Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование экономики, изучение роли и функций государства и анализ проблем государственного регулирования.
Задачами исследования являются:
• анализ функций государства;
• исследование целей, методов и инструментов государственного регулирования;
• исследование особенностей и специфики социальной политики России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..
1. Государственное регулирование экономики: субъекты и объекты…………………………………………………………………..
2. Цели, методы и инструменты государственного регулирования……………………………………………………………
3. Пределы государственного вмешательства в экономику….................
3.1. Государственное регулирование экономики в России………………
Заключение……………………………………………………………........
Список использованной литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 61.06 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ»

в г. СТАВРОПОЛЕ

 

КАФЕДРА «ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине: «Макроэкономика»

 

Тема: «Государственное регулирование 

экономики»

 

 

Выполнила:

Студентка 2 курса

Группы ФК-111

Карпцова Е.Н.

Проверил:

к.п.н., доцент

Савинов П. Я.

 

 

 

 

 

Оценка_______________ Дата________________ Роспись_________________

 

 

 

г. Ставрополь, 2013 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………..

1.  Государственное регулирование экономики: субъекты и объекты…………………………………………………………………..

2. Цели, методы и инструменты государственного   регулирования……………………………………………………………

3. Пределы государственного вмешательства в экономику….................

3.1. Государственное регулирование экономики в России………………

Заключение……………………………………………………………........

Список использованной литературы………………………………………

3

 

6

 

10

16

21

24

26


 

 

Введение

Все экономические системы, без исключения, в той или иной степени регулируются государством. Современная рыночная экономика координируется им в меньшей степени, чем, например, административно-командная система. Однако, государство в экономической жизни страны играет одну из самых важных ролей.

Государственное регулирование  экономики - это система типовых  мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями  в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической  системы к изменяющимся условиям.

Необходимость в государственном  регулировании экономики появляется по достижению определенного уровня развития экономики, концентрации производства и капитала, так как в экономике  нарастают проблемы и трудности, с которыми справиться самостоятельно она не в силах.

Государственное регулирование экономики направленно на решения различных задач, например стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогресса развития в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером экономических и социальных проблем в той или иной стране в данный конкретный период.

Наиболее развитыми механизмами  государственного регулирования экономики считаются механизмы регулирования в некоторых странах Западной Европы (во Франции, ФРГ, Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее развито государственное регулирование экономики в США, Канаде, Австралии, где в отличие от Европы не было социально-экономических потрясений, аналогичных последствиям II мировой войны и где частный капитал обладал особенно сильными позициями. Однако, государственное регулирование экономики и в этих странах играет заметную роль, особенно при высоких показателях безработицы и инфляции.

Очень важна роль государственного регулирования экономики в развивающихся  странах, создающих свою независимую  экономику и в бывших социалистических странах, переходящих к рыночному  хозяйству на базе частной собственности.

Современная экономика невероятно сложна, она призвана создавать условия  для самых разнообразных видов  жизнедеятельности человека. В зависимости  от того, насколько хорошо организована экономика, на каких принципах эта  организация построена, можно определить, какие задачи она в состоянии  решить и какие интересы общества она может удовлетворить.

Целью моей работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование  экономики, изучение роли и функций  государства и анализ проблем  государственного регулирования.

Задачами исследования являются:

  • анализ функций государства;
  • исследование целей, методов и инструментов государственного регулирования;
  • исследование особенностей и специфики социальной политики России.

Государственное регулирование  экономики — процесс воздействия  государства на хозяйственную жизнь  общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.

В качестве основных методов  влияния на экономику для достижения необходимых обществу результатов  государство использует методы прямого  и косвенного воздействия. Использование  этих методов предполагает применение характерных для них приемов  и средств. Так, метод прямого  воздействия на экономику реализуется средствами административного и экономического влияния. Косвенный метод регулирования реализуется только экономическими средствами. Особенностью прямого метода государственного регулирования является прежде всего то, что он основан на авторитете государственной власти и не связан с созданием дополнительных материальных стимулов для его осуществления. Важная специфическая его черта состоит еще в том, что им предполагаются меры запрета, разрешения, принуждения (законотворческая деятельность, лицензирование и др.), а также предусматривает организацию управления предприятиями государственного сектора, государственной собственностью. Косвенный метод государственного регулирования хозяйственной жизни характеризуется опосредованным способом влияния на социально-экономические процессы и хозяйственные объекты.

Далее рассмотрим государственное  регулирование экономики более  подробно.

 

 

 

 

  1. Государственное регулирование экономики: субъекты и объекты

 

Государственное регулирование  экономики как системное явление  предполагает наличие объектов и  субъектов.

Объекты государственного регулирования экономики – это сферы, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, экономика в целом, то есть все то, на что направлена регулирующая деятельность государства для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики.

В последние десятилетия  спектр объектов регулирования значительно  расширился. Объектами государственного регулирования в большей степени  становятся общие условия существования  и развития общества. К ним относятся  проблемы окружающей среды и сфера  международного сотрудничества, оборонные  и энергетические объекты, а также  организации, выполняющие общегосударственные  функции, в том числе обеспечивающие военно-экономическую безопасность. Государство берет на себя заботу о производстве общественных товаров  и услуг. Оно финансирует расходы  на оборону, содержание правоохранительных органов и расходы на социальные нужды.

Объектами государственного регулирования выступают сферы, отрасли, районы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической  жизни страны, где образовались (или  могут образоваться) проблемы, которые  нельзя разрешить автоматически  или в ближайшем будущем.

Основными видами объектов государственного регулирования являются:

  • экономический цикл;
  • занятость;
  • накопление капитала;
  • цены;
  • денежное обращение;
  • платежный баланс;
  • конкуренция;
  • окружающая среда;
  • научные исследования;
  • внешнеэкономические связи и др.

Немаловажным объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной  деятельности в рыночной экономике.

Соотношение между спросом  и предложением рабочей силы должно удовлетворять потребность экономики  в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых  служит для них достаточной мотивацией к труду. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению числа безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту  налогов и прочим негативным последствиям.

Особое внимание государственное  регулирование экономики уделяет  обращению денег. Основное направление  регулирования денежного обращения - это борьба с инфляцией, представляющей одну из серьезнейших опасностей для  экономики.

Пожалуй, одним из важнейших  объектов регулирования являются цены. Динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В  то же время сами цены сильно влияют на структуру экономики, условия  капиталовложений, устойчивость национальных валют.

Объекты государственного регулирования  экономики различают в зависимости  от уровня решаемых ими задач и  методов решений. Это следующие  иерархические уровни:

  • уровень фирмы;
  • уровень региона;
  • уровень отрасли;
  • уровень сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги);
  • уровень хозяйства в целом;
  • глобальный уровень (социальные отношения, экология);
  • наднациональный уровень (экономико-политические отношения с зарубежными странами, различные интеграционные процессы).

 При этом невозможно  сказать, какой из этих уровней  является доминирующим, а какой  – вторичным, поскольку они  все действуют в рамках одной  системы.

Субъектами государственного  регулирования экономики являются законодательные, исполнительные и  судебные органы власти. Государственную  власть в Российской Федерации осуществляют: Президент Российской Федерации, Федеральное  Собрание (Совет Федерации и Государственная  Дума), Правительство  Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную  власть в субъектах Российской Федерации  осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение  предметов ведения и полномочий  между органами государственной  власти Российской федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации осуществляется конституцией, федеральными и иными  договорами о разграничении объектов ведения и полномочий.

К государственному аппарату, регулирующему экономическое развитие страны, помимо трех ветвей власти, относится  Центральный Банк Российской Федерации (банк России).

Субъектами государственного регулирования являются:

  • носители;
  • выразители;
  • исполнители хозяйственных интересов.

 

К носителям хозяйственных интересов относятся социальные группы, отличающиеся друг от друга с позиции их имущественного состояния, доходов и видов деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, государственные служащие и т.д. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально – экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности.

Носители экономических  интересов объединены в развитых странах рыночного хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации : это профсоюзы, союзы предпринимателей и т.п. Некоторые их них насчитывают миллионы членов (например, профсоюзы), другие играют огромную роль в экономике страны из-за представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей, банковских учреждений, торговые палаты). Есть и совсем малозначащие объединения, например ассоциация физических и юридических лиц, заинтересованных в приватизации какого- либо земельного участка, принадлежащего муниципалитету. Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов.

К исполнителям хозяйственных интересов относятся исполнительные органы хозяйственных интересов, организованные по подчиненности и включающие органы власти и Центральный национальный банк. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов государственного регулирования экономики, все более независимыми в осуществлении государственного регулирования от законодательной власти становятся исполнительные органы. Это главная, третья линия трансформации частных экономических интересов в государственной экономической политике.

 

 

  1. Цели, методы и инструменты государственного   регулирования

Главная задача государственного регулирования экономики – создание определенных условий для обеспечения  нормального функционирования экономики. Государство во взаимодействии с  рынком поддерживает  и стимулирует  развитие общества, отстаивая, прежде всего, его интересы. Развитие общества способствует эффективному, максимальному  независимому функционированию субъектов  рынка, получению им оптимальных  выгод. Государство защищает право  собственности, права потребителей.

Основные  функции государственного регулирования экономики:

  • разработка, принятие и контроль над выполнением хозяйственного законодательства;
  • определение приоритетов макроэкономической политики;
  • обеспечение условий эффективного функционирования рынка;
  • решение тех экономических проблем, которые рыночный механизм не решает.

Информация о работе Государственное регулирование экономики