Государственное регулирование экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о том, должна ли экономика регулироваться государством или использовать рычаги саморегулирования, является спорным до настоящего времени. Но если раньше ученые склонялись к тому, что экономика сама в состоянии установить равновесие и удержать его, то сейчас становится ясно, что государственное регулирование необходимо. Во всем мире функции государства в управлении экономикой значительно расширились в течение ХХ века, особенно в промышленно развитых странах. Государственное регулирование охватывает все стороны общественного воспроизводства. Заметна актуальность данной темы.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Оба эти теоретические течения  имеют общие основы. Они рассматривают  государство как субъект экономической  системы, обладающий определенной собственностью и хозяйственными функциями для проведения экономической политики, направленной на достижение стратегических целей общества.

Различия между концепциями  сводятся к используемым методам  государственного воздействия, вплоть до полного отрицания этого воздействия. Так, австрийский экономист Хайек отмечал, что государство должно выполнять лишь роль «ночного сторожа» (laissez-faire), не вмешиваясь в экономические процессы.

 

2.1 Классическое направление  государственного регулирования  (косвенный метод).

 

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.

С развитием рыночных отношений  набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное  вмешательство и связанные с  этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем “Исследовании о природе и причинах богатства народов”, нашли большое число поклонников.

Согласно А. Смиту, рыночная система  способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

При этом последователи А. Смита, которых относят к так называемой классической школе, исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма.

К числу проблем, которые  не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали  настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно  регулировать, опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.

Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда  рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина - это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством.

Кроме того, вне рыночного  регулирования находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь в виду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами. [1, с.412-415]

Формирование налоговой  системы происходит на достаточно высоком  уровне развития государства. Долгое время  господствующим было только классическое представление о роли налогов  в экономике. Более 200 лет назад А. Смитом впервые было создано учение об эволюции государственных финансов и налоговой системе. Налоги играли роль источников дохода бюджета государства, и полемика велась вокруг принципов справедливости их взимания (равномерного или прогрессивного) и части изъятия, обусловленного фискальной потребностью. Но с усложнением экономических отношений в обществе, действий объективных циклических процессов возникла потребность в корректировке классического учения, выделении роли государства, влияния его на экономические процессы, а также регулировании социально-экономических границ налогообложения. Появились новые налоговые теории. [17, с.307]

А. Смит в своем “Исследовании  о природе и причинах богатства  народов” считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения.

По методу установления налоги подразделяются на прямые и  косвенные. К числу прямых относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных операций (налог на добавленную стоимость, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами и др.).

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.

Посредством фискальной функции реализуется главное  общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций государства. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Другая функция налогов  как экономической категории  состоит в том, что появляется возможность количественного отражения  налоговых поступлений и их сопоставления  с потребностями государства  в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль движения финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Регулирующая функция  налогов состоит в том, что  государство, изменяя условия налогообложения, вводя одни налоги и отменяя другие, применяя систему налоговых ставок, льгот, штрафов, способствует решению важнейших социально-экономических проблем.

Перераспределительная функция налогов проявляется  в том, что с помощью налоговой  системы государство перераспределяет национальный доход (аккумулированный в госбюджете) в пользу тех или  иных групп населения. Это достигается  установлением прогрессивных ставок налогообложения, различных льгот и налоговых вычетов для граждан, нуждающихся в социальной защите. [16, с.113]

 

2.2 Кейнсианская и неоклассическая  концепция государственного регулирования  (прямой метод вмешательства в  рыночную экономику).

 

Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции” доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

В практическом плане  экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий кредитно-денежный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран.

Развитие рыночной экономики  во второй половине XX века выявило четко  обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства  и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства – везде, где необходимо.

Неоклассическая модель игнорирует производство “общественных  благ”, которые потребляются всеми  гражданами или предприятиями страны и региона. К таким благам относятся  информация и технологии, обеспечение безопасности и создание правовой и правоохранительной системы.

Экономика не является системой вечных и одинаковых элементов. Она  состоит из постоянно создаваемых  и погибающих организмов (предприятий, семей, организаций и учреждений и т. д.). Поэтому темпы,  пропорции и эффективность экономического развития зависит от состояния институциональной системы, ресурсно-технологического и кадрового потенциала в предшествующие периоды. Из-за этого, затянувшаяся “временная” остановка большинство предприятий наукоемких отраслей промышленности в России привела к почти полной потере стартовых возможностей для их развития в будущем, даже после перехода к экономическому росту. Технологическое отставание легко допустить, но почти невозможно преодолеть.

Рынок не способствует развитию научно-технического прогресса, так как он требует серьезных фундаментальных исследований, которые всегда связаны с риском и частный капитал обычно не занимается этой областью.

Рынок не решает экологическую  проблему: при производстве товаров и услуг в силу технологии происходит загрязнение окружающей среды, то есть предприятие переносит часть своих издержек на других вместо того, чтобы осуществить затраты на очистительные сооружения.[2, с.27]

Нет необходимости повторять  общеизвестную истину, что без государственного регулирования бизнес никогда не будет соблюдать условия цивилизованного рынка, который быстро может превратиться в хаос, где будут править только сила и деньги.

Государство и государственная  власть как раз и необходимы, чтобы создать ту разницу потенциалов, которая формирует из броуновского хаотического движения бизнес-частиц упорядоченное позитивное движение и развитие бизнеса, обеспечивающее общий вектор развития экономики и баланс интересов. Наряду с условиями, способствующими формированию общегосударственной благоприятной инвестиционной среды, существуют требования к локальной инвестиционной среде, которые по-своему не менее важны и способствуют более ускоренному достижению поставленных целей.

Речь идет о создании технолого-экономических зон, технопарков, технополисов, в которых возможно сосредоточить высококвалифицированный персонал, соответствующее оборудование и технологии, создать всю необходимую инфраструктуру, обеспечить благоприятные экономические условия.

Огромную роль играет не только техническая, но и общая культура, нацеленность на решение серьезнейших научно-технических и производственных задач, на формирование единых по духу и уровню интеллектуальных сообществ, для которых высокий результат уже есть стимул и награда. Именно то, что мы видим в Новосибирском Академгородке, МГУ, Гарварде, Оксфорде и т.д.[3, с.6-8]

Дж.М.Кейнс и посткейнсианские представители считают, что слежение за состоянием параметров рынка является одной из функций государства (правительства). Любое неравновесное воздействие должно быть зарегистрировано и на базе встроенных стабилизаторов направлено на траекторию равновесного сбалансированного роста. Так правительство воздействует на тот или иной сегмент рынка.

Следует отметить, что  в вопросах государственного регулирования экономики кейнсианство неоднородно. Оно распадается на три основных течения: левое (либеральное), консервативное и неоклассическое.

Левое кейнсианство ищет выход из противоречий современной  экономики путем увеличения расходов государства на общественные цели: жилищное строительство, здравоохранение, социальное страхование, дорожное строительство и т. д., а также создания условий для роста доходов фермеров, мелких предпринимателей и заработной платы работающих.

Консервативное направление кейнсианства делает ставку на государственное регулирование экономики, главным образом путем максимизации прибылей и сохранения консервативной структуры экономики.

Неоклассическая школа  и ее представители полагают, что  путем эффективной кредитно-денежной и фискальной политики можно осуществить интеграцию микро- и макровмешательства государства в определение уровня доходов различных слоев населения, координацию инвестиционной политики, стимулирование прогрессивных отраслевых структур и т. д. [1, с.423-424]

Информация о работе Государственное регулирование экономике