Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 21:19, реферат
Целью работы является изучение государственного регулирования на рынке производства и продажи газа в условиях современного кризиса.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотрение сущности рыночного и государственного регулирование в условиях «смешанной экономики».
2. Анализ ситуации на рынке производства и продажи газа в период современного кризиса (с середины 2008 г. по настоящее время).
Государство обеспечивает свой контроль в качестве собственника в газовой отрасли через разработку и реализацию межрегиональных программ газификации, лицензирование видов деятельности по освоению месторождений газа и газоснабжению, контроль за эффективным использованием газа, надзор и контроль за безопасность поставок и использования газа.
Особенность существующего
состояния газового рынка заключается
в высокой степени его
В целях совершенствования государственного регулирования цен на газ и развития рыночных принципов ценообразования Правительство РФ 28 мая 2007 года приняло Постановление №333 «О совершенствовании государственного регулирования цен на газ». Постановление устанавливает, что, начиная с 2011 года формирование оптовых цен на природный газ предполагается осуществлять на рыночных принципах исходя из достижения уровня равной доходности поставок газа на внутренний и внешний рынки.
В 2008 году объем продаж газа Группой «Газпром» на внутреннем рынке составил 287 млрд куб. м или более 50% от общего объема газа, добытого Группой. В то же время основная часть (82%) валовой выручки Группы «Газпром» приходится на экспортные поставки. Таким образом, как в 2008 г., так и в предыдущих годах, убыточность внутренних продаж покрывалась за счет экспортной прибыли путем внутрикорпоративного субсидирования. Однако экономически обоснованный уровень цен на газ на внутреннем рынке имеет принципиальное значение для дальнейшего развития газовой отрасли страны, надежного газоснабжения потребителей, размещения крупных заказов «Газпрома» на отечественных предприятиях, газификации регионов, энергетической безопасности России.
В 2009 году «Газпром» планирует впервые получить прибыль от продаж газа на внутреннем рынке. Однако разрыв между среднегодовым уровнем регулируемых цен в 2009 году (1895 руб. за 1 тыс. куб. м) и уровнем цен, обеспечивающим эффективное развитие бизнеса по газоснабжению российских потребителей (2707 руб. за 1 тыс. куб. м) все еще остается очень существенным.
Во взаимоотношениях со странами СНГ и Балтии «Газпром» придерживается политики постепенного перехода на контрактные условия и ценовые механизмы, аналогичные применяемым в странах Европы. При этом формула цены, применяемая при расчетах за газ, поставляемый в страны Балтийского региона, уже сегодня обеспечивает «Газпрому» доходность поставок, соответствующую европейскому уровню.
Основными изменениями в налоговом законодательстве, которые касаются экспортно-сырьевых отраслей, являются: введение специфической ставки на газ; увеличение экспортной пошлины на газ; отмена акциза на газ.
Заключение
Ключевую роль на этапе перехода к рыночной экономике должно играть государственное регулирование. Нерегулируемый рынок не способен решить проблемы развития экономики и социальной сферы. Государственное регулирование осуществляется с применением методов административного (правового) и экономического регулирования.
Суть государственного регулирования на современном этапе переходного периода заключается не в полном демонтаже старой системы, а в создании более эффективной системы регулирования экономики на разных иерархических уровнях с учетом накопленного позитивного опыта.
Газпром – это крупнейшая компания в мире, занимающаяся геологоразведкой, добычей, транспортировкой, хранением, переработкой и реализацией газа и других углеводородов, а также производством и сбытом электрической и тепловой энергии.
Стратегическая цель ОАО «Газпром» в период современного кризиса – эффективное и сбалансированное газоснабжение потребителей Российской Федерации, становление лидером среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, выполнения с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.
Государственное регулирование
газового комплекса сегодня
Глоссарий
ГОСУДАРСТВЕНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ – комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основ экономических процессов.
ИМПОРТ – (англ. import от лат. importare – ввозить) – ввоз в страну из-за границы иностранных товаров, технологии, капиталов, услуг для использования на внутреннем рынке страны, удовлетворения потребностей, которые сама страна не в силах обеспечить.
ИНВЕСТИЦИИ – (от лат. investre – облачать) – долгосрочные вложения государственного или частного капитала в собственной стране или за рубежом с целью получения дохода в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты. Дают отдачу через значительный срок после вложения. Различают следующие виды инвестиций: государственные, иностранные частные. Выделяют также производственные инвестиции интеллектуальные.
КВОТА – (от лат. quota – часть) – 1) доля, часть, пай, приходящиеся на одного из участников общего дела; 2) количественные ограничения (производства, сбыта, потребления, экспорта, импорта товаров), вводимые на определенный период времени. Ограничительные меры называют квотированием.
КОМПАНИЯ – (франц. compagnie – объединение юридических и физических лиц, предпринимателей для проведения экономической (производственной, торговой, посреднической, финансовой, страховой) деятельности. Под компаниями понимают объединения, товарищества, хозяйственные общества, фирмы, корпорации, то есть предприятия, имеющие разные организационно-правовые формы (формы деловой организации работы, деятельности). Компания имеет статус юридического лица.
КОНКУРЕНЦИЯ – (от лат. concurrentia – сталкиваться) – состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае - между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике.
КОНТРАКТ – (лат. contractus) – юридически обязательное соглашение между двумя или несколькими лицами, в котором определяются действия, подлежащие исполнению с их стороны, и ответственность за выполнение (невыполнение) этих действий. В гражданском праве синоним договора.
НАЛОГ – обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц. Налоги делятся на прямые, которыми облагаются доходы и имущество, и косвенные (например акциз), увеличивающие цену товара. Налог – один из основных источников пополнения государственной казны. Основная функция – регулировать экономику.
РЕЦЕССИЯ – относительно умеренный, некритический спад производства или замедление темпов экономического роста, уменьшение валового внутреннего продукта в течение продолжительного времени.
РЫНОК – способ координации экономических систем, основанный на механизме конкуренции и свободного ценообразования.
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА – экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность.
СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА – экономика страны, в которой сочетаются черты рыночной и централизованной экономических систем. В смешанной экономике активную роль играет государство, взаимодействующее с рынком, дополняющее и корректирующее рыночные механизмы саморегулирования, компенсирующее их недостаточность. Фактически рыночная экономика в любой стране является смешанной, различие состоит в соотношении меры государственного регулирования и рыночного саморегулирования.
СОБСТВЕННОСТЬ – принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определенным лицам, юридическое право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов собственности. Различают государственную (федеральную и субъектов РФ), муниципальную, частную формы собственности.
ТАРИФ – (франц. tarif) – 1) ставка оплаты за различные услуги, предоставляемые предприятиям и населению, именуемая тарифной ставкой; 2) ставка оплаты труда; 3) ставка таможенного сбора.
ТОРГОВЛЯ – 1) отрасль хозяйства, экономики и вид экономической деятельности, объектом, полем действия которых является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки, хранение товаров и их подготовка к продаже; 2) коммерция, купля и продажа товаров.
ЦЕНА – 1. денежное выражение стоимости товара; 2. экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени; 3. количественное соотношение конкретных спроса и предложения.
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ – процесс формирования цен на товары и системы цен в целом. На свободном рынке процесс Ц. происходит стихийно, цены складываются под воздействием спроса и предложениях в условиях конкуренции.
ЭКОНОМИКА – (от греч. eikos – дом, хозяйство и nomos – правило, закон; в совокупности – правила ведения хозяйства) – 1) хозяйство, совокупность средств, объектов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых человеку благ, условий и средств существования с применением труда; 2) наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ – крупные преобразования, изменения в системе ведения хозяйства, управления экономикой, путях и способах осуществления экономической политики. Экономические реформы проводятся в условиях, когда выявляется низкая эффективность экономической системы, возникают экономические кризисы, экономика плохо, недостаточно удовлетворяет потребности людей, страна отстает в своем развитии от других стран. В РФ проведение экономических реформ в 1990-е гг. связано с переходом к рыночной экономике.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЫЧАГИ – инструменты управления экономикой; включают систему цен и тарифов, финансово-кредитные рычаги, налоги и т. п. Экономические рычаги различного или одного вида используются в качестве инструментов регулирования экономики в целом и воздействия на экономические процессы на уровне предприятий, фирм.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС – одна из фаз (кризис, депрессия, оживление, подъем) цикла производства, проявляющаяся в резком спаде объемов производства в результате перепроизводства товаров по сравнению с платежеспособностью. Носит временный характер и периодически повторяется.
ЭКСПОРТ – (от лат. exporto – вывожу) – вывоз за границу товаров, проданных иностранным покупателям, предназначенных для продажи на иностранных рынках или для переработки в другой стране. К экспорту относят также перевозку товаров транзитом через другую страну и вывоз привезенных из другой страны товаров для продажи их в третьей стране (реэкспорт). К экспорту относят также вывоз капитала за рубеж и предоставление услуг иностранным партнерам.
Список литературы: