Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 21:19, реферат
Целью работы является изучение государственного регулирования на рынке производства и продажи газа в условиях современного кризиса.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотрение сущности рыночного и государственного регулирование в условиях «смешанной экономики».
2. Анализ ситуации на рынке производства и продажи газа в период современного кризиса (с середины 2008 г. по настоящее время).
Введение
Любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная, нуждается в регулировании. Роль регулирующего центра может выполнить только государство – институт, представляющий всё общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения. В современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы просто немыслимо.
С конца 2008 года Россия, как и многие страны мира, оказалась в условиях общемирового финансового кризиса. Естественно, что кризис коснулся и газового комплекса. Газовый комплекс – источник энергии, ключевое звено народного хозяйства, обеспечившее устойчивость социально-экономического положения в стране и способствующий интеграции России в мировое экономическое пространство. Поэтому важнейшей проблемой газового комплекса России является устранение кризисного. С другой стороны, газовый комплекс представляет собой одну из крупнейших естественных монополий в российской экономике, что диктует необходимость разработки эффективных методов государственного регулирования. Вот почему эта тема является наиболее актуальной.
Целью работы является изучение государственного регулирования на рынке производства и продажи газа в условиях современного кризиса.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Глава 1 Сущность рыночного и государственного регулирования в условиях «смешанной экономики»
Под государственным
регулированием понимается система
или совокупность взаимосвязанных
методов и экономических
В период перехода к рыночным отношениям государственное регулирование особенно необходимо при проведении экономических реформ – реформировании собственности, материального производства, рынка труда, финансового рынка. Исключительно важна роль государственного регулирования в территориальном развитии, определении внутрирегиональных и межрегиональных пропорций, выравнивании уровней социально-экономического развития регионов, формировании региональных рынков. Необходимо регулирование природопользования, внешнеэкономических связей.
Государственное регулирование экономики осуществлялось и осуществляется в настоящее время во всех странах мира, в том числе и в развитых странах. Без активной регулирующей роли государства не может быть создана эффективная рыночная экономика.
Наиболее развитый механизм регулирования сложился в некоторых странах Западной Европы (во Франции, ФРГ, Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее развито государственное регулирование экономики в США, Канаде, Австралии, где, в отличие от Европы, не было социально-экономических потрясений (например, таких как Вторая Мировая война). Тем не менее государственное регулирование экономики в этих странах играет заметную роль, особенно в периоды ухудшения конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции.
Во всех развитых странах мира, при всех экономических системах государство в той или иной степени регулирует экономику, при этом роль государства в регулировании процессов социально-экономического развития возрастает по мере углубления международного разделения труда. Причем каждое государство вырабатывает свою модель построения рыночной экономики с учетом своих особенностей – природно-экономических, исторических, национальных, уровней экономического развития и т.д. Для каждой страны набор инструментов и степень вмешательства государства не являются универсальными. Есть специфика, отличия, применение тех или иных инструментов только в данной стране или группе стран.
Государственное регулирование экономики преследует три цели:
Государственное регулирование экономики в условиях рынка как система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера осуществляется правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях приспособления социально-экономической системы к существующим условиям, обеспечивая эффективное формирование рыночных отношений.
Государственное регулирование осуществляется с применением методов административного (правового) и экономического регулирования. В свою очередь экономические методы можно разделить на методы прямого и косвенного регулирования экономики.
К административным методам регулирования, базирующимся на силе государственной власти, относятся разнообразные регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры и имеющие цель создания наиболее благоприятных правовых условий для экономического сектора. Административные методы подразделяются на меры запрета, разрешения и принуждения.
К экономическим методам прямого государственного воздействия относятся:
• определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;
• государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;
• государственная поддержка программ, заказов и контрактов;
• нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;
• правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.;
• лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций.
На стыке административных
и прямых экономических методов
регулирования находятся такие
адекватные современной смешанной
экономике формы
К экономическим методам косвенного государственного регулирования относятся:
• налогообложение, уровень обложения и система налоговых льгот;
• регулирование цен, их уровней и соотношений;
• платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные
льготы;
• таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.
Регулирование экономики осуществляется государством посредством использования находящегося в его распоряжении инструментов – совокупности рычагов воздействия на экономические процессы и хозяйственную деятельность.
Государственное регулирование рынка, с одной стороны, осуществляется посредством создания правовой основы функционирования и развития экономической системы. Это реализуется через законодательство о собственности, налогах, предпринимательстве, внешнеэкономической деятельности, антимонопольные законы, промышленное и банковское законодательство, тарифно-таможенные механизмы, трудовое законодательство, через различные государственные стандарты, регулирование условий эксплуатации окружающей среды и другие выпускаемые правительством нормативно-правовые акты.
С другой стороны, государственное воздействие на рынок достигается мерами финансовой, денежной и кредитной политики и проявляется посредством изъятия части прибыли, дохода, через действия системы налогообложения, путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для общегосударственных нужд и определённым образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения. Одна из главных функций государственного регулирования - активизация, интенсификация прежде всего инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности, при обеспечении стабильности национальной валюты.
В нашей стране опыт последнего десятилетия показал, что почти полный отказ от регулирования государством процесса социально-экономического развития, предоставление стихии рынка неограниченной свободы привели к глубочайшему кризису, и доказал, что нерегулируемый рынок не способен решить проблемы развития экономики и социальной сферы, в том числе создание и поддержание объектов инфраструктуры.
Огромную роль в государственном воздействии на социально-экономическое развитие играют законы, позволяющие регламентировать поведение хозяйствующих субъектов. Именно законодательная база, созданная на начальном этапе перехода к рыночным отношениям, позволила сгладить в какой-то мере многие отрицательные последствия современного рынка.
Суть государственного регулирования на современном этапе переходного периода заключается не в полном демонтаже старой системы, а в создании более эффективной системы регулирования экономики с учетом накопленного позитивного опыта.
В целях создания эффективной системы
государственного регулирования российской
экономики в условиях переходного
периода необходимо использовать как
опыт, накопленный в предыдущий (советский)
период развития страны (особенно в
сфере прогнозирования и
Государственное регулирование должно осуществляться на разных иерархических уровнях: на народнохозяйственном, отраслевом, региональном, на уровне предприятия. При этом следует помнить, что в хозяйственном комплексе страны каждая сфера жизни, каждая отрасль, каждый регион обладает своими особенностями, своими специфическими чертами, руководствуется в ходе деятельности своими хозяйственными интересами. Являясь объектами государственного регулирования, они требуют к себе индивидуального подхода в применении отдельных регуляторов.
Глава 2 Ситуация на рынке производства и продажи газа в период современного кризиса (с середины 2008 г. по настоящее время)
Система газоснабжения в РФ представлена как совокупность действующих на территории России: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Для данных систем действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности.
Единая система газоснабжения принадлежит ОАО «Газпром». ОАО «Газпром» – одна из крупнейших энергетических компаний в мире. Основными направлениями ее деятельности являются геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов, а также производство и сбыт электрической и тепловой энергии. «Газпром» располагает самыми богатыми в мире запасами природного газ. На долю «Газпрома» приходится около 20 % мировой и около 90 % российской добычи газа.
В докладе на XXIV Мировом газовом конгрессе (5–9 октября 2009 г., Буэнос-Айрес, Аргентина) А. Миллер, подчеркнул, что по данным ООН, население планеты к 2030 году вырастет почти на четверть – до 8,3 миллиардов человек. Одновременно возрастет энергопотребление на душу населения, прежде всего за счет ведущих по численности жителей странах, – Китае, Индии, Бразилии, Индонезии. В этих странах наблюдается бурный процесс индустриализации, урбанизации, автомобилизации. Рост энергопотребления будет происходить на фоне ограниченных возможностей по наращиванию добычи нефти, узких рамок для развития атомной энергетики и крайне незначительного вклада новых, альтернативных углеводородным источников энергии. Всё это открывает отличные перспективы для газовой промышленности. Ведь большинство прогнозов сходятся в том, что человечество в обозримом будущем не сможет обходиться без ископаемых топлив, и природный газ, как экологически наиболее чистый вид углеводородов, будет применяться все шире, в том числе, и в производстве электроэнергии, и в качестве моторного топлива. Если XX век был веком нефти, то век XXI будет веком газа.
Газпром занимает лидирующие позиции в обеспечении мирового рынка природным газом. Компания располагает самыми богатыми запасами газа в мире. На начало 2009 года они оценивались в 33,1 трлн. куб. м.
Ресурсная база компании находится в постоянном развитии. Ведется геологоразведка, успешно идёт работа по получению лицензий в перспективных регионах в России и за рубежом. Усилия Газпрома, направленные на восполнение и расширение ресурсной базы являются важной компонентой в системе обеспечения энергетической безопасности всех наших клиентов на десятилетия вперед.