Государственное регулирование экономики в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2012 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

В настоящей работе ставится задача раскрыть сущность экономических школ, показать необходимость государственного вмешательства в экономи-ку, а также, в виду особой актуальности данной проблемы для переходной экономики современной России, указать на попытки ее решения, предприни-маемые в нашей стране в течение последнего десятилетия, выделив особен-ности экономического развития.

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 246.50 Кб (Скачать файл)

*http://www.gks.ru/

Примечание: под относительным показателем понимается показатель эффективности соответствующего сектора, деленный на среднеотраслевой показатель эффективности и выраженный в процентах.

 

Можно выделить отрасли с высокой эффективностью государственного сектора (выше 100%), среди которых оказывается только электроэнергетика;  отрасли с умеренной эффективностью этого секто­ра (выше 90% и ниже 100%): полиграфическая промышленность и машино­строение, и прочие 12 отраслей-аутсайдеров по эффек­тивности (ниже 90%). По критерию показателя эффективности «право на существование» отстоял государственный сектор только в отраслях с высокой и умеренной эффективностью, с определенной натяжкой сюда можно приплюсовать микробиологическую и легкую промышленность.

Таким образом, соотношение эффективности государственного и негосударствен­ного секторов в России «перевернуто» относительно ситуации в большинстве стран мира. Россия в ряде отраслей идет вразрез с общемировыми тенден­циями. Основная причина состоит, в неадекватной системе управления отечественным государственным сектором.

Изменить сложившуюся ситуацию можно за счет совершенствования политики в отношении предприятий госу­дарственного сектора. Стоит отметить, что только при достаточном финансировании государственный сектор может превратиться в высокоэффективный сегмент национальной экономики, если же ему недодавать финансы, то он довольно бы­стро оказывается низкоэффективным. Похоже, что в России на правительственном уровне эта проблема до сих пор не осмыслена: от государственного сектора ждут великих достижений, а на его нужды выделяют недостаточные средства.

Помимо всего прочего в России в управлении государственным сектором были допущены грубые ошибки. Так, разрушение государственного сек­тора в ходе масштабной приватизации явилось одной из причин инвестицион­ного кризиса и производственного спада в 1990-х гг. Здесь наблюдается пара­докс в области государственной политики: масштабная приватизация, призван­ная стабилизировать общехозяйственную ситуацию, повлекла за собой ухуд­шение всех основных макроэкономических параметров. Меры государственного воздействия в пользу приватизированной собственности привели к прямо противоположному результату, нежели тот, который изна­чально предполагался. Налицо классическая ошибка системы государственного регулирования. Также грубые ошибки были допущены и при приватизации топливно-сырьевых от­раслей экономики. Фактически государство выпустило из рук сверхприбыль­ные и притом рентные сферы деятельности. Аргумент, что оно якобы не имело средств для финансирования данных предприятий, несостоятелен.

              Таким образом, Россия в своем отношении к государственному сектору экономики, все еще идет вразрез с мировыми тенденциями. В составе государственного сектора должны быть ос­новные сырьевые ресурсы, энергетика, металлургия, сфера обороны и поддер­жания порядка, значительная доля здравоохранения, науки и образования. Управление экономикой должно осуществляться не только рыночными ме­тодами, но и планово-экономи­ческими или программно-целевыми методами. Использование планирования и программирования развития - наиболее эффективный способ управления госу­дарственным сектором, который должен быть флагманом проведения государ­ственной экономической политики.[21]


                                           Заключение

В целом трудно переоценить роль государства в  экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны. Но государственное вмешательство в рыночную экономику всё же необходимо. Вопрос стоит только в том, в какой степени и какими методами это вмешательство нужно проводить. Но для ответа на этот вопрос надо детально рассматривать каждую сферу и отрасль экономики.

На основе проведенного анализа экономики современной России можно сделать следующие выводы:

Существует необходимость активного вмешательства государства в процесс развития отраслей социальной сферы. Наибольшую активность государст­во должно проявить в регулировании развития здравоохранения и функциони­рования систем социальной защиты и социального обеспечения.

Должна быть как можно скорее усовершенствована политика в отношении предприятий государственного сектора. Из-за неумелого управления в нашей стране идет тенденция окончательной приватизации того, что еще не было приватизировано. Действия правительства часто бывают непродуманны, что приводит к недопустимым ошибкам.

Таким образом, современная система государственного регулирования России требует скорейшей модернизации, стране нужна долговременная экономическая стратегия, которая сможет обеспечить более эффективное решение ключевых проблем российской экономики.


                                   Список использованной литературы

1)    Андрианов В. Государственное управление: мировой опыт и российские реалии // Общество и экономика. – 2001.

2)    Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд.– М.:”Дело Лтд”, 1994.

3)    Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Экономистъ, 2004.

4)    Мамедов О. Современная экономика. Лекционный курс : Учеб. пособие /  Под ред. д.э.н. Мамедова О. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002

5)    Смит. А.  – Исследование о природе и причине богатства народов. М: «Москва», 1962.

6)    Экономика: Учебник / Под ред. Райзберга Б.А. – М: Инфра–М, 1997.

7)    Экономическая теория: Учебник. – Под общ. Ред. Акад. Видяпина В.И. – М.: ИНФРА-М, 2007.

8)    Экономическая теория: Учебник – 8-е изд., перераб. и доп./ Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.

9)    Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой – М.: Инфра - М, 2002

10)                        Ясин Е. Функции государства в рыночной экономике // Вопросы экономики. – 1997.

11)                        Артемов А., Брыкин А., Шумаев В. – Модернизация государственного управления экономикой // Журнал «Экономист». 2008.

12)                        Кушлин В. – Государственное регулирование экономики: назревшие решения // Журнал «Экономист». 2007.

13)                        Сергеев И., Кирсанова Н., Кирсанова И. – Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования//Журнал «Экономист».2007.

14)                        http://www.minfin.ru/

15)                        http://www.gks.ru/

 



[1] См. Ясин Е. Функции государства в рыночной экономике // Вопросы экономики. – 1997. С.5

 

[2] См. Ясин Е. Функции государства в рыночной экономике // Вопросы экономики. – 1997. С.10

[3] См. Экономика: Учебник / Под ред. Райзберга Б.А. – М: Инфра–М, 1997. С.10

 

[4] См. Экономическая теория: Учебник – 8-е изд., перераб. и доп./ Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. С.202

 

[5] См. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд.– М.:”Дело Лтд”, 1994. С.193

 

[6] См. Экономическая теория: Учебник. – Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина. – М.: ИНФРА-М, 2007 С. 603

 

[7]  См. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд.– М.:”Дело Лтд”, 1994. С. 205

[8] См. Экономическая теория: Учебник. – Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина. – М.: ИНФРА-М, 2007 С.604

 

[9] См. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Экономистъ, 2004 С.690

[10] См. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Экономистъ, 2004 С.694

[11] См. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Экономистъ, 2004. С.699

[12] См. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Экономистъ, 2004. С.701

[13] См. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Экономистъ, 2004. С.705

[14] См. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Экономистъ, 2004. С.708

[15]  См.  Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд.– М.:”Дело Лтд”, 1994. С.14

 

[16]      См. Кушлин В. – Государственное регулирование экономики: назревшие решения // Журнал «Экономист». 2007. №11. С. 3-11

 

[17]  См.  Мамедов О. Современная экономика. Лекционный курс : Учеб. пособие /  Под ред. д.э.н. Мамедова О. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002 С.3

 

[18]  См. Андрианов В. Государственное управление: мировой опыт и российские реалии // Общество и экономика. – 2001. С. 117

 

[19] См. Сергеев И., Кирсанова Н., Кирсанова И. – Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования//Журнал «Экономист».2007.№1.С.46-55

 

[20] См. Артемов А., Брыкин А., Шумаев В. – Модернизация государственного управления экономикой // Журнал «Экономист». 2008. №2. C. 3-14

 

[21] См. Артемов А., Брыкин А., Шумаев В. – Модернизация государственного управления экономикой // Журнал «Экономист». 2008. №2. C. 3-14

 


Информация о работе Государственное регулирование экономики в современной России