Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 12:09, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть теоретические положения о государственном регулировании экономики.
В ходе изучения данной темы, необходимо разобраться с вопросами необходимости вмешательства государства в рыночную экономику, а так же рассмотреть направления и методы государственного регулирования рыночных экономик.
Введение 3
1 Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику 4
1.1 Сущность и содержание государственного регулирования 4
1.2 Объекты и субъекты государственного регулирования 5
1.3 Функции государства в рыночной экономике 7
2. Направление и методы регулирования государством рыночных экономик 9
2.1 Особенности, формы, методы государственного регулирования экономики 9
2.2 Направление регулирования государством рыночных экономик: цели государства экономической политики 12
3. Стратегия и тактика российской макроэкономической политики 17
3.1 Бюджетная политика РФ: стратегия и задачи 17
3.2 Инновационное развитие российской экономики 20
Заключение 23
Список литературы 24
Практикум 25
ГРЭ любой страны имеет отличительные особенности.
Первая - ГРЭ включает в
себя в способности улавливать информацию
от объектов управления, «расшифровывать»
сигналы, идущие от индивидов-принципалов.
Регулярное и с минимумом посредников
общение вырабатывающих экономическую
политику государственных чиновников
с представителями домохозяйств
и фирм, наличие социального механизма
такого общения является необходимым
элементом ГРЭ. Своеобразной «лакмусовой
бумагой», проявляющей способность
«экономического центра» к
Второй содержательной чертой
ГРЭ выступает способность
Третья общая черта - уменьшение
хаотичности хозяйственной
Четвертая черта - разнообразие
методов ГРЭ. Она объясняется
разнообразием групп «
Следует отметить, что само государство как субъект ГРЭ может иметь различные формы (модели). Это обусловлено особенностями сочетания отношений «принципал - агент» в «договор - гарант» в вышесказанном противоречивом единстве, на что обращают внимание Д. Норт, Дж. Бъюкенен, А Олейник, Дж. Бъюкенен пишет: «Государство, которое возникает как инструмент самого договора, как средство содействия и реализации сложного обмена»5.
Как известно, существуют две группы методов государственного регулирования – прямые и косвенные6.
Прямые методы представляют собой комплекс обязательных для исполнения требований и распоряжений государства по отношению к субъектам экономической деятельности.
Косвенные методы предполагают воздействие государства на экономические интересы товаропроизводителей, создание таких рамок их деятельности, в которых она может быть выгодной или невыгодной.
Из сути этих методов видно, что прямые методы значительно ограничивают свободу экономического выбора, и даже порой ее исключают, а косвенные методы оставляют полную свободу выбора для хозяйствующих субъектов, нисколько ее не ограничивая. В этом их неоспоримое преимущество.
Государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям.7
Существуют следующие направлен
Составляющими государственной экономической политики являются государственные научно-техническая, инновационная, антимонопольная, налоговая политики, а также политика обеспечения национальной экономической безопасности.
Основными целями государственной экономической политики являются:
Для достижения поставленных
целей необходимо использование
целевых программ для развития инфраструктуры
и решения социальных вопросов в
экономически слабых регионах; создание
общероссийской информационной системы
мониторинга социально-
Кроме того, государственная экономическая политика предполагает решение ряда задач. Наборы задач, решаемых правительством при регулировании экономики, определяются как общими закономерностями функционирования современных рыночных систем, так и конкретными потребностями, условиями определенной страны. Применительно к современной России можно выделить три крупные обобщенные задачи, решаемые в ходе государственного регулирования экономики. Во-первых, обеспечение устойчивости экономического роста, служащего повышению благосостояния и социальному развитию нации. Во-вторых, осуществление эффективного преобразования экономической системы страны с целью повышения результативности и гибкости ее институтов. В-третьих, защита национальных интересов во внешнеэкономических отношениях 9.
Свои регулирующие функции государство выполняет, применяя разнообразные методы и формы воздействия на экономику, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.
Методы регулирования экономики – это способы, пути и средства целенаправленного воздействия государства на экономические объекты, в конечном счете – на интересы, сознание и психику людей как участников социально – экономических процессов с целью побудить их к действиям в желаемом направлении, то есть в русле государственной экономической политике.
Существуют две основные формы государственного регулирования:
Административное
- антимонопольные меры;
- введение обязательных стандартов;
- определение минимально допустимых параметров жизни населения.
С помощью данного
метода осуществляется
В группе административных методов регулирования особое место занимают правовые методы. Государство возлагает на себя обязанности гаранта, обеспечивающего правовые нормы поведения индивида, фирмы, госучреждений в системе рыночных отношений.
Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования. Данные методы регулирования экономики могут быть представлены средствами прямого и косвенного государственного регулирования.
Среди экономических методов в первую очередь выделяют денежно-кредитную политику. Основные инструменты денежно-кредитной политики – норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и занятость, оказывать ощутимое воздействие на движение курса акций.
Значительная роль отводится налоговой политике, без которой невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение доходов.
Важное место в воздействии государства на экономические процессы занимает государственное предпринимательство. Сущность данного метода состоит в том, что государство выступает как крупный предприниматель. Сфера государственного предпринимательства достаточно широка, но в основном оно развито в таких отраслях, где срок окупаемости и капиталоемкость сравнительно высоки. Это – энергетика, транспорт, связь, добывающая промышленность 10.
По мере развития и усложнения рыночной экономики повышается роль государственного программирования. Экономическое программирование – это процесс ориентации государства на развитие общественного производства посредством регулярного и комплексного воздействия на его структуру в соответствии с предусмотренным вариантом социально-экономического развития.
Все многообразие экономических методов государственного регулирования находит применение 5:
- в бюджетной политике
(регулирование
- в кредитно-денежной политике (нормирование банковских резервов, проведение операций на валютном рынке и т.д.)
- в фискальной политике
(регулирование системы
- в социальной политике
(установление минимальных
В данном вопросе, я считаю, необходимо отразить информацию о бюджетной политике Российской Федерации, так как в рыночной экономике государственный бюджет обеспечивает финансовыми ресурсами реализацию функций государства и является основным инструментом регулирующего воздействия власти на экономическую систему общества.
Стратегия бюджетной политики представляет концентрированное направление усилий и ресурсов государства для достижения среднесрочных и долгосрочных целей социально-экономического развития. В современных условиях стратегия бюджетной политики определяется долгосрочными задачами модернизации социально-экономической системы страны 11.
В основу бюджетной политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах" и Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Российской Федерации на период до 2012 года.
Макроэкономическая
Федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности страны, повышения эффективности и прозрачности государственного управления.
Приоритетные задачи бюджетной политики, определяющие стратегию развития страны 12:
1) интеграция бюджетного
планирования в процесс
Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики