Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2012 в 22:11, курсовая работа
В настоящей работе ставится задача раскрыть сущность экономических школ, показать необходимость государственного вмешательства в экономи-ку, а также, в виду особой актуальности данной проблемы для переходной экономики современной России, указать на попытки ее решения, предприни-маемые в нашей стране в течение последнего десятилетия, выделив особен-ности экономического развития.
Уровень потребления материальных благ и услуг, уровень удовлетворения духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия окружающей среды, морально-психологический климат, душевный комфорт – включает в себя такая обобщающая социально-экономическая категория как качество жизни. Оценка качества жизни строится на минимальном наборе базовых показателей, каждый из которых количественно представляет одно из основных направлений человеческого развития: долголетие, образованность и собственно уровень жизни.
Рассмотрим состояние основных параметров, характеризующих качество жизни в России.
Образованность оценивается как способность к получению и накоплению знаний, общению, обмену информацией. Необходимо отметить такую специфику российского экономического пространства, как региональный разброс уровня образования. Если в районных центрах и мегаполисах 23-25% населения имеют высшее образование, то в поселках городского типа и сельских поселениях - 13-14%.
Отток из науки активных специалистов продолжается, приток молодежи минимален, возрастная структура научных кадров ухудшается: 48% ученых старше 50 лет, средний возраст кандидатов наук составляет 53 года, докторов наук - 61 год. В настоящее время интеллектуальные профессии становятся массовыми и теряют присущую им ранее исключительность.
Долголетие характеризует способность прожить долгую и здоровую жизнь, что составляет естественный жизненный выбор и одну из основных универсальных потребностей человека. Разрыв средней продолжительности жизни в нашей стране и развитых странах мира составляет: с США - 9 лет, Великобританией и Германией - 10, Японией - 13 лет.
Характерной особенностью демографического развития в среднесрочном периоде является вступление страны в период усиления абсолютного сокращения численности населения трудоспособного возраста. Сокращение трудоспособного населения, происходящее на фоне старения населения и увеличения демографической нагрузки на трудоспособных, приводит к дефициту трудовых ресурсов и усилению миграционных процессов.
Уровень жизни характеризует доступ к материальным ресурсам, необходимым для достойного существования. Для оценки уровня жизни используется косвенный базовый показатель - валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения. По России этот показатель составляет только 10-20% уровня развитых стран.
Государство на разных уровнях предпринимает меры по стабилизации и улучшению положения социальной сферы. При этом оно вынуждено балансировать между двумя крайностями.
С одной стороны, если распределение в обществе полностью обеспечивается рыночным механизмом, то невозможно достичь главного условия развития общества - устойчивости экономической системы, так как ценовой механизм не в состоянии справиться с «фиаско» (провалами) рынка. С другой - если государство полностью берет на себя «содержание» социальной сферы, то может возникнуть проблема социального иждивенчества, что также не обеспечивает эффективность распределения ресурсов.
Государство должно руководствоваться следующим принципом: поощрять конкурентные отношения там, где это целесообразно, и сохранять государственный контроль там, где это необходимо. В 2006 г. доля федерального бюджета в финансировании социальной сферы составляет 27,2% (табл. 2.2)
таблица 2.2
Структура бюджетного финансирования отраслей социальной сферы в 2006 г.*
(в млрд. руб.)
Отрасль социальной сферы | Федеральный бюджет | Бюджеты территорий | Консолидированный бюджет | |||
| млрд. руб. | в% к 2006 г. | млрд. руб. | в % к 2006 г. | млрд. руб. | в % к 2006 г. |
Образование ………………...………….. | 206 | 133,3 | 678,5 | 106,4 | 884,5 | 111,7 |
Здравоохранение и спорт……………… Культура, кинематография, | 145,6 | 176,4 | 461,6 | 115,7 | 607,2 | 137,2 |
|
|
|
|
|
| |
средства массовой инфор- |
|
|
|
|
|
|
мации …………………….…………....... Социальная политика………………….. | 50,4 | 130,8 | 103,9 | 130,6 | 154,4 | 130,8 |
209,9 | 122 | 397,6 | 109,4 | 607,5 | 113,4 | |
Всего социальных расходов | 611,9 | - | 1641,6 | - | 2253,6 | - |
В %............................. | 27,2 | - | 72,8 | - | 100 | - |
*http://www.minfin.ru/
С 2006 г. в стране реализуются национальные проекты, направленные на существенное повышение качества жизни граждан. Приоритетными названы: «Здоровье», «Качественное образование», «Развитие АПК». Однако даже при условии успешной реализации национальных проектов величина социальных расходов государства достигнет 15,5% ВВП. Это существенно меньше уровня финансирования социальных функций государства не только центральными правительствами развитых стран (21,6%), но и стран с переходной экономикой (18%»).
Базовыми составляющими социальной сферы являются: образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), культура, системы социального обеспечения и социальной защиты населения. Последние полностью нуждаются в государственной поддержке.
Реформирование сферы образования должно учитывать интересы всех экономических агентов. Однако объем и уровень востребуемого образования, а значит и ответственность, различны.
В области дошкольного и общего среднего образования ответствен- ность на себя должно брать государство. Если переложить финансовую нагрузку на домохозяйства, то это право может быть нарушено из-за ряда причин: экономических - мобилизация частных средств в систему образования наталкивается на ограничения, обусловленные низкими доходами основной части семей.
В области высшего образования ответственность должна быть распределена между всеми экономическими агентами, так как реализуются интересы как государства, так работников и работодателей.
В области послевузовского образования основное бремя финансовой нагрузки ложится на государство. Поскольку научный потенциал страны хотя еще и высок, но он сокращается. Необходим приток активных специалистов в фундаментальную науку. Участие бизнеса в основном заключается в финансировании научных исследований и разработок, имеющих практическую значимость. Развитие фундаментальной науки — задача государства.
В сфере здравоохранения расходы государства должны составлять от 5% ВВП (минимально допустимый уровень, рекомендуемый Всемирной организацией здравоохранения) до 10% (уровень наиболее благополучных стран). Однако, на 2007 год расходы на здравоохранение не превысили 2,8% ВВП. Таким образом, государственные обязательства и гарантии по оказанию бесплатных услуг в значительной мере не покрывают объективные потребности населения.
На основе проведенного анализа экономики России можно сделать следующие выводы:
- модель социального блока бюджетов последних лет – это модель суженного воспроизводства населения: уменьшения его численности, ухудшения качества жизни основной его части в основном из-за хронического недофинансирования социальной сферы;
- существует необходимость активного вмешательства государства в процесс развития отраслей социальной сферы. Наибольшую активность государство должно проявить в регулировании развития здравоохранения и функционирования систем социальной защиты и социального обеспечения.
В настоящее время намечается модернизация межбюджетных отношений, касающаяся прежде всего передачи многих государственных социальных обязательств с федерального на субфедеральные уровни. Вместе с тем при существующем распределении доходов между федеральными и субфедеральными бюджетами возникает проблема территориальной дифференциации доступности и качества социальных благ и услуг. Основная задача федеральной власти в такой ситуации – способствовать повышению эффективности системы социальной защиты населения.[19]
2.3.2 Государственное регулирование экономики.Ро__________________
Значимость государственного сектора в современной России
Наша страна вступает в новый этап развития, в основном исправлены ошибки переходного периода, накоплены возможности и созданы заделы дальнейшего развития экономики, получен значительный денежный капитал, позволяющий реализовать намеченный в стране курс на инновационное развитие. Проблема в том, как эффективно его использовать.
В свете новых вызовов и условий возрастают роль и задачи по формированию эффективного государственного сектора экономики. В большинстве развитых стран именно этот сектор является авангардным элементом экономики в проведении политики, направленной на повышение конкурентоспособности инноваций, технологий и производств, увеличения покупательной способности и в целом благосостояния этих стран.[20]
Кроме того, в каждом государстве имеются нужды безопасности и социальные проблемы, с которыми рынок самостоятельно справиться не может. Поэтому актуальным вопросом для Российской Федерации является оптимальное государственное регулирование экономики, и прежде всего – деятельности государственного сектора.
В России выбрана североамериканская модель государственного сектора. Для нее характерен государственный сектор, специализирующийся главным образом на чисто государственных функциях, обороне и социальной инфраструктуре исходя из системы экономного финансирования. Размеры российского госсектора за прошедшие годы стали незначительными, его финансирование урезано до предела, однако, результаты деятельности крайне неудовлетворительные.
Формально государственный сектор по-прежнему остается доминирующим в топливно-энергетическом и оборонном комплексах, медицинской и микробиологической промышленности, в сфере транспорта и связи. Но если рассматривать текущее положение промышленности, то вклад государственного сектора в общие объемы промышленного производства в России уже опустился ниже своей естественной отметки. По сути, российское правительство лишило себя основного рычага управления и модернизации национальной промышленности.
Оборотной стороной объемов государственного сектора выступает его эффективность. Если она высокая, то значительные объемы можно считать оправданными. В противном случае госсектор представляет собой проблемный элемент национальной экономики. Можно сравнить показатели относительной производительности труда и фондоотдачи государственного и негосударственного секторов промышленности. Результаты расчетов (по данным Росстата за 2008 г.) приведены в табл.2.3.
Относительные показатели эффективности государственного и негосударственного секторов России в промышленности*
(в %)
Отрасль промышленности | Относительная производительность труда | Относительная фондоотдача | Интегральная эффективность | |||
Государственного сектора | Негосударственного сектора | Государственного сектора | Негосударственного сектора | Государственного сектора | Негосударственного сектора | |
Вся промышленность | 67,8 | 105,6 | 84,9 | 102 | 76,3 | 103,8 |
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
Электроэнергетика | 89.4 | 101.2 | 131 | 97.6 | 110.2 | 99.4 |
Топливная | 28.7 | 111.2 | 81.3 | 100.9 | 55 | 106.1 |
черная металлургия | 45.6 | 103.3 | 66,7 | 101,4 | 56,1 | 102,3 |
цветная металлургия | 93,4 | 101,3 | 57,4 | 115,9 | 75,4 | 108,6 |
химическая и нефтехимическая | 55,2 | 107,6 | 59,3 | 106,4 | 57,2 | 107 |
машиностроение и металлообработка | 96,3 | 101 | 101,5 | 99,6 | 98,9 | 100,3 |
лесная, дерево-обрабатывающая и целлюлозно-бумажная | 49,5 | 105,9 | 547 | 104,8 | 52,1 | 105,3 |
производство строительных материалов | 72,9 | 101,7 | 66,2 | 102,4 | 69,5 | 102 |
Стекольная | 38,6 | 102,8 | 23 | 106,2 | 30,8 | 104,5 |
Легкая | 79 | 101,4 | 87,5 | 100,7 | 83,3 | 101,1 |
Пищевая | 71 | 103 | 53,2 | 106,6 | 62,1 | 104,8 |
Микробиологическая | 96,6 | 102,4 | 81,5 | 117,9 | 89,1 | 110,2 |
мукомольно-крупяная и комбикормовая | 69,1 | 106,7 | 68 | 107,1 | 68,5 | 106,9 |
Медицинская | 86,3 | 103,1 | 67,8 | 109,8 | 77,1 | 106,4 |
Полиграфическая | 109,6 | 91,2 | 88,4 | 117 | 99 | 104,1 |
Информация о работе Государственное регулирование экономики в современной России