Государственное регулирование экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о том, должна ли экономика регулироваться государством или использовать рычаги саморегулирования, является спорным до настоящего времени. Но если раньше ученые склонялись к тому, что экономика сама в состоянии установить равновесие и удержать его, то сейчас становится ясно, что государственное регулирование необходимо. Во всем мире функции государства в управлении экономикой значительно расширились в течение ХХ века, особенно в промышленно развитых странах. Государственное регулирование охватывает все стороны общественного воспроизводства. Заметна актуальность данной темы.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, вся экономия, полученная за счет более эффективных ресурсов, расходуется на их оплату. Это объясняет тенденцию к равенству издержек, существующих вы конкурентной отрасли.

 

Недостатки совершенной  конкуренции. Совершенная конкуренция, как и рыночная экономика в целом, обладает рядом  недостатков. Говоря о том, что совершенная конкуренция обеспечивает эффективное распределение ресурсов и максимальное удовлетворение потребностей покупателей, не следует забывать, что она исходит из платежеспособных потребностей, из распределения денежных доходов, которые сложились ранее. Это создает равенство возможностей, однако отнюдь не гарантирует лишь те издержки, которые окупаются. Однако в условиях недостаточной спецификации прав собственности существуют такие выгоды (издержки), которые не учитываются фирмами: их осуществляет общество.

В этом случае говорят  о побочных внешних выгодах или  издержках( положительных или отрицательных  экстерналиях). Поэтому в условиях недостаточной спецификации прав собственности  возможно недопроизводство положительных и перепроизводство отрицательных экстерналий.

Совершенная конкуренция  не предусматривает производство общественных благ, которые хотя и приносят удовлетворение потребителям, однако не могут быть четко разделены, оценены и проданы каждому потребителю в отдельности(поштучно). Это относится к таким общественным благам, как противопожарная безопасность, национальная оборона и т.д.

Совершенная конкуренция, предполагающая огромное число фирм, не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения научно-технического прогресса. Это прежде всего касается фундаментальных исследований (которые, как правило, бывают убыточными), наукоемких и капиталоемких отраслей.

Совершенная конкуренция  способствует унификации и стандартизации продукции. Она не учитывает в полной мере широкий диапазон потребительского выбора. Между тем в современном обществе, достигшем высокого уровня потребления, развиваются разнообразные вкусы. Потребители все больше не только учитывают утилитарное назначение вещи, но и обращают внимание на её оформление, дизайн, возможность приспособить её к индивидуальным особенностям каждого человека. Все это возможно лишь в условиях дифференциации продуктов и услуг, что связано, однако, с повышение издержек их производства. [20, c.221-223]

 

1.2 Фиаско рынка   и необходимость государственного  вмешательства в экономику.

 

«Провалы» (фиаско) рынка (market failures) – это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.

Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих  о «провалах» рынка:

  1. монополия;
  2. несовершенная (ассиметричная) информация;
  3. внешние эффекты
  4. общественные блага.

Во всех этих случаях  на помощь приходит государство. Оно  пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют  как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. Однако в современном мире экономические функции государства шире. В их числе: развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и др. Лишь  небольшое число этих услуг обладает свойствами чисто общественных благ. Большинство из них потребляется не коллективно, а индивидуально. Тем не менее доля государственных расходов в валовом  национальном продукте во всех развитых странах имеет тенденцию к росту. К тому же обычно государство проводит антиинфляционную и антимонопольную политику, стремится сократить безработицу. В последние десятилетия все более активно оно участвует в регулировании структурных изменений, стимулирует научно-технический прогресс, стремится поддерживать высокие темпы развития национальной экономики. Если к этому добавить региональное и внешнеэкономическое регулирование, то станет очевидно, почему роль государства в течение ХХ века неуклонно возрастала.

Государственный аппарат  стремился решить две взаимосвязанные  задачи: обеспечить нормальную работу рынка и решить (или хотя бы смягчить) острые социально – экономические  проблемы.

Между тем стремительное увеличение государственного сектора и государственного регулирования в условиях рыночной экономики не может быть беспредельным. Рыночная экономика накладывает на функции государства определенные ограничения.

Прежде всего недопустимы  такие методы вмешательства государства, которые разрушают рыночный механизм, подменяют его прямым администрированием. Гораздо эффективнее действуют косвенные регуляторы (налоги, субсидии и т.д.), особенно те из них, которые ограниченно встроены в рыночную экономику. Поэтому государственное регулирование должно не заменять силы рынка, а скорее  ослаблять или усиливать действие рыночных сил. Следует помнить, что все экономические регуляторы противоречивы. Краткосрочные выгоды могут обернуться долгосрочными потерями. Более того, применяя целый набор экономических мер, не следует забывать, что многие из них противоречивы, действуют в разные, нередко прямо противоположные стороны. Поэтому необходимо своевременно выявлять их негативные эффекты и заблаговременно  принимать меры по их ликвидации. Вообще сфера действия прямых и косвенных административных методов должна быть строго определена. Время от времени необходимо предпринимать энергичные шаги по разгосударствлению экономики.

Способы разгосударствления могут быть различны. Это прежде всего поощрение конкуренции и либерализация рынка, снижение барьеров для вступление в отрасль, активная антимонопольная политика. Эффективной мерой может стать и стимулирование смешанного предпринимательства. Наконец, сильной мерой является денационализация государственной собственности, развитие процессов приватизации.

Опыт показывает, что  приватизация может быть успешной лишь при наличии определенных условий. Прежде всего к ним относятся:

- наличие надежной  правовой базы проведения денационализации;

- создание развитой  рыночной инфраструктуры (и фондового  рынка прежде всего);

-    хорошо продуманная  процедура продажи государственных  предприятий;

-    предварительная  оценка величины спроса на  денационализируемый сектор (или  отрасли) экономики.

Лишь при наличии этих условий денационализация экономики может быть эффективной. Следует помнить, однако, что этот процесс во многом зависит от самого государства. Между тем разрастание бюрократического аппарата усложняет сам процесс принятия решений. Поэтому «провалы» рынка могут быть дополнены, а иногда и усилены «провалами» государства. [20,c.432-433]

Государство, осуществляя  регулирование социально-экономических  процессов, использует систему методов  и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ западных теорий и мирового опыта позволяет говорить как о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования.

Общепринято деление  методов государственного регулирования  на правовые, административные, экономические, прямые, косвенные.

Правовое регулирование  состоит в установлении государством правил «экономической игры» для  фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и  т.д.

Административное регулирование включает в себя меры по регулированию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т.д. С помощью системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В настоящее время сфера действия административных мер ограничивается в большинстве стран областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения.

Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования. Это влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста.

С этой целью используются: бюджетная и фискальная политика; денежно-кредитная политика; программирование; прогнозирование и планирование.

Высшей формой государственного регулирования являются программирование, прогнозирование и планирование. Их применение связано с усложнением хозяйственных связей и необходимостью применения комплексных методов в достижении кратко-, средне- и долгосрочных целей. Объектами таких целевых программ являются отрасли (в том числе аграрный сектор экономики), регионы, социальные условия, направления научных исследований и т.д. Программы бывают обычные, целевые, чрезвычайные.

В условиях рыночной экономики  применяется планирование экономики  в рамках довольно продолжительного периода - 4-5 лет. Такие планы разрабатываются  департаментами Франции, правительством Японии, Китая, Южной Кореи. Они отличаются от планов командно-административной экономики тем, что не имеют распределительного характера. Это индикативные планы, т.е. планы целевого, рекомендательного характера при определенном ресурсном обеспечении со стороны государства.

Прямые методы регулирования  базируются на властнораспорядительных  отношениях и сводятся к административному  воздействию на функционирование и  результативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого ГРЭ  преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования секторов экономики, регионов, фирм в виде субвенций или субсидий, включающих дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов общенационального и регионального уровней, а также льготных кредитов. Целью таких методов являются достижение приоритетов развития, защита общественно-необходимых секторов экономики и групп населения. Кроме положительного эффекта, указанные меры могут иметь и негативные последствия в виде деформации реального соотношения издержек и цен, снижения уровня конкурентности, ослабления балансирующей функции рынка.

Прямое воздействие  на экономику государство осуществляет через инвестиции в определенные отрасли хозяйства. Оно может  идти по двум направлениям: или развитие государственного предпринимательства, или субсидирование предприятий негосударственного сектора. Государственное предпринимательство развивается в тех областях, где применение других форм собственности может принести отрицательные последствия.

Предпринимательская деятельность позволяет государству решать общенациональные вопросы и важнейшие социальные задачи. При этом государство поддерживает уровень жизни населения, определяя предельные цены на энергию, продукты питания, услуги и т.д.

Государство осуществляет регулирование и путем поддержания предприятий совместной или индивидуально-частной форм собственности. Это достигается предоставлением им товаров, услуг по низким ценам или субсидированием. Государство часть дохода направляет на развитие национального хозяйства. Так, политика президентов Р. Рейгана и Дж. Буша была направлена на поддержку крупного бизнеса, что осуществлялось как прямыми вложениями, так и преимуществами в налоговом обложении.

Государство реализует  программу поддержки таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без его помощи развивались бы медленнее, чем другие отрасли, или цены на их услуги были бы столь высоки, что были бы доступны немногим. Эти отрасли являются постоянным объектом субсидирования многих государств, так же, как аграрное производство, добывающая промышленность, транспорт и т.д.

Государство оказывает  также прямое регулирующее воздействие  на экспорт, освобождая экспортера от уплаты пошлин на ввоз сырья или  создавая льготное кредитование экспорта.

Государство осуществляет и прямое воздействие на национальный рынок. Оно может влиять на размер, структуру и направления развития рынка путем государственного заказа. Под ним понимают государственное  задание фирме на производство определенного  вида продукции в регламентированные сроки и в определенных размерах на уникальную, особо дефицитную продукцию.

Анализируя опыт и  практику государственного регулирования  развитых стран Европы и Азии, а также переходной экономики России, можно выделить реальные методы и конкретный инструментарий, доступные правительствам при осуществлении стабилизирующей политики. Наряду с использованием денежно-кредитной, бюджетной и фискальной политики многие правительства используют социальные и внешнеэкономические регуляторы.

Таким образом, экономическая  политика правительства - это определенная регламентация норм и правил поведения  хозяйственных субъектов посредством  экономического инструментария. [7, с.296-300]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Роль и особенности  государственного регулирования экономики.

 

Исторически сложились два ведущих  методологических подхода к регулированию  рыночной экономики развитых стран: кейнсианская школа (теория государственного регулирования хозяйственного механизма) и синтез неокейнсианских, подчас консервативных, доктрин невмешательства государства в хозяйственную жизнь общества.

Информация о работе Государственное регулирование экономике