Государственное регулирование экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о том, должна ли экономика регулироваться государством или использовать рычаги саморегулирования, является спорным до настоящего времени. Но если раньше ученые склонялись к тому, что экономика сама в состоянии установить равновесие и удержать его, то сейчас становится ясно, что государственное регулирование необходимо. Во всем мире функции государства в управлении экономикой значительно расширились в течение ХХ века, особенно в промышленно развитых странах. Государственное регулирование охватывает все стороны общественного воспроизводства. Заметна актуальность данной темы.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)


АННОТАЦИЯ

 

Тема курсовой работы: Государственное регулирование экономики.

Автор курсовой работы: Харламова В.Е.

Руководитель курсовой работы: Терехова Г.И.

Год защиты: 2006

 

 В рамках курсовой  работы рассматривается такое понятие, как «государственное регулирование»: раскрываются объекты, цели, а также методы государственного регулирования.

 

Вопрос о том, должна ли экономика регулироваться государством или использовать рычаги саморегулирования, является спорным  до настоящего времени. Но если раньше ученые склонялись к тому, что экономика сама в состоянии установить равновесие и удержать его, то сейчас становится ясно, что государственное регулирование необходимо. Во всем мире функции государства в управлении экономикой значительно расширились в течение ХХ века, особенно в промышленно развитых странах. Государственное регулирование охватывает все стороны общественного воспроизводства. Заметна актуальность данной темы.

 

Результаты данной работы возможно применять в целях корректировки российской экономики, улучшения деятельности данной системы и в целях экономического анализа.

 

Работа объемом 40 страниц содержит 1 схему и один рисунок.

  
THE SUMMARY

 

Theme of course work: State regulation of economy.

The author of course work: Harlamova V.Y.

The head of course work: Terehova G.I.

Year of protection: 2006

 

Within the framework of course work such concept, as "state regulation" is examined: objects, the purposes, , and also methods of state regulation of economy are opened.

 

Question on, whether the economy should be adjusted by the state or use levers of self-regulation, is disputable till now. But if earlier scientists were declined to that economy itself in a condition to establish balance and to keep it becomes now clear, that state regulation is necessary. All over the world functions of the state in management of economy have considerably extended within XX century, especially in industrially advanced countries. State regulation covers all sides of public reproduction. The urgency of the given theme is appreciable.

 

Results of the given work are possible for applying with a view of updating the Russian economy, improvement of activity of the given system and with a view of the economic analysis.

 

Work in volume of 40 pages contains  1 circuit and  1 picture.

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….7

1 Рынок и государство………………………...…………………………………...10

1.1 Достоинства и недостатки  рынка совершенной  конкуренции …....11

1.2 Фиаско рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику …………………………………………………………………………..15

2 Роль и особенности  государственного регулирования  экономики…………...22

2.1 Классическое направление  государственного регулирования  (косвенный метод)………………………………………………………………….22

2.2 Кейнсианская концепция и неоклассическая концепция государственного регулирования (прямой метод вмешательства в рыночную экономику)………………………………………………………………………….26

Заключение…... ……………………………………………………………………34

Список используемых источников………………………………………………..37

Приложение…………………………………………………………………………39

 

Введение

 

В обеспечении нормального  функционирования любой современной  экономической системы важная роль принадлежит государству. В данной курсовой работе будет рассмотрено государственное регулирование экономики, это понятие является объектом данного исследования. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

По вопросам, в каких  пропорциях должно сочетаться государственное  и рыночное регулирование, каковы границы  и направления государственного вмешательства, существует широкий  спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе “кейнсианской революции”, которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.

Россия, как и ряд других стран Европы и Азии, находится в начале пути реформирования экономических структур. Она не имеет достаточного собственного опыта формирования и использования рыночной системы, поэтому целесообразно изучение и использование практики государственного регулирования развитых стран. Изучение опыта позволит избежать повторения многих ошибок в развитии экономики. Поэтому рассмотрение данной темы является актуальным.

Государственное регулирование  экономики, экономического положения  страны  является объектом данного  исследования.

Предметом изучения является совокупность и взаимосвязь методов  государственного регулирования экономики.

Целями данной курсовой работы является рассмотрение основных концепций государственного регулирования, объектов, целей, а также методов  государственного регулирования экономики. Также к задачам данного исследования можно отнести рассмотрение регулирования экономики государствами нескольких стран, развитие государственного регулирования в экономике России.

Государственное вмешательство  в экономику является объективно необходимым для любого правительства  независимо от того, рыночная это экономика или командно-распределительная. Рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено брать на себя содержание больших структур экономики: железных дорог, почты, телеграфа и т. п. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, экологией и т. д. Появляется острая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм регулирования принятия экономических и политических решений.

Как известно, двигательные механизмы немонополистической  развитой рыночной экономики одновременно содержат в себе элементы стагнации  экономического развития. Это наблюдается  прежде всего в том, что системное равновесие в экономике достигается при неполной занятости факторов производства и прежде всего рабочей силы. Для решения противоречий стагнации необходимо привлечь государство с его обширным потенциалом. Государство берет на себя функцию обеспечения совместимости эффективного спроса с полной занятостью.

Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается  в возможности использования  данного исследования для формирования и развития государственного регулирования  экономики России.

 

 

 

1 Рынок и государство.

 

В любой экономической  системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает  в известном смысле как экономический  агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой  политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным.

Как бы там ни было, государство  всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние  на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом, государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.

Какими объективными обстоятельствами обусловлена необходимость государственного регулирования экономического роста?

Государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному  механизму. Как известно, рынок имеет  негативные стороны: не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и защите окружающей среды; не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана. В уровнях рынка порой игнорируются потенциально негативные последствия принимаемых решений и не создаются стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования, не гарантируется право на труд и доход, не обеспечивается целенаправленное развитие фундаментальных исследований в науке. Рынок в основном ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Он подвержен нестабильному развитию с присущими этому рецессионными и инфляционными процессами. Государство берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, за ограничения монополизированного производства. Государству требуется направлять экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать производство общественных товаров и услуг. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих, регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. Не стоит забывать и о внешней политике, регулировании платежного баланса и валютных курсов.

В целом государство  реализует политические и социально-экономические  принципы сообщества граждан. Оно активно  участвует в формировании макро- и микроэкономических процессов.

В условиях рынка государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования.

Многие экономисты признают, что государственное регулирование  экономики — это целенаправленный, координирующий процесс управленческого  воздействия правительства на отдельные  сегменты внутреннего и внешних  рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения равновесного роста общей экономической системы.[1, с.424]

 

1.1 Достоинства и недостатки рынка совершенной конкуренции.

 

Совершенная конкуренция  является довольно редким случаем и  лишь некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют). Совершенная конкуренция является простейшей ситуацией и дает исходный, эталонный образец для сравнения и оценки эффективности реальных экономических процессов.

Достоинства совершенной конкуренции. В условиях  совершенной конкуренции в долгосрочном периоде соблюдается равенство MR=MC=AC=P.(рис.1)

Конечно, в течение  короткого отрезка времени в  условиях совершенной конкуренции  фирма может получать сверхприбыли или нести убытки. Однако для длительного периода такая предпосылка нереальна, так как в условиях свободного входа и выхода из отрасли слишком высокая прибыль привлекает в данную отрасль другие фирмы, а убыточные фирмы разоряются и уходят из отрасли.

Совершенная конкуренция помогает распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей. Это обеспечивается при условии, когда Р=МС. Данное положение означает, что фирмы будут производить максимально возможное количество продукции до тех пор, пока предельные издержки ресурса не будут равны цене, за которую его удалось купить. При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность. Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать её за цену, соответствующую этим издержкам. Графически это означает, что кривая средних издержек только касается кривой спроса. Если бы издержки на производство единицы продукции были выше цены( АС>P), то любая продукция была бы экономически убыточной и фирмы вынуждены были бы покинуть данную отрасль. Если бы средние издержки были ниже кривой спроса и соответственно цены (АС<P), это означало бы, что кривая средних издержек пересекала кривую спроса и образовался некий объем производства, приносящий сверхприбыль. Приток  новых фирм рано или поздно свел бы эту прибыль на нет. Таким образом, кривые только касаются друг друга, что и создает ситуацию длительного равновесия: ни прибыли, ни убытков.

 


 

 

 

 

 

Возникает своеобразный парадокс: в условиях равновесия на всех фирмах данной конкурентной отрасли  издержки должны быть одинаковы. Такая  предпосылка кажется нереальной, ведь мы известно, что одни фирмы  работают на лучшем сырье, другие имеют более современное и эффективное оборудовании, третьи -  более квалифицированных работников, четвертые – наилучших менеджеров. Да и вообще, не может быть двух одинаковых фирм.

Совершенно очевидно, что на фирмах, использующих лучшие ресурсы, издержки будут более низкими. Как же согласовать этот очевидный факт с положением о том, что средние издержки для всех фирм в условиях совершенно конкурентной отрасли одинаковы?

В экономической теории существует следующее объяснение этого парадокса: предполагается, что владельцы более совершенных ресурсов получают большее вознаграждение. Например, более квалифицированные рабочие – большую заработную плату, за более совершенные машины приходится платить более высокую цену и т.д.

Информация о работе Государственное регулирование экономике