Государственное регулирование рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть теоретические положения о государственном регулировании экономики.
В ходе изучения данной темы, необходимо разобраться с вопросами необходимости вмешательства государства в рыночную экономику, а так же рассмотреть направления и методы государственного регулирования рыночных экономик.

Содержание работы

Введение 3
1 Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику 4
1.1 Сущность и содержание государственного регулирования 4
1.2 Объекты и субъекты государственного регулирования 5
1.3 Функции государства в рыночной экономике 7
2. Направление и методы регулирования государством рыночных экономик 9
2.1 Особенности, формы, методы государственного регулирования экономики 9
2.2 Направление регулирования государством рыночных экономик: цели государства экономической политики 12
3. Стратегия и тактика российской макроэкономической политики 17
3.1 Бюджетная политика РФ: стратегия и задачи 17
3.2 Инновационное развитие российской экономики 20
Заключение 23
Список литературы 24
Практикум 25

Файлы: 1 файл

макроэконом.docx

— 69.00 Кб (Скачать файл)







 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение 3

1 Необходимость  вмешательства государства в рыночную экономику 4

1.1 Сущность и содержание государственного регулирования 4

1.2 Объекты  и субъекты государственного  регулирования 5

1.3 Функции  государства в рыночной экономике 7

2. Направление  и методы регулирования государством  рыночных экономик 9

2.1 Особенности,  формы, методы государственного  регулирования экономики 9

2.2 Направление  регулирования государством рыночных  экономик: цели государства экономической  политики 12

3. Стратегия  и тактика российской макроэкономической  политики 17

3.1 Бюджетная  политика РФ: стратегия и задачи 17

3.2 Инновационное  развитие российской экономики 20

Заключение 23

Список литературы 24

Практикум 25

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная экономика, как  свидетельствует практика всех без  исключения стран мира, предполагает активное участие в ней государства  как субъекта рыночных экономических  отношений, а так же регулирующего  и управляющего органа. В разных странах неодинаковым образом, согласно традициям и накопленному опыту  строятся отношения между правительством и основными экономическими субъектами.

Экономическая роль государства, изучение этого понятия является одной из важных частей экономического образования в странах с развитым рыночным хозяйством.

Проблема государственного вмешательства в экономику является, основной для любого государства, поэтому  можно с уверенностью сказать, что  данный вопрос является актуальным на сегодняшний день для любой страны с развитым рыночным хозяйством.

В настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство ни осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где  бы оно не регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных проблем. О государственном влиянии на экономику следует говорить не в количественных оценках, а с точки зрения качественной эффективности государственного регулирования.

Цель курсовой работы заключается  в том, чтобы рассмотреть теоретические  положения о государственном  регулировании экономики.

В ходе изучения данной темы, необходимо разобраться с вопросами  необходимости вмешательства государства  в рыночную экономику, а так же рассмотреть направления и методы государственного регулирования рыночных экономик.

 

1 Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику

    1. Сущность и содержание государственного регулирования

Необходимо отметить, что  государственное регулирование  экономики - система мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными  организациями, нацеленная на повышение  эффективности производства и удовлетворение потребностей общества.

Цель государственного регулирования  экономики - обеспечение реализации и защита публичных интересов, таких, как оборона и безопасность государства, права и свободы человека и  гражданина, интересы социально уязвимых слоев населения, охрана окружающей среды. Без государственного вмешательства  в экономику невозможно обеспечить гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Государственное регулирование  экономики, как и деятельность государства  в широком смысле слова, основано на применении внеэкономического принуждения. Оно присутствует и в деятельности государства как экономического субъекта. М. Вебер в его последователи  считали, что именно специфика применяемого государством средства воздействия - насилия - придает специфику государству  как субъекту функциональной деятельности. Дать определение современного государства  можно, исходя из специфически применяемого им средства - физического насилия. Если полагать вслед за М. Вебером, что оно имеет столь большое значение для современного государства, то для государств древности физическое (как и иное) насилие имеет значение никак не меньшее. Думается, следует вести речь о том, что древние государства функционировали исключительно благодаря применению насилия по отношению к своим (по возможности и чужим) подданным. Теория насилия, как известно, давно используется философами, социологами, экономистами для объяснения феномена государства в целом и государственного регулирования экономики в частности. В XVII в. об этом писал Т. Гоббс , в XIX в. Е. Дюринг. Как отмечает М. Олсон, «сам Вебер оказался не в состоянии указать на какие-либо мощные стимулы, свойственный бюрократии, которые обусловливали бы эффективную аллокацию ресурсов и высокий уровень инновационной активности». Но даже древнее государство применяло не только насилие, но и поощрение подданных для побуждения их к достижению целей, намеченных правителем, сосредоточившим в своих руках управление государством и выступавшим по обычаям его персонификацией.

Главная задача государственного регулирования экономики – создание определенных условий для обеспечения  нормального функционирования экономики. Государство во взаимодействии с  рынком поддерживает  и стимулирует  развитие общества, отстаивая, прежде всего, его интересы. Развитие общества способствует эффективному, максимальному  независимому функционированию субъектов  рынка, получению им оптимальных  выгод. Государство защищает право  собственности, права потребителей.

1.2 Объекты и субъекты  государственного регулирования

Государственное регулирование  экономики как системное явление  предполагает наличие объектов и  субъектов1. Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, экономика в целом, то есть все то, на что направлена регулирующая деятельность государства для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики.

В последние десятилетия  спектр объектов регулирования значительно  расширился. Объектами государственного регулирования в большей степени  становятся общие условия существования  и развития общества. К ним относятся  проблемы окружающей среды и сфера  международного сотрудничества, оборонные и энергетические объекты, а также организации, выполняющие общегосударственные функции, в том числе обеспечивающие военно-экономическую безопасность. Государство берет на себя заботу о производстве общественных товаров и услуг. Оно финансирует расходы на оборону, содержание правоохранительных органов и расходы на социальные нужды.

К основным объектам государственного регулирования экономики относятся: структура экономики в ее отраслевом, региональном, секторальном и воспроизводственном  аспектах. Экономические циклы; формы  собственности; материальные и финансовые ресурсы страны и др. Немаловажным объектом государственного регулирования  экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация  прибыли всегда служат главной целью  хозяйственной деятельности в рыночной экономике.

Соотношение между спросом  и предложением рабочей силы должно удовлетворять потребность экономики  в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых  служит для них достаточной мотивацией к труду. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению числа безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту  налогов и прочим негативным последствиям.

Особое внимание государственное  регулирование экономики уделяет  обращению денег. Основное направление  регулирования денежного обращения - это борьба с инфляцией, представляющей одну из серьезнейших опасностей для  экономики.

Одним из важнейших объектов регулирования являются цены. Динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В то же время  сами цены сильно влияют на структуру  экономики, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют.

Объекты государственного регулирования  экономики различают в зависимости  от уровня решаемых ими задач и  методов решений. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом; глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, различные интеграционные процессы). При этом невозможно сказать, какой из этих уровней является доминирующим, а какой - вторичным, поскольку они все действуют в рамках одной системы.

Субъектами государственного регулирования экономики являются законодательные, исполнительные и  судебные органы власти.

1.3 Функции государства  в рыночной экономике

Основные функции государственного регулирования экономики:

- создание правовой основы  экономической деятельности. Эта  функция государства сводится  к разработке законодательных  и нормативных документов, регулирующих  механизм функционирования экономики  в целом и отдельных ее субъектов.  Посредством этой функции государство  определяет совокупность «правил  поведения» в экономике. Одновременно  государство обязано контролировать  выполнение установленных законодательных  и нормативных документов;

- разработка, принятие и  контроль над выполнением хозяйственного  законодательства;

- определение приоритетов  макроэкономической политики;

- обеспечение условий  эффективного функционирования  рынка;

- решение тех экономических  проблем, которые рыночный механизм  не решает.

Государство определяет то нормативно-правовое поле и те правила  игры, на котором играют и которых  придерживаются субъекты рынка.

Реализация этих функций  обеспечивается решением конкретных задач, отражающих систему приоритетов  экономической политики государства  как на данном текущем моментом, так и на перспективу.

Задачами государственного регулирования экономики являются следующие:

- совершенствование законодательства, обеспечивающего правовую основу  деятельности предпринимателей  и защиту их интересов;

- поддержание оптимальных  общеэкономических пропорций;

- совершенствование отраслевой  структуры экономики, государственная  поддержка базовых и других  отраслей промышленности;

- оптимальное сочетание  текущих и перспективных направлений  развития экономики: структурно-инвестиционной  и научно-технической политики;

- создание благоприятных  условий для накопления капитала;

- поддержание приемлемого  для большинства населения уровня  дифференциации и распределения  доходов, социальной стабильности  в обществе;

- регулирование занятости  и качества воспроизводства рабочей  силы в условиях постоянного  изменения производительных сил;

- обеспечение национальной  безопасности и др2.

В современных государствах обещания роста благосостояния граждан  страны в целом или отдельных  социальных слоев служат более надежным фактором выполнения государственной  программы мероприятий, чем применение насилия в прямой или косвенной  формах. Отметим, что применение насилия отнюдь не отвергается, а, во-первых, всегда подразумевается по отношению к сопротивляющимся «лицам»; во-вторых, при определенных ситуациях оно становится основным методом регулирующего воздействия.

 

2. Направление и методы  регулирования государством рыночных  экономик

2.1 Особенности, формы,  методы государственного регулирования  экономики

Основными механизмами государственного регулирования экономики являются3:

1) прямые механизмы государственного  регулирования являются наиболее  распространенными по причине  своей действенности. Основной  их формой является хозяйственная  деятельность государства, представленная  государственным сектором экономики,  который имеет достаточно большие  масштабы в экономически развитых  странах. В его рамках государство  может, например, самостоятельно  предоставлять кредиты, принимать  долевое участие в компаниях,  являться прямым собственником  хозяйствующего субъекта. Тем самым  оно не только получает прибыль,  но и создает рабочие места,  снижая уровень безработицы. 

Обычно государство берет  под свой контроль те отрасли, которые  требуют значительных инвестиций, например, атомную энергетику, воздушный и  морской транспорт. Прямое государственное  регулирование может быть реализовано  и в виде прямых инвестиций в приоритетные отрасли, с помощью субвенций, субсидий и дотаций. Оно обычно направлено на регулирование хозяйственной  деятельности, что существенным образом  искажает действие рыночных механизмов, что не всегда приводит к благоприятным  последствиям. В него также включаются и расходы на создание и поддержание функционального состояния социальной инфраструктуры – здравоохранения, образования, науки и т. д.

2) косвенные механизмы  государственного регулирования  - это такие методы воздействия  государства на экономику, которые  позволяют достигнуть поставленных  целей без прямого вмешательства  государства и опираются на основные закономерности функционирования национальной экономики. Обычно они направлены на поддержание нормального уровня занятости, стимулирование увеличения вывоза товаров, формирование в интересах населения стабильного ценообразования, устойчивых темпов экономического роста, перераспределение ресурсов, стимулирование инвестиционного процесса. Основным способом достижения поставленных целей является фискальная и денежно-кредитная политика. Фискальная политика осуществляется через государственный бюджет посредством изменения его доходной и расходной частей. Денежно-кредитная система построена на регулировании и регламентации денежного обращения.

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики