Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 15:57, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование экономики, изучение роли и функций государства и анализ проблем государственного регулирования.
Задачами исследования являются:
• анализ функций государства;
• исследование целей, методов и инструментов государственного регулирования;
• исследование особенностей и специфики социальной политики России.
Введение……………………………………………………………………..
1. Государственное регулирование экономики: субъекты и объекты…………………………………………………………………..
2. Цели, методы и инструменты государственного регулирования……………………………………………………………
3. Пределы государственного вмешательства в экономику….................
3.1. Государственное регулирование экономики в России………………
Заключение……………………………………………………………........
Список использованной литературы………………………………………
3. Монополизм и инфляция - это две тяжелые “хронические болезни” рыночной экономики, которая нуждается в проведении антимонопольной и антиинфляционной профилактики.
Суть государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления – рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен.
В такой ситуации задача государственного регулирования экономики– притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.
4. Развитие
фундаментальных научных
Государство проводит региональную политику, решая вопросы, возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и других нерыночных факторов. Региональная политика осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированное положение отдельным отраслям и регионам. В одних случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса ; в других – поощряется развитие новых отраслей и видов производств – носителей научно - технического прогресса, призванных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.
5. Реализация национальных интересов в мировой экономике (регулирование внешнеэкономических связей) предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое.
Таковы в общих чертах верхние максимально допустимые пределы государственного вмешательства в рыночную экономику. Эти рамки достаточно широки для того, чтобы разумный симбиоз государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка позволил решить основные социально-экономические проблемы современного общества.
Если же государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, т.е. продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, ведет фискальную налоговую политику, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают те, ради которых государство шло на превышение пределов разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности.
Экономическое развитие современной России нацелено на три основные задачи:
Для выполнения первой стратегической задачи необходимо добиться высокого уровня доходов большинства населения, высокого уровня образования и экономической востребованности высокообразованных кадров, а также обеспечить условия для здорового образа жизни, рождаемости полноценных детей и увеличения продолжительности жизни.
Вторая стратегическая задача предполагает сохранение государственной целостности сохранение государственной целостности и независимости посредством обеспечения достаточного для безопасности страны уровня обороноспособности.
Третья задача, являясь особо важной в условиях глобализации, предполагает увеличение технологичности производства, оптимизацию экспорта-импорта в сторону расширения экспорта продуктов с высокой долей добавленной стоимости, нахождение своих экономически выгодных ниш в международном разделении труда.
Обеспечение относительной
самодостаточности российской экономики
предполагает создание самостоятельной
экономической системы
Тесная взаимосвязь
Для реализации долгосрочного
экономического роста России необходимо
основное внимание уделить развитию
факторов производства: человеческому,
природному, финансовому. Важно стимулировать
увеличение спроса на отечественную
продукцию со стороны внутреннего
рынка и расширять возможность
ее реализации на внешнем рынке. Основным
способом расширения спроса на внутреннем
рынке является, помимо повышения
конкурентоспособности
Решить эту проблему далеко не просто, но необходимо. По крайней мере, заключение долговременных контрактов с зарубежными государствами на поставку сырья должно быть связано с определением доли поставок высокотехнологичной продукции.
Обеспечить экономический
рост можно только при условии
повышения уровня производства товаров
и услуг, роста производительности
и труда, внедрения в производство
и управление новых технологий. Нельзя
решить проблему долгосрочного экономического
роста без активизации и
Государство, как общественный институт в рыночной системе хозяйствования, должно взять на себя определяющую роль в обеспечении экономического роста. Оно должно вырабатывать только эффективную долгосрочную стратегию такого роста, но и обеспечить реализацию конкретных, тактических задач. Главнейшими направлениями деятельности государства являются:
Государственные институты
просто обязаны повысить качественную
составляющую законодательной базы
для ведения бизнеса, убрать нецивилизованные
методы сотрудничества с предпринимательством,
снизить уровень
Проблема экономического
роста, равно как и проблема экономического
развития страны, весьма противоречива.
Но при этом важно, чтобы рост и
положительная динамика развития были
устойчивыми. Это предпочтительнее,
чем процесс спада и
Государственное регулирование
— объективная необходимость
развития экономики. Причем, степень
государственного регулирования зависит
от уровня развития рыночных отношений.
Так или иначе, в любой стране,
при любой общественно-
Обеспечение экономического
роста во многом определяется качеством
государственного воздействия на все
стороны экономического развития страны.
Экономический рост становится важнейшим
и определяющим объектом государственного
регулирования экономики
В рыночных условиях перед государством встает трудная задача: с одной стороны оно с помощью экономических рычагов должно поддержать и облегчить функционирование рыночной системы, а с другой стороны – не разрушить эту систему излишним воздействием.
Экономический рост может получить серьезную поддержку от государства путем снижения налоговой нагрузки или увеличения расходов государства. Последнее можно осуществить в результате достаточно высокого уровня государственных доходов. Решать проблему увеличения доходов государства через понижение налоговых ставок с одновременным повышением уровня налогового администрирования. Следует добиваться, чтобы положенные к уплате налоги максимально попадали в бюджет.
Налоговая система должна быть гибкой и динамичной. Она должна быть готова в максимально короткий срок подстраиваться к разным новшествам, возникающим на рынке. Главным препятствием в достижении такой подвижности является процесс законодательного обеспечения налогового процесса.
Для сегодняшней России,
в период перехода к рынку, особенно
важно государственное
Список использованной литературы