезжают в другие страны. Это ведет к интеллектуальному спаду в странах-экспортерах.
«Страны-импортеры трудовых
ресурсов, которые постоянно испытывают
потребности в привлечении
В качестве инструмента регулирования численности используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образованию и т. п.), а также принимается во внимание состояние национальных рынков труда, жилья, политическая и социальная обстановка в стране-импортере.
Иммиграционная квота может
быть распределена в определенной пропорции
между различными категориями иммигрантов.
Например, в США в 1995 г. принято
было следующее распределение
«О высоких требованиях
к качеству прибывающей рабочей
силы свидетельствует необходимость
прохождения процедуры
Национальность иммигранта
является качественным признаком, дифференцированным
в зависимости от национального
состава принимающей страны и
учитываемым для обеспечения, например,
в США национального
Значение того или иного качественного признака при отборе иммигрантов не является постоянным и может меняться в пользу других приоритетов. Вместе с тем, по ряду важнейших характеристик, таких как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание определенной профессией и профессиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы во времени.
Селективность миграционной политики стран-импортеров выражается также в предоставлении льгот отдельным категориям мигрантов с целью из привлечения в страну. Так, приоритетным правом получения разрешения на иммиграцию пользуются бизнесмены, предполагающие открыть дело в стране пребывания.
Одной из целей иммиграционной политики является защита национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы. Для осуществления этой цели государства-импортеры применяют меры, направленные на сокращение или предотвращение иммиграции, а также на сокращение иностранной рабочей силы в стране пребывания». «Вводятся временные ограничения, связанные со сроком пребывания иммигрантов в стране-реципиенте»
«Международная организация
труда (МОТ) так определила цели эмиграционной
политики стран-экспортеров: эмиграция
трудовых ресурсов должна способствовать
сокращению безработицы, поступлению
валютных средств от трудящихся-эмигрантов,
которые используются для сбалансированности
экспортно-импортных операций; эмигрантам
за рубежом должен быть обеспечен
соответствующий жизненный
Страны-экспортеры используют различные методы и средства для достижения целей эмиграции, а именно:
методы и средства защиты
интересов государства –
методы использования эмиграции в целях обеспечения ресурсами экономики страны путем привлечения валютных средств трудящихся-мигрантов. Для этого в национальных банках открываются эмигрантам валютные счета под более высокую процентную ставку, создают им выгодные условия использования своих валютных средств для приобретения товаров и производственного оборудования и т. д. Ряд государств прямо обязывают трудящихся-эмигрантов переводить в страну происхождения значительную (иногда дифференцированную по категориям) долю полученной за границей заработной платы.
методы и средства по защите прав трудящихся-эмигрантов путем использования двусторонних соглашений и контрактной формы найма рабочей силы для работы за границей, которая призвана обеспечить определенные экономические и социальные гарантии (по заработной плате, оплате проезда, жилью, продовольственному обеспечению и медицинскому обслуживанию и т. д.), а также путем организации учреждений, фондов, представительств, назначения специальных должностных лиц и т. п. в целях контроля за выполнением условий международных соглашений по трудовой миграции, решения спорных вопросов в стране пребывания мигрантов и соблюдения из основных прав;
меры, способствующие сочетанию как защиты государственных интересов, так и прав и свобод трудящихся-мигрантов. Государство стремится выработать такой механизм регулирования миграции, который позволял бы совмещать защиту государственных интересов и его граждан. Одним из инструментов реализации данной задачи является введение порядка обязательного государственного лицензирования деятельности по найму граждан для работы за границей. Цель лицензирования – наделение правом посредничества при трудоустройстве за границей только тех организаций, которые обладают достаточными знаниями, опытом работы, располагают надежными международными связями и способны нести материальную и юридическую ответственность за результаты своей деятельности.
меры, направленные на взаимную защиту интересов стран-экспортеров и стран-импортеров трудовых ресурсов (например, при проведении политики сдерживания масштабов миграции, нелегальных перемещений, стимулирования возвращения мигрантов на родину)»[21].
«Разрабатываются
«Развитые страны под давлением
профсоюзов и политических партий,
которые считают трудовую миграцию
главной причиной безработицы среди
местного населения, реализуют программы
стимулирования реэмиграции. В рамках
этих программ применяются либо денежные
выплаты иммигрантам при
В этом же направлении действуют
программы экономической помощи
развитых стран регионам массовой эмиграции
(создание в странах-донорах новых
предприятий с целью
«Важной проблемой для стран-экспортеров рабочей силы является трудоустройство бывших эмигрантов, вернувшихся домой. Они претендуют на более высокую заработную плату и должности, чем прежде, так как обрели более высокие профессиональные качества, обогатили собственный опыт. государство заботится о создании для них более благоприятных социально-экономических и прочих условий.
При Комиссии Европейского союза (ЕС) по делам проживающих на его территории выходцев из третьих стран создан Форум мигрантов, объединяющий представителей свыше 110 ассоциаций иммигрантов. Его первоочередная задача – контроль за обустройством жизни мигрантов в странах поселения.
Мигранты, недовольные своим положением, создают различные объединения. Так возникло движение европейских ассоциаций иммигрантов с исполнительным органом советом европейских ассоциаций иммигрантов (СЕАИ). В него входят представители 2500 организаций и групп, объединяющих иммигрантов по происхождению и проживанию»
«До середины XX в. страны Западной Европы
не привлекали масштабных иммиграционных
потоков в отличие, например, от США
и Канады. Европа сама была поставщиком
иммигрантов. Однако после Второй мировой
войны ситуация изменилась. Во второй
половине прошлого века западноевропейский
регион превратился в центр
«Иностранные рабочие, решившие
строить свою жизнь в новой
стране, стали перевозить туда родственников.
В результате процесса воссоединения
семей численность переселенцев
увеличилась. Мигранты селились семьями.
Обычно выходцы из одного государства
проживали компактно, вновь прибывшие
присоединялись к соотечественникам,
поскольку в этом случае они могли
включиться в действующую между
ними систему взаимопомощи. Как следствие
обособленного проживания иммигрантов
на отдельной территории возникала
община, во многом воспроизводящая
нормы поведения и культуру страны
происхождения. Западноевропейские государства
столкнулись с проблемой
Различие подходов к проблеме интеграции иммигрантов хорошо просматривается на примерах Франции (ассимиляционистская модель), Германии (сегрегация) и Великобритании (плюралистическая модель). Первая модель предполагает отказ иммигрантов от своей прежней идентичности и полное усвоение ценностей и моделей поведения, принятых на новой родине. Именно ассимилировавшиеся иммигранты, которые практически ничем не отличаются от населения принимающей страны, могут рассматриваться как полноправные члены общества. Теоретически успешная ассимиляция представляется выгодной как для национального государства, стремящегося сохранить культурную однородность, так и для иммигранта, поскольку позволяет ему полностью вписаться в новое сообщество.
Гражданином Франции может стать любой человек независимо от страны происхождения, которой политически лоялен исключительно Франции и разделяет ее культурные ценности. Французкое законодательство о гражданстве строится по принципу “права почвы”, который заключается в том, что лицо, родившееся на территории страны, автоматически становится гражданином Франции. Правда, французское правительство несколько ужесточило эту процедуру, внеся поправки, согласно которым для получения гражданства дети мигрантов должны подавать ходатайства по достижении 16 лет. Если такое лицо имело приводы в полицию или недостаточно хорошо владеет французским языком, ему может быть отказано в предоставлении гражданства»
Информация о работе Государственное и международное регулирование трудовой миграции