Государственное регулирование рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определённые функции в сфере экономики.

Содержание работы

Введение 3
1. Необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы 5
2. Основные направления и методы регулирования государством
рыночных экономик 11
3. Главные отличия государственного регулирования в России
от развитых рыночных экономик 16
Заключение 36
КТЗ 38
Список использованной литературы 40

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономической теории.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

     В первый – переходный – период ключевым вопросом повестки дня должно быть само осуществление морально-психологического поворота  
в обществе и в его «элите» от рыночно-псевдолиберальной концепции устройства экономической системы к иному типу экономической модели, ставящей в центр политики социально-экономического развития доминанту общенационального интереса, которой следуют все экономические структуры, занятые хозяйственной деятельностью на территории России.

     Правительство должно предпринять такие действия, чтобы общество, рядовые люди поверили в изменения ориентиров политики и им бы захотелось быть активными участниками созидательных трансформаций  
в стране.

     Две задачи особенно значимы на начальном  этапе новой модернизационной политики. Первая задача – осуществить шаги по заметному уменьшению социальной дифференциации населения страны. Среди них, например, могли бы быть следующие мероприятия: введение социально справедливых систем налогообложения физических и юридических лиц с неотвратимостью жестких мер при уклонении от налогов; существенное повышение минимальных размеров оплаты труда и пенсий; наведение порядка  
в бесплатном медицинском обслуживании; резкое расширение по-настоящему доступных рядовому населению ипотечных кредитов для приобретения жилья и другое.

 

      Таблица 2

     Качественные  параметры экономической политики России 
по периодам

Факторы Текущее управление 
4-5лет
Среднесрочное управление  
10-20 лет
Долгосрочное  управление  
25-40 лет
Цели Экономический рост при гарантии приближения к инновационной экономике; 
Уменьшение социальной дифференциации населения; 
Включение  
в преобразования основной массы людей
Овладеть 4-6 инновационными национальными программами; Выход на достойный уровень социального развития; Сохранение территориально-ресурсного потенциала  
в собственной юрисдикции и его использование исключительно  
в целях национальной стратегии
Полное восстановление «россиецентричной» модели развития; Переход  
в экономической политике к эколого-социальным критериям; Достойное место страны  
в отношениях  
с лидерами мировой динамики (Китаем, Индией, США)
Средства  достижения Активная инновационная политика снижения уровня бюрократизации государственного управления и искоренение коррупции Освоение проектного подхода в управлении национальной экономикой Превращение союза  России  
с Белоруссией, Казахстаном  
и другими постсоветскими странами  
в реальную сильную экономическую интеграцию
Ресурсы Рентные доходы, определяемые благоприятной конъюнктурой на рынках энергоносителей Мобилизация креативного  потенциала нации; полное преодоление сырьевой модели экспортных связей Переход на ресурсоэкономную модель социально-экономического развития; 
Отказ от потребительских моделей жизни
Риски и угрозы Продолжение следования рыночно-псевдолиберальной концепции  экономического устройства Американоцентричная глобализация; 
Угроза новой мировой войны; 
Продолжение доминирования компрадорского «бизнеса»
Неспособность мирового сообщества понять качественно  новую роль экологических императивов  
в критериях экономической динамики

     Второй  задачей является проведение реальных (непоказушных) шагов по искоренению коррупции, ныне разъедающей властные структуры  
и в центре, и на местах
. Особенно должна быть вытравлена практика «откатов» в ходе псевдотендеров и иных актов распределения бюджетных средств. Далее, нужно доказательно убедить общество, что в стране наступил момент, когда уже нет и не будет практики мздоимства при назначении на «хлебные» должности государственной и муниципальной службы.

     На  втором – среднесрочном – этапе модернизации системы государственного управления главная задача должна состоять в закреплении предпосылок освоения инновационного типа экономического развития  
в стране, в полном избавлении от «голландской болезни» и ликвидации сырьевой модели экспортных связей. Должны быть полностью освоены методы проектного подхода в управлении национальной экономикой  
и обеспечена мобилизация креативного потенциала народа России.

     К началу третьего периода Россия должна полностью отстраниться от различной подчиненности в мире, строящемся на американоцентричной глобализации. Страна должна сформировать условия саморазвития, в полной мере освоив приемы дальнесрочного прогнозирования, самостоятельного стратегического планирования политики и квалифицированного управления собственным социально-экономическим развитием. Только на этой базе может быть осуществлен переход к интеллектуальной модели экономики.

     Осуществление модернизации системы государственного регулирования экономики и управления развитием требует непременного преодоления ряда крайне негативных тенденций в ориентации интересов  активных слоев нашего общества:

  • исключить развитие компрадорского направления российского бизнеса, которое с самого начала реформ задало негодный вектор мотивов поведения «элиты» нашего общества;
  • разрубить негативные узлы в государственном аппарате: гиперкоррупция, унизительная «система откатов», неимоверная уния между государственной службой и лично-предпринимательскими интересами  
    в государственных органах, вытравленность в эпоху «реформ» моральных императивов служения отечеству;
  • принять решительные меры по повышению уровня квалификации персонала государственных органов, обратив особое внимание на обучение кадров государственных служащих навыкам перспективною планирования и методам управления проектами и целевыми программами.

 

     заключение

     Итак, государственное вмешательство  в рыночную экономику  необходимо в тех сферах, в которых механизм рынка не в состоянии  устранить различные последствия внешних эффектов либо несправедливостей самой рыночной системы. Этих сфер с развитием экономики становилось все больше, и тем сложнее становились формы государственного вмешательства в экономические процессы. На нынешнем уровне развития рыночного способа производства формы вмешательства государства приобрели настолько сложный вид, что рассмотреть все последствия экономической деятельности государства невозможно. Тем  
не менее, существует ряд сфер, вмешательство государства в которые жизненно необходимо, это перераспределение доходов и ресурсов, регулирование занятости, антиинфляционная и антимонопольная политика, исправление последствий внешних эффектов и многое другое. Вмешательство государства в экономику носит прямой и косвенный характер. К прямым мерам государственного регулирования нужно в первую очередь отнести государственный сектор экономики (также и долевое участие государства в АО), кредитование или льготное налогообложение отдельных субъектов, принятие регулирующих законодательных актов.  
К косвенным мерам относятся стимулирование инвестиций, обеспечение занятости, налогообложение, стимулирование экспорта/импорта и так далее. Средства государственного вмешательства подразделяются на экономические и административные. Экономические осуществляются при помощи экономических рычагов, находящихся в распоряжении государства, а административные используют законодательную власть и осуществляются в приказном порядке. Главной целью государственного регулирования экономики является стабильность национальной экономики, приспособление ее к изменяющимся внешним условиям. Кроме  того, на современном этапе именно от государственной экономической политики зависит здоровье частного сектора экономики – основы рыночного хозяйства, а значит и всей страны.

 

     контрольные тестовые задания

КТЗ-I

Что из перечисленного относится к экономическим функциям государства?

     А. Развитие системы образования;

     Б. Осуществление перераспределения доходов;

     В. Поддержка предпринимательства;

     Г. Создание системы обороны государства.

Правильный  ответ: А, Б, В, Г. Экономические функции осуществляются при помощи экономических рычагов, находящихся в распоряжении государства.

КТЗ-II

Меры (методы) экономической политики включают:

     А. Запрет;

     Б. Разработку и реализацию комплексных  программ;

     В. Принуждение;

     Г. Стимулирование.

Правильный ответ: Б, В, Г. К методам экономической политики относится бюджетное, налоговое, кредитно-денежное регулирование. Для экономического воздействия государству необходимы значительные финансовые ресурсы, которые формируются в госбюджете. Политика изменения государственных доходов и расходов главным образом для  борьбы с экономическими спадами получила название бюджетной или фискальной политики. Во время спада правительство увеличивает расходы на так называемые государственные программы, например, выделяет средства на постройку и запуск космического корабля. Еще одним направлением бюджетной политики может быть увеличение или сокращение государственных доходов посредством налогов. Налоги являются основным источником государственных доходов, в результате которых образуется госбюджет. Экономические методы нисколько не ограничивают свободу выбора, а иной раз даже расширяют ее. Появляется стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обращать ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения. 

 

список  использованной литературы

  1. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. М.: Финстатинформ, 1997. 
    Экономическая теория: Учебник. / Под ред. В.Д. Камаева. 8-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 640 с.
  2. В. Кушлин. Государственное регулирование экономики: назревшие решения // Экономист. 2007. № 11
  3. http://www.bankreferatov.ru/refbank.nsf/M/00024036 
    http://www.bankreferatov.ru/refbank.nsf/M/0005EC5A

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики