Государственное регулирование экономики в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2012 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

В настоящей работе ставится задача раскрыть сущность экономических школ, показать необходимость государственного вмешательства в экономи-ку, а также, в виду особой актуальности данной проблемы для переходной экономики современной России, указать на попытки ее решения, предприни-маемые в нашей стране в течение последнего десятилетия, выделив особен-ности экономического развития.

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 246.50 Кб (Скачать файл)

                                                                                                          

 

                                                                                                               Таблица 2.1

Расходы консолидированного бюджета относительно объема ВВП по ряду стран мира*

(в %)

Страна

2002 г.

2004 г.

2006 г.

2008 г.

Россия              

Казахстан              

Чехия              

Аргентина             

Великобритания ..

26,8

31,6

29,9

27,5

23,2

22,1

23,0

22,6

38,3

41,9

41,6

40,0

-

29,3

28,7

27,1

39,2

41,1

42,5

42,9

Германия              

Дания              

Финляндия              

Франция              

США             

Канада              

Австралия              

ЮАР             

Япония              

47,4

48,0

48,5

47,3

54,3

55,9

56,0

56,1

49,5

49,3

50,5

50,5

50,6

52,5

53,1

52,9

-

34,6

35,2

34,9

-

38,9

38,4

37,5

34,4

35,7

35.0

35,1

32,1

32,0

32,4

33,5

-

35,5

35,0

-


          *http://www.gks.ru/                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Несмотря на то, что в конце XX в. уровень затрат на государственные нуж­ды у нас был значительно ниже уровня, характерного для большинства разви­тых стран (составляя порядка 27-29% к ВВП), в официальных проектировках правительства тех лет продолжали настойчиво выдвигаться задачи дальнейшего снижения соответствующих рас­ходов государственного бюджета с доведением их до 22-23% к ВВП, т. е. ниже планки, характерной в среднем для слаборазвитых стран. Это было фак­тическим отстранением государства от функций управления экономикой и об­ществом. Сегодня среди экспертов и политиков нарастает убеждение в необходимо­сти перехода к более работоспособной системе государственного управления. И это связано с назревшими коррективами в содержании и на­правленности экономического курса.

Под влиянием требований времени Министерство экономического разви­тия и торговли РФ при формировании программы социально-экономического развития на 2007-2009 гг. впервые на официальном уровне признало настоя­тельную необходимость смены модели экономического развития в сторону усиления факторов инновационного роста, активизации энергосбережения, значительного увеличения инвестиционной активности». С такой постановкой задачи можно согласиться, если за этим будут стоять адекватные действия, касающиеся модернизации системы государственного управления.

Хотя принятый 20 июля 1995 г. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Россий­ской Федерации» (□ 115-ФЗ) несомненно способствовал коррекции сугубо либеральных подходов к функциям государства в экономике, он все же был половинчатым и не ответил на многие насущные вопросы. В нем, в частности, отсутствуют положения о стратегическом и индикативном планировании, о необходимости научного обеспечения прогнозно-плановой работы и др. Отсутствие стратегического планирования означает на деле почти полное исчезновение ответственности конкретных государственных органов и конкретных лиц за выработку и реализацию стратегии социально-экономического развития страны, приводит к крупным ошибкам и прочетам.

Проводимая в стране административная реформа, существенно изменив­шая структуру и характер функционирования государственных органов, по за­мыслу довольно прогрессивна, поскольку базируется на идеях и опыте, прове­ренных в последнее время мировой практикой. Однако эта реформа буксует и часто приносит отрицательные результаты, по той причине, что не имеет настоящего ответственного руководства.

Структура государственных органов, которым вменено выполнение тех или иных функций в сфере экономики, в результате реформ государственного управления стала еще более запутанной. Запределен уровень бюрократизации в выработке и прохождении управленческих реше­ний. Коррумпированность чиновничества побила все рекорды ис­тории. Если в 2003-2004 гг. коррупционные процес­сы в деятельности государственного аппарата, судя по социоло­гическим исследованиям, тревожили примерно 30% граждан, то в 2004 г. уже 40%, а в 2006 г. более 50%.

Из всех министерств, прямо или косвенно замкнутых на решение задач, связанных с экономическим развитием, самым значимым и по названию и по масштабам является Министерство экономиче­ского развития и торговли (МЭРТ). Именно здесь вырабатываются и представ­ляются в Правительство РФ экономические проектировки – концепции и про­граммы социально-экономического развития, крупные прогнозные проработки, национальные проекты, федеральные целевые программы и т. д. Именно МЭРТ выглядит отчитывающимся как перед «верхами», так и перед обще­ственностью за реализацию экономических проектировок. Но это министерство именно только «выглядит» ответст­венным и деятельным. На самом деле «коэффициент управляемости» нацио­нальной экономики от тех или иных действий или бездействия МЭРТ (как «экономического штаба») есть величина, которую даже в принципе едва ли возможно хотя бы приблизительно определить.

Такая неприметная результативность определяется множеством причин, и одна из главных та, что экономические решения, вырабатываемые в МЭРТ, не имеют ресурсного стержня. Все решения по балансировке, распределению и перераспределению государственных ресурсов по факту до сих пор предопре­делялись совсем другим органом – Министерством финансов РФ. Но Минфин РФ даже в силу своей особой посвященности в тайны бюджетных взаимоотношений не имеет, наверное, оснований для присвоения функций государственного стратега. Думается, что его главное пред­назначение – осуществлять технологические функции управления госбюдже­том и контроль за финансовыми потоками в соответствии с решениями законо­дательной и исполнительной власти в стране.

Сегодня особенно четко должна быть обозначена (и закреплена в юридиче­ских актах) степень ответственности в области экономической стратегии и по­литики страны кабинета министров в целом, а также определено то, что деле­гируется конкретным министерствам, агентствам и службам в составе прави­тельства.

В данный момент у нас практически изжито отраслевое государственное управление экономикой. Исключением можно считать (и то лишь в какой-то мере) наличие Министерства сельского хозяйства.  Не четкой (из-за не очень продуманных в ряде случаев слияний мини­стерств и ведомств) стала и система функционального регулирования экономи­ческих и социальных процессов. Чего стоит в этом плане такой пример, как ликвидация министерства труда и социальной политики? В мировой практике едва ли можно отыскать аналог решению (в ходе административной реформы) о включении функций регулирования трудовых отношений, а также вопросов подготовки и переподготовки кадров государственной службы, проблем соци­альной защиты людей и др. в структуру министерства здравоохранения. Вряд ли взвешенной реформацией является также соединение функций управления наукой и сферой образования в одном министерстве.

Назревшая модернизация системы государственного управления приз-вана обеспечить более эффективное решение ключевых проблем российс-кой эконо­мики. Поэтому вопросы собственно управления не могут быть отделены от на­сущных вопросов содержания экономической политики.

Стране сегодня нужна долговременная экономическая стратегия, четко выражающая в содержательной, ценностной плоскости критериальный вектор экономического и социально-культурного развития. Среди ключевых целей стратегии государства должна быть ясно представлена совокупность ориенти­ров, связанных с расширенным воспроизводством производительных сил нации как базы усиления конкурентоспособности страны на мировой арене и устой­чивого повышения благосостояния народа России.[16]

Попробуем определить меры, которые бы повысили эффективность государственного регулирования в современной России. Прежде всего, требуется коренная реструктуризация управленческого аппарата.[17] Как правило, в промышленно развитых странах, несмотря на различия в государственном устройстве, функции управления экономическими процессами возложены на исполнительную власть, которую представляют, как правило, министерства. Опыт многих стран мира показывает, что оптимальное количество министерств – 12-15, из них обязательными являются министерства: финансов, иностранных дел, обороны, внутренних дел, здравоохранения, а остальные создаются в зависимости от специфики страны.[18] Так же следует сократить численность работников в этих министерствах. С коррумпированностью следует бороться с помощью жёсткого контроля деятельности каждого чиновника. Этим должно заниматься отдельное министерство, высылающее в каждый регион группу проверяющих, подотчётных президенту или другому ответственному лицу. Так же должна быть введена система высоких штрафов, при грубом нарушений полномочий чиновника следует отстранить от должности и  провести судебное разбирательство. Другими словами, следует сделать всё, чтобы чиновникам было выгоднее и безопаснее не брать взяток и не иметь связей с преступными группировками. Эти меры не должны носить долгосрочного характера, а использоваться лишь 5-10 лет (в зависимости от сложности ситуации).

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создаёт условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоёв населения, решает вопросы национальной  обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях  заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны. Поэтому основной задачей государства является удерживание “золотой середины” в стабильное время и умение принять жёсткие решения в сложных ситуациях

 

             2.2. Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования

              Одним из ключевых направлений государственного регулирования эконо­мики является социальная сфера и ее развитие. Состояние данной сферы во многом определяет процессы воспроизводства трудовых ресурсов, их количе­ство и качество, уровень научно-технического развития производительных сил, культурную и духовную жизнь общества. Базовые составляющие социальной сферы: здравоохранение, образование, культура, системы социального обеспе­чения и социальной защиты населения, жилищно-коммунальное хозяйство.

Информация о работе Государственное регулирование экономики в современной России