Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы: проанализировать роль государства в современной рыночной экономике.
В связи с целью работы я поставила перед собой следующие задачи:
1. Изучить литературу по исследуемому вопросу.
2. Проанализировать необходимость вмешательства государства в
рыночную экономику.

Содержание работы

Введение 2
1. Необходимость вмешательства национального государства в рыночную экономику 4
2. Функции, методы и главные направления государственного регулирования экономики 9
3. Подходы российского государства к макроэкономической политике (стратегия, тактика) 18
Заключение 30
Приложения 31
Список использованной литературы 34
Разбор экономической ситуации 35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 403.04 Кб (Скачать файл)

Со стороны  мировой экономики основными  факторами и источниками экономического роста России являются уровень цен  и физический объем спроса на основные товары российского экспорта на мировом  рынке (на нефть и другие сырьевые товары), доступность капитала для российских заемщиков на мировом финансовом рынке, темпы роста мировой экономики и спрос на несырьевые товары российского экспорта.

Риски и ограничения  экономического роста в России определяются затяжным характером выхода ведущих  мировых экономик из кризиса и  отсутствием расширения физических объемов спроса как на сырье, так  и на несырьевые товары российского  экспорта, более быстрым ростом новых  перспективных развивающихся рынков и усилением конкуренции между  странами БРИКС на мировом рынке  капитала, что может привести к  меньшей доступности капитала для  российских компаний, относительно малым  возможностям расширения внутреннего  рынка России, что, в свою очередь, делает невозможным развитие без  участия в глобальной экономике, с опорой только на внутренний рынок (по примеру Китая или Индии), способствует возникновению нового очага кризисных  явлений на развивающихся или  развитых рынках.

При благоприятном  ходе развития мировой экономики  преодоление кризиса 2007–2009 гг. в экономиках ведущих стран мира полностью завершится к началу 2012 г., и в 2013 г. темпы роста мировой экономики могут достичь 4,0–4,5%.

Основными условиями реализации данного сценария являются:

  1. решительная и ответственная политика ведущих стран мира по

сокращению бюджетного дефицита, проведение скоординированной денежно-кредитной  политики. Однако ведущие экономики мира будут выходить из кризиса и развиваться в среднесрочной перспективе в условиях крайне высокой долговой нагрузки на государственные бюджеты, что означает сокращение расходов на социальные программы, поддержание внутреннего спроса и невозможность противостоять новым проблемам в экономике. При этом увеличение долговой нагрузки, как и рост пенсионных расходов, становятся основной долгосрочной проблемой для устойчивого роста ведущих экономик мира;

  1. достижение соглашений в рамках G8 или G20 о новых требованиях к

глобальному финансовому  рынку, повышение качества регулирования  финансовых институтов, формирование новой системы определения и  поддержания курсов основных мировых  валют и, вероятно, трансформация  самого понятия «резервности» в  сторону более гибкого и широкого портфеля валют или других финансовых активов;

  1. решение проблемы глобальных макроэкономических дисбалансов на

основе принципов взаимовыгодности, учета интересов всех сторон и  объективных экономических условий  и конкурентных преимуществ, снятия нерыночных форм ограничений на перемещение  капитала, недискриминационных условий  ведения международной торговли.

Предполагается, что в этих условиях цены на нефть на мировом рынке останутся практически неизменными в постоянных ценах, либо будут иметь слабую положительную динамику. События в арабских странах, наблюдаемые в начале 2011 г., будут иметь краткосрочный повышательный эффект, и уже к середине текущего года «арабский фактор» перестанет играть важную роль в формировании цен на нефть на мировом рынке. Альтернативный сценарий связан с пессимистическим вариантом развития событий в мировой и, соответственно, в российской экономике.

Основным  предположением, лежащим в основе данного сценария, является реализация описанных выше рисков и возможность  нового кризиса в мировой экономике. К числу таких предположений относятся:

  1. Ошибки, допущенные экономическими властями развитых стран на

этапе выхода из кризиса, отсутствие скоординированных действий, неспособность  правительств противостоять дальнейшему  наращиванию бюджетного дефицита и  т.д.;

  1. Снижение эффективности фискальных стимулов в экономике Китая,

что при стагнирующем внешнем  спросе приведет к резкому замедлению развития китайской экономики с  возможными негативными социальными  и политическими последствиями, а также спад агрегированного  спроса на сырьевые товары на мировом  рынке;

  1. Реализация значимых для мирового финансового мира локальных или

региональных кризисов на развивающихся рынках, «традиционные» кризисы (по типу 1990-х гг.) в развивающихся  странах.

Независимо  от конкретных причин и момента начала нового кризиса реализация данного  сценария означает снижение среднегодовых  темпов роста мировой экономики  в 2011–2013 гг. не выше 3–4% в год.

Для России реализация данного сценария означает высокую  волатильность цен на сырьевые товары, сокращение физических объемов экспорта сырья и крайне ограниченный доступ на мировой рынок капитала. Отметим также, что с точки зрения соотношения курсов ведущих мировых валют данный сценарий имеет наибольшую неопределенность, поскольку одним из возможных условий его реализации является кризис в одной из стран-эмитентов действующих в настоящее время резервных валют.

Бюджетная политика Правительства РФ будет оказывать  влияние на перспективы экономического роста через следующие каналы:

  1. формирование ожиданий экономических агентов (степень

долгосрочной сбалансированности бюджета при различных уровнях  нефтяных цен, размер и способы финансирования дефицита Пенсионного фонда и  т.д.);

  1. формирование макроэкономического фона (влияние на уровень

процентной ставки, инфляцию и т.д.);

  1. выполнение социальных обязательств бюджета;
  2. реализацию важнейших стратегических инфраструктурных проектов.

Рассмотрим  три возможных сценария социально-экономического развития Российской Федерации в 2011–2013 гг.:

  1. Базовый;

  2. Оптимистический;
  3. Бюджетной экспансии.

Базовый сценарий по ряду параметров соответствует инновационному сценарию (вариант Inn2) проекта Основных сценарных условий и основных параметров долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанного Минэкономразвития России. В частности, номинальная цена на нефть сорта «Urals» постепенно повышается с 81 долл./барр. в 2011 г. до 84 долл./барр. в 2013 г., обменный курс доллара к евро зафиксирован на уровне 1,3 доллара за евро. Однако, в отличие от Основных сценарных условий, предполагается, что приток капитала в страну в этом сценарии не превысит 3% ВВП (что соответствует 45 млрд долл. в 2010 г.), а темпы роста мировой экономики, как было сказано выше, составят до 4,5% в год.

В данном сценарии предполагается, что расходы федерального бюджета в 2011–2013 гг. не превысят 19–20% ВВП, что соответствует Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».

Дефицит федерального бюджета в рамках данного сценария финансируется за счет государственных  рыночных заимствований (средства Резервного фонда РФ будут исчерпаны в 2011 г., а средства Фонда национального  благосостояния (далее – ФНБ) не привлекаются для финансирования дефицита федерального бюджета.) Также в рамках данного сценария не рассматривается вариант финансирования дефицита федерального бюджета за счет приватизации государственного имущества, так как конкретные сроки и возможные объемы доходов от приватизации не могут быть оценены с достаточно обоснованной точностью.

В оптимистическом  сценарии цена на нефть «Urals» предполагается на протяжении всего периода на уровне 100 долл./барр. в ценах 2011 г., что соответствует 104 долл./барр. в 2013 г. (обесценение доллара – 2% в год). В рамках данного сценария допускаются более высокие темпы роста мировой экономики – до 5% в год, а приток капитала в РФ – до 3,5% ВВП (что соответствует 50 млрд долл. в 2010 г.). Расходы федерального бюджета в 2011–2013 гг. в номинальном выражении соответствуют базовому сценарию.

Сценарий  бюджетной экспансии представляет собой вариант оптимистического сценария, в котором в расходы  федерального бюджета заложены дополнительные объемы, связанные с возможным  принятием в предвыборный период 2011–2012 гг. новых бюджетных обязательств, началом выполнения в полном объеме заявленной Государственной программы закупки вооружений, повышением денежного довольствия военнослужащих, дополнительными расходами на реформу МВД, увеличением объемов финансирования в рамках действующих федеральных целевых программ и т.д. Согласно нашим оценкам, дополнительный объем расходов может составить 4–5% ВВП, и с учетом увеличения процентных платежей по государственному долгу общий объем расходов федерального бюджета в этом сценарии достигнет 24,5–25% ВВП. Необходимо также отметить, что в данном сценарии преполагается, что Центральный Банк РФ обеспечивает, несмотря на монетизацию дефицита федерального бюджета, постепенное снижение темпов роста денежного предложения за счет повышения ставок по депозитам коммерческих банков в Банке России, ставок по операциям обратного РЕПО, резервных требований и т.д.

Прогноз динамики макроэкономических и финансовых переменных, а также показателей федерального бюджета РФ строится на основе структурной  эконометрической модели российской экономики, разработанной в Институте экономической  политики имени Е.Т. Гайдара. Данная модель представляет собой систему регрессионных уравнений и тождеств, описывающих динамику основных показателей социально-экономического развития РФ.

Результаты  расчетов основных макроэкономических и финансовых показателей для  рассматриваемых сценариев приведены  (см. Приложение).

Полученные  количественные значения динамики основных показателей социально-экономического развития РФ и денежной сферы в  случае реализации Базового сценария показывают, что положительные темпы  роста реального ВВП до конца 2013 г. не превысят 3,0%. К концу 2013 г. реальный ВВП РФ только на 4,3% превысит уровень 2008 г. Тем не менее ВВП на душу населения России в 2013 г. (по текущему курсу), с учетом роста реального курса рубля и сокращения численности населения РФ, превысит уровень 2008 г. примерно на 20%.

Восстановление  роста экономики обеспечивается как за счет стабильных цен на нефть, находящихся в достаточно комфортном для экономики России диапазоне, так и благодаря возобновлению  притока иностранного капитала в  страну, что обеспечит финансирование инвестиционных потребностей российских компаний. При этом в части инвестиций в основной капитал кризисные явления к концу 2013 г. полностью преодолены не будут. Уровень инвестиций в основной капитал в 2013 г. составит лишь 98,3% от уровня 2008 г. В то же время реальные располагаемые доходы населения в 2011–2013 гг. не только не сократятся, но даже увеличатся примерно на 15,9% к докризисному уровню. Предполагается, что поскольку цены на нефть будут находиться хотя и на достаточно «комфортном» (не провоцирующем валютный или финансовый кризис), но все-таки недостаточно высоком уровне, ситуация в сфере государственных финансов в рамках данного сценария останется напряженной. При принятой предпосылке о сохранении номинальных расходов федерального бюджета в размере, определенном Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», дефицит федерального бюджета сохраняется на всем рассматриваемом периоде. Средства Резервного фонда могут обеспечить финансирование дефицита федерального бюджета только в 2011 г.

Не предполагается использование средств ФНБ для финансирования дефицита бюджета, что позволяет рассчитывать на накопление в нем средств в размере около 5% ВВП.

Одной из важнейших  предпосылок восстановления положительных  темпов роста реальных инвестиций в  основной капитал и реального  роста ВВП является возвращение  российских компаний и банков на мировой  рынок капитала, а также сохранение устойчивого притока прямых иностранных  инвестиций в Россию. Согласно полученным расчетам, для обеспечения заданных темпов роста инвестиций устойчивый чистый приток частного иностранного капитала в РФ должен начаться не позднее 2012 г. в размере до 15–30 млрд долл. в год.

Необходимо  отметить, что на рассматриваемом периоде прогнозируется рост отрицательного сальдо баланса услуг, а также платежей по факторам производства и процентных платежей. Соответственно в 2013 г. прогнозируется возникновение отрицательного сальдо счета текущих операций платежного баланса РФ до 15–20 млрд долл.

Поскольку предполагается, что ЦБ РФ, переходя к режиму таргетирования инфляции, сократит свое участие на валютном рынке, международные резервы Банка России будут накапливаться достаточно медленно. К концу 2013 г., по нашим оценкам, их объем достигнет 550–560 млрд долл., что ниже максимальных уровней 2007–2008 гг.

Положительное сальдо платежного баланса до 2013 г. (в 2011–2012 – за счет положительного сальдо счета текущих операций, а  в 2013 г. – за счет притока капитала) обеспечит поддержание стабильного  курса рубля к корзине валют (предполагаем сохранение пропорции  доллара и евро в бивалютной корзине  как 0,55:0,45). Изменения курсов доллара и евро к рублю в таком случае определяются преимущественно изменением взаимных котировок резервных валют на мировом рынке. Рост волатильности курса рубля по отношению к доллару и евро вследствие ослабления влияния Банка России на курс не отражается на итоговых годовых значениях курса, так как разнонаправленные колебания гасят друг друга.

В то же время  снижение годовых темпов роста ИПЦ  до 6,0–6,5% позволит заметно замедлить  темпы реального укрепления рубля. В частности, к концу 2013 г. реальный эффективный курс рубля укрепится не более чем на 20% по отношению к середине 2008 г., или на 25% по отношению к концу 2008 г. Соответственно предполагается сохранение положительной динамики объемов российского экспорта на фоне стагнации цен на сырье на мировых рынках. Импорт будет расти более высокими темпами, чем экспорт на протяжении всех рассматриваемых лет, и уже в 2011 г. превысит рекордные значения 2007 г.

Модель предполагает достаточно серьезные изменения  в денежно-кредитной сфере российской экономики. Во-первых, как уже было сказано, модель свидетельствует о заметном снижении инфляции.

Информация о работе Государственное регулирование экономики