Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 16:42, курсовая работа
Цель моей курсовой работы: проанализировать роль государства в современной рыночной экономике.
В связи с целью работы я поставила перед собой следующие задачи:
1. Изучить литературу по исследуемому вопросу.
2. Проанализировать необходимость вмешательства государства в
рыночную экономику.
Введение 2
1. Необходимость вмешательства национального государства в рыночную экономику 4
2. Функции, методы и главные направления государственного регулирования экономики 9
3. Подходы российского государства к макроэкономической политике (стратегия, тактика) 18
Заключение 30
Приложения 31
Список использованной литературы 34
Разбор экономической ситуации 35
Во-вторых, изменение
режима денежной политики Банка России
означает расширение его операций на
рынке государственных ценных бумаг
(из-за необходимости финансировать
дефицит федерального бюджета не
только за счет средств Резервного
фонда или внешних
Следствием изменения основных инструментов политики денежных властей должен стать рост реальных процентных ставок в экономике. Так, реальная процентная ставка по кредитам нефинансовому частному сектору на срок до 1 года будет находиться в диапазоне 1,5–2,0% в 2011–2013 гг. При это предполагается рост до 2,6–2,7 денежного мультипликатора (отношение М2 к резервным деньгам). Иными словами, в рассматриваемый период возобновляется активный рост кредитной экспансии банковского сектора, наблюдавшейся до кризиса 2008 г.
Подводя итог анализу Базового сценария, необходимо отметить его следующие основные характеристики:
к концу 2012 г., объем реальных инвестиций не восстанавливается до значений 2008 г.;
предложения ЦБ РФ и рост реальной стоимости денег в экономике;
использование средств Резервного
фонда и крайне медленное накопление
Фонда национального
эффективного курса рубля и высоких темпов роста денежной массы и монетизации экономики России.
В рамках Оптимистического сценария повышение средних цен на нефть (сорт «Urals») до 100 долл./барр. в 2011 г. и 102–104 долл./барр. – в 2012–2013 гг. позволяет повысить темпы роста российской экономики до 3,5–4,5% в год. Таким образом, к концу 2013 г. реальный ВВП будет примерно на 7% выше, чем в 2008 г. ВВП на душу населения (в долларах по текущему курсу) увеличится в 2012 г. по сравнению с 2007 г. примерно на 40%, до 16–16,5 тыс. долл.
В данном сценарии на рубеже 2012–2013 гг. удается восстановить реальный объем инвестиций в основной капитал на докризисном уровне. Высокие цены на мировых сырьевых рынках позволяют обеспечить доходы федерального бюджета, достаточными для финансирования расходов федерального бюджета на запланированном уровне. Более того, в 2012–2013 гг. может наблюдаться профицит федерального бюджета (до 1 п.п. ВВП), что позволит возобновить накопление средств в Резервном фонде.
Благоприятная
внешнеэкономическая
При данном сценарии Банк России не может избежать заметного роста международных резервов, возвращаясь к политике сдерживания номинального укрепления рубля. Таким образом, к концу 2013 г. международные резервы ЦБ РФ превышают уровень 2008 г. и вырастают до 670–680 млрд долл.
Номинальный обменный курс рубля к доллару укрепляется в 2011–2013 гг. до 28,0–28,5 рублей за доллар, или примерно на 10% по отношению к среднегодовому курсу за 2010 г. В то ж время инфляция (по ИПЦ) хотя и продолжает снижаться, остается выше, чем в базовом сценарии – 6,5–7,0%. Результатом этого является устойчивое реальное укрепление рубля, и к концу 2013 г. реальный эффективный курс рубля на 26–27% превысит уровень лета 2008 г.
Так как в данном сценарии не предполагается переход ЦБ РФ к режиму таргетирования инфляции и использование процентных ставок в качестве основного рабочего инструмента (хотя и с большим вниманием к валютному рынку), реальная стоимость денег в экономике также возрастает. По нашим оценкам, реальная ставка процента по однолетним кредитам нефинансовому сектору может составлять 1,0–1,5%. Монетизация экономики при этом возрастает, как и в базовом сценарии, примерно до 60% ВВП.
Таким образом,
основными отличиями
докризисного уровня по инвестициям в основной капитал;
быстрое накопление международных резервов;
средств в Резервном фонде;
укрепления курса рубля на фоне высоких темпов роста денежной массы и монетизации экономики России;
инфляционному таргетированию, необходимость уделять больше внимания ситуации валютном рынке.
В Сценарии бюджетной экспансии, несмотря на благоприятные внешние условия, сохраняется дефицит бюджета на уровне 5–5,5% ВВП, что отрицательно сказывается на темпах экономического роста и реальных инвестициях в экономике. Так, темпы роста реального ВВП и инвестиций в основной капитал в данном сценарии примерно на 0,5–1 п.п. ниже, чем в оптимистическом сценарии.
Финансирование дефицита федерального бюджета за счет рыночных заимствований ведет к повышению реальной ставки процента для заемщиков (до 2,5–3 п.п. на внутреннем рынке), более высоким темпам инфляции (за счет конечной монетизации долга денежными властями) и низкой кредитной активности банков. Так, темпы роста ИПЦ в данном сценарии не снижаются ниже 7,9%, и, несмотря на сдерживание ЦБ РФ номинального укрепления рубля, реальный курс российской валюты к концу 2013 г. примерно на 28% выше уровня лета 2008 г. Объем государственного долга РФ в данном сценарии к концу 2013 г. достигает 21–21,5% ВВП, что близко к критическим значениям (с точки зрения оценки способности обслуживать такой долг при изменении рыночной конъюнктуры) для такой страны как Россия, государственные финансы которой и оценка страновых рисков сильно зависят от колебаний цен на нефть.
Укрепление курса рубля также оказывает негативное влияние на платежный баланс РФ. Вследствие быстрого роста импорта баланс счета текущих операций в 2013 г. становится нулевым, что при отсутствии притока капитала в страну (из-за низкой инвестиционной активности внутри страны и усиления рисков, связанных с ростом долга) приводит к отрицательному сальдо платежного баланса в целом и стабилизации объема международных резервов на уровне, близком к докризисному максимуму – 610 млрд долл.
Подводя итог анализу Сценария бюджетной экспансии, необходимо отметить, что данный сценарий фактически предполагает усиление зависимости экономики РФ от цен на нефть и формирование предпосылок для бюджетного кризиса в будущем. Отсутствие сбалансированности бюджетной системы РФ уже в пределах рассматриваемого периода (до 3 лет) является фактором, негативно влияющим на темпы экономического роста, платежный баланс, скорость снижения инфляции и ситуацию в сфере денежного обращения.
Изучив данную тему, а именно «Государственное регулирование экономики» можно сделать выводы:
целенаправленного воздействия государства на экономику для обеспечения и поддержания ее функционирования в заданном режиме, изменения и развития экономических отношений и взаимосвязей
степени, в которой требуется
в целях поддержания
помощи правовых, административных, экономических, а также прямых и косвенных методов.
Однако государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики. В целом трудно переоценить роль государства в экономике.
При рассмотрении данной темы мною была использована нормативная литература, учебные пособия, а так же информация из интернет-ресурсов.
Цель работы, поставленная при ее выполнении, достигнута: рассмотрен вопрос необходимости вмешательства государства в
рыночную экономику, рассмотрены направления и методы государственного регулирования рыночной экономики.
Кроме того, мною был раскрыт вопрос о возможных сценариях социально-экономического развития Российской Федерации в 2011–2013 гг.
В заключении хочется отметить, что Россия – перспективная страна, которая не только стремится к стабильности и экономическому росту, но и осуществляющая в этом направлении государственные программы.
Политика
«шоковой терапии» времен перехода
от централизованно-планируемой к
рыночной экономике
а) неэффективное использование ресурсов — меньшая проблема, нежели спад общественного производства;
б) необходим ощутимо
в) безработица в стране — бóльшая проблема, чем инфляция;
г) неэффективное использование ресурсов — бóльшая проблема, нежели спад общественного производства.
РЕШЕНИЕ:
В начале 90-х годов ХХ века существовало две альтернативных концепции перехода от командной экономики к рыночной:
Ответ: г).