Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы: проанализировать роль государства в современной рыночной экономике.
В связи с целью работы я поставила перед собой следующие задачи:
1. Изучить литературу по исследуемому вопросу.
2. Проанализировать необходимость вмешательства государства в
рыночную экономику.

Содержание работы

Введение 2
1. Необходимость вмешательства национального государства в рыночную экономику 4
2. Функции, методы и главные направления государственного регулирования экономики 9
3. Подходы российского государства к макроэкономической политике (стратегия, тактика) 18
Заключение 30
Приложения 31
Список использованной литературы 34
Разбор экономической ситуации 35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 403.04 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, изменение  режима денежной политики Банка России означает расширение его операций на рынке государственных ценных бумаг (из-за необходимости финансировать  дефицит федерального бюджета не только за счет средств Резервного фонда или внешних заимствований), а также активное рефинансирование ЦБ РФ коммерческих банков под покупаемые Центробанком в свой портфель ценные бумаги (например, корпоративных облигаций) и выдачу обеспеченных залогом кредитов коммерческим банкам на длительные сроки (не менее 1 года).

Следствием  изменения основных инструментов политики денежных властей должен стать рост реальных процентных ставок в экономике. Так, реальная процентная ставка по кредитам нефинансовому частному сектору на срок до 1 года будет находиться в диапазоне 1,5–2,0% в 2011–2013 гг. При это предполагается рост до 2,6–2,7 денежного мультипликатора (отношение М2 к резервным деньгам). Иными словами, в рассматриваемый период возобновляется активный рост кредитной экспансии банковского сектора, наблюдавшейся до кризиса 2008 г.

Подводя итог анализу Базового сценария, необходимо отметить его  следующие основные характеристики:

  1. Восстановление объема реального ВВП на докризисном уровне только

к концу 2012 г., объем реальных инвестиций не восстанавливается до значений 2008 г.;

  1. Возвращение российских компаний на мировой рынок капитала;
  2. Обязательный переход к новым механизмам обеспечения денежного

предложения ЦБ РФ и рост реальной стоимости денег в экономике;

  1. Сохранение условий для дефицита федерального бюджета, полное

использование средств Резервного фонда и крайне медленное накопление Фонда национального благосостояния;

  1. Заметное снижение инфляции на фоне укрепления реального

эффективного курса рубля  и высоких темпов роста денежной массы и монетизации экономики  России.

В рамках Оптимистического сценария повышение средних цен на нефть (сорт «Urals») до 100 долл./барр. в 2011 г. и 102–104 долл./барр. – в 2012–2013 гг. позволяет повысить темпы роста российской экономики до 3,5–4,5% в год. Таким образом, к концу 2013 г. реальный ВВП будет примерно на 7% выше, чем в 2008 г. ВВП на душу населения (в долларах по текущему курсу) увеличится в 2012 г. по сравнению с 2007 г. примерно на 40%, до 16–16,5 тыс. долл.

В данном сценарии на рубеже 2012–2013 гг. удается восстановить реальный объем инвестиций в основной капитал на докризисном уровне. Высокие цены на мировых сырьевых рынках позволяют обеспечить доходы федерального бюджета, достаточными для финансирования расходов федерального бюджета на запланированном уровне. Более того, в 2012–2013 гг. может наблюдаться профицит федерального бюджета (до 1 п.п. ВВП), что позволит возобновить накопление средств в Резервном фонде.

Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура  в рамках данного сценария создает  условия для поддержания устойчивой ситуации с платежным балансом РФ. На протяжении всего рассматриваемого периода сальдо платежного баланса, а также обеих его составляющих остается положительным. В частности, сальдо платежного баланса находится в диапазоне 35–85 млрд долл. в год, а ежегодный приток частного капитала в страну достигает 30 млрд долл.

При данном сценарии Банк России не может избежать заметного  роста международных резервов, возвращаясь  к политике сдерживания номинального укрепления рубля. Таким образом, к концу 2013 г. международные резервы ЦБ РФ превышают уровень 2008 г. и вырастают до 670–680 млрд долл.

Номинальный обменный курс рубля к доллару  укрепляется в 2011–2013 гг. до 28,0–28,5 рублей за доллар, или примерно на 10% по отношению к среднегодовому курсу за 2010 г. В то ж время инфляция (по ИПЦ) хотя и продолжает снижаться, остается выше, чем в базовом сценарии – 6,5–7,0%. Результатом этого является устойчивое реальное укрепление рубля, и к концу 2013 г. реальный эффективный курс рубля на 26–27% превысит уровень лета 2008 г.

Так как в  данном сценарии не предполагается переход ЦБ РФ к режиму таргетирования инфляции и использование процентных ставок в качестве основного рабочего инструмента (хотя и с большим вниманием к валютному рынку), реальная стоимость денег в экономике также возрастает. По нашим оценкам, реальная ставка процента по однолетним кредитам нефинансовому сектору может составлять 1,0–1,5%. Монетизация экономики при этом возрастает, как и в базовом сценарии, примерно до 60% ВВП.

Таким образом, основными отличиями Оптимистического сценария от Базового сценария являются:

  1. Более быстрое восстановление реального объема ВВП, превышение

докризисного уровня по инвестициям  в основной капитал;


  1. Благоприятная ситуация с платежным балансом и его составляющими,

быстрое накопление международных  резервов;


  1. Возврат к политике профицита федерального бюджета и накопления

средств в Резервном фонде;


  1. Медленное снижение инфляции, быстрое реальное и номинальное

укрепления курса рубля  на фоне высоких темпов роста денежной массы и монетизации экономики  России;


  1. Ограниченные возможности Банка России по переходу к

инфляционному таргетированию, необходимость уделять больше внимания ситуации валютном рынке.

В Сценарии бюджетной экспансии, несмотря на благоприятные внешние условия, сохраняется дефицит бюджета на уровне 5–5,5% ВВП, что отрицательно сказывается на темпах экономического роста и реальных инвестициях в экономике. Так, темпы роста реального ВВП и инвестиций в основной капитал в данном сценарии примерно на 0,5–1 п.п. ниже, чем в оптимистическом сценарии.

Финансирование  дефицита федерального бюджета за счет рыночных заимствований ведет к  повышению реальной ставки процента для заемщиков (до 2,5–3 п.п. на внутреннем рынке), более высоким темпам инфляции (за счет конечной монетизации долга  денежными властями) и низкой кредитной  активности банков. Так, темпы роста ИПЦ в данном сценарии не снижаются ниже 7,9%, и, несмотря на сдерживание ЦБ РФ номинального укрепления рубля, реальный курс российской валюты к концу 2013 г. примерно на 28% выше уровня лета 2008 г. Объем государственного долга РФ в данном сценарии к концу 2013 г. достигает 21–21,5% ВВП, что близко к критическим значениям (с точки зрения оценки способности обслуживать такой долг при изменении рыночной конъюнктуры) для такой страны как Россия, государственные финансы которой и оценка страновых рисков сильно зависят от колебаний цен на нефть.

Укрепление  курса рубля также оказывает  негативное влияние на платежный  баланс РФ. Вследствие быстрого роста импорта баланс счета текущих операций в 2013 г. становится нулевым, что при отсутствии притока капитала в страну (из-за низкой инвестиционной активности внутри страны и усиления рисков, связанных с ростом долга) приводит к отрицательному сальдо платежного баланса в целом и стабилизации объема международных резервов на уровне, близком к докризисному максимуму – 610 млрд долл.

Подводя итог анализу Сценария бюджетной экспансии, необходимо отметить, что данный сценарий фактически предполагает усиление зависимости  экономики РФ от цен на нефть и  формирование предпосылок для бюджетного кризиса в будущем. Отсутствие сбалансированности бюджетной системы РФ уже в пределах рассматриваемого периода (до 3 лет) является фактором, негативно влияющим на темпы экономического роста, платежный баланс, скорость снижения инфляции и ситуацию в сфере денежного обращения.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Изучив данную тему, а именно «Государственное регулирование  экономики» можно сделать выводы:

  1. Государственное регулирование представляет собой форму

целенаправленного воздействия  государства на экономику для  обеспечения и поддержания ее функционирования в заданном режиме, изменения и развития экономических  отношений и взаимосвязей

  1. Вмешательство государства в экономику осуществляется только в той

степени, в которой требуется  в целях поддержания устойчивости макроэкономического равновесия, эффективной  конкурентной среды, а также для  контроля над теми рынками, на которых  условие свободной конкуренции  не осуществимы.

  1. Государственное регулирование экономики осуществляется при

помощи правовых, административных, экономических, а также прямых и  косвенных методов.

Однако государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики. В целом трудно переоценить роль государства в экономике.

При рассмотрении данной темы мною была использована нормативная  литература, учебные пособия, а так  же информация из интернет-ресурсов.

Цель работы, поставленная при ее выполнении, достигнута: рассмотрен вопрос необходимости вмешательства государства в

рыночную экономику, рассмотрены  направления и методы государственного регулирования рыночной экономики.

Кроме того, мною был раскрыт вопрос о возможных сценариях социально-экономического развития Российской Федерации в 2011–2013 гг.

В заключении хочется отметить, что Россия –  перспективная страна, которая не только стремится к стабильности и экономическому росту, но и осуществляющая в этом направлении государственные  программы.

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Государственное регулирование рыночной экономики /Учебник Издание 2-е, перераб. и доп. Кушлин В.И. М.: Изд-во РАГС, 2005, 834с.
  2. Государственное регулирование экономики. Под ред. Морозовой Т.Г. М.: ЮНИТИ, 2002.
  3. Государственное регулирование экономики: учебное пособие/ С.Г. Капканщиков. — М.:КНОРУС, 2006. — 352 с.
  4. Статья : Сценарный макроэкономический прогноз экономики РФ на 2011–2013 годы. Автор: С.М. Дробышевский, Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
  5. Википедия – свободная энциклопедия – Государственное регулирование экономики – http:// ru.wikipedia

 

 

 

 

 

Разбор экономической  ситуации

Политика  «шоковой терапии» времен перехода от централизованно-планируемой к  рыночной экономике применялась  в Российской Федерации потому, что (выберите и поясните выбор ответа):

а) неэффективное использование  ресурсов — меньшая проблема, нежели спад общественного производства;

б) необходим ощутимо продолжительный переходный период

в) безработица в стране — бóльшая проблема, чем инфляция;

г) неэффективное использование  ресурсов — бóльшая проблема, нежели спад общественного производства.

РЕШЕНИЕ:

В начале 90-х  годов ХХ века существовало две альтернативных концепции перехода от командной  экономики к рыночной:

  1. концепция "шоковой терапии", т.е. быстрый переход к системе, обеспечивающей эффективное использование ресурсов (за скорость следовало заплатить кратковременным глубоким спадом и массовой безработицей);
  2. так называемый градуализм, т.е. концепция постепенных преобразований, без допущения глубокого спада и массовой безработицы.

Ответ: г).

 

 


Информация о работе Государственное регулирование экономики