Государственное и международное регулирование трудовой миграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 12:24, реферат

Описание работы

«Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосредственно размеры, особенности и последствия миграционных процессов на международном уровне столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков»
«Организационные, нормативно-правовые и финансовые механизмы регулирования позволяют мировому сообществу постепенно ослаблять остроту в сфере международной миграции населения и нормализовать миграционные потоки.
Межстрановая миграция трудовых ресурсов возникает при наличии значительного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического прироста стран, принимающих и отдающих рабочую силу.

Содержание работы

1. Международная миграция рабочей силы в системе международного регулирования мировой экономики
2. Предпосылки и основные направления государственного регулирования международных миграционных процессов
3. Проблемы государственного регулирования международным миграционным движением рабочей силы в России
Литература

Файлы: 1 файл

Государственное и международное регулирование трудовой миграции.docx

— 57.93 Кб (Скачать файл)

«В отличие от Франции, в основу немецкого гражданства положен  принцип “права крови”. Немецкая модель нации строится на этнический, а не гражданской основе: согласно законодательству Германии, лицо, родившееся на ее территории, не становится ее гражданином. Немецкое законодательство о гражданстве было смягчено в 1999 г. с принятием закона, устанавливающего, что лицо, рожденное на территории Германии, может автоматически получить гражданство, если хотя бы один из его родителей легально проживал в стране не менее 8 лет»

«До недавнего времени  стать гражданином Германии было практически невозможно при отсутствии немецких корней. Поэтому как иммигранты первого поколения, так и их потому, прожив всю жизнь в Германии, все  равно не считались гражданами. Такая  политика привела к сегрегации, то есть отделению населения иммигрантского происхождения от немецких граждан.

Изначально британское правительство  сдерживало приток мигрантов и стремилось их ассимилировать. Однако со временем организации мусульман в Великобритании стали приобретать влияние и  оказывать давление на власти. В 1962 г. была основана Исламская миссия Соединенного Королевства, через четыре года создавшая  “Образовательный мусульманский трест”, который стал выдвигать требования по сохранению мусульманской идентичности у детей, чего в итоге и удалось  добиться. А в 1985 г. было введено понятие  “многокультурный уклад”. Суть новой  политики заключалась в признании  государством в рамках национального  сообщества многочисленных общин, которые  имеют право жить в своем кругу, сохраняя культурное наследие, национальные черты, обычаи, семейные связи, а также  отстаивать свои права на национальном уровне. Благодаря такой государственной  политике общины в Великобритании пользуются широкими правами. Потомки иммигрантов  в разных поколениях остаются не включенными  в британское общество и воспринимаются не как отдельные индивиды и британские подданные, а как члены этих групп, по отношению к ним используется этнический подход…

Несмотря на то, что Франция, Германия и Великобритания избрали различные  стратегии поведения по отношению  к иммигрантам, результат оказался примерно одинаковым: во всех этих странах  образовались параллельные общества в  виде устойчивых общин иммигрантов, как правило, на национальной основе».

«В качестве одной из причин препятствия на пути социального  интегрирования нередко называется культурный фактор. Особенно это актуально  в отношении мусульманских иммигрантов. Ислам и светское государство  несовместимы. Государство требует, чтобы религия не выходила из сферы частной жизни и не проявлялась в публичной, характеризующейся всеобщим равенством. Однако ислам – это больше чем религия, это образ жизни, он охватывает все области жизни верующего и, следовательно, не поддается изоляции в частной сфере. Это порождает практически неразрешимое противоречие. В любой стране можно найти “умеренных” мусульман, готовых до определенной степени к компромиссу; но там всегда найдутся и радикальные группировки, которые попытаются убедить выходцев из мусульманского мира в необходимости вести замкнутую жизнь в своей общине и не поступаться верой.

Исследования показывают, что далеко не все, традиционно считающиеся  мусульманами, действительно являются приверженцами ислама. Профессор  Джит Клаусен опросила приблизительно 300 мусульман в Швеции, Дании, Нидерландах, Великобритании, Франции и Германии. Оказалось, что подавляющее большинство из них секулярны внешне и придерживаются основных либеральных ценностей»

«Иммигранты первого поколения  не смогли бы даже при большом желании  избавиться от культурных практик страны происхождения. Но их потомки во втором и третьем поколениях, родившиеся в Великобритании, Франции или  другой западноевропейской стране, проходят социализацию не только под воздействием своих родителей и родственников. Они учатся в школах, колледжах, других учебных заведениях и через систему  образования приобщаются к культуре, в широком смысле слова, страны проживания. Их культурный тип можно охарактеризовать как гибридный. Страну, принявшую  когда-то их родителей, они считают  своей родиной, а себя – полноправными  гражданами. Однако их жизненный опыт показывает, что обществом они  нередко воспринимаются как граждане второго сорта.

Причина – не столько в иммигрантском  происхождении (хотя и это нельзя исключать), сколько в социально-экономическом  статусе. Большинство иммигрантов  первого поколения въехали в  Западную Европу в качестве неквалифицированной  рабочей силы, зачастую занимали наименее престижные и низкооплачиваемые  должности. Пока рабочие приезжали  с целью заработка, статус для  них не имел особого значения. Однако, приняв решение навсегда остаться в  принимающей стране, они становились  элементом ее общества и оказывались  в самом низу социальной пирамиды. Хотя западные общества обладают достаточно высокой социальной мобильностью, она  везде имеет пределы. Низкий статус родителей, небольшой доход, проживание в одном из беднейших кварталов, где обычно живут иммигранты –  все эти изначально неблагоприятные  стартовые условия сужают возможности  получения хорошего образования  для детей иммигрантов, а, следовательно, резко уменьшают их шансы на социальную мобильность. Они либо занимают такие  же непрестижные должности, как и  их родители, либо вообще оказываются  безработными».

«Хотя теоретически любой иммигрант  и особенно его потомки могут  ассимилироваться, многие из них остаются на низших ступенях общества не только вследствие образовательных и иных причин. Большинство иммигрантов отличаются от “коренной” нации внешне, например, более смуглым цветов кожи. И значительная часть общества западноевропейских стран, где имеет место наложение культурных различий на социальные, автоматически относит людей с иным цветом кожи вне зависимости от их социального статуса к низшим общественным группам. Некоторые выходцы из среды мусульманских иммигрантов, хотя и получают хорошее образование, находят работу, формально вливаются в средней класс и действительно стремятся ассимилироваться, все равно сталкиваются с дискриминацией даже на бытовом уровне»[31].

«Иными словами, проблема интеграции иммигрантов в принимающие общества во многом упирается в возможности  западных стран обеспечить высокий  жизненный уровень всем без исключения слоям общества, а также в сложившиеся  в самом принимающем обществе взгляды и установки»

«Взрывы в Лондоне и  беспорядки во Франции в 2005 г. заставляют правительства западноевропейских стран задуматься о необходимости  изменений в политике в отношении  иммигрантов. Поскольку участникам этих действий стали лица иммигрантского происхождения, родившиеся и выросшие в западных странах, возникает проблема разработки мер для интеграции таких  лиц, уже проживающих на территории европейских стран. Однако поскольку  удачные практические решения этого  вопроса пока отсутствуют, в предложениях правительства речь идет лишь об ограничении  притока новых иммигрантов. Правительствам важно продемонстрировать активность и снизить недовольство граждан  своими неэффективными действиями.

О позитивном отношении населения  к жестким мерам властей свидетельствует  рост рейтинга французского министра внутренних дел Николя Саркони после погромов во Франции (согласно данным компании IPSOS, c 52% до 62%). Особую роль здесь сыграло его решение о введении чрезвычайного положения и о депортации всех участвовавших в погромах лиц, не имеющих французского гражданства. После погромов состоялось специальное заседание по контролю за иммиграцией, проведенное под руководством премьер-министра Доминика де Вильпена. Де Вильпен предложил ряд превентивных мер, которые должны снизить поток желающих въехать во Францию под наиболее распространенными предлогами вступления в брак и воссоединения семей. Так, для получения французского гражданства предлагается увеличить срок совместного проживания супругов, один из которых не является французским гражданином (до четырех лет, если семья проживает за пределами страны). Заключение смешанного брака за рубежом отныне предполагает необходимость пройти собеседование с французским консулом, чтобы определить, является ли брак подлинным или фиктивным… Повышенное внимание будет уделяться и иностранным студентам, особенно из “стран риска”. Уже созданы центры, которые отбирают потенциальных студентов в странах Магриба, Сенегале, Китае, Вьетнаме; на очереди – Турция, Камерун, Мадагаскар, Ливан, Южная Корея и Мексика.

После терактов в Лондоне летом 2005 г. британское правительство приняло  решение о депортации радикальных  исламистов. Правда, здесь возникает проблема получения гарантий от стран будущей депортации относительно неприменения к высылаемым пыток и смертной казни. Вопрос решается путем заключения двусторонних договоров об экстрадиции, гарантирующих гуманное отношение к высылаемым. Более того, британский министр внутренних дел Чарльз Кларк заявил о возможном выходе Великобритании из Европейской конвенции по правам человека. Ст. 3 Конвенции запрещает возврат беженцев на их родину, если они там могут столкнуться с преследованиями. Из-за этой статьи суды блокируют депортацию иностранных экстремистов, сковывая деятельность правительства»

«Не остаются без внимания и меры, направленные на социальную интеграцию проживающего в западноевропейских странах населения. В Великобритании начала практиковаться система сдачи  специальных экзаменов для иммигрантов. Чтобы их пройти, требуется хорошее  знание английского языка, британской истории с 1945 г., основ демократии, важнейших государственных институтов, понимание основ этикета и терпимое отношение к равенству полов, а также умение обращаться с предметами быта. Предполагается, что даже если иммигранты и не проникнуться британскими обычаями и традициями, то, по крайней мере, ознакомятся с ценностями принимающего общества, чтобы впоследствии успешно контактировать с коренным населением. Для помощи иммигрантам в подготовке к экзамену даже издано специальное пособие.

Во Франции принято решение  уделить особое внимание социально-экономической  ситуации, поскольку именно в ее неблагополучии там видят причину  осенних беспорядков. Для улучшения  положения населения депрессивных предместий разрабатывается программа  помощи, а Евросоюз решил выделить Франции 50 млн. евро для создания дополнительных рабочих мест, что предположительно должно улучшить положение беднейших  слоев населения и снизить  социальную напряженность. Весьма сомнительно, что Франция решит сбалансировать свою ассимиляционистскую политику и осуществит дрейф в сторону мультикультурализма. Это противоречит как традициям страны, так и настроениям французского общества.  

 

3. Проблемы государственного регулирования  международным миграционным движением  рабочей силы в России

 

«Россия не осталась в стороне от миграционных процессов. Распад СССР, переход к рыночным отношениям, экономические  и политические перемены и неурядицы, межэтнические столкновения и войны  привели к тому, что на территории России оказалось в середине 90-хх гг. около трех миллионов беженцев. Эти потоки беженцев, прежде всего  из стран СНГ и Балтии, продолжаются.

Рост безработицы подтолкнул тысяч российских граждан, в том  числе высококвалифицированных  специалистов, трудоустраиваться за рубежом. Это один из крупнейших исходов  населения в последние десятилетия 20-ого столетия. Об этом говорилось, и была признана безотлагательная необходимость  международной помощи на Конференции  стран СНГ в Женеве по проблемам  беженцев и эмигрантов. На территории России оказались сотни тысяч  перемещенных лиц не только из стран  СНГ и Балтии, но и других регионов.

Правительство Российской федерации  вынуждено в этих условиях формировать  и осуществлять активную миграционную политику, искать поддержки – материальной и финансовой – у международных  организаций, развивать сотрудничество с другими странами на двусторонней и многосторонней основе по проблемам  миграции населения и трудовых ресурсов»

«Выход России на внешние  рынки труда предполагает формирование полноценной, обоснованной миграционной политики. В России уже сложилась  правовая база регулирования миграционных процессов, в основе которой –  Конституция российской федерации, законы и законодательные акты, постановления  Правительства РФ, определяющие порядок  выезда и въезда в страну, трудоустройство  российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т. д.

Практическому претворению  в жизнь конституционных и  законодательных норм, обеспечивающих права российских граждан на трудоустройство  за границей, способствуют заключенные  международные соглашения РФ с Германией, Китаем, Польшей, Словакией, Финляндией и рядом других стран. Формирование правовой и организационной базы регулирования миграционных процессов  в РФ продолжается.

Так, в области импорта  рабочей силы наиболее важными задачами, как показывает складывающаяся ситуация и опыт зарубежных стран, являются: обеспечение защиты национальной экономики  от избыточного притока трудящихся-мигрантов  из других стран; разработка мер по регулированию количественных и  качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального использования  прибывающих трудящихся-мигрантов  в экономических и политических интересах России.

В области экспорта рабочей силы при разработке эмиграционной политики России особое внимание уделяется: улучшению  ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; привлечению  валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов  из-за границы; защите прав и обеспечению  поддержки российских граждан, работающих за рубежом; получению мигрантами профессий, предпринимательского опыта и образования»

«Принципиальное значение для  РФ имеет создание приоритетных условий  возвращающимся мигрантам для инвестирования в сферу экономики. С этой целью намечено создать специальную структуру, занимающуюся консультированием, информационным обеспечением возвращающихся мигрантов и оказывающую им конкретную помощь.

С целью дополнительного  привлечения в страну валютных средств, заработанных мигрантами, и их адаптации  к условиям российского рынка, требуется, по опыту зарубежных стран, принятие ряда мер, например:

введение специальных  депозитных счетов;

продажа земельных участков под строительство;

выдача на льготных условиях ссуд на строительство домов под  переводы, хранимые в строго определенных банках;

открытие валютного счета  для беспошлинного провоза машин, товаров длительного пользования;

создание специального пенсионного  фонда»

Информация о работе Государственное и международное регулирование трудовой миграции