Государственное регулирование экономики в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2012 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

В настоящей работе ставится задача раскрыть сущность экономических школ, показать необходимость государственного вмешательства в экономи-ку, а также, в виду особой актуальности данной проблемы для переходной экономики современной России, указать на попытки ее решения, предприни-маемые в нашей стране в течение последнего десятилетия, выделив особен-ности экономического развития.

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 246.50 Кб (Скачать файл)

              Уровень потребления материальных благ и услуг, уро­вень удовлетворения духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия окружающей среды, морально-психологический климат, ду­шевный комфорт – включает в себя такая обобщающая социально-экономическая категория как качество жизни. Оценка качества жизни строится на минимальном наборе базовых показате­лей, каждый из которых количественно представляет одно из основных на­правлений человеческого развития: долголетие, образованность и собственно уровень жизни.

              Рассмотрим состояние основных параметров, характеризующих качество жизни в России.

Образованность оценивается как способность к получению и накоплению знаний, общению, обмену информацией. Необходимо отметить такую специ­фику российского экономического пространства, как региональный разброс уровня образования. Если в районных центрах и мегаполисах 23-25% населения имеют высшее образование, то в поселках го­родского типа и сельских поселениях - 13-14%.

Отток из науки активных специалистов продолжается, приток молодежи минимален, возрастная структура научных кадров ухудшается: 48% ученых старше 50 лет, средний возраст кандидатов наук составляет 53 года, докторов наук - 61 год. В настоящее время интеллектуальные профессии становятся массовыми и теряют присущую им ранее исключительность.

Долголетие характеризует способность прожить долгую и здоровую жизнь, что составляет естественный жизненный выбор и одну из основных универсальных потребностей человека. Разрыв средней продолжительности жизни в нашей стране и развитых странах мира составляет: с США - 9 лет, Ве­ликобританией и Германией - 10, Японией - 13 лет.

Характерной особенностью демографического развития в среднесрочном периоде является вступление страны в период усиления абсолютного сокраще­ния численности населения трудоспособного возраста. Сокращение трудоспособного на­селения, происходящее на фоне старения населения и увеличения демографи­ческой нагрузки на трудоспособных, приводит к дефициту трудовых ресурсов и усилению миграционных процессов.

Уровень жизни характеризует доступ к материальным ресурсам, необхо­димым для достойного существования. Для оценки уровня жизни используется косвенный базовый показатель - валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения. По России этот показатель составляет только 10-20% уровня разви­тых стран.

Государство на разных уровнях предпринимает меры по стабилизации и улучшению положения социальной сферы. При этом оно вынуждено баланси­ровать между двумя крайностями.

С одной стороны, если распределение в обществе полностью обеспечивается рыночным механизмом, то невозможно достичь главного условия развития общества - устойчивости экономической системы, так как ценовой механизм не в состоянии справиться с «фиаско» (провалами) рынка. С другой - если государство полностью берет на себя «содержание» социальной сферы, то может возникнуть проблема социального иждивенчества, что также не обеспечивает эффективность распределения ресурсов.

Государство должно руководствоваться следующим принципом: поощрять конкурентные отношения там, где это целесообразно, и сохранять государственный контроль там, где это необходимо. В 2006 г. доля федерального бюджета в финансировании социальной сферы со­ставляет 27,2% (табл. 2.2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

таблица 2.2

Структура бюджетного финансирования отраслей социальной сферы в 2006 г.*

  (в млрд. руб.)

 

Отрасль социальной сферы

Федеральный бюджет

Бюджеты территорий

Консолидированный бюджет

 

млрд. руб.

в% к 2006 г.

млрд. руб.

в % к 2006 г.

млрд. руб.

в % к 2006 г.

Образование ………………...…………..

206

133,3

678,5

106,4

884,5

111,7

Здравоохранение и спорт………………

Культура,    кинематография,

145,6

176,4

461,6

115,7

607,2

137,2

 

 

 

 

 

 

средства массовой инфор-

 

 

 

 

 

 

мации …………………….………….......

Социальная политика…………………..

50,4

130,8

103,9

130,6

154,4

130,8

209,9

122

397,6

109,4

607,5

113,4

Всего социальных расходов

611,9

-

1641,6

-

2253,6

-

В %.......................................……………..

27,2

-

72,8

-

100

-


*http://www.minfin.ru/

С 2006 г. в стране реализуются национальные проекты, направленные на существенное повышение качества жизни граждан. Приоритетными названы: «Здоровье», «Качественное образование», «Развитие АПК». Однако даже при условии успеш­ной реализации национальных проектов величина социальных расходов госу­дарства достигнет 15,5% ВВП. Это существенно меньше уровня финансирова­ния социальных функций государства не только центральными правительства­ми развитых стран (21,6%), но и стран с переходной экономикой (18%»).

Базовыми составляющими социальной сферы являются: образование, здра­воохранение, жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), культура, системы социального обеспечения и социальной защиты населения. Последние полно­стью нуждаются в государственной поддержке.

Реформирование сферы образования должно учитывать интересы всех экономических агентов. Однако объем и уровень востребуемого образования, а значит и ответственность, различны.

В области дошкольного и общего среднего образования ответствен-   ность на себя должно брать государство. Если переложить финансовую нагрузку на домохозяйства, то это право может быть нарушено из-за ряда причин: экономических - мобилизация частных средств в систему об­разования наталкивается на ограничения, обусловленные низкими доходами основной части семей.

В области высшего образования ответственность должна быть распределе­на между всеми экономическими агентами, так как реализуются интересы как государства, так работников и работодателей.

В области послевузовского образования основное бремя финансовой на­грузки ложится на государство. Поскольку научный потенциал страны хотя еще и высок, но он сокращается. Необходим приток активных специалистов в фундаментальную науку. Участие бизнеса в основном заключается в финансировании научных исследо­ваний и разработок, имеющих практическую значимость. Развитие фундамен­тальной науки — задача государства.

В сфере здравоохранения расходы государства должны составлять от 5% ВВП (минимально допустимый уровень, рекомендуемый Всемирной организацией здравоохранения) до 10% (уровень наиболее благо­получных стран). Однако, на 2007 год рас­ходы на здравоохранение не превысили 2,8% ВВП. Таким образом, государст­венные обязательства и гарантии по оказанию бесплатных услуг в значитель­ной мере не покрывают объективные потребности населения.

На основе проведенного анализа экономики России можно сделать следующие выводы:

- модель социального блока бюджетов последних лет – это модель суженного воспроизводства населения: уменьшения его численности, ухудшения каче­ства жизни основной его части в основном из-за хронического недофинансиро­вания социальной сферы;

- существует необходимость активного вмешательства государства в процесс развития отраслей социальной сферы. Наибольшую активность государст­во должно проявить в регулировании развития здравоохранения и функциони­рования систем социальной защиты и социального обеспечения.

В настоящее время намечается модернизация межбюджетных отношений, касающаяся прежде всего передачи многих государственных социальных обя­зательств с федерального на субфедеральные уровни. Вместе с тем при суще­ствующем распределении доходов между федеральными и субфедеральными бюджетами возникает проблема территориальной дифференциации доступно­сти и качества социальных благ и услуг. Основная задача федеральной власти в такой ситуации – способствовать повышению эффективности системы соци­альной защиты населения.[19]

         

            2.3.2 Государственное регулирование экономики.Ро__________________________________________________________________________________. Модернизация государственного управления экономикой.

Значимость государственного сектора в современной России

Наша страна вступает в новый этап развития, в основном исправлены ошибки переходного периода, накоплены возможности и созданы заделы даль­нейшего развития экономики, получен значительный де­нежный капитал, позволяющий реализовать намеченный в стране курс на ин­новационное развитие. Проблема в том, как эффективно его использовать.

В свете новых вызовов и условий возрастают роль и задачи по формированию эффективного государственного сектора экономики. В большинстве развитых стран именно этот сектор является авангардным элементом экономи­ки в проведении политики, направленной на повышение конкурентоспособно­сти инноваций, технологий и производств, увеличения покупательной способ­ности и в целом благосостояния этих стран.[20]

Кроме того, в каждом государстве имеются нужды безопасности и социальные проблемы, с которыми рынок самостоятельно справиться не может. Поэтому акту­альным вопросом для Российской Федерации является оптимальное государственное регулирование экономики, и преж­де всего – деятельности государственного сектора.

В России выбрана североамериканская модель государственного сектора. Для нее характерен государственный сектор, спе­циализирующийся главным образом на чисто государственных функциях, обо­роне и социальной инфраструктуре исходя из системы экономного финансиро­вания. Размеры российского госсектора за про­шедшие годы стали незначительными, его финансирование урезано до предела, однако, результаты деятельности крайне неудовлетворительные.

Формально государственный сектор по-прежнему остается доминирующим в топливно-энергетическом и оборонном комплексах, медицинской и микро­биологической промышленности, в сфере транспорта и связи. Но если рассматривать текущее положение промышленности, то вклад государственного сектора в общие объемы промыш­ленного производства в России уже опустился ниже своей естественной отмет­ки. По сути, российское правительство лишило себя основного рычага управления и модернизации национальной промышленности.

Оборотной стороной объемов государственного сектора выступает его эффек­тивность. Если она высокая, то значительные объемы можно считать оправ­данными. В противном случае госсектор представляет собой проблемный элемент национальной экономики. Можно сравнить показатели относительной производительности труда и фондоотдачи государственного и негосударствен­ного секторов промышленности. Результаты расчетов (по данным Росстата за 2008 г.) приведены в табл.2.3.

                                                                                                                             

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                    

                                                                                                                                 Таблица 2.3

    

Относительные показатели эффективности государственного и негосударственного секторов России в промышленности*

(в %)

Отрасль промышленности

Относительная производительность труда

Относительная фондоотдача

Интегральная эффективность

Государственного сектора

Негосударственного сектора

Государственного сектора

Негосударственного сектора

Государственного сектора

Негосударственного сектора

Вся промышленность

67,8

105,6

84,9

102

76,3

103,8

В том числе:

 

 

 

 

 

 

Электроэнергетика

89.4

101.2

131

97.6

110.2

99.4

Топливная

28.7

111.2

81.3

100.9

55

106.1

черная металлургия

45.6

103.3

66,7

101,4

56,1

102,3

цветная металлургия

93,4

101,3

57,4

115,9

75,4

108,6

химическая и нефтехимическая

55,2

107,6

59,3

106,4

57,2

107

машиностроение и металлообработка

96,3

101

101,5

99,6

98,9

100,3

лесная, дерево-обрабатывающая и целлюлозно-бумажная

49,5

105,9

547

104,8

52,1

105,3

производство строительных материалов

72,9

101,7

66,2

102,4

69,5

102

Стекольная

38,6

102,8

23

106,2

30,8

104,5

Легкая

79

101,4

87,5

100,7

83,3

101,1

Пищевая

71

103

53,2

106,6

62,1

104,8

Микробиологическая

96,6

102,4

81,5

117,9

89,1

110,2

мукомольно-крупяная и комбикормовая

69,1

106,7

68

107,1

68,5

106,9

Медицинская

86,3

103,1

67,8

109,8

77,1

106,4

Полиграфическая

109,6

91,2

88,4

117

99

104,1

Информация о работе Государственное регулирование экономики в современной России