Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - выделить основные направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер; познакомится с моделями государственного регулирования экономики; рассмотреть методы, инструменты, объекты и цели государственного регулирования; определить экономические функции государства, необходимость государственного регулирования в экономике современной России.
Рассматривая проблему «Государственного регулирования экономики», можно выделить такие задачи как:
формирование представлений о государстве как об активном участнике экономической жизни, строящейся на основе рынка;
выявление целей и задач государственного регулирования экономики;

Содержание работы

Введение……………………………………………………….
4
Глава 1
Государственное регулирование экономики и его место в хозяйственном механизме ……………………………………
7
1.1
Необходимость и сущность государственного регулирования. Экономические функции государства………………….
7
1.2
Причины и цели государственного регулирования
экономики………………………………………………………..
12
Глава 2
Модели государственного регулирования………………….
16
Глава 3
Основные методы и инструменты государственного регулирования экономики……………………………………………
19
3.1
Косвенные экономические методы……………………………
19
3.2
Прямые административные методы………………………….
24
3.3
Система инструментов регулирования экономики………….
26
3.4
Финансовая и денежно-кредитная политика как элементы механизма государственного регулирования экономики….
28
Глава 4
Реалии государственного регулирования экономики………
36

Заключение……………………………………………………….
39

Список использованной литературы…………………………
41

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого – использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический рост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.

Главные преграды на этом пути – высокие налоги и  инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям. Сокращение налоговых ставок сократит доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности.

Следующий комплекс мер – реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.

Таким образом, в неоконсервативной модели государство  может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.

 

Глава 3. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

 

    1. Косвенные экономические методы

 

Современная рыночная экономика регулируется с помощью  экономических (косвенных) и административных методов. При постоянно меняющемся их конкретном соотношении всегда преобладают экономические методы, так как они не сковывают свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера и оказывают регулирующее воздействие на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка. Изменяя ставку кредита, процент по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает влияние на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие экономическую активность. И, наоборот, при «перегреве» экономики вводит экономические меры, снижающие эту активность.

К экономическим  методам, прежде всего, относятся: денежно-кредитная и финансовая политика.

Денежно-кредитная  политика представляет собой совокупность мер в области денежного обращения и кредита, направленная на обеспечение роста реального объема ВВП, стабильности цен, эффективной занятости и выравнивание платежного баланса. К основным направлениям денежно-кредитной политики относятся:

  • политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования, т. е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка;
  • изменение нормы обязательных резервов банков, т. е. той суммы, которую коммерческие банки обязаны хранить в Центральном банке (без процентов).

Финансовой  политикой называются мероприятия  государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: бюджетной политики (бюджетное регулирование) и фискальной политики (в области налогов и государственных расходов).

Некоторые экономисты к экономическим методам государственного регулирования относят также систему государственного программирования, которое рассчитано на решение крупномасштабных, стратегических задач. Оно может охватывать как всю экономику " целом, так и ее отдельные отрасли (например, социальную сферу), регионы, конкретные группы населения и др. В зависимости от использования различных критериев государственные программы можно подразделить на несколько видов. По срокам государственного программирования различают:

  • краткосрочные программы, разрабатываемые на срок от одного года до трех лет;
  • среднесрочные программы, рассчитанные на 3 - 5 лет;
  • долгосрочные программы, которые составляются на срок от 5 лет и более.

По объектам государственного программирования программы подразделяются на:

  1. общегосударственные программы. Они содержат основные и значимые для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Эти программы направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных фирм;
  2. региональные программы, охватывающие деятельность отдельных частей экономики. В некоторых странах для социально-экономического развития регионов используют региональное планирование;
  3. целевые программы. Они предусматривают развитие конкретных направлений, например, научных исследований, а также поддержку отдельных групп населения;
  4. отраслевые программы, направленные на развитие отдельных отраслей;
  5. чрезвычайные программы, которые разрабатываются в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии вследствие экономических кризисов, экологических катастроф, ведения военных действий.

Под целевой  экономической программой понимается совокупность увязанных в пространстве и во времени, по содержанию, ресурсам, исполнителям мероприятий социального, научно-технического, производственно-технологического, организационного, природоохранного характера, ориентированных на достижение единой цели, решение одной экономической проблемы.

Ключевым свойством программ служит их связь с породившей программу экономической проблемой. Программы и есть инструмент решения наиболее острых, настоятельных, безотлагательных проблем, сосредоточения ресурсов на этом направлении. Поэтому великое искусство государственного программного планирования состоит в знании проблем из всей их совокупности. Такая задача выбора сопряжена с ограниченностью ресурсов, которыми обладает государство для решения стоящих перед ним проблем.

Характерной особенностью программ, отличающей их от планов, служит то, что они составляются, формулируются в терминах мероприятий, то есть действий, направленных на достижение программной цели. Мероприятия – язык комплексной экономической программы.

Комплексным программам свойственна четко выраженная логика построения, характеризуемая формулой «цели – пути и способы достижения целей – необходимые ресурсы и источники их получения». Такая логика находит свое отражение в структуре целевой комплексной программы.

В укрупненном  виде структуру программы можно представить в идее совокупности следующих основных частей (блоков):

  1. Целевой блок (система целей и целевых задач);
  2. Исполнительный (система мероприятий);
  3. Ресурсный блок (ресурсы и их источники);
  4. Организационный блок (организация разработки и выполнения программы).

Обычно комплексная  программа содержит:

  1. Анализ программной проблемы и обоснование необходимости ее решения программным образом;
  2. Цели и задачи программы с выведением генеральной цели, ее разделением на подцели и формированием  задач программы, выделение подпрограмм и составление программ;
  3. Мероприятия отдельных программ, входящих в программу с указанием их содержания, сроков исполнения, намечаемых исполнителей;
  4. Потребности программы в разных видах ресурсов, источники и способы получения необходимых ресурсов. Финансирование программы;
  5. Организационные формы управления разработкой и осуществлением программы контроля за ходом реализации. План-график выполнения программ.
  6. Оценка эффективности программы в целом, отдельных подпрограмм и крупнейших мероприятий.
  7. Сводные показатели программы.

Приведенная типовая структура может варьироваться в зависимости от вида, масштабов, продолжительности программного периода.

С помощью государственных  программ решаются задачи структурной  перестройки, осуществления инвестиций, защиты окружающей среды и т. д.

Следует отметить, что государственные программы  носят рекомендательный, а не директивный характер, как в командной экономике. Частный сектор их выполнять не обязан. Однако для их реализации государство оказывает сильную поддержку за счет экономических и социальных ресурсов всего общества.

Метод планирования, как и план, предполагает использование  позитивных факторов. Показатели роста и экономические пропорции могут устанавливаться государством на основе анализа, прогнозирования и плановых программ экономики. В этом случае функциональная экономическая система будет координироваться более совершенным ценовым рыночным механизмом. Пользуясь им при наличии разработанного плана, станет возможным быстрее адаптироваться к факторам, нарушающим ее равновесие.

Формирование  единого централизованного плана  находится в зависимости от действия внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) факторов, из которых формируются экономический рост и внутренний валовой продукт.

Планомерность - это последовательность реализации отраслевых и межотраслевых связей, рационального поведения и рационального использования рыночных регуляторов для достижения целей экономического роста. План фиксирует предполагаемую последовательность в использовании ресурсов как по количеству, так и по их качественному составу с учетом сложившихся ценностей. Макроэкономическое планирование предполагает организованную деятельность, осуществляемую как центральным планирующим органом, так и его локальными подразделениями (регионами, муниципалитетами и т. д.).

Государственное экономическое  прогнозирование, как метод регулирования экономики, основано на результатах анализа реального положения дел в экономике существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов на учете тенденций развития науки техники интеллектуального потенциала позволяет получить достоверные знания о том что может произойти в экономике в тех или иных условиях

Экономическая наука выработала ряд методологических требований обеспечивающих эффективность прогнозов.

- поэтапность процесса  прогнозирования: составление поискового  прогноза, разработка нормативного, или целевого прогноза;

- разработка конкретных  рекомендаций по использованию экономических регуляторов хозяйственной деятельности;

- корректировка нормативного  прогноза с учетом механизма  регулирования;

- составления сценария  и вариантов прогноза;

- сведение разного  рода прогнозов в систему.

Формирование системы  прогнозов складывается из прогнозов последствий от разных ситуаций: развития отраслей, видов производств, научно-технического прогресса, развития территорий, экологических прогнозов, прогнозов внешнеэкономической деятельности.

 

    1. Прямые административные методы

 

Наряду с экономическими методами государственного регулирования используются также и административные методы.

К административным методам регулирования экономики  относят такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение.

Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг либо его технологий. Например, в целях обеспечения безопасности или по другим причинам государство может запретить следование через его территорию персоны нон грата и грузов других государств.

Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм.

Административные  методы регулирования используются часто при решении вопросов охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности страны и т. д. Их используют при разработке стандартов, нормативов, а также при осуществлении контроля за их соблюдением.

Экономические и административные методы находятся  в определенной взаимосвязи. Так как любой экономический регулятор применяется, или изменяется после принятия соответствующих государственных решений, а также контролируется государственной службой, то можно сказать, что он уже несет в себе элемент администрирования. В то же время административные методы должны быть экономически обоснованы.

В общей системе государственного регулирования рынка труда можно выделить два основных типа воздействия: прямое и косвенное. Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест в негосударственном секторе, развитие системы производственного обучения и переподготовки, стимулирование или, наоборот, сдерживание развития производства в тех или иных регионах, регламентация продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной миграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ. Косвенно воздействуют на рынок труда, изменяя условия хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов, налоговая, кредитно-денежная политики, госзакупки, политика в области амортизации основных фондов, стимулирование, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное – на спрос. Можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед государством на рынке труда: во-первых, достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой – сохраняются эффективные стимулы к труду. Во- вторых, формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно – образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов, что создает предпосылки для повышения эффективности всей рыночной экономики. В-третьих, необходимость интеграции России в международную систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации управления.

Информация о работе Государственное регулирование экономики