Государственное регулирование на рынке производства и продажи газа в условиях современного кризиса (российский и международный аспект)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 21:19, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение государственного регулирования на рынке производства и продажи газа в условиях современного кризиса.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотрение сущности рыночного и государственного регулирование в условиях «смешанной экономики».
2. Анализ ситуации на рынке производства и продажи газа в период современного кризиса (с середины 2008 г. по настоящее время).

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

По объемам добычи газа «Газпром» – лидер среди нефтегазовых компаний мира. «Газпром» обеспечивает 17% от мировой добычи газа и является его крупнейшим экспортером. Имеющиеся добычные мощности позволяют производить около 600 млрд куб м газа в год и дают компании возможность гибко реагировать на изменение спроса на газ и с высокой степенью надежности выполнять все контракты на поставку газа.

Газпром владеет и управляет крупнейшей в мире газотранспортной системой протяженностью около 160 тыс. км.

Система газоснабжения  России является центром единого  газотранспортного комплекса, который  был создан в Советском Союзе на пространстве от Сибири и Туркменистана до западных границ Белоруссии и Украины в 70-80-х годах прошлого столетия. За счет централизованного управления, большой разветвленности и наличия параллельных маршрутов транспортировки Единая система газоснабжения России обладает существенным запасом прочности и высокой маневренностью.

А благодаря постоянной модернизации и развитию газотранспортных мощностей «Газпром» сегодня обеспечивает высочайшую надежность транспортировки газа по своим магистралям и может предложить наиболее привлекательные условия работы для партнеров из Средней Азии и Каспийского региона.

«Газпромом» по уже подписанным долгосрочным контрактам предусматривается поставка в последующие годы почти 3 трлн. куб. м газа, при этом срок действия некоторых договоров – до 2035 года.

С точки зрения взаимных долговременных интересов, учитывая необходимость финансирования длительных инвестиционных циклов, работа по долгосрочным контрактам дает преимущество, которое характеризуется одним ёмким словом – стабильность.

Сегодня энергетическое сотрудничество между «Газпромом» и странами-потребителями углеводородов базируется на балансе интересов сторон и разделении рыночных рисков между производителями и крупными оптовыми импортерами, которое становится возможным благодаря существующей системе долгосрочных контрактов.

Опыт функционирования этой системы, при которой производители несут  технологические и ценовые риски, а крупные импортеры – риски отбора газа на основании обязательств «бери или плати», свидетельствует о ее надежности и жизнеспособности в будущем. Система долгосрочных контрактов служит надежным и безальтернативным инструментом для организации финансирования чрезвычайно капиталоемких и рискованных проектов по созданию мощностей добычи и транспорта газа. Она гарантирует импортерам и потребителям надежность и устойчивость газоснабжения, являясь важнейшим элементом энергетической безопасности.

Сохранение системы долгосрочных контрактов и соблюдение заложенных в них принципов ценообразования, правил поставок и отбора газа, включая правило «бери или плати» являются важнейшими факторами стабильности в период временного сокращения спроса на газ на основных газовых рынках.

В докладе об итогах работы Международной газовой системы за три года проблема достаточности инвестиций выделена как одна из наиболее важных. Газпром инвестирует ровно столько, чтобы выполнить свои долгосрочные обязательства. Так например, инвестиционная программа «Газпрома» в текущем году составит 761,5 млрд руб., т.е. около 25,5 млрд долл. А значит, инвестиции Газпрома в кризисном 2009 году превзойдут средние показатели трех лет.

При этом инвестируются наиболее важные с точки зрения энергетической безопасности проекты. Помимо уже названных направлений по развитию ресурсной базы, добычных мощностей и существующей газотранспортной системы, это, конечно же, создание новых экспортных коридоров.

С целью снижения транзитных рисков, повышения надежности и гибкости поставок газа на экспорт «Газпром» выступил инициатором реализации новых газотранспортных проектов «Северный поток» и «Южный поток».

Газопровод «Северный  поток» с проектной мощностью 55 млрд куб. м в год пройдет по дну Балтийского моря и соединит газотранспортные сети России и Северной Европы. Ввод в эксплуатацию первой нитки морского газопровода запланирован на 2011 год. Система газопроводов «Южный поток» проектной мощностью 63 млрд. куб. м не позднее 2015 года пересечет Черное море, пройдет по территориям Болгарии, Венгрии, Греции и Сербии и обеспечит российским газом юго-восточную часть Европы. Новые газопроводы позволят не только диверсифицировать маршруты экспорта российского газа, снизить транзитные риски, но и создадут дополнительные возможности для увеличения поставок газа.

Принципиальное значение имеет  также работа «Газпрома» по развитию системы подземного хранения газа в России и за рубежом, что создаёт существенный запас прочности для обеспечения надежных поставок газа потребителям даже при пиковых сезонных нагрузках.

Важнейшим вкладом «Газпрома» в дальнейшее повышение надежности поставок газа в общемировом масштабе станет создание новых газодобывающих регионов на территории России. Это полуостров Ямал, Арктический шельф, Восточная Сибирь и Дальний Восток. При этом восточный вектор имеет особый приоритет в нашей стратегии.

На Ямале «Газпром» уже приступил к освоению крупнейшего по запасам газа на этом полуострове Бованенковского месторождения и строительству газотранспортной системы «Бованенково – Ухта». Проектный объем добычи газа на месторождении определен в 115 млрд куб. м в год. В долгосрочной перспективе он должен увеличиться до 140 млрд куб. м.

Еще одним регионом стратегических интересов «Газпрома» является Арктический шельф России. Здесь сосредоточены колоссальные ресурсы углеводородов, позволяющие сформировать новую нефтегазодобывающую провинцию. Пилотным проектом «Газпрома» на Арктическом шельфе станет освоение Штокмановского месторождения.

Началось формирование газовой отрасли на востоке России. Стратегическая задача в этом регионе – организация новых газодобывающих центров, объединенных системой магистральных газопроводов в Красноярском крае, Иркутской области, в Якутии, на Камчатке и Сахалине. Планируется, что в этих регионах уже к 2020 году будет добываться порядка 110 млрд куб. м газа. Эта цифра сопоставима с ежегодным объемом экспорта российского газа в Западную Европу. В каждом из названных новых центров добычи «Газпром» уже реализует конкретные проекты. Осваиваемые ресурсы Восточной Сибири и Дальнего Востока обеспечат растущие потребности в энергоресурсах российских регионов и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

В российской электроэнергетике  есть понятие «гарантирующий поставщик». Проводя аналогии с газовым рынком, за последние 30–40 лет «Газпром» стал гарантом надежных поставок необходимых объемов газа для Европы. С масштабным развитием газодобычи на востоке нашей страны «Газпром» сыграет важную роль в обеспечении энергетического баланса стран Азиатско-тихоокеанского региона.

Стабильность развития газовой отрасли требует гармонизации интересов поставщиков и потребителей. Примером такого сотрудничества является партнерство с немецкими концернами БАСФ и Е.ОН. Совместная деятельность охватывает и добычу (Южно-Русское месторождение), и транспортировку (газопровод «Северный поток») и работу с конечными потребителями (поставки газа через совместное предприятие с БАСФ – «Вингаз» и проекты с Е.ОН в электрогенерации).

На ачимовских залежах Уренгойского месторождения «Газпром» работает совместно с Винтерсхалл. Нарабатывается опыт освоения месторождений с большими глубинами залегания и сложным геологическим строением. Эта модель совместной работы при сохранении 100% лицензионных прав за «Газпромом» станет базовой и для первой фазы освоения Штокмановского месторождения совместно с французской «Тоталь» и норвежской «Статойл».

С вхождением в состав акционеров «Норд Стрим АГ» – компании по строительству, эксплуатации и управлению газопроводом «Северный поток», голландской компании «Газюни», статус этого проекта трансформировался из двустороннего российско-германского в общеевропейский. Это становится особенно очевидным, если учесть, что в его реализации с учетом контрактов на поставку материалов и услуг уже принимают участие 14 компаний из 7 европейских стран.

В этом же ряду международных проектов стоит «Южный поток». Его морская часть будет совместным бизнесом с итальянской ЭНИ, а возможно, – и французской EDF. А сухопутный участок будет реализован совместными предприятиями с компаниями стран-участниц проекта.

Совместные проекты  «Газпрома» с европейскими партнерами – это создание единого энергетического пространства на европейском континенте.

Реализация Восточной  газовой программы предоставила уникальную возможность для совместной работы российских и зарубежных компаний. В рамках проекта «Сахалин-2» «Газпром», «Шелл», «Мицуи» и «Мицубиси» построили первый в России завод по производству сжиженного природного газа. Иностранные партнеры внесли значительный инвестиционный и технологический вклад в реализацию проекта.

Реализация подобных совместных проектов, в том числе на базе обмена активами, способствует укреплению доверия между участниками рынка и адекватному реагированию на рыночные колебания и внерыночную конъюнктуру. А это тоже немаловажный фактор безопасности газовых рынков.

Решение проблем отрасли  и формирование перспектив ее дальнейшего развития требует объединенных усилий. Разнообразие форм сотрудничества и координации действий участников рынка – это позитивный фактор. Поэтому Газпром активно участвует в большинстве совместных инициатив стран-производителей газа.

Однако координации  действий крупнейших экспортеров газа явно недостаточно. Необходима интеграция усилий всех заинтересованных участников газового рынка. Ведь несмотря на очевидные преимущества природного газа перед другими видами топлива не стоит думать, что его роль в мировом энергетическом балансе гарантирована. Необходимо активнее влиять на формирование модели развития мировой энергетики. Пока же рядом политиков декларируется в качестве главной цели снижение потребления углеводородов. А оплатить реализацию их высокозатратных концепций предлагается миллионам потребителей. При этом расчеты показывают, что столь необходимая экологичность экономики может быть достигнута благодаря углеводородной энергетике, а не в ущерб ей. Крупнейшая в мире газовая компания – «Газпром» – готова эффективно работать в новых условиях.

 

Глава 3 Формы и методы государственного регулирования на рынке производства и продажи газа с 2008 года по настоящее время

 

Президент Российской Федерации  Д. А. Медведев так прокомментировал роль государства в кризисной  ситуации: «Попытки подменить нормальное течение экономической жизни  тотальным государственным регулированием, даже если это необходимо с точки зрения преодоления последствий финансово-экономического кризиса, по всей вероятности, не приведут к успеху или принесут только частичный успех».

Единая система газоснабжения  является основной системой газоснабжения, ее деятельность регулируется государством в порядке, установленным законодательством РФ. Правовые инструменты функционирования газовых рынков определяют регламент управленческих и экономических отношений по поводу организации производства и распределения топливно-энергетических ресурсов между органами государственной власти, предприятиями ТЭК и различными группами потребителей этих ресурсов. Нормативно-правовая база направлена на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов и представлена следующими нормативными документами:

  1. Федеральным законом от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».
  2. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021 «О Государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации.»
  3. Постановлением от 28 мая 2003 г. № 42-э/3 «Об утверждении методических указаний по регулированию розничных цен на природный газ, реализуемый населению»
  4. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 г. № 373 «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа».
  5. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 г. № 333 «О совершенствовании государственного регулирования цен на газ».

Среди основных направлений, по которым осуществляется государственное  регулирование газового комплекса  можно выделить следующие:

  1. Формы собственности нефтегазовых компаний.
  2. Собственность на природные ресурсы, выдача лицензий на разработку месторождений, установление квот на добычу.
  3. Ценообразование на природный газ и нефть.
  4. Тарифная политика в области газа и нефти.
  5. Вопрос о допуске иностранных вкладчиков в национальные нефтегазовые компании.
  6. Налогообложение.
  7. Контроль финансовых потоков и т. д.

Компания «Газпром»  находилась в государственной собственности  с 1985 по 1992 год. В настоящее время государство является собственником контрольного пакета акций «Газпрома» – 50,002%.

Информация о работе Государственное регулирование на рынке производства и продажи газа в условиях современного кризиса (российский и международный аспект)