Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование экономики, изучение роли и функций государства и анализ проблем государственного регулирования.
Задачами исследования являются:
• анализ функций государства;
• исследование целей, методов и инструментов государственного регулирования;
• исследование особенностей и специфики социальной политики России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..
1. Государственное регулирование экономики: субъекты и объекты…………………………………………………………………..
2. Цели, методы и инструменты государственного регулирования……………………………………………………………
3. Пределы государственного вмешательства в экономику….................
3.1. Государственное регулирование экономики в России………………
Заключение……………………………………………………………........
Список использованной литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 61.06 Кб (Скачать файл)

Государство определяет то нормативно-правовое поле и те правила  игры на котором играют и которых  придерживаются субъекты рынка.

Реализация этих функций  обеспечивается решением конкретных задач  ГРЭ, отражающих систему приоритетов  экономической политики государства  как на данном текущем моментом, так и на перспективу.

Задачи  государственного регулирования экономики:

  1. Совершенствование законодательства, обеспечивающего правовую основу деятельности предпринимателей и защиту их интересов.
  2. Поддержание оптимальных общеэкономических пропорций
  3. Совершенствование отраслевой структуры экономики, государственная поддержка базовых и других отраслей промышленности
  4. Оптимальное сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной и научно-технической политики.
  5. Создание благоприятных условий для накопления капитала.
  6. Поддержание приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов, социальной стабильности в обществе.
  7. Регулирование занятости и качества воспроизводства рабочей силы в условиях постоянного изменения производительных сил
  8. Создание условий для свободной и добросовестной конкуренции, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках.
  9. Охрана окружающей среды, предотвращение ее заражения, недопущение гибели природы.
  10. Обеспечение национальной безопасности и др.

Как отмечалось ранее, методы государственного регулирования подразделяются на:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые  методы государственного регулирования в основном связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения, которые характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов. Прямой характер применяемых при государственном регулировании административных средств выражается в принятии субъектом управления в рамках компетенции управленческого решения в виде правового акта управления, юридически обязательного для адресата и содержащего прямое предписание императивного (директивного) характера на совершение определенных действий. При этом используются как меры убеждения, так и меры принуждения.

К административным средствам государственного регулирования относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности и т.д.

Прямые методы выступают  в следующих основных формах:

  1. Целевое финансирование государства (дотации предприятиям, финансирование научно-технических, эко­логических программ, финансирование социальной сферы;
  2. Государственные закупки;
  3. Функционирование государственного сектора экономики.

Косвенные методы государственного регулирования основываются на экономических средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности. Они опосредованно через экономические интересы без прямого властного воздействия отражаются на поведении участников экономических отношений путем создания условий, влияющих на мотивацию должного поведения, созданием материальных стимулов, как материального поощрения, так и ответственности. К экономическим средствам относятся прежде всего средства денежно-кредитной и бюджетной политики, косвенное планирование, инструменты ценообразования и другие.

Косвенные методы выступают  в следующих основных формах:

  1. Кредитно-денежные методы (учетная ставка, операции на открытом рынке ценных бумаг, установление норм обязательных резервов);
  2. Бюджетно-налоговые методы (система налогообложения, установление налоговых скидок, предоставление налоговых льгот);
  3. Ускоренная амортизация (нормы амортизации, порядок амортизационных списаний);
  4. Внешнеэкономические методы (стимулирование экспорта, кредитование экспорта, ограничение или привлечение иностранного капитала).

Прямые и косвенные  методы государственного управления экономикой и соответственно административные и экономические средства государственного регулирования экономики имеют единые цели и задачи и всегда облекаются в соответствующую правовую форму.

Право следует рассматривать в качестве самостоятельного и одного из основных средств государственного регулирования экономики. Основная задача государства заключается в формировании правовой базы экономической, предпринимательской деятельности. Без правовых норм невозможно применение административных и экономических средств государственного регулирования. Любые средства, будь то административные или экономические, не могут быть применены вне правовой формы их существования.

Особо следует отметить самостоятельную  группу средств государственного регулирования экономики, так называемые правовые средства. К числу правовых средств относятся такие широко применяемые инструменты, как договор, ответственность, юридическое лицо и др. Указанные и иные правовые средства широко применяются не только во взаимоотношениях между субъектами предпринимательской деятельности в пределах гражданско-правовых отношений, но и при государственном регулировании экономики и предпринимательской деятельности.

Для решения многочисленных задач, стоящих перед государством в сфере экономики, в распоряжении государства имеется широкий  набор инструментов.

Основные инструменты  государственного регулирования:

1. Фискальная политика

Важный инструмент для  достижения стабилизации экономики. Манипулируя  государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую  активность, воздействовать на безработицу  и инфляцию. Неразумное применение этого инструмента превращает фискальную политику в фактор, дестабилизирующий  экономику.

2. Денежная  политика

Денежно-кредитная политика состоит в воздействии государства  на денежное обращение и объем  денежной массы. Государство через  центральный банк способно регулировать эмиссию и общую денежную массу, устанавливать предельные ставки банковского процента и влиять на них через учетную ставку, норму резервирования и другие нормативы, устанавливаемые центральным банком. Предоставлять льготные займы, выпускать облигации и другие ценные  бумаги. Такое регулирование способно изменять денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие на экономические  процессы, бороться с высоким уровнем инфляции.;

  1. Политика регулирования доходов

Как инструмент борьбы с  инфляцией используют политику регулирования  доходов («замораживание» цен и  зарплаты).;

  1. Социальная политика

Социальное регулирование  со стороны государства направлено на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание  уровня условий жизни, достойных человека.

  1. Государственное регулирование ценообразования

Государственные мероприятия  по регулированию цен бывают трех типов: законодательного, административного  и судебного. Принятые парламентами законы создают правовую основу отношений  между хозяйственными субъектами, а  также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой  ценовое право. Мероприятия по регулированию  цен осуществляют министерства экономики, финансов и центральный банк.

  1. Внешнеэкономическое регулирование

 

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной  политики. Отдельным самостоятельным  инструментом государственного регулирования  экономики является государственный сектор в экономике. Основные экономические средства – это:

  • Регуляция учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая Центробанком);
  • Установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке
  • Операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

Используя эти инструменты, государство пытается изменить соотношение  спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении. Прямое государственное хозяйственное  регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.

 

 

  1. Пределы государственного вмешательства в экономику

Рассмотрим границы необходимого вмешательства государства в  экономику. Прежде всего, это области, где перестает эффективно действовать механизм рыночной саморегуляции и требуется срочное вмешательство государства.

Во-первых, это правильная организация денежного обращения.

Во-вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме, через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования : национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и т. д. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.

В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. В  процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику.

Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок. Если обратиться к реальному конкурентному рынку, то обнаружатся новые области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства в экономику. Кратко обозначим эти сферы.

1. Перераспределение  доходов.

Рынок признает справедливыми  доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе же есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (нетрудоспособные, неимущие). Они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Существуют и люди, не имеющие работу, но трудоспособные, они не могут найти рыночное применение своему труду. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится задачей государства, а не рынка.

Во всех вышеперечисленных  случаях государство вправе вмешаться  в перераспределение доходов, ибо то, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека на достойное существование в обществе.

Государство берет на себя задачу обеспечения правовой базы и  некоторых важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов. Правительство устанавливает также законные "правила игры", регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основе законодательства государство выполняет функции арбитра в области экономических связей. Основные услуги, обеспечиваемые государством, включают применение милицейских сил для поддержания общественного порядка, введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающий обмен товаров и услуг.

2. Конкуренция служит основным регулирующим механизмом в экономике. При конкуренции индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желаниям покупателей, которые рыночная система регистрирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей, подчиняющихся воле рыночной системы, ждут прибыль и упрочение их позиций; уделом же тех, кто нарушает законы рынка, являются убытки и в конечном счете банкротство.

Рост монополий резко  изменяет эту ситуацию. Государство  пытается регулировать ситуацию двумя способами. Оно образовывает государственные комиссии для регулирования цен и устанавливает стандарты на предоставляемые услуги. Федеральное правительство также использует антимонопольные законы.

Механизм рынка не реализует  автоматически право на труд для  тех, кто может и хочет работать. Заметим, что обеспечение указанного права не аналогично наделению всех трудоспособных членов общества гарантированными рабочими местами. Для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы, по ряду причин в рыночной системе неизбежна безработица, что ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места.

Информация о работе Государственное регулирование экономики