Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 14:21, курсовая работа
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определённые функции в сфере экономики.
Введение 3
1. Необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы 5
2. Основные направления и методы регулирования государством
рыночных экономик 11
3. Главные отличия государственного регулирования в России
от развитых рыночных экономик 16
Заключение 36
КТЗ 38
Список использованной литературы 40
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский
заочный финансово-
Кафедра
экономической теории
курсовая работа по экономической теории
на
тему: «Государственное регулирование
рыночной экономики»
Проверила:
к.э.н., доцент, Таласила О.В.
Москва – 2007
план
Введение 3
1. Необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы 5
2. Основные направления
и методы регулирования государством
рыночных экономик 11
3. Главные отличия
государственного
от развитых рыночных экономик 16
Заключение 36
КТЗ 38
Список использованной литературы 40
введение
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определённые функции в сфере экономики.
Как свидетельствует мировая практика, начало XXI века ознаменовалось крупнейшей организационно – хозяйственной структурной революцией. Суть ее заключается в том, что для выживания на современном мировом рынке требуется вовлекать огромные массы капиталов. Именно этим объясняется активный процесс передела мирового рынка, на котором ведущими олигархами мира, и в первую очередь США – России, отводится роль сырьевой страны, как «придатка» мировой экономической системы.
В этих
условиях у России нет другого выхода,
кроме создания такой экономической системы,
фундаментом которой будет система государственного
регулирования экономики страны, совмещенной
с рыночными механизмами хозяйствования.
Именно такое органическое сочетание
двух основополагающих принципов построения
экономических систем и позволит обеспечить
условия возрождения экономического потенциала
страны и создания действительно сильного
государства.
Количественно
выразить экономическую роль правительства
нелегко. Весьма грубым показателем удельного
веса рынка и правительства
в экономике, служит тот факт, что в настоящее
время около 4/5 национального продукта
обеспечивается рыночной системой, а остальная
его часть производится под эгидой правительства.
Но помимо финансирования производства
правительство осуществляет также ряд
программ социального страхования и социального
обеспечения, ставя своей целью перераспределение
доходов в частном секторе экономики.
Статистика показывает, что налоги и общий
объем правительственных расходов – на
покупку товаров и на социальные программы
– составляют приблизительно 1/3 национального
продукта. Наконец, множество трудно поддающихся
количественному измерению регулирующих
мер, предназначенных для защиты окружающей
среды, охраны здоровья и труда рабочих,
защиты потребителей от опасных продуктов,
обеспечение равного доступа
к вакантным рабочим местам и контроля
за практикой ценообразования
в определенных отраслях, вовлекает правительство
практически во все сферы экономической
деятельности.
Экономическая
роль правительства, несомненно, велика
и всеобъемлюща. В отличие от модели чистого
капитализма, нашу экономику лучше характеризовать
как смешанный капитализм. Функционирование
частного сектора на основе рыночной системы
модифицируется самыми разными способами
государственным сектором.
необходимость
вмешательства государства
в макроэкономические
процессы
Как
показывает мировой опыт, успешное
социально-экономическое
и современной российской экономике. Вопрос
состоит только в том, первостепенной
или второстепенной эта роль должна быть.
Рассмотрим
границы необходимого вмешательства
государства
в экономику. Прежде всего это области,
где перестает эффективно действовать
механизм рыночной саморегуляции и требуется
срочное вмешательство государства.
1. Правильная организация денежного обращения.
2. Предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме, через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и так далее. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.
3. Устранение
государством последствий внешних эффектов.
В процессах рыночного производства и
потребления могут возникать своеобразные
дефекты, не имеющие денежного выражения
и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты
нарушают рыночное равновесие и обусловливают
неоптимальное распределение ресурсов,
что делает необходимым вмешательство
государства в экономику.
Функции,
выполняемые государством, по организации
денежного обращения, предоставлению
общественных товаров и устранению последствий
внешних эффектов, составляют максимальные
границы его вмешательства в экономику
свободного рынка. Вместе с тем эти функции
образуют минимально необходимые границы
регулирования реального рынка. Как видно,
нерегулируемого рынка вообще не бывает,
ибо
в определенном воздействии со стороны
государства нуждается даже идеальный
свободный рынок.
Если обратиться к реальному конкурентному рынку, то обнаружатся новые области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства в экономику. Кратко обозначим эти сферы.
Перераспределение доходов. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе же есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (нетрудоспособные, неимущие). Они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Существуют и люди, не имеющие работу, но трудоспособные, они не могут найти рыночное применение своему труду. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится задачей государства, а не рынка.
Во
всех вышеперечисленных случаях государство
вправе вмешаться
в перераспределение доходов, ибо то, что
справедливо с позиции рыночного механизма,
несправедливо с общечеловеческих норм
морали, нарушает право человека на достойное
существование в обществе.
Государство
берет на себя задачу обеспечения правовой
базы
и некоторых важнейших услуг, являющихся
предпосылкой эффективного функционирования
рыночной экономики. Необходимая правовая
база предполагает такие меры, как предоставление
законного статуса частным предприятиям,
определение прав частной собственности
и гарантирование соблюдения контрактов.
Правительство устанавливает также законные
"правила игры", регулирующие отношения
между предприятиями, поставщиками ресурсов
и потребителями. На основе законодательства
государство выполняет функции арбитра
в области экономических связей. Основные
услуги, обеспечиваемые государством,
включают применение милицейских сил
для поддержания общественного порядка,
введение стандартов измерения веса и
качества продуктов, создание денежной
системы, облегчающий обмен товаров и
услуг.
Конкуренция
служит основным регулирующим механизмом
в экономике. При конкуренции индивидуальные
производители
и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться
к желаниям покупателей, которые рыночная
система регистрирует и доводит до сведения
продавцов. Конкурирующих производителей,
подчиняющихся воле рыночной системы,
ждут прибыль и упрочение их позиций; уделом
же тех, кто нарушает законы рынка, являются
убытки и в конечном счете банкротство.
Рост монополий резко изменяет эту ситуацию. Государство пытается регулировать ситуацию двумя способами. Оно образовывает государственные комиссии для регулирования цен и устанавливает стандарты на предоставляемые услуги. Федеральное правительство также использует антимонопольные законы.
Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Заметим, что обеспечение указанного права не аналогично наделению всех трудоспособных членов общества гарантированными рабочими местами. Для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы, по ряду причин в рыночной системе неизбежна безработица, что ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места.
Монополизм
и инфляция – это две тяжелые “хронические
болезни” рыночной экономики, которая
нуждается в проведении антимонопольной
и антиинфляционной профилактики.
Суть
государственной
и депрессий стимулировать спрос на товары
и услуги, капиталовложения
и занятость. Для этого частному капиталу
предоставляются дополнительные финансовые
льготы, увеличиваются государственные
расходы и инвестиции. В условиях длительного
и бурного подъема в экономике страны
могут возникнуть опасные явления – рассасывание
товарных запасов, рост импорта и ухудшение
платежного баланса, превышение спроса
на рабочую силу над предложением и отсюда
необоснованный рост заработной платы
и цен.
В такой ситуации задача государственного
регулирования экономики – притормозить
рост спроса, капиталовложений и производства,
чтобы по возможности сократить перепроизводство
товаров и перенакопление капиталов и,
таким образом, уменьшить глубину и продолжительность
возможного спада производства, инвестиций
и занятости в будущем.
Развитие
фундаментальных
научных исследований с длительными
сроками окупаемости, высокой степенью
риска и неопределенностью
в отношении прибыли практически не под
силу рыночному механизму. Здесь государство
стимулирует структурную политику и научно-технический
прогресс. Да и рынок более эффективно
работает при коммерческом освоении перспективных
видов новой техники и технологии.
Государство
проводит региональную политику, решая
вопросы, возникающие при воздействии
на рыночную экономику исторических, национальных,
демографических и других нерыночных
факторов. Региональная политика осуществляется
при помощи финансовых стимулов
и государственных капиталовложений,
которые обеспечивают привилегированное
положение отдельным отраслям и регионам.
В одних случаях поддержка оказывается
отраслям и территориальным единицам,
находящимся в состоянии затяжного кризиса;
в других – поощряется развитие новых
отраслей и видов производств – носителей
научно-технического прогресса, призванных
привести к прогрессивным структурным
изменениям внутри отраслей, между отраслями
и во всем народном хозяйстве в целом,
к повышению его эффективности
и конкурентоспособности. В то же время
могут приниматься меры по притормаживанию
чрезмерной концентрации производства.
Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики