Государственное регулирование на рынке производства и продажи газа в условиях современного кризиса (российский и международный аспект)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 21:19, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение государственного регулирования на рынке производства и продажи газа в условиях современного кризиса.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотрение сущности рыночного и государственного регулирование в условиях «смешанной экономики».
2. Анализ ситуации на рынке производства и продажи газа в период современного кризиса (с середины 2008 г. по настоящее время).

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Любая рыночная экономика  не может существовать и функционировать  без государственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны  для общества и природы. Поэтому  рыночная экономика более чем  любая иная, нуждается в регулировании. Роль регулирующего центра может выполнить только государство – институт, представляющий всё общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения. В современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы просто немыслимо.

С конца 2008 года Россия, как и многие страны мира, оказалась в условиях общемирового финансового кризиса. Естественно, что кризис коснулся и газового комплекса. Газовый комплекс – источник энергии, ключевое звено народного хозяйства, обеспечившее устойчивость социально-экономического положения в стране и способствующий интеграции России в мировое экономическое пространство. Поэтому важнейшей проблемой газового комплекса России является устранение кризисного. С другой стороны, газовый комплекс представляет собой одну из крупнейших естественных монополий в российской экономике, что диктует необходимость разработки эффективных методов государственного регулирования. Вот почему эта тема является наиболее актуальной.

Целью работы является изучение государственного регулирования на рынке производства и продажи газа  в условиях современного кризиса.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотрение сущности рыночного и государственного регулирование в условиях «смешанной экономики».
  2. Анализ ситуации на рынке производства и продажи газа в период современного кризиса (с середины 2008 г. по настоящее время).
  3. Изучение форм и методов государственного регулирования на рынке производства и продажи газа с 2008 года по настоящее время.

 

Глава 1 Сущность рыночного и государственного регулирования в условиях «смешанной экономики»

 

Под государственным  регулированием понимается система  или совокупность взаимосвязанных  методов и экономических рычагов, воздействующих на все сферы социально-экономической жизни страны, в том числе и на производство, обмен, распределение и потребление производственной продукции.

В период перехода к рыночным отношениям государственное регулирование  особенно необходимо при проведении экономических реформ – реформировании собственности, материального производства, рынка труда, финансового рынка. Исключительно важна роль государственного регулирования в территориальном развитии, определении внутрирегиональных и межрегиональных пропорций, выравнивании уровней социально-экономического развития регионов, формировании региональных рынков. Необходимо регулирование природопользования, внешнеэкономических связей.

Государственное регулирование  экономики осуществлялось и осуществляется в настоящее время во всех странах мира, в том числе и в развитых странах. Без активной регулирующей роли государства не может быть создана эффективная рыночная экономика.

Наиболее развитый механизм регулирования сложился в некоторых  странах Западной Европы (во Франции, ФРГ, Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее развито государственное регулирование экономики в США, Канаде, Австралии, где, в отличие от Европы, не было социально-экономических потрясений (например, таких как Вторая Мировая война). Тем не менее государственное регулирование экономики в этих странах играет заметную роль, особенно в периоды ухудшения конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции.

Во всех развитых странах мира, при всех экономических системах государство в той или иной степени регулирует экономику, при этом роль государства в регулировании процессов социально-экономического развития возрастает по мере углубления международного разделения труда. Причем каждое государство вырабатывает свою модель построения рыночной экономики с учетом своих особенностей – природно-экономических, исторических, национальных, уровней экономического развития и т.д. Для каждой страны набор инструментов и степень вмешательства государства не являются универсальными. Есть специфика, отличия, применение тех или иных инструментов только в данной стране или группе стран.

Государственное регулирование  экономики преследует три цели:

  1. Минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов.
  2. Создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики.
  3. Обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Государственное регулирование  экономики в условиях рынка как система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера осуществляется правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях приспособления социально-экономической системы к существующим условиям, обеспечивая эффективное формирование рыночных отношений.

Государственное регулирование  осуществляется с применением методов административного (правового) и экономического регулирования. В свою очередь экономические методы можно разделить на методы прямого и косвенного регулирования экономики.

К административным методам  регулирования, базирующимся на силе государственной власти, относятся разнообразные регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры и имеющие цель создания наиболее благоприятных правовых условий для экономического сектора. Административные методы подразделяются на меры запрета, разрешения и принуждения.

К экономическим методам прямого государственного воздействия относятся:

• определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;

• государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;

• государственная поддержка программ, заказов и контрактов;

• нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;

• правовые и административные ограничения и запреты по выпуску  определенных видов продукции и  т.п.;

• лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций.

На стыке административных и прямых экономических методов  регулирования находятся такие  адекватные современной смешанной  экономике формы государственного регулирования как программно-целевой  подход, проектное финансирование и кредитование.

К экономическим методам косвенного государственного регулирования относятся:

• налогообложение, уровень  обложения и система налоговых  льгот;

• регулирование цен, их уровней и соотношений;

• платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные

льготы;

• таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия  обмена валют.

Регулирование экономики осуществляется государством посредством использования  находящегося в его распоряжении инструментов – совокупности рычагов воздействия на экономические процессы и хозяйственную деятельность.

Государственное регулирование  рынка, с одной стороны, осуществляется посредством создания правовой основы функционирования и развития экономической системы. Это реализуется через законодательство о собственности, налогах, предпринимательстве, внешнеэкономической деятельности, антимонопольные законы, промышленное и банковское законодательство, тарифно-таможенные механизмы, трудовое законодательство, через различные государственные стандарты, регулирование условий эксплуатации окружающей среды и другие выпускаемые правительством нормативно-правовые акты.

С другой стороны, государственное  воздействие на рынок достигается мерами финансовой, денежной и кредитной политики и проявляется посредством изъятия части прибыли, дохода, через действия системы налогообложения, путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для общегосударственных нужд и определённым образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения. Одна из главных функций государственного регулирования - активизация, интенсификация прежде всего инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности, при обеспечении стабильности национальной валюты.

В нашей стране опыт последнего десятилетия показал, что почти полный отказ от регулирования государством процесса социально-экономического развития, предоставление стихии рынка неограниченной свободы привели к глубочайшему кризису, и доказал, что нерегулируемый рынок не способен решить проблемы развития экономики и социальной сферы, в том числе создание и поддержание объектов инфраструктуры.

Огромную роль в государственном  воздействии на социально-экономическое развитие играют законы, позволяющие регламентировать поведение хозяйствующих субъектов. Именно законодательная база, созданная на начальном этапе перехода к рыночным отношениям, позволила сгладить в какой-то мере многие отрицательные последствия современного рынка.

Суть государственного регулирования  на современном этапе переходного периода заключается не в полном демонтаже старой системы, а в создании более эффективной системы регулирования экономики с учетом накопленного позитивного опыта.

В целях создания эффективной системы  государственного регулирования российской экономики в условиях переходного  периода необходимо использовать как  опыт, накопленный в предыдущий (советский) период развития страны (особенно в  сфере прогнозирования и программирования экономики), так и положительный зарубежный опыт в части индикативного планирования и прогнозирования развития рыночной экономики.

Государственное регулирование  должно осуществляться на разных иерархических  уровнях: на народнохозяйственном, отраслевом, региональном, на уровне предприятия. При этом следует помнить, что в хозяйственном комплексе страны каждая сфера жизни, каждая отрасль, каждый регион обладает своими особенностями, своими специфическими чертами, руководствуется в ходе деятельности своими хозяйственными интересами. Являясь объектами государственного регулирования, они требуют к себе индивидуального подхода в применении отдельных регуляторов.

 

Глава 2 Ситуация на рынке производства и продажи газа в период современного кризиса (с середины 2008 г. по настоящее время)

 

Система газоснабжения в РФ представлена как совокупность действующих на территории России: Единой системы  газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и  независимых организаций. Для данных систем действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности.

Единая система газоснабжения  принадлежит ОАО «Газпром». ОАО «Газпром» – одна из крупнейших энергетических компаний в мире. Основными направлениями ее деятельности являются геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов, а также производство и сбыт электрической и тепловой энергии. «Газпром» располагает самыми богатыми в мире запасами природного газ. На долю «Газпрома» приходится около 20 % мировой и около 90 % российской добычи газа.

В докладе на XXIV Мировом газовом конгрессе (5–9 октября 2009 г., Буэнос-Айрес, Аргентина) А. Миллер, подчеркнул, что по данным ООН, население планеты к 2030 году вырастет почти на четверть – до 8,3 миллиардов человек. Одновременно возрастет энергопотребление на душу населения, прежде всего за счет ведущих по численности жителей странах, – Китае, Индии, Бразилии, Индонезии. В этих странах наблюдается бурный процесс индустриализации, урбанизации, автомобилизации. Рост энергопотребления будет происходить на фоне ограниченных возможностей по наращиванию добычи нефти, узких рамок для развития атомной энергетики и крайне незначительного вклада новых, альтернативных углеводородным источников энергии. Всё это открывает отличные перспективы для газовой промышленности. Ведь большинство прогнозов сходятся в том, что человечество в обозримом будущем не сможет обходиться без ископаемых топлив, и природный газ, как экологически наиболее чистый вид углеводородов, будет применяться все шире, в том числе, и в производстве электроэнергии, и в качестве моторного топлива. Если XX век был веком нефти, то век XXI будет веком газа.

Газпром занимает лидирующие позиции в обеспечении мирового рынка природным газом. Компания располагает самыми богатыми запасами газа в мире. На начало 2009 года они оценивались в 33,1 трлн. куб. м.

Ресурсная база компании находится в постоянном развитии. Ведется геологоразведка, успешно идёт работа по получению лицензий в перспективных регионах в России и за рубежом. Усилия Газпрома, направленные на восполнение и расширение ресурсной базы являются важной компонентой в системе обеспечения энергетической безопасности всех наших клиентов на десятилетия вперед.

Информация о работе Государственное регулирование на рынке производства и продажи газа в условиях современного кризиса (российский и международный аспект)