Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - выделить основные направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер; познакомится с моделями государственного регулирования экономики; рассмотреть методы, инструменты, объекты и цели государственного регулирования; определить экономические функции государства, необходимость государственного регулирования в экономике современной России.
Рассматривая проблему «Государственного регулирования экономики», можно выделить такие задачи как:
формирование представлений о государстве как об активном участнике экономической жизни, строящейся на основе рынка;
выявление целей и задач государственного регулирования экономики;

Содержание работы

Введение……………………………………………………….
4
Глава 1
Государственное регулирование экономики и его место в хозяйственном механизме ……………………………………
7
1.1
Необходимость и сущность государственного регулирования. Экономические функции государства………………….
7
1.2
Причины и цели государственного регулирования
экономики………………………………………………………..
12
Глава 2
Модели государственного регулирования………………….
16
Глава 3
Основные методы и инструменты государственного регулирования экономики……………………………………………
19
3.1
Косвенные экономические методы……………………………
19
3.2
Прямые административные методы………………………….
24
3.3
Система инструментов регулирования экономики………….
26
3.4
Финансовая и денежно-кредитная политика как элементы механизма государственного регулирования экономики….
28
Глава 4
Реалии государственного регулирования экономики………
36

Заключение……………………………………………………….
39

Список использованной литературы…………………………
41

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………….

4

Глава 1

Государственное регулирование экономики и его место в хозяйственном механизме ……………………………………

7

1.1

Необходимость и сущность государственного регулирования. Экономические функции государства………………….

7

1.2

Причины и цели государственного регулирования 

экономики………………………………………………………..

12

Глава 2

Модели государственного регулирования………………….

16

Глава 3

Основные методы и инструменты государственного регулирования экономики……………………………………………

19

3.1

Косвенные экономические методы……………………………

19

3.2

Прямые административные методы………………………….

24

3.3

Система инструментов регулирования экономики………….

26

3.4

Финансовая  и денежно-кредитная политика как  элементы механизма государственного регулирования экономики….

28

Глава 4

Реалии государственного регулирования экономики………

36

 

Заключение……………………………………………………….

39

 

Список использованной литературы…………………………

41


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали  и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах.

Отраслевые  и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, инфляция, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственного вмешательства в экономические процессы.

Объективная возможность  государственного регулирования экономики  появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала.

Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моему мнению, основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещении всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос «Что, как и для кого производить?» одной единственной формой собственности – государственной, а ответ на основной экономический вопрос – строгой централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Остается рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно  корректировать глубину влияния.

Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике. По моему мнению, государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства.

Рыночная система  – это, прежде всего, гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не  имеет  права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

Цель курсовой работы - выделить основные направления  государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер; познакомится с моделями государственного регулирования экономики; рассмотреть методы, инструменты, объекты и цели государственного регулирования; определить экономические функции государства, необходимость государственного регулирования в экономике современной России.

Рассматривая  проблему «Государственного регулирования  экономики», можно выделить такие  задачи как:

  1. формирование представлений о государстве как об активном участнике экономической жизни, строящейся на основе рынка;
  2. выявление целей и задач государственного регулирования экономики;
  3. рассмотрение методов, инструментов и целей государственного регулирования экономики.

Изучение проблем  государственного регулирования экономики  направлено на углубление знаний в области экономической теории. Россия является страной, в которой рыночная экономика полностью не сформировалась. Вследствие экономических реформ сложилась деформированная и нерациональная рыночная экономика. Проявление деформированности, аномальности заключается в доминировании капитала над трудом, нерациональном распределении денежных средств в обществе. В российской экономике роль государства приобрела искаженный характер, что является тормозящим фактором развития экономического хозяйства в целом. Именно вследствие этого данная проблема становится наиболее актуальной и требует более глубокое изучение данной проблемы с учетом эволюционных особенностей экономики России должно составить стратегический план, который будет ориентирован на поднятие рыночной экономики до совершенного уровня. Сформировавшаяся рыночная экономика развитого государства позволит увеличить национальный капитал и улучшить уровень жизни российского общества.

 

 

Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ И ЕГО МЕСТО В ХОЗЯЙСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ

 

1.1 Необходимость и сущность государственного регулирования. Экономические функции государства

 

Современная экономика  чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить. В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.

Государственное регулирование экономики - форма управления экономикой, представляющая собой влияние, воздействие государственных органов на экономические процессы. Оно применяется в условиях, когда объект управления непосредственно не подчинен субъекту управления, т.е. какому-то государственному органу.

Экономика предшествующего советского этапа развития общества имела как бы два уровня задач: официально провозглашенный курс на создание условий для всестороннего развития личности и фактический курс, ориентированный на военно-технологическое противостояние (паритет в сфере военной мощи). Социально-политическая организация общества позволяла это делать, т.е. выделять на непосредственные нужды общества очень ограниченный объем ресурсов, что наряду с другими факторами вело к незаинтересованности значительной части общества в эффективном труде. Наше государство формировалось и функционировало как унитарное. Этому соответствовали и экономические отношения – господство общественной собственности (юридически), которая фактически была государственной. За государством было закреплено право распоряжения производственными ресурсами.

Противоречие  между объявленными целями и реальностью, неэффективное использование труда и ресурсов породили необходимость переориентации в развитии общества на цели удовлетворения непосредственных интересов людей, на децентрализацию управления, на изменение форм собственности, переход крыночным отношениям.

На практике поставленные задачи решались путем  разгосударствления и приватизации, резкого ограничения роли государства в непосредственном управлении и возложения всех этих задач на товаропроизводителей. Такие кардинальные изменения могут быть осуществлены без существенного ущерба для основной части населения только при условии наличия детальной взаимоувязанной программы трансформации, тщательно продуманного механизма ее реализации, поэтапной передачи функций управления от одного собственника другому без временного разрыва в обеспечении функционирования производства. При этом экономическая политика в переходный период значительно отличается от экономической политики в стартовом и финальном положении всего периода трансформации. Мировой опыт показал, что принципы и методы косвенного, непрямого воздействия на развитую экономику эффективны именно тогда, когда она сформирована уже как рыночная, а не как переходная экономика. Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику, таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

Процесс трансформации включает в себя не только преобразования политической структуры, но и весь комплекс проблем изменений. Он должен завершиться глубокой структурной перестройкой хозяйства, ориентированной на потребности людей в новых условиях жизни общества.

Снижение социальных и  иных издержек переходного периода  связано с глубоким осознанием всеми членами общества характера изменений, целей и задач трансформации. Кроме этого, необходима огромная организационная работа по согласованности всех элементов преобразования общества, обеспечения гарантий по всем аспектам его безопасности.

Все это подчеркивает необходимость активной роли государства, всех его институтов в созидательном, а не разрушительном процессе. В этот период государство не может уйти из экономики. Потребность в его деятельности как гарантии стабильности и благополучия в настоящем и будущем возрастает.

Конкретные  для каждой страны условия, вызывающие необходимость государственного вмешательства в экономику, а также его цели, определяют и формируют содержание. Есть общие для всех стран факторы, которые исторически определяют экономические функции государства. К таким факторам относятся:

  1. тип экономической системы;
  2. цели развития экономически данной системы;
  3. экономический потенциал и система отношений собственности;
  4. степень развития рыночных отношений;
  5. характер межнациональных отношений и уровень развития регионов;
  6. место данного государства в мировом хозяйстве и международном разделении труда.

К функциям, выполняемым государством относятся, прежде всего, следующие:

- создание и  регулирование правовой основы  функционирования экономики;

- антимонопольное  регулирование;

- проведение  политики макроэкономической стабилизации;

- воздействие  на размещение ресурсов;

- деятельность в сфере распределения доходов;

- деятельность  государства, как субъекта имущественных  отношений.

Такая классификация  достаточно условна, так как в  реальной практике все функции взаимосвязаны  и действуют в комплексе. Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др.

Информация о работе Государственное регулирование экономики