Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - выделить основные направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер; познакомится с моделями государственного регулирования экономики; рассмотреть методы, инструменты, объекты и цели государственного регулирования; определить экономические функции государства, необходимость государственного регулирования в экономике современной России.
Рассматривая проблему «Государственного регулирования экономики», можно выделить такие задачи как:
формирование представлений о государстве как об активном участнике экономической жизни, строящейся на основе рынка;
выявление целей и задач государственного регулирования экономики;

Содержание работы

Введение……………………………………………………….
4
Глава 1
Государственное регулирование экономики и его место в хозяйственном механизме ……………………………………
7
1.1
Необходимость и сущность государственного регулирования. Экономические функции государства………………….
7
1.2
Причины и цели государственного регулирования
экономики………………………………………………………..
12
Глава 2
Модели государственного регулирования………………….
16
Глава 3
Основные методы и инструменты государственного регулирования экономики……………………………………………
19
3.1
Косвенные экономические методы……………………………
19
3.2
Прямые административные методы………………………….
24
3.3
Система инструментов регулирования экономики………….
26
3.4
Финансовая и денежно-кредитная политика как элементы механизма государственного регулирования экономики….
28
Глава 4
Реалии государственного регулирования экономики………
36

Заключение……………………………………………………….
39

Список использованной литературы…………………………
41

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

На основании  закона ЦБ имеет право манипулировать ставкой процента, по которому он выдает кредиты деловым банкам. Происходит своего рода регулирование «цены кредита». Получая данные ресурсы, деловые банки предоставляют их (по более высокому проценту) другим субъектам экономики. Мировой опыт показывает, что ставки коммерческих банков превышают ставку ЦБ, как правило, на 0,5-2%. В условиях России инфляционные явления в 1990-х гг. обусловливали формирование совершенно иных пропорций. Если предлагаемая ставка рефинансирования ЦБ могла составлять примерно 100%, то последующий уровень ставки у коммерческих банков достигал 150-180%.

С помощью ставки процента ЦБ оказывает косвенное  воздействие на соотношение спроса и предложения на рынке капитала. «Дорогой» кредит ограничивает спрос на заемные ресурсы со стороны предпринимательского сектора. В итоге сокращаются их инвестиции. Деловая активность в стране снижается.

Регулирование с помощью политики учетной ставки имеет определенные границы. Действенность  этой операции может снижаться, если активность банков-заказчиков невелика. Это может происходить в тех случаях, когда деловые банки сами обладают солидными резервами и относительно редко обращаются за дополнительными кредитными ресурсами в ЦБ.

Учетная ставка выполняет информационную роль. Меняя ставку, ЦБ дает частному сектору сигнал о желательной активизации или, наоборот, - о сдерживании деловой энергии. Если частный сектор не реагирует, в дело пускаются более жесткие рычаги (например, политика минимальных резервов).

Специфической особенностью трансформируемых экономик является тот факт, что величина учетной ставки может резко отличаться от традиционного, уровня, характерного для развитых стран. Данный факт обусловлен инфляционными явлениями.

Разыгравшаяся в начале реформы инфляция резко  повысила уровень ставки рефинансирования. Ее модуляция в течение каждого года была, к тому же, весьма значительной. Однако по мере достижения более равновесного состояния экономики, величина учетной ставки стала постепенно снижаться.

Политика обязательных минимальных резервов представляет собой резервирование части активов деловых банков в ЦБ. Согласно закону, все банки обязаны держать примерно 20% своих активов в распоряжении ЦБ. Данные средства размещены в форме бессрочных вкладов. Доля, причитающаяся для хранения в ЦБ, называется «нормой резерва».

Данная операция ЦБ представляет собой механизм воздействия на объем денежной массы в обращении. Характеризуя этот метод, следует сказать: по сравнению с другими вариантами регулирования он считается «грубым». В нем меньше выражена рыночная ориентация (например, в сравнении с операциями на открытом рынке).

Итак, наибольший эффект в процессе регулирования  дает:

а) использование  широкого спектра методов;

б) применение их в целесообразной последовательности (от более мягких - к более жестким) в зависимости от реакции деловых банков.

В России в настоящее  время используются в основном две операции:

  • политика рефинансирования;
  • политика обязательных минимальных резервов.

Центральный банк стремится порой к заключению деловых соглашений с коммерческими банками. Этот метод позволяет принимать операционные решения, действуя быстро и без особого бюрократизма.

Резюмируя обзор  монетарной политики, можно сделать  следующие выводы:

а) в процессе своей реализации кредитная политика имеет целый ряд эффективных сторон. В то же время имеются и очевидные сбои;

б) монетарные методы воздействия на экономику (равно как и финансовые) имеют двойственную природу. С одной стороны, они являются механизмом реализации экономической политики государства. С другой стороны, - это самостоятельное направление макроэкономического регулирования

Преобладание в процессе регулирования финансовых мер принято называть кейнсианским вариантом проведения экономической политики. Больший упор на кредитно-денежный механизм получил в экономической науке название «монетаризма». Практика реализации экономической политики в западных странах показала, что наиболее рациональным является сочетание обоих направлений регулирования. Однако в его рамках всегда прослеживается попеременное колебание в сторону усиления одного или другого метода в зависимости от состояния экономической ситуации.

Периодические колебания в методах государственного регулирования (между финансовыми  и кредитно-денежными рычагами) напоминают цикличность. Однако механических повторов существовать при этом не может. Сама основа, подлежащая регулированию, - экономика - развивается и усложняется. Кейнсианство, например, успешно работало в тот период, когда степень межстрановой зависимости была слабее. Не столь ожесточенно проявлялась международная конкуренция. Страны не имели нынешней степени экономической открытости.

Итак, объективная  реальность такова, что экономическая  политика должна решать одновременно несколько задач, являющихся не только взаимно соответствующими, но и состоящих в противоречии друг с другом. Именно поэтому государство вынуждено использовать инструменты (финансовые, денежно-кредитные), которые также не всегда легко сочетаемы, а порой противоречивы. В этом и проявляется закономерность усложняющегося характера государственного регулирования.

В экономической  политике России отрабатывается практика использования обоих инструментов. Начало реформы неизбежно усилило роль денежно-кредитных мер, т.е. монетарной политики. Причина: без проведения такой ориентации не могла начаться сама реформа. Преобладание финансовых рычагов в регулировании в течение 1985-1992 гг. не могло дать старта коренным преобразованиям.В то же время, повышение значимости денежно-кредитных мер не привело к тому, что финансовый механизм сократил масштабы своего функционирования. Отечественная экономика (особенно такие сферы, как ВПК, аграрный и социальный секторы) получает стимулы для развития в значительной мере за счет бюджетного финансирования.

 

Глава 4. РЕАЛИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ЭКОНОМИКИ

 

Экономисты  США называют экономическое устройство своей страны «смешанным капитализмом». Лишь в последние десятилетия государство постепенно сдаёт свои позиции в регулировании экономики, но только в определённых областях согласно вышеописанному направлению стимулирования предложения. В настоящее время на долю налогов в США приходится около 30 % ВВП. В то же время, отлаженное антимонопольное, простое налоговое и детально проработанное законодательство по социальному обеспечению, а также лидирующее внешнеполитическое и экономическое положение страны сопутствуют успешному функционированию и развитию рыночного хозяйства.

В России до последнего момента преобладал в государственном  регулировании принцип монетаризма. Однако применение именно этого метода отнюдь не было подкреплено наличием необходимых для его успешного применения условий, что, в общем, и привело к столь плачевным экономическим результатам. Управляемость экономики государственными структурами в настоящее время критически низка. Однако, нередки случаи, когда государство, стремясь быть сильным и проявить политическую волю, навязывает основной массе субъектов рынка и населению спорную линию поведения, отвечающую фактически интересам лишь одного слоя общества.

Продолжить  начатую тему можно множеством примеров из самых разнообразных сфер приложения государственной экономической политики. Разумеется, разгосударствление собственности предприятий, реорганизация банковской системы, либерализация цен и другие решения направлены на создание условий для развития конкуренции и повышение действенности рыночных методов саморегулирования и стимулирования производства. Однако поспешность реализации программ приватизации и акционирования госсобственности привели не к ожидаемому наполнению бюджета и появлению в России мощного класса государственников - собственников, а к продаже огромного по количеству и стоимости государственного имущества по бросовым ценам представителям криминальных структур и теневого бизнеса. Это обусловлено как отсутствием у населения реальных денег, так и исторически сложившимся в стране преобладанием крупных и очень крупных предприятий с очень дорогими основными фондами. Между тем, создать реальную производственную инвестиционную активность предприятий и ограничить отвлечение их денежных средств в финансовые операции на денежном рынке можно, изменив критерии функционирования денежного капитала. Для этого следует восстановить государственное регулирование кредитно-финансовой инфраструктуры, сферы вторичной по отношению к производству. Нельзя допускать, чтобы банки и другие организации денежного рынка обогащались за счёт ограничения поступления инвестиционных финансовых ресурсов в производственную сферу, угнетения производства.

В рамках государственной  инвестиционной программы:

  • осуществить комплекс мер промышленной политики по ускорению развития машиностроения, промышленности стройматериалов, капитального строительства, производства товаров народного потребления;
  • придать действенность амортизационной политике. Экономисты сходятся во мнении, что для обвального освобождения цен не было реальных экономических предпосылок: конкуренции, антимонопольного регулирования, инфраструктуры рынка и пр. Отпустив, а точнее, бросив цены, правительство фактически нарушило собственное «О государственном регулировании цен и тарифов на 1992 - 1993 гг.» Следствием данных решений стал резкий скачёк инфляции, лишивший предприятия оборотных средств, а население - сбережений. В условиях отсутствия конкуренции цены из свободных мгновенно превратились в произвольно диктуемые продавцами, ничуть при этом, не стимулируя экономический рост производства, а, наоборот, являясь одной из причин неплатежей и сокращения его объёмов.

Получилось  так, что цена, являющаяся важнейшим  экономическим рычагом рыночного механизма стимулирования и регулирования производства, в течение ряда лет, фактически не выполняя своих функций. Соответственно и рубль последовательно уступал свои позиции доллару. Мировая практика хозяйствования свидетельствует, что при приверженности к свободе импорта и экспорта, закреплённой в международных договорах и декларируемой на словах, развитые страны, не задумываясь, вводят меры государственного протекционизма при малейшей угрозе собственному производителю. И практически ни одно государство не допускает при товарообороте хождения внутри страны иностранной валюты, причём более сильной и поэтому более привлекательной.

Эффект «инвестирования России в экономику США» проявляется в том, что за реальные нефть, газ, лес мы получаем необеспеченную бумагу, которая навсегда останется по большей части под подушкой или замороженной в банке. Необходимость отвлечь деньги из долларовых вложений, собственно, послужила одной из причин возникновения ГКО - попытки составить доллару конкуренцию, как средству сбережения. Инфляцию в наибольшей мере стимулирует именно хождение на внутреннем рынке более предпочтительного средства платежа и накопления. Кроме того, многое свидетельствует о том, что искусственная слабость рубля - огромный подарок игрокам «сырьё - ширпотреб», а также для США и других развитых стран в плане сказочной дешевизны для них проведения и поддержки любых акций внутри РФ, выгодных им. Следовательно, без жёсткого удаления доллара административным путём и замещения его собственным платёжным средством невозможно рассчитывать на успех реформ.

В качестве промышленной политики государства на первое место  для вывода экономики из кризиса ставится перевод на дотацию государства цен на энергоносители и железнодорожные транспортные перевозки. В агропромышленном комплексе необходим сложнейший набор мер стимулирования, кредитов, цен, дотаций и т.д. В общем виде вмешательство государства в экономику в максимально возможном виде необходимо для преодоления глубокого кризиса, поразившего все сферы нашей жизни.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов.

Изучение данной темы дает обильную пищу для размышлений. Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ.

Государственное регулирование экономики может быть направлено как на ограничение или даже на подавление нежелательных для общества видов экономической деятельности, таких, как производство и торговля наркотиками, оружием, так и на поддержку некоторых форм предпринимательства (фермерских хозяйств, малых форм экономической деятельности, видов благотворительной деятельности).

А также государственное  регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности. Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы.

Информация о работе Государственное регулирование экономики