Государственное регулирование рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определённые функции в сфере экономики.

Содержание работы

Введение 3
1. Необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы 5
2. Основные направления и методы регулирования государством
рыночных экономик 11
3. Главные отличия государственного регулирования в России
от развитых рыночных экономик 16
Заключение 36
КТЗ 38
Список использованной литературы 40

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономической теории.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

     Министерство  образования и науки Российской Федерации

     Федеральное агентство по образованию ГОУ  ВПО

     Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

     Кафедра экономической теории 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     курсовая работа по экономической теории

     на  тему: «Государственное регулирование рыночной экономики» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Проверила: к.э.н., доцент, Таласила О.В. 
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

     Москва  – 2007

     план

Введение  3

1. Необходимость  вмешательства государства в макроэкономические процессы  5

2. Основные направления  и методы регулирования государством 
рыночных экономик  11

3. Главные отличия  государственного регулирования  в России 
от развитых рыночных экономик  16

Заключение  36

КТЗ  38

Список использованной литературы  40

 

     введение

     В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определённые функции в сфере экономики.

     Как свидетельствует мировая практика, начало XXI века ознаменовалось крупнейшей организационно – хозяйственной структурной революцией. Суть ее заключается в том, что для выживания на современном мировом рынке требуется вовлекать огромные массы капиталов. Именно этим объясняется активный процесс передела мирового рынка, на котором ведущими олигархами мира, и в первую очередь США – России, отводится роль сырьевой страны, как «придатка» мировой экономической системы.

     В этих условиях у России нет другого выхода, кроме создания такой экономической системы, фундаментом которой будет система государственного регулирования экономики страны, совмещенной  
с рыночными механизмами хозяйствования. Именно такое органическое сочетание двух основополагающих принципов построения экономических систем и позволит обеспечить условия возрождения экономического потенциала страны и создания действительно сильного государства.

     Количественно выразить экономическую роль правительства  нелегко. Весьма грубым показателем удельного веса рынка и правительства  
в экономике, служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой правительства. Но помимо финансирования производства правительство осуществляет также ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение доходов в частном секторе экономики. Статистика показывает, что налоги и общий объем правительственных расходов – на покупку товаров и на социальные программы – составляют приблизительно 1/3 национального продукта. Наконец, множество трудно поддающихся количественному измерению регулирующих мер, предназначенных для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечение равного доступа  
к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования  
в определенных отраслях, вовлекает правительство практически во все сферы экономической деятельности.

     Экономическая роль правительства, несомненно, велика  
и всеобъемлюща. В отличие от модели чистого капитализма, нашу экономику лучше характеризовать как смешанный капитализм. Функционирование частного сектора на основе рыночной системы модифицируется самыми разными способами государственным сектором.

 

необходимость вмешательства государства 
в макроэкономические процессы

      Как показывает мировой опыт, успешное социально-экономическое развитие страны во многом зависит от организации государственного управления, поэтому бессмысленно отрицать роль государства  
и современной российской экономике. Вопрос состоит только в том, первостепенной или второстепенной эта роль должна быть.

     Рассмотрим  границы необходимого вмешательства  государства  
в экономику. Прежде всего это области, где перестает эффективно действовать механизм рыночной саморегуляции и требуется срочное вмешательство государства.

     1. Правильная организация денежного обращения.

     2. Предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме, через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и так далее. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.

     3. Устранение государством последствий внешних эффектов.  
В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения  
и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику.

      Функции, выполняемые государством, по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо  
в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок.

      Если  обратиться к реальному конкурентному  рынку, то обнаружатся новые области  экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства в экономику. Кратко обозначим эти сферы.

      Перераспределение доходов. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе же есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (нетрудоспособные, неимущие). Они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Существуют и люди, не имеющие работу, но трудоспособные, они не могут найти рыночное применение своему труду. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится задачей государства, а не рынка.

      Во  всех вышеперечисленных случаях государство вправе вмешаться  
в перераспределение доходов, ибо то, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека на достойное существование в обществе.

      Государство берет на себя задачу обеспечения правовой базы  
и некоторых важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов. Правительство устанавливает также законные "правила игры", регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основе законодательства государство выполняет функции арбитра в области экономических связей. Основные услуги, обеспечиваемые государством, включают применение милицейских сил для поддержания общественного порядка, введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающий обмен товаров и услуг.

      Конкуренция служит основным регулирующим механизмом  
в экономике. При конкуренции индивидуальные производители  
и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желаниям покупателей, которые рыночная система регистрирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей, подчиняющихся воле рыночной системы, ждут прибыль и упрочение их позиций; уделом же тех, кто нарушает законы рынка, являются убытки и в конечном счете банкротство.

      Рост  монополий резко изменяет эту  ситуацию. Государство пытается регулировать ситуацию двумя способами. Оно образовывает государственные комиссии для регулирования  цен и устанавливает стандарты  на предоставляемые услуги. Федеральное  правительство также использует антимонопольные законы.

      Механизм  рынка не реализует автоматически  право на труд для тех, кто может и хочет работать. Заметим, что обеспечение указанного права не аналогично наделению всех трудоспособных членов общества гарантированными рабочими местами. Для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы, по ряду причин в рыночной системе неизбежна безработица, что ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места.

      Монополизм  и инфляция – это две тяжелые “хронические болезни” рыночной экономики, которая нуждается в проведении антимонопольной  
и антиинфляционной профилактики.

      Суть  государственной антициклической  политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов  
и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения  
и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления – рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен.  
В такой ситуации задача государственного регулирования экономики – притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.

      Развитие  фундаментальных  научных исследований с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью  
в отношении прибыли практически не под силу рыночному механизму. Здесь государство стимулирует структурную политику и научно-технический прогресс. Да и рынок более эффективно работает при коммерческом освоении перспективных видов новой техники и технологии.

      Государство проводит региональную политику, решая  вопросы, возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и других нерыночных факторов. Региональная политика осуществляется при помощи финансовых стимулов  
и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированное положение отдельным отраслям и регионам. В одних случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса; в других – поощряется развитие новых отраслей и видов производств – носителей научно-технического прогресса, призванных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности  
и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики