Государственное регулирование рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть теоретические положения о государственном регулировании экономики.
В ходе изучения данной темы, необходимо разобраться с вопросами необходимости вмешательства государства в рыночную экономику, а так же рассмотреть направления и методы государственного регулирования рыночных экономик.

Содержание работы

Введение 3
1 Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику 4
1.1 Сущность и содержание государственного регулирования 4
1.2 Объекты и субъекты государственного регулирования 5
1.3 Функции государства в рыночной экономике 7
2. Направление и методы регулирования государством рыночных экономик 9
2.1 Особенности, формы, методы государственного регулирования экономики 9
2.2 Направление регулирования государством рыночных экономик: цели государства экономической политики 12
3. Стратегия и тактика российской макроэкономической политики 17
3.1 Бюджетная политика РФ: стратегия и задачи 17
3.2 Инновационное развитие российской экономики 20
Заключение 23
Список литературы 24
Практикум 25

Файлы: 1 файл

макроэконом.docx

— 69.00 Кб (Скачать файл)

2) создание в рамках  переходного периода предпосылок  для введения начиная с 2015 года  правил использования нефтегазовых  доходов и ограничений на размер  дефицита федерального бюджета;

3) улучшение условий жизни  человека, адресное решение социальных  проблем, повышение качества государственных  и муниципальных услуг, стимулирование  инновационного развития страны;

4) повышение отдачи от  использования государственных  расходов, в том числе за счет  формирования рациональной сети  государственных учреждений, совершенствования  перечня и улучшения качества  оказываемых ими услуг;

5) эффективная децентрализация  полномочий публично-правовых образований.

Вклад федерального бюджета  на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов в интеграцию стратегического  и бюджетного планирования будет  состоять в том, что его разработка и исполнение будут осуществляться в увязке с корректировкой концепции  долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года при  одновременном формировании государственных  программ Российской Федерации и  подготовкой к переходу начиная  с 2013 года к "программному бюджету".

Прошедший кризис 2008-2009 годов  показал, что Россия находится на новом переломе социально-экономического развития. Исчерпаны возможности  прежней модели роста экономики, которая опиралась на быстрое  расширение внутреннего спроса. Новая  модель потребует более интенсивного использования всех ресурсов и резервов производительности труда.

Именно поэтому настоящая  стратегия базируется на двух основаниях – новая модель экономического роста и новая социальная политика.

Очевидно, что новая социальная политика – невозможна без экономического роста. Для реализации стратегических целей России необходим не просто экономический рост, а достаточно высокие его темпы, заметно превышающие темпы роста развитых стран.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации13 Россия планирует развивать экономику страны по инновационному пути. В Концепции рассматривается модель инновационного социально ориентированного развития. Наряду с использованием традиционных конкурентных преимуществ в энерго-сырьевом секторе, предполагается создание и активизация новых факторов экономического роста, отвечающих вызовам долгосрочного периода. Это - прорыв в повышении эффективности человеческого капитала и создании комфортных социальных условий, либерализация экономических институтов и усиление конкурентности бизнес-среды, а также ускоренное распространение новых технологий в экономике и развитие высокотехнологичных производств, активизация внешнеэкономической политики. Действие этих факторов должно суммарно обеспечивать выход российской экономики на траекторию долгосрочного устойчивого роста со средним темпом около 6,4 - 6,5% в год.

3.2 Инновационное развитие российской экономики

Инновационное развитие российской экономики в период 2008 - 2020 гг. будет  проходить в два этапа, различающихся  по условиям, факторам и рискам социально-экономического развития, а также приоритетам  экономической политики государства.

Первый этап (2008 - 2012 гг.) базируется на реализации и расширении тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в "традиционных" сферах - энергетике, транспорте, аграрном секторе, переработке природных ресурсов. Одновременно будут создаваться институциональные условия и технологические заделы, обеспечивающие на следующем этапе системный перевод российской экономики в режим инновационного развития.

Первый этап характеризуется  следующими условиями социально-экономического развития:

- сужением возможностей  форсированного наращивания энергетического  и сырьевого экспорта, адаптацией  экономики к вероятному ухудшению  внешнеэкономической конъюнктуры  и снижению мировых цен на  нефть и сырье;

- сокращением предложения  трудовых ресурсов в связи  со снижением численности населения  в трудоспособном возрасте, обострением  дефицита профессиональных кадров;

- усилением негативного  влияния на экономику ограничений  со стороны энергетической и транспортной инфраструктуры;

- усилением конкуренции  на внутренних рынках, связанной,  с одной стороны, с возрастанием  требований потребителей к качеству  товаров, с другой - с исчерпанием  ценовых конкурентных преимуществ  обрабатывающих производств;

- изменением макроэкономической  ситуации, прекращением укрепления  рубля в связи со снижением  внешнеторгового сальдо.

В процессе реализации программ первого этапа планируется достижение ряда целей (приведены в таблице  ниже):

Показатель                  

Значение      

Увеличение ожидаемой  продолжительности жизни,     
лет                                             

2,5         

Рост валового внутреннего  продукта (ВВП),%      

137 - 138      

Рост производительности труда, %                

140 - 141      

Снижение энергоемкости  ВВП, %                   

81 - 83       

Рост реальных располагаемых  доходов населения, %

153 - 154      

Рост инвестиций в основной капитал, %           

180 - 185      

Расходы на НИОКР на конец  периода, % к ВВП  

1,4 - 1,6      

Расходы на образование на конец периода, %    
к ВВП                                           

5,5 - 5,7      

Расходы на здравоохранение  на конец периода,  
% к ВВП                                         

4,8 - 5       


 

Второй этап (2013 - 2020 гг.) - рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшении качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики.

Основные приоритеты социальной и экономической политики на втором этапе включают:

1) в области развития  человеческого потенциала;

2) в области обеспечения  структурной диверсификации и  инновационного развития;

3) в области укрепления  внешнеэкономических позиций России.

В процессе реализации программ второго этапа планируется достижение следующих показателей (приведены  в таблице ниже):

Показатель                  

Значения      

Увеличение ожидаемой  продолжительности жизни, лет

2          

Рост ВВП, %                                     

164 - 166      

Рост производительности труда, %                

171 - 178      

Снижение энергоемкости  ВВП, %                   

70 - 75       

Рост реальных располагаемых  доходов населения, %

164 - 172      

Рост инвестиций в основной капитал, %           

215 - 223      

Расходы на НИОКР на конец  периода, % к ВВП      

3          

Расходы на образование на конец периода, % к ВВП 

6 - 7        

Расходы на здравоохранение  на конец периода, %    
к ВВП                                           

6,7 - 7       


Развитие после 2020 г. - закрепление лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста, формирование сбалансированной социальной структуры общества 14.

Заключение

Общепризнанным является тот факт, что современная рыночная экономика не может существовать без государственной хозяйственной  деятельности. Встает вопрос лишь о  масштабах вмешательства государства  в экономику. В свою очередь, государство  постоянно балансирует, увеличивая или уменьшая степень вмешательства  в экономику.

Особое место государства  в системе общественных институтов определяется тем, что государство – это субъект управления, который обеспечивает организацию и функционирование всех элементов социально-экономической системы. Выступая как представитель общества в целом, оно устанавливает правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и осуществляет контроль за их соблюдением.

Конечно, вмешательство государства  в экономические отношения не должно быть безграничным – экономика  не должна быть излишне административно  «зарегулирована», так как это  ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики. Государство не должно вмешиваться  в те сферы экономики, где его  вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики. В целом трудно переоценить роль государства в  экономике.

При рассмотрении данной темы мною была использована нормативная  литература, учебные пособия, а так  же информация из журналов.

Цель работы, поставленная при ее выполнении, достигнута:

- рассмотрен вопрос необходимости  вмешательства государства в  рыночную экономику, 

- рассмотрены направления  и методы государственного регулирования  рыночной экономики.

В заключении хочется отметить, что Россия – перспективная страна, которая не только стремится к  стабильности и экономическому росту, но и осуществляющая в этом направлении  государственные программы.

Список литературы

  1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах от 9 июня 2011 года;
  2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;
  3. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник Издание 2-е, перераб. и доп. /под ред. В.И. Кушлин – общ. ред. М.: Изд-во РАГС, 2002. – 832 с.
  4. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Издание 2-е, перераб. И доп. / Кушлин В.И. – общ.ред. М.: Изд-во РАГС, 2005. – 48,5 с., 834 с..;
  5. Государственная экономическая политика: учебное пособие для вузов /под ред. Т.Г. Морозова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 255 с.
  6. Экономическая теория. Учебник/Под ред. И.П. Николаевой. – М: Проспект, 2001. – 448 с.;
  7. "Экономический анализ: теория и практика" N 29 2009г. Статья: Инновации и инвестиции и их связь с технологическими укладами (Митус Л.И.) .
  8. http://www.economy.gov.ru. Министерство экономического развития Российской Федерации

 

Практикум

Между макроэкономическими  явлением, которое получило название «провалы современного рынка», и целенаправленными  экономическим и мероприятиями  государства существуют функциональные взаимосвязи.

Предлагаем вам 10 вариантов  «провалов» и столько же вариантов  государственных мероприятий.

Вероятные «провалы»  современного рынка:

  1. Тенденция к монополизации рынков
  2. Неустойчивые темпы экономического роста
  3. Недоиспользование всех видов ресурсов
  4. Неполная занятость
  5. Нестабильный общий уровень цен
  6. Циклический характер развития производства
  7. Неравномерность распространения информации о рыночных сделках
  8. Неравномерность распределения доходов
  9. Наличие нерыночных взаимосвязей и взаимозависимостей, не получивших отражение в ценах
  10. Несостоятельность рынка по предоставлению населению общественных благ.

 Направления государственных мероприятий:

    1. Производство государством общественных благ
    2. Информационная политика государства
    3. Политика борьбы с безработицей. Меры, воздействующие на рынок труда
    4. Поддержание конкурентной среды, антимонопольная политика
    5. Сглаживание циклических колебаний, мероприятия, влияющие на структуру национального хозяйства
    6. Антиинфляционные мероприятия
    7. Устранение отрицательных внешних эффектов и стимулирование положительных
    8. Мероприятия, стимулирующие экономический рост
    9. Антициклическая политика
    10. Социальные гарантии, социальная защита, политика доходов.

Задание:

  1. Установите соответствие, выбрав направления государственных действий корректирующего либо дополняющего характера, которые нивелируют «провалы ранка».
  2. Определите, какие из направлений являются по преимуществу стратегическими.

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики