Государственное регулирование рыночной экономики: направления, инструменты, эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является определение необходимости и степени влияния государства на развитие экономики страны.
Для решения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) необходимость государственного регулирования экономки,
2) основные направления и методы регулирования государством рыночной экономики,
3) стратегия и тактика российской макроэкономической политики.

Содержание работы

Введение 3
1. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику 5
2. Направления и методы регулирования государством рыночных экономик 10
3. Стратегия и тактика российской макроэкономической политики 15
Заключение 24
Список литературы 26
Приложения………………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

Курсовая Государственное регулирование Э.docx

— 62.12 Кб (Скачать файл)

Титульный лист оформить согласно требованиям

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по  дисциплине  «ХХХХ»

на тему: «Государственное регулирование рыночной экономики: направления, инструменты, эффективность»

 

 

 

 

 

Выполнила:

Преподаватель:

 

 

 

 

 

Челябинск

2013

 

 

План

 

Введение 3

1. Необходимость  вмешательства государства в  рыночную экономику 5

2. Направления  и методы регулирования государством  рыночных экономик 10

3. Стратегия  и тактика российской макроэкономической  политики 15

Заключение 24

Список литературы 26

Приложения………………………………………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современная экономика, как  свидетельствует практика всех без  исключения стран мира, предполагает активное участие в ней государства  как субъекта рыночных экономических  отношений, а так же регулирующего  и управляющего органа. В разных странах неодинаковым образом, согласно традициям и накопленному опыту  строятся отношения между правительством и основными экономическими субъектами.

Экономическая роль государства, изучение этого понятия является одной из важных частей экономического образования в странах с развитым рыночным хозяйством.

Проблема государственного вмешательства в экономику является основной для любого государства, поэтому  можно с уверенностью сказать, что  данный вопрос является актуальным на сегодняшний день для любой страны с развитым рыночным хозяйством.

По вопросам, в каких  пропорциях должно сочетаться государственное  и рыночное регулирование, каковы границы  и направления государственного вмешательства, существует широкий  спектр мнений и подходов - от полного  государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость  выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе “кейнсианской  революции”, которая совершила переворот  в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность  самоисцеления экономического спада.

Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто  не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое  положение страны.

В настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство ни осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где  бы оно ни регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных проблем. О государственном влиянии на экономику следует говорить не в количественных оценках, а с точки зрения качественной эффективности государственного регулирования.

При этом, осуществляя регулирование  экономики, государство использует широкий набор средств и методов  воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

Как бы там ни было, государство  всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние  на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом, государственное  регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.

Таким образом, целью написания  курсовой работы является определение  необходимости и степени влияния  государства на развитие экономики  страны.

Для решения поставленной цели необходимо решение следующих  задач:

1) необходимость государственного  регулирования экономки,

2) основные направления и методы регулирования государством рыночной экономики,

3) стратегия и тактика российской макроэкономической политики.

Для написания курсовой работы рассматривалась литература по данной проблеме отечественных и зарубежных авторов, периодическая литература, статистические данные.

 

 

 

 

 

 

1. Необходимость вмешательства  государства в рыночную экономику

 

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику  было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда  экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной  необходимости государственного регулирования  для развития в стране торговли и  промышленности (8).

С развитием рыночных отношений  набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное  вмешательство и связанные с  этим ограничения как помеху в  своей деятельности. Появившиеся  идеи экономического либерализма, которые  впервые наиболее полно обосновал  А. Смит в своем  “Исследовании о природе и причинах богатства народов”, нашли большое число поклонников.

Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная  сила экономического развития. Одной  из идей учения А. Смита была идея о  том, что экономика будет функционировать  эффективнее, если исключить ее регулирование  государством. А. Смит считал, что, поскольку  главным регулятором выступает  рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода (7).

При этом последователи А Смита, которых относят к так называемой классической школе, исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это прежде всего касается так называемых общественных товаров т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.

К числу проблем, которые  не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали  настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно  регулировать опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.

Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация  не обеспечивает эффективного использования  ресурсов. Фиаско рынка проявляется  не только в ситуациях, связанных  с внешними эффектами и общественными  благами. Важнейшая причина - это  свойственная рынку тенденция к  монополизации. В этих условиях для  обеспечения конкуренции, как условия  наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством.

Кроме того, вне рыночного  регулирования находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки  зрения законов рынка, приводит к  неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует  иметь ввиду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами.

Важный этап в теоретическом  осознании роли государства в  рыночной экономике был связан с  именем выдающегося английского  экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции” доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации (10).

В практическом плане экономическую  политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий кредитно-денежный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран.

Развитие рыночной экономики  во второй половине XX века выявило четко  обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства  и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается  в условиях действия конкурентного  рыночного механизма. Цель государства  в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия  его свободного функционирования: конкуренция  должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде где необходимо (4).

Необходимость вмешательства  государства в рыночную экономику  обусловлена тем, что с помощью  одного рыночного механизма невозможны глубокие структурные изменения  в производстве, стратегические прорывы  в области науки и техники, организация денежного обращения, решения региональных и межгосударственных проблем и т.д. Кроме того, рыночной экономике присущи несовершенства, несостоятельность, для устранения которых необходимо активное вмешательство  государства в экономические  процессы.

Можно выделить следующие  основные причины для государственного вмешательства (6):

-   отсутствие в реальности  совершенной конкуренции;

- недоступность для рыночных  субъектов всей информации и  неспособность рынка достичь  полного равновесия;

- необходимость общественного  перераспределения благ в соответствии  с факторами, неподвластными рынку;

- отсутствие многих видов  рынков в достаточно развитом  виде (например, фьючерсных и страховых);

-   наличие внешних  факторов, требующих компенсационных  действий;

- существование значительных  сфер, связанных с созданием и  потреблением общественных благ (оборонные услуги, фундаментальная  наука и т.п.);

- разграничение «достойных  потребностей» и тех, интерес  к которым нужно снижать (алкоголь, табак, наркотики и др.).

Кроме того, следует учесть то, что рынок не решает социальных проблем, рынок не в состоянии  обеспечить стратегический прорыв в  области науки и технологии, глубокие структурные преобразования производства,  рынок не обеспечивает удовлетворения потребностей в общественных товарах, которые объединяют в себе низкую конкурентность высокой исключаемостью остальных экономических субъектов из потребления, рынок не решает экологические проблемы производства.

Без государственного вмешательства  невозможно развитие самой рыночной системы.  Эффективное функционирование рыночной экономики предполагает оптимальное  сочетание рыночных и государственных  регуляторов. Государство вовлекается  в рыночную экономику с целью  поддержания экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания  циклических спадов и подъемов в  развитии экономики. Прежде всего, государство  способствует эффективной хозяйственной  деятельности всех предпринимателей. Для этого оно повышает эффективность  рыночного механизма. Кроме того, государство берет на себя обеспечение  правовой основы и социального климата, содействующих эффективному функционированию рыночной экономики.

Как показывает практика, безработица  и инфляция, замедленный экономический  рост, хроническое недоиспользование  производственных мощностей вполне совместимы с рыночной системой хозяйствования. Еще в 30-е годы ХХ века английский экономист Дж. М. Кейнс доказал, что это не случайность, а нормальный вариант рыночного равновесия, своего рода ловушка, в которую может попасть хозяйство страны.

В своей книге «Общая теория занятости, процента и денег» Кейнс  теоретически обосновал необходимость государственного регулирования рыночной экономики. Эта теория получила практическое применение в 50-е годы в экономике США и принесла определенные положительные результаты в хозяйственной деятельности. В дальнейшем теория государственного регулирования Кейнса легла в основу экономической политики почти всех развитых капиталистических стран.

Роль государства в  рыночной экономике проявляется  через его функции.

Функции государства в  рыночной экономике представляют собой  форму деятельности правительства  и его органов на достижение главной  цели – экономической и социальной стабильности, адаптации экономики  к изменяющимися условиям.

Одной из важнейших функций  государства является экономическая  функция, которая представляет форму  экономической деятельности правительства  и его органов на достижение экономической  стабильности в развитии экономики. Основная  экономическая функция  государства в рыночной экономике  реализуется в его соподчиненных  функциях, куда можно отнести:

- стимулирование экономического  роста;

- обеспечение высокого  уровня занятости;

- достижение стабильного  уровня цен и устойчивости  национальной валюты;

- проведение эффективной  внешнеэкономической политики, направленной  на внешнеэкономическое равновесие.

 

 

2. Направления и методы  регулирования государством рыночных  экономик

 

Государственное регулирование  экономики – это система мер  законодательного, исполнительного  и контролирующего характера  стабилизации и приспособления экономики  к изменяющимся условиям(8).

Существуют следующие  направления деятельности государства  для достижения стратегических целей:

  • институциональная политика по изменению организации экономики, созданию новых или устранению старых экономических, социальных и финансовых институтов, изменению их функций и связей;
  • структурная политика в области изменения макроэкономических пропорций между конечным потреблением и валовым накоплением, доходами и расходами государства, экспортом и импортом, отраслевых и региональных структур экономики;
  • инвестиционная политика по установлению масштабов инвестиций, их источников и направлений;
  • финансовая политика в области формирования и использования государственных финансовых ресурсов, контроля за целевым использованием средств государственного бюджета;
  • региональная политика по отношению к экономической интеграции регионов и их социально-экономическому развитию;
  • внешнеэкономическая политика по отношению к экспорту товаров и услуг, привлечению иностранного капитала и вывозу капитала за рубеж.

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики: направления, инструменты, эффективность