Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 12:09, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть теоретические положения о государственном регулировании экономики.
В ходе изучения данной темы, необходимо разобраться с вопросами необходимости вмешательства государства в рыночную экономику, а так же рассмотреть направления и методы государственного регулирования рыночных экономик.
Введение 3
1 Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику 4
1.1 Сущность и содержание государственного регулирования 4
1.2 Объекты и субъекты государственного регулирования 5
1.3 Функции государства в рыночной экономике 7
2. Направление и методы регулирования государством рыночных экономик 9
2.1 Особенности, формы, методы государственного регулирования экономики 9
2.2 Направление регулирования государством рыночных экономик: цели государства экономической политики 12
3. Стратегия и тактика российской макроэкономической политики 17
3.1 Бюджетная политика РФ: стратегия и задачи 17
3.2 Инновационное развитие российской экономики 20
Заключение 23
Список литературы 24
Практикум 25
2) создание в рамках
переходного периода
3) улучшение условий жизни
человека, адресное решение социальных
проблем, повышение качества
4) повышение отдачи от
использования государственных
расходов, в том числе за счет
формирования рациональной
5) эффективная децентрализация
полномочий публично-правовых
Вклад федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов в интеграцию стратегического и бюджетного планирования будет состоять в том, что его разработка и исполнение будут осуществляться в увязке с корректировкой концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года при одновременном формировании государственных программ Российской Федерации и подготовкой к переходу начиная с 2013 года к "программному бюджету".
Прошедший кризис 2008-2009 годов показал, что Россия находится на новом переломе социально-экономического развития. Исчерпаны возможности прежней модели роста экономики, которая опиралась на быстрое расширение внутреннего спроса. Новая модель потребует более интенсивного использования всех ресурсов и резервов производительности труда.
Именно поэтому настоящая стратегия базируется на двух основаниях – новая модель экономического роста и новая социальная политика.
Очевидно, что новая социальная политика – невозможна без экономического роста. Для реализации стратегических целей России необходим не просто экономический рост, а достаточно высокие его темпы, заметно превышающие темпы роста развитых стран.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации13 Россия планирует развивать экономику страны по инновационному пути. В Концепции рассматривается модель инновационного социально ориентированного развития. Наряду с использованием традиционных конкурентных преимуществ в энерго-сырьевом секторе, предполагается создание и активизация новых факторов экономического роста, отвечающих вызовам долгосрочного периода. Это - прорыв в повышении эффективности человеческого капитала и создании комфортных социальных условий, либерализация экономических институтов и усиление конкурентности бизнес-среды, а также ускоренное распространение новых технологий в экономике и развитие высокотехнологичных производств, активизация внешнеэкономической политики. Действие этих факторов должно суммарно обеспечивать выход российской экономики на траекторию долгосрочного устойчивого роста со средним темпом около 6,4 - 6,5% в год.
Инновационное развитие российской экономики в период 2008 - 2020 гг. будет проходить в два этапа, различающихся по условиям, факторам и рискам социально-экономического развития, а также приоритетам экономической политики государства.
Первый этап (2008 - 2012 гг.) базируется на реализации и расширении тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в "традиционных" сферах - энергетике, транспорте, аграрном секторе, переработке природных ресурсов. Одновременно будут создаваться институциональные условия и технологические заделы, обеспечивающие на следующем этапе системный перевод российской экономики в режим инновационного развития.
Первый этап характеризуется следующими условиями социально-экономического развития:
- сужением возможностей
форсированного наращивания
- сокращением предложения
трудовых ресурсов в связи
со снижением численности
- усилением негативного
влияния на экономику
- усилением конкуренции
на внутренних рынках, связанной,
с одной стороны, с
- изменением макроэкономической ситуации, прекращением укрепления рубля в связи со снижением внешнеторгового сальдо.
В процессе реализации программ
первого этапа планируется
Показатель |
Значение |
Увеличение ожидаемой
продолжительности жизни, |
2,5 |
Рост валового внутреннего продукта (ВВП),% |
137 - 138 |
Рост производительности труда, % |
140 - 141 |
Снижение энергоемкости ВВП, % |
81 - 83 |
Рост реальных располагаемых доходов населения, % |
153 - 154 |
Рост инвестиций в основной капитал, % |
180 - 185 |
Расходы на НИОКР на конец периода, % к ВВП |
1,4 - 1,6 |
Расходы на образование на
конец периода, % |
5,5 - 5,7 |
Расходы на здравоохранение
на конец периода, |
4,8 - 5 |
Второй этап (2013 - 2020 гг.) - рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшении качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики.
Основные приоритеты социальной и экономической политики на втором этапе включают:
1) в области развития человеческого потенциала;
2) в области обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития;
3) в области укрепления внешнеэкономических позиций России.
В процессе реализации программ
второго этапа планируется
Показатель |
Значения |
Увеличение ожидаемой продолжительности жизни, лет |
2 |
Рост ВВП, % |
164 - 166 |
Рост производительности труда, % |
171 - 178 |
Снижение энергоемкости ВВП, % |
70 - 75 |
Рост реальных располагаемых доходов населения, % |
164 - 172 |
Рост инвестиций в основной капитал, % |
215 - 223 |
Расходы на НИОКР на конец периода, % к ВВП |
3 |
Расходы на образование на конец периода, % к ВВП |
6 - 7 |
Расходы на здравоохранение
на конец периода, % |
6,7 - 7 |
Развитие после 2020 г. - закрепление лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста, формирование сбалансированной социальной структуры общества 14.
Общепризнанным является
тот факт, что современная рыночная
экономика не может существовать
без государственной
Особое место государства в системе общественных институтов определяется тем, что государство – это субъект управления, который обеспечивает организацию и функционирование всех элементов социально-экономической системы. Выступая как представитель общества в целом, оно устанавливает правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и осуществляет контроль за их соблюдением.
Конечно, вмешательство государства
в экономические отношения не
должно быть безграничным – экономика
не должна быть излишне административно
«зарегулирована», так как это
ущемляет экономическую свободу, приводит
к коррупции государственного аппарата
и возникновению теневой
При рассмотрении данной темы мною была использована нормативная литература, учебные пособия, а так же информация из журналов.
Цель работы, поставленная при ее выполнении, достигнута:
- рассмотрен вопрос
- рассмотрены направления
и методы государственного
В заключении хочется отметить, что Россия – перспективная страна, которая не только стремится к стабильности и экономическому росту, но и осуществляющая в этом направлении государственные программы.
Список литературы
Практикум
Между макроэкономическими явлением, которое получило название «провалы современного рынка», и целенаправленными экономическим и мероприятиями государства существуют функциональные взаимосвязи.
Предлагаем вам 10 вариантов «провалов» и столько же вариантов государственных мероприятий.
Вероятные «провалы» современного рынка:
Направления государственных мероприятий:
Задание:
Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики