Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы: проанализировать роль государства в современной рыночной экономике.
В связи с целью работы я поставила перед собой следующие задачи:
1. Изучить литературу по исследуемому вопросу.
2. Проанализировать необходимость вмешательства государства в
рыночную экономику.

Содержание работы

Введение 2
1. Необходимость вмешательства национального государства в рыночную экономику 4
2. Функции, методы и главные направления государственного регулирования экономики 9
3. Подходы российского государства к макроэкономической политике (стратегия, тактика) 18
Заключение 30
Приложения 31
Список использованной литературы 34
Разбор экономической ситуации 35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 403.04 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение 2

1. Необходимость вмешательства национального государства в рыночную экономику 4

2. Функции, методы и главные направления государственного регулирования экономики 9

3. Подходы российского государства к макроэкономической политике (стратегия, тактика) 18

Заключение 30

Приложения 31

Список использованной литературы 34

Разбор экономической  ситуации 35

 

 

 

Введение

Данная работа посвящена раскрытию темы «Государственное регулирование экономики».

Актуальность  выбранной темы курсовой работы обусловлена  тем, что рыночная экономика не может  существовать и функционировать  без государственного регулирования. В этом свете термин регулируемая рыночная экономика обладает выраженной избыточностью, так как подобная экономика не может быть нерегулируемой. Прибавление эпитета регулируемая не лишено смысла, если следует подчеркнуть, что экономика в значительной степени регулируется со стороны государства.

При отсутствии необходимого и достаточного государственного регулирования в действие неизбежно  вступают стихийные регуляторы. Они также наводят порядок в экономике, восстанавливают своеобразную равновесность и пропорциональность, но ценой кризисов, глубоких спадов производства и потребления, повальной безработицы, социальных напряжений и взрывов.

В цивилизованной рыночной экономике, характеризующейся  наличием системы ориентиров, выражающих общегосударственные, общенациональные интересы, и обладающей высоким уровнем  организованности, разрушительной силе стихийных регуляторов противостоит государственное регулирование.

Отметим, что  государственное регулирование  в заметной степени ассоциируется  с централизацией управления экономикой, поэтому к нему относятся положения, высказанные выше по отношению к  централизации.

Цель моей курсовой работы: проанализировать роль государства в современной рыночной экономике.

В связи с целью работы я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Изучить литературу по исследуемому вопросу.
  2. Проанализировать необходимость вмешательства государства в

рыночную экономику.

  1. Рассмотреть основные направления и методы регулирования

государством рыночных экономик.

  1. Изучить подходы российского государства к макроэкономике.

 

  1. Необходимость вмешательства национального государства  в рыночную экономику

Сначала следует  напомнить, что государственное регулирование — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Не смотря на то, что многовековой опыт рыночного хозяйствования развитых стран мира базируется на либеральном принципе laissez-faire ("позволять делать" — в дословном переводе с французского),который предполагает минимальное вмешательство государства в поведение фирм, домохозяйств, продавцов и покупателей, регулирующее участие государства при котором допускается в качестве вынужденной меры, как компенсатор отклонений от идеальной рыночной модели, является все же необходимым.

Обратившись к работам В.И. Кушлина, можно отметить, что во многих трудах дается "стандартное" оправдание государственного вмешательства в экономику. В качестве стартовой точки берется поведение экономики при почти полном отсутствии правительства, т.е. при абсолютно свободной рыночной экономике. Применительно к реальной экономической жизни возможное и необходимое вмешательство государства определяется по отклонениям от ситуации идеального рынка. Логика здесь обычно такова. Допустим, существует полный набор рынков, и в экономике действует совершенная конкуренция, складывается равновесие между спросом и предложением. В результате достигается положение, когда никто не может повысить свое благосостояние, не ухудшив благополучие кого-то другого. Это называют достижением "эффективности по Парето"'. Предположим также, что индивидуумы всегда лучше, чем правительство, знают, что принесет им удовлетворение. Отсюда логически конструируется предположение, что государственное вмешательство на основе избранного принципа эффективности не является необходимым.

Использование принципов laissez-faire и "эффективности  по Парето" сыграло огромную роль в становлении рыночной экономики  в развитом мире. Однако и представление, что идеальной следует считать экономику, которая регулируется лишь "невидимой рукой" Адама Смита, не подтвердилось ни практикой, ни научными разработками. Разумеется, в природе не существует "совершенных" рынков, вследствие чего и приходится прибегать к мерам внешнего подрегулирования. Дело в том, что регулирование экономики государством и другими общественно-политическими институтами выступает органической предпосылкой самой возможности устойчивых экономических, в том числе рыночных отношений. "Есть мало оснований считать, — замечают американские ученые Э.Аткинсон и Дж.Стиглиц, — что рынок мог бы функционировать в ситуации, предполагающей негосударственную экономику"'.

Следует так  же выделить следующие основные причины  для государственного вмешательства:

  1. отсутствие в реальности совершенной конкуренции;
  2. недоступность для рыночных субъектов всей информации и

неспособность рынка достичь  полного равновесия;

  1. необходимость общественного перераспределения благ в соответствии

с факторами, неподвластными рынку;

  1. отсутствие многих видов рынков в достаточно развитом виде

(например, фьючерсных и  страховых);

  1. наличие внешних факторов (экстерналий), требующих

компенсационных действий;

  1. существование значительных сфер, связанных с созданием и

потреблением общественных благ (оборонные услуги, фундаментальная  наука и т.п.);

  1. разграничение "достойных потребностей" и тех, интерес к которым

нужно снижать (алкоголь, табак, наркотики и др.).

Нельзя не отметить, что и российской экономике  необходимо государственное регулирование, поэтому стоит упомянуть о  том, что конкретные механизмы государственного регулирования национальной экономики  определяются не только общими устоявшимися в мире закономерностями, но и характером, особенными чертами экономики страны. В этом плане российская экономика как объект регулирования отличается рядом специфических особенностей. Об этом говорят уникальные пространственные масштабы российской экономики. Особые требования, объективно предъявляются со стороны экономики в целом к инфраструктурным объектам (к транспорту, всем видам)

Крайне неразвита  специфически рыночная инфраструктура, особенно в части инфраструктурного оснащения рыночных отношений на периферии. Имеется огромная дистанция в уровне экономического и социального развития между меньшинством регионов, получившим название "доноров", и остальной частью страны. Россию отличает уникальная сложность природно-климатических условий для хозяйственной деятельности и проживания людей на большинстве территории страны. Наконец, нельзя не сказать о наличии устойчиво сильных исторических традиций, поддерживающих склонность к централизованному управлению процессами в стране.

Россия сообразно  принятой в мире классификации относится  к группе стран с переходной экономикой. Уже само качество переходности задает дополнительную управленческую компоненту в государственном влиянии на экономические и политические процессы. Французский ученый Ж.Сапир справедливо замечает: "Дело перехода к рынку нельзя отдавать на откуп самому рынку. Нелепо пытаться воспользоваться преимуществами еще не существующего института". К этому нужно добавить, что совершающийся в России переходный процесс от некогда мощной централизованно-плановой экономики к экономике либерально-рыночной, не имеет по своим масштабам и сложности прецедентов в мировой истории.

В соответствии с такими особенностями переходного  процесса объективно весьма значительное место у нас должны занимать целевые государственные программы, призванные формировать несуществующие или слабо развитые объекты рамочного типа (инфраструктура, рыночные институты, база поддержки эффективного предпринимательства и т.д.). Вряд ли они сформируются на базе одной лишь частной инициативы.

Сложившаяся в России на рубеже XX и XXI веков экономика  относится к классу смешанных экономик, где частное предпринимательство не может не сочетаться с государственным воздействием и регулированием. Она состоит из нескольких, различных по типу собственности хозяйственных укладов. В период реформ, проводившихся после 1991 г., имела место трансформация господствовавшего прежде уклада, базировавшегося на общественной (государственной) собственности на средства производства, в иные уклады с явным возрастанием доли частного предпринимательства. Удельный вес негосударственной собственности в производстве ВВП достиг почти 3/4, а до реформ он составлял порядка одной десятой.

Это существенное возрастание доли частнособственнического  хозяйственного уклада происходило  в условиях резкого общего экономического спада. В абсолютном выражении производительная сила частнособственнического сектора была недостаточной, чтобы компенсировать утрату былой производительной роли объектов общественной собственности. Сектор частной и корпоративной собственности в значительной мере сосредоточился на финансовом бизнесе, слабо связанном с развитием реального сектора экономики. По состоянию на 2000 г. относительно 1990 г. ВВП России составлял менее 59%, промышленное производство — 54,5, сельскохозяйственное производство — 61,2, инвестиции в основной капитал — 27,5%.

Многоукладность и смешанный характер российской экономики породили противоречивое единство рыночного, кооперативного и  государственного регулирования. Возрастает роль различных форм ассоциированной собственности, в частности, различных акционерных форм хозяйствования. Все больше возникает хозяйственных структур в виде различных фондов: страховых, пенсионных, взаимно-инвестиционных и др. Но в эффективной смешанной экономике каждый ее сектор должен занимать свою нишу в удовлетворении потребностей общества в соответствии с требованиями экономической и социальной эффективности. Это и придает смешанной экономике гибкость и динамизм.

Заметим, что  потенциальная роль государственного уклада в России намного выше чем  количественная доля объектов государственной  собственности в производстве ВВП. Дело в сложившейся недостаточной загруженности большинства производственных объектов. Это может быть изменено в лучшую сторону лишь на путях оптимальной экономической политики, а также при значительной доле пакетов собственности, принадлежащих государству в многочисленных акционерных обществах. Кроме того, влияние государственных органов фактически остается решающим фактором для становления и последующей судьбы большинства крупных предпринимательских структур. Многие так называемые олигархи умножили свой капитал, пользуясь близостью к государственным структурам.

Таким образом, в условиях России экономическая  роль государства по многим параметрам значительнее, чем могло бы показаться на первый взгляд. И с этим нельзя не считаться. Сохраняется и высокая вероятность использования традиций огосударствления экономики в корыстных целях дальнейшего обюрокрачивания экономических отношений со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. Поэтому столь важна политика эффективной либерализации и дебюрократизации экономики.

 

 

 

  1. Функции, методы и главные направления  государственного регулирования экономики

С учетом сложившегося многовекового опыта можно выделить достаточно пространный ряд функций  в управлении экономикой и обществом, которые могут реализоваться  в любом современном рыночном хозяйстве исключительно на уровне политики государства как целого. Назовем основные из них:

  1. Правовое обеспечение экономической деятельности. Одна из важных

функций государства в  этой области — поддержка права  собственности.

  1. Организация денежного обращения, регулирование массы и скорости

оборота денег, валютного  курса, кредитных отношений.

  1. Фискальная политика и регулирование бюджетного сектора.
  2. Перераспределение доходов в обществе (в том числе для обеспечения

его стабильности, устойчивости). В частности, государство обязано позаботиться, чтобы было обеспечено разумное соотношение личных доходов предпринимателей и людей, зарабатывающих себе на жизнь трудом по найму. При слишком большой разнице в доходах между этими категориями лиц в обществе возникают острые социальные противоречия. Опыт даже самых рыночных капиталистических стран свидетельствует, что не более 5% населения способны быть предпринимателями. Остальные предпочитают быть наемными работниками.

  1. Производство так называемых общественных товаров и услуг, которые

призваны удовлетворять  коллективные потребности. Таковы продукция оборонного назначения, дороги, коммуникации, иная инфраструктура. К этому классу задач можно также отнести поддержку государством науки, образования, культуры.

  1. Минимизация трансакционных издержек. Под трансакционными

издержками, напомним, понимают издержки эксплуатации экономической  системы.

  1. Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции. Поддержка

малого и среднего бизнеса.

  1. Оптимизация влияния экстерналий. Известно, что в экономике

Информация о работе Государственное регулирование экономики