Государственное регулирование рыночной экономики: направления, инструменты, эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является определение необходимости и степени влияния государства на развитие экономики страны.
Для решения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) необходимость государственного регулирования экономки,
2) основные направления и методы регулирования государством рыночной экономики,
3) стратегия и тактика российской макроэкономической политики.

Содержание работы

Введение 3
1. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику 5
2. Направления и методы регулирования государством рыночных экономик 10
3. Стратегия и тактика российской макроэкономической политики 15
Заключение 24
Список литературы 26
Приложения………………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

Курсовая Государственное регулирование Э.docx

— 62.12 Кб (Скачать файл)

- усилением негативного  влияния на экономику ограничений  со стороны энергетической и  транспортной инфраструктуры;

- усилением конкуренции  на внутренних рынках, связанной,  с одной стороны, с возрастанием  требований потребителей к качеству  товаров, с другой - с исчерпанием  ценовых конкурентных преимуществ  обрабатывающих производств;

- изменением макроэкономической  ситуации, прекращением укрепления  рубля в связи со снижением  внешнеторгового сальдо.

Основные приоритеты социальной и экономической политики на первом этапе включают:

1) в области развития  человеческого потенциала:

- принятие неотложных  мер в сфере демографии и  здоровья населения, направленных  на стабилизацию демографической  обстановки в обществе, снижение  смертности в трудоспособном  возрасте;

- выход минимальной заработной  платы на уровень прожиточного  минимума, внедрение отраслевых  систем оплаты труда;

- решение социальных проблем  военнослужащих;

- преодоление проблемы  бедности пенсионеров (минимальный  уровень пенсии устанавливается  с конца 2009 г. на уровне не  ниже величины прожиточного минимума  пенсионера, а средний размер  трудовой пенсии повышается до 2 - 2,5 прожиточных минимумов пенсионера  к 2014 - 2017 гг.);

- структурная и технологическая  модернизация здравоохранения, образования  и других отраслей социальной  сферы, обеспечивающая доступность  качественных социальных услуг  для населения;

- создание механизмов  доступности качественного жилья,  решение проблемы ветхого и  аварийного жилья, модернизация  жилищно-коммунального хозяйства;

2) в области создания  высококонкурентной институциональной среды:

- развитие конкурентных  рынков товаров и услуг, капитала, рабочей силы, создание инфраструктуры  международного финансового центра  в Москве;

- создание эффективного  государства, снижение уровня  коррупции;

- поддержание макроэкономического  равновесия, обеспечение стабильного  курса рубля и снижение инфляции  до 5 - 6,5% в год к концу периода  и др.;

в области обеспечения  структурной диверсификации и инновационного развития:

- завершение формирования  национальной инновационной системы,  модернизация фундаментальной и  прикладной науки и профессионального  образования;

- содействие модернизации  высокотехнологичных отраслей экономики  в кооперации с ведущими мировыми производителями, выходу на мировые рынки с новыми высокотехнологичными продуктами;

- содействие развитию  малого и среднего бизнеса  и др.;

3) в области расширения  глобальных конкурентных преимуществ в традиционных отраслях:

- преодоление в основном  дефицита энергетических мощностей  (в генерации и сетевом хозяйстве), завершение реформы электроэнергетики,  развертывание масштабных инвестиционных  проектов в отрасли и др.;

в области укрепления внешнеэкономических  позиций России:

- формирование таможенного  союза со странами ЕврАзЭС, включая в том числе гармонизацию законодательства и правоприменительной практики;

- расширение взаимных  инвестиций, в том числе со  странами евразийского экономического  пространства, для обеспечения устойчивости  торговых и кооперационных связей  и повышения трансграничной мобильности  факторов производства;

- завершение процесса  присоединения к ВТО и создание  инфраструктуры полноценного участия  России в этой организации,  вступление в ОЭСР и др.;

4) в области сбалансированного  пространственного развития:

- создание новых центров  развития на Юге России, в Восточной  Сибири и Дальнем Востоке, связанных  с комплексной переработкой сырья,  развитием рекреационной инфраструктуры  и др.

В процессе реализации программ первого этапа планируется достижение ряда целей (приведены в таблице 1).

Таблица 1 – Цели программы  первого этапа

Показатель                  

Значение      

Увеличение ожидаемой продолжительности жизни, лет                                             

2,5         

Рост валового внутреннего  продукта (ВВП),%      

137 - 138      

Рост производительности труда, %                

140 - 141      

Снижение энергоемкости  ВВП, %                   

81 - 83       

Рост реальных располагаемых  доходов населения, %

153 - 154      

Рост инвестиций в основной капитал, %           

180 - 185      

Расходы на НИОКР на конец  периода, % к ВВП  

1,4 - 1,6      

Расходы на образование на конец периода, % к ВВП                                           

5,5 - 5,7      

Расходы на здравоохранение  на конец периода, % к ВВП                                         

4,8 - 5       


 

Второй этап (2013 - 2020 гг.) - рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшении качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики.

Основные приоритеты социальной и экономической политики на втором этапе включают:

1) в области развития  человеческого потенциала:

- распространение стандартов  здорового образа жизни;

- улучшение состояния  окружающей среды, повышение экологических  стандартов, создание эффективной  системы утилизации отходов производства  и потребления, повышение обеспеченности  населения качественной питьевой  водой;

- создание эффективной  пенсионной системы на принципах  страхования и накопления и  др.;

в области создания высококонкурентной институциональной среды:

- адаптация экономических  институтов к требованиям глобальной  мобильности факторов производства  и трансграничной производственной  кооперации;

- обеспечение глобальной  конкурентоспособности банковского  сектора, финансовых рынков;

- снижение инфляции до  уровня 3 - 3,5% в год и др.;

2) в области обеспечения  структурной диверсификации и  инновационного развития:

- интеграция национальной  инновационной системы в глобальную  инновационную систему, интеграция  науки, образования и бизнеса;

- расширение позиций российских  компаний на мировых высокотехнологичных рынках, превращение высокотехнологичных производств и отраслей "экономики знаний" в значимый фактор экономического роста;

- внедрение новых ресурсосберегающих  технологий в электроэнергетике,  расширение производства электроэнергии  на основе АЭС и альтернативных  возобновляемых источников;

- расширение ресурсной  базы экономики, активное освоение  месторождений углеводородов арктического  шельфа и Восточной Сибири;

- транспортное обеспечение  комплексного освоения и развития  территорий Сибири и Дальнего  Востока и разработки новых  месторождений полезных ископаемых  и др.;

3) в области укрепления  внешнеэкономических позиций России:

- обеспечение полномасштабного  функционирования таможенного союза  и формирование единого экономического  пространства в рамках ЕврАзЭС;

- формирование зон свободной  торговли с заинтересованными  странами-соседями на евразийском  пространстве;

- расширение гибких разносторонних  отношений с мировыми экономическими  центрами, расширение участия в  региональных организациях Азиатско-Тихоокеанского  региона;

- превращение России в  один из мировых финансовых  центров, обеспечение лидирующих  позиций на финансовых рынках  евразийского пространства;

- превращение российского  рубля в ведущую региональную  валюту и создание на евразийском  пространстве рублевой зоны;

в области сбалансированного  пространственного развития:

- комплексное развитие  территорий Сибири и Дальнего  Востока, закрепление населения  в восточных регионах страны;

- снижение территориальной  социально-экономической дифференциации  до уровня, обусловленного объективными  различиями регионов;

- обеспечение сбалансированности  доходной базы и расходных  обязательств регионов.

В процессе реализации программ второго этапа планируется достижение следующих показателей (приведены  в таблице 2)

Таблица 2 – Цели программы  второго этапа

Показатель                  

Значения      

Увеличение ожидаемой  продолжительности жизни, лет

2          

Рост ВВП, %                                     

164 - 166      

Рост производительности труда, %                

171 - 178      

Снижение энергоемкости  ВВП, %                   

70 - 75       

Рост реальных располагаемых  доходов населения, %

164 - 172      

Рост инвестиций в основной капитал, %           

215 - 223      

Расходы на НИОКР на конец  периода, % к ВВП      

3          

Расходы на образование на конец периода, % к ВВП 

6 - 7        

Расходы на здравоохранение на конец периода, % к ВВП                                           

6,7 - 7       


 

Развитие после 2020 г. - закрепление лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста, формирование сбалансированной социальной структуры общества (12).

 

 

 

 

Заключение

 

Общепризнанным является тот факт, что современная рыночная экономика не может существовать без государственной хозяйственной  деятельности. Встает вопрос лишь о  масштабах вмешательства государства  в экономику. В свою очередь, государство  постоянно балансирует, увеличивая или уменьшая степень вмешательства  в экономику.

Особое место государства  в системе общественных институтов определяется тем, что государство – это субъект управления, который обеспечивает организацию и функционирование всех элементов социально-экономической системы. Выступая как представитель общества в целом, оно устанавливает правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и осуществляет контроль за их соблюдением.

Конечно, вмешательство государства  в экономические отношения не должно быть безграничным – экономика  не должна быть излишне административно  «зарегулирована», так как это  ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики. Государство не должно вмешиваться  в те сферы экономики, где его  вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики. В целом трудно переоценить роль государства в  экономике.

При рассмотрении данной темы мною была использована нормативная  литература, учебные пособия, а так  же информация из журналов.

Цель работы, поставленная при ее выполнении, достигнута:

- рассмотрен вопрос необходимости  вмешательства государства в  рыночную экономику, 

- рассмотрены направления  и методы государственного регулирования  рыночной экономики.

Кроме того, мною был раскрыт  вопрос о бюджетной политике государства, ее стратегических направлениях. Рассмотрены  планы России  развития экономики  страны по инновационному пути.

В заключении хочется отметить, что Россия – перспективная страна, которая не только стремится к  стабильности и экономическому росту, но и осуществляющая в этом направлении  государственные программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах от 9 июня 2011 года.
  2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
  3. Введение в рыночную экономику: учебник / Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. М.: Высш. шк., 2009.
  4. Гальперин, В.М., Гребенников П.И. Макроэкономика: Учеб. для студ. вузов / В.М. Гальперин, П.И. Гребенников, А.И. Леусский, Л.С. Тарасевич; Общ. ред. Л.С. Тарасевича. СПб.: СПб ГУЭФ, 2009.
  5. Государственная экономическая политика: учебное пособие для вузов /под ред. Т.Г. Морозова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 255 с.
  6. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник Издание 2-е, перераб. и доп. /под ред. В.И. Кушлин – общ. ред. М.: Изд-во РАГС, 2012. – 832 с.
  7. Курс экономической теории: Учеб. для студ. вузов / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. Киров: АСА, 2010.
  8. Николаева, И.П. Экономическая теория: Учебник / И.П. Николаева, М.: Кнорус, 2008.
  9. Сажина, М.А. Экономическая теория: Учеб. для вузов / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. М.: Норма-Инфра-М, 2011.
  10. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства. Политическая экономия: Учеб. для студентов вузов / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008.
  11. Экономическая теория: Учеб. для студ. вузов / Под ред. В.Д. Камаева. М.: Владос, 2011.
  12. "Экономический анализ: теория и практика" N 29 2009г. Статья: Инновации и инвестиции и их связь с технологическими укладами (Митус Л.И.) .
  13. http://www.economy.gov.ru. Министерство экономического развития Российской Федерации
  14. http://www.gks.ru. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики: направления, инструменты, эффективность