Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 21:21, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является определение необходимости и степени влияния государства на развитие экономики страны.
Для решения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) необходимость государственного регулирования экономки,
2) основные направления и методы регулирования государством рыночной экономики,
3) стратегия и тактика российской макроэкономической политики.
Введение 3
1. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику 5
2. Направления и методы регулирования государством рыночных экономик 10
3. Стратегия и тактика российской макроэкономической политики 15
Заключение 24
Список литературы 26
Приложения………………………………………………………………………28
- усилением негативного
влияния на экономику
- усилением конкуренции
на внутренних рынках, связанной,
с одной стороны, с
- изменением макроэкономической ситуации, прекращением укрепления рубля в связи со снижением внешнеторгового сальдо.
Основные приоритеты социальной и экономической политики на первом этапе включают:
1) в области развития человеческого потенциала:
- принятие неотложных
мер в сфере демографии и
здоровья населения,
- выход минимальной заработной платы на уровень прожиточного минимума, внедрение отраслевых систем оплаты труда;
- решение социальных проблем военнослужащих;
- преодоление проблемы
бедности пенсионеров (
- структурная и технологическая
модернизация здравоохранения,
- создание механизмов
доступности качественного
2) в области создания высококонкурентной институциональной среды:
- развитие конкурентных
рынков товаров и услуг,
- создание эффективного государства, снижение уровня коррупции;
- поддержание
в области обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития:
- завершение формирования
национальной инновационной
- содействие модернизации
высокотехнологичных отраслей
- содействие развитию малого и среднего бизнеса и др.;
3) в области расширения
глобальных конкурентных
- преодоление в основном
дефицита энергетических
в области укрепления внешнеэкономических позиций России:
- формирование таможенного союза со странами ЕврАзЭС, включая в том числе гармонизацию законодательства и правоприменительной практики;
- расширение взаимных
инвестиций, в том числе со
странами евразийского
- завершение процесса
присоединения к ВТО и
4) в области сбалансированного пространственного развития:
- создание новых центров
развития на Юге России, в Восточной
Сибири и Дальнем Востоке,
В процессе реализации программ
первого этапа планируется
Таблица 1 – Цели программы первого этапа
Показатель |
Значение |
Увеличение ожидаемой продолжительности
жизни, лет |
2,5 |
Рост валового внутреннего продукта (ВВП),% |
137 - 138 |
Рост производительности труда, % |
140 - 141 |
Снижение энергоемкости ВВП, % |
81 - 83 |
Рост реальных располагаемых доходов населения, % |
153 - 154 |
Рост инвестиций в основной капитал, % |
180 - 185 |
Расходы на НИОКР на конец периода, % к ВВП |
1,4 - 1,6 |
Расходы на образование на
конец периода, % к ВВП |
5,5 - 5,7 |
Расходы на здравоохранение
на конец периода, % к ВВП |
4,8 - 5 |
Второй этап (2013 - 2020 гг.) - рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшении качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики.
Основные приоритеты социальной и экономической политики на втором этапе включают:
1) в области развития человеческого потенциала:
- распространение стандартов здорового образа жизни;
- улучшение состояния
окружающей среды, повышение
- создание эффективной
пенсионной системы на
в области создания высококонкурентной институциональной среды:
- адаптация экономических
институтов к требованиям
- обеспечение глобальной
конкурентоспособности
- снижение инфляции до уровня 3 - 3,5% в год и др.;
2) в области обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития:
- интеграция национальной
инновационной системы в
- расширение позиций российских
компаний на мировых
- внедрение новых
- расширение ресурсной
базы экономики, активное
- транспортное обеспечение
комплексного освоения и
3) в области укрепления
внешнеэкономических позиций
- обеспечение полномасштабного
функционирования таможенного
- формирование зон свободной
торговли с заинтересованными
странами-соседями на
- расширение гибких
- превращение России в
один из мировых финансовых
центров, обеспечение
- превращение российского
рубля в ведущую региональную
валюту и создание на
в области сбалансированного пространственного развития:
- комплексное развитие
территорий Сибири и Дальнего
Востока, закрепление
- снижение территориальной
социально-экономической
- обеспечение
В процессе реализации программ
второго этапа планируется
Таблица 2 – Цели программы второго этапа
Показатель |
Значения |
Увеличение ожидаемой продолжительности жизни, лет |
2 |
Рост ВВП, % |
164 - 166 |
Рост производительности труда, % |
171 - 178 |
Снижение энергоемкости ВВП, % |
70 - 75 |
Рост реальных располагаемых доходов населения, % |
164 - 172 |
Рост инвестиций в основной капитал, % |
215 - 223 |
Расходы на НИОКР на конец периода, % к ВВП |
3 |
Расходы на образование на конец периода, % к ВВП |
6 - 7 |
Расходы на здравоохранение
на конец периода, % к ВВП |
6,7 - 7 |
Развитие после 2020 г. - закрепление лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста, формирование сбалансированной социальной структуры общества (12).
Общепризнанным является
тот факт, что современная рыночная
экономика не может существовать
без государственной
Особое место государства в системе общественных институтов определяется тем, что государство – это субъект управления, который обеспечивает организацию и функционирование всех элементов социально-экономической системы. Выступая как представитель общества в целом, оно устанавливает правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и осуществляет контроль за их соблюдением.
Конечно, вмешательство государства
в экономические отношения не
должно быть безграничным – экономика
не должна быть излишне административно
«зарегулирована», так как это
ущемляет экономическую свободу, приводит
к коррупции государственного аппарата
и возникновению теневой
При рассмотрении данной темы мною была использована нормативная литература, учебные пособия, а так же информация из журналов.
Цель работы, поставленная при ее выполнении, достигнута:
- рассмотрен вопрос
- рассмотрены направления
и методы государственного
Кроме того, мною был раскрыт вопрос о бюджетной политике государства, ее стратегических направлениях. Рассмотрены планы России развития экономики страны по инновационному пути.
В заключении хочется отметить, что Россия – перспективная страна, которая не только стремится к стабильности и экономическому росту, но и осуществляющая в этом направлении государственные программы.