Государственное регулирование рыночной экономики: направления, инструменты, эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является определение необходимости и степени влияния государства на развитие экономики страны.
Для решения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) необходимость государственного регулирования экономки,
2) основные направления и методы регулирования государством рыночной экономики,
3) стратегия и тактика российской макроэкономической политики.

Содержание работы

Введение 3
1. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику 5
2. Направления и методы регулирования государством рыночных экономик 10
3. Стратегия и тактика российской макроэкономической политики 15
Заключение 24
Список литературы 26
Приложения………………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

Курсовая Государственное регулирование Э.docx

— 62.12 Кб (Скачать файл)

Составляющими государственной  экономической политики являются государственные  научно-техническая, инновационная, антимонопольная, налоговая политики, а также политика обеспечения национальной экономической  безопасности.

Основными целями государственной  экономической политики являются:

  • обеспечение стабильной и предсказуемой федеральной налоговой политики и политики бюджетных расходов (четкое распределение расходных полномочий и соответствующей доходной базы между уровнями власти);
  • предсказуемость тарифной политики в области оказания услуг естественным монополиям, установление жестких бюджетных ограничений для органов региональной и муниципальной власти;
  • сокращение  различий в социально-экономическом развитии регионов, в том числе финансовая поддержка беднейших регионов;
  • обеспечение свободного перемещения рабочей силы и капитала на всей территории Российской Федерации;
  • создание равных условий для экономического развития субъектов Российской Федерации, а также равных конкурентных условий для предпринимательской деятельности во всех регионах страны (5).

Для достижения поставленных целей необходимо использование  целевых программ для развития инфраструктуры и решения социальных вопросов в  экономически слабых регионах; создание общероссийской информационной системы  мониторинга социально-экономического развития субъектов Российской Федерации; приведение в соответствии с федеральным  законодательством всех нормативных  правовых актов субъектов Российской Федерации.

Кроме того, государственная  экономическая политика предполагает решение ряда задач. Наборы задач, решаемых правительством при регулировании  экономики, определяются как общими закономерностями функционирования современных  рыночных систем, так и конкретными  потребностями, условиями определенной страны. Применительно к современной  России можно выделить три крупные  обобщенные задачи, решаемые в ходе государственного регулирования экономики. Во-первых, обеспечение устойчивости экономического роста, служащего повышению  благосостояния и социальному развитию нации. Во-вторых, осуществление эффективного преобразования экономической системы  страны с целью повышения результативности и гибкости ее институтов. В-третьих, защита национальных интересов во внешнеэкономических отношениях (6).

Свои регулирующие функции  государство выполняет, применяя разнообразные  методы и формы воздействия на экономику, которые меняются в зависимости  от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.

Методы регулирования  экономики – это способы, пути и средства целенаправленного воздействия  государства на экономические объекты, в конечном счете – на интересы, сознание и психику людей как  участников социально – экономических процессов с целью побудить их к действиям в желаемом направлении, то есть в русле государственной экономической политике.

Существуют две основные формы государственного регулирования:

    1. административный метод регулирования (прямые формы);
    2. экономический метод (косвенные формы).

Административное регулирование  определяет собой административные рычаги достижения желаемого результата государственного регулирования. Основными  формами административного государственного регулирования представляются:

- антимонопольные меры;

- введение обязательных  стандартов;

- определение минимально  допустимых параметров жизни  населения.

 С помощью данного  метода осуществляется контроль  над ценами, доходами, валютным курсом. Административные методы очень  часто применяются по отношениям  к монополиям.

В группе административных методов регулирования особое место  занимают правовые методы. Государство  возлагает на себя обязанности гаранта, обеспечивающего правовые нормы  поведения индивида, фирмы, госучреждений  в системе рыночных отношений.

Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования. Данные методы регулирования экономики могут быть представлены средствами прямого и косвенного государственного регулирования.

Среди экономических методов в первую очередь выделяют денежно-кредитную политику. Основные инструменты денежно-кредитной политики – норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и занятость, оказывать ощутимое воздействие на движение курса акций.

Значительная роль отводится  налоговой политике, без которой  невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение доходов.

Важное место в воздействии  государства на экономические процессы занимает государственное предпринимательство. Сущность данного метода состоит в том, что государство выступает как крупный предприниматель. Сфера государственного предпринимательства достаточно широка, но в основном оно развито в таких отраслях, где срок окупаемости и капиталоемкость сравнительно высоки. Это – энергетика, транспорт, связь, добывающая промышленность (8).

По мере развития и усложнения рыночной экономики повышается роль государственного программирования. Экономическое  программирование – это процесс  ориентации государства на развитие общественного производства посредством  регулярного и комплексного воздействия  на его структуру в соответствии с предусмотренным вариантом  социально-экономического развития.

Все многообразие экономических методов государственного регулирования находит применение (11):

- в бюджетной политике (регулирование государственных  расходов, осуществление государственных  закупок и т.д.)

- в кредитно-денежной  политике (нормирование банковских  резервов, проведение операций на  валютном рынке и т.д.)

- в фискальной политике (регулирование системы государственного  и муниципального налогообложения  доходов и имущества физических  и юридических лиц)

- в социальной политике (установление минимальных ставок  оплаты труда, размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.).

Существуют следующие  направления регулирования экономики:

1) Прямое регулирование – это регулирование со стороны государства, при котором субъекты экономики вынуждены принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.

2) При косвенном регулировании  создаются предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе  экономических решений, субъекты  тяготели к тому варианту, которые  соответствуют целям экономической  политики.

 

 

3. Стратегия и тактика  российской макроэкономической  политики

 

В данном вопросе, я считаю, необходимо отразить информацию о бюджетной  политике Российской Федерации, так как в рыночной экономике государственный бюджет обеспечивает финансовыми ресурсами реализацию функций государства и является основным инструментом регулирующего воздействия власти на экономическую систему общества.

Стратегия бюджетной политики представляет концентрированное направление  усилий и ресурсов государства для достижения среднесрочных и долгосрочных целей социально-экономического развития. В современных условиях стратегия бюджетной политики определяется долгосрочными задачами модернизации социально-экономической системы страны (6).

В основу бюджетной политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах" и Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Российской Федерации на период до 2012 года.

Макроэкономическая стабильность, низкая инфляция, умеренная налоговая  и долговая нагрузка, возможности  для привлечения долгосрочных кредитных  ресурсов могут и должны стать  важнейшими конкурентными преимуществами России, обеспечивающими приток инвестиций, внедрение инноваций, модернизацию экономики и, соответственно, расширение возможностей для решения социальных задач.

Федеральный бюджет на 2012 год  и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности страны, повышения эффективности и прозрачности государственного управления.

Приоритетные задачи бюджетной  политики, определяющие стратегию развития страны (1):

1) интеграция бюджетного  планирования в процесс формирования  и реализации долгосрочной стратегии  развития страны, в том числе  и прежде всего - путем полномасштабного  внедрения программно-целевого принципа  организации деятельности органов  исполнительной власти и соответственно  программных бюджетов;

2) создание в рамках  переходного периода предпосылок  для введения начиная с 2015 года  правил использования нефтегазовых  доходов и ограничений на размер  дефицита федерального бюджета;

3) улучшение условий жизни  человека, адресное решение социальных  проблем, повышение качества государственных  и муниципальных услуг, стимулирование  инновационного развития страны;

4) повышение отдачи от  использования государственных  расходов, в том числе за счет  формирования рациональной сети  государственных учреждений, совершенствования  перечня и улучшения качества  оказываемых ими услуг;

5) эффективная децентрализация  полномочий публично-правовых образований.

Вклад федерального бюджета  на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов в интеграцию стратегического  и бюджетного планирования будет  состоять в том, что его разработка и исполнение будут осуществляться в увязке с корректировкой концепции  долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года при  одновременном формировании государственных программ Российской Федерации и подготовкой к переходу начиная с 2013 года к "программному бюджету".

Прошедший кризис 2008-2009 годов  показал, что Россия находится на новом переломе социально-экономического развития. Исчерпаны возможности  прежней модели роста экономики, которая опиралась на быстрое  расширение внутреннего спроса. Новая  модель потребует более интенсивного использования всех ресурсов и резервов производительности труда.

Именно поэтому настоящая  стратегия базируется на двух основаниях – новая модель экономического роста и новая социальная политика.

Очевидно, что новая социальная политика – невозможна без экономического роста. Для реализации стратегических целей России необходим не просто экономический рост, а достаточно высокие его темпы, заметно превышающие темпы роста развитых стран.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (2) Россия планирует развивать экономику страны по инновационному пути. В Концепции рассматривается модель инновационного социально ориентированного развития. Наряду с использованием традиционных конкурентных преимуществ в энерго-сырьевом секторе, предполагается создание и активизация новых факторов экономического роста, отвечающих вызовам долгосрочного периода. Это - прорыв в повышении эффективности человеческого капитала и создании комфортных социальных условий, либерализация экономических институтов и усиление конкурентности бизнес-среды, а также ускоренное распространение новых технологий в экономике и развитие высокотехнологичных производств, активизация внешнеэкономической политики. Действие этих факторов должно суммарно обеспечивать выход российской экономики на траекторию долгосрочного устойчивого роста со средним темпом около 6,4 - 6,5% в год.

Инновационное развитие российской экономики в период 2008 - 2020 гг. будет проходить в два этапа, различающихся по условиям, факторам и рискам социально-экономического развития, а также приоритетам экономической политики государства.

Первый этап (2008 - 2012 гг.) базируется на реализации и расширении тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в "традиционных" сферах - энергетике, транспорте, аграрном секторе, переработке природных ресурсов. Одновременно будут создаваться институциональные условия и технологические заделы, обеспечивающие на следующем этапе системный перевод российской экономики в режим инновационного развития.

Первый этап характеризуется  следующими условиями социально-экономического развития:

- сужением возможностей  форсированного наращивания энергетического  и сырьевого экспорта, адаптацией  экономики к вероятному ухудшению  внешнеэкономической конъюнктуры  и снижению мировых цен на  нефть и сырье;

- сокращением предложения  трудовых ресурсов в связи  со снижением численности населения  в трудоспособном возрасте, обострением  дефицита профессиональных кадров;

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики: направления, инструменты, эффективность