Государственное регулирование рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:26, реферат

Описание работы

Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях государственное регулирование является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Цели и методы государственного регулирования экономики
1.1. Экономическая роль государства: исторический аспект………………….......4
1.2. Сущность государственного регулирования, цели и задачи………………......8
1.3. Функции и инструментарий государственного регулирования…………......10
1.4. Методы и формы регулирования экономики государства.............................12
2. Особенности государственного регулирования в условиях рыночной экономики
2.1. Основные этапы взаимодействия рыночной экономики и государства…………………………………………………………....………………………17
2.2. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики……………………………………………………………………………………..19
2.3. Возможности государственного регулирования рыночной экономики……………………………………………………………………………………..21
2.4. Противоречия государственного регулирования рыночной экономики……………………………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………………...27
Список использованной литературы………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

Гос регулирование р.э.docx

— 56.57 Кб (Скачать файл)

Определяя цели государственного регулирования на конкретно временном  отрезке, государство сталкивается с проблемой взаимно противоречивости целей. Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей. Например, достижение полной занятости сопровождается усилением инфляционных тенденций, экономический рост и сохранение окружающей среды находятся в очевидном противоречии. Как показывает опыт развитых стран, самый разумный вариант - использование метода постоянного и мягкого волнообразного маневрирования. Попеременное частичное достижение каждой из противостоящих целей - оптимальный путь решения задач в национальных экономиках, близких к равновесному.

 

1.3. Функции и инструментарий государственного регулирования

Исходя из целей, государственное  регулирование выполняет важные функции в рыночной экономике. Рыночная экономика, основанная на частной собственности, не может функционировать без  необходимой законодательной базы. Должна быть обеспечена неприкосновенность частной собственности, гарантированы  соблюдение заключенных частных  контрактов и защита граждан от произвола  бюрократии. Поэтому важнейшей функцией государства является создание правовой основы функционирования и развития экономической системы. Это реализуется  через законодательство о собственности, налогах, предпринимательстве, внешнеэкономической  деятельности, антимонопольные законы и др. Государство должно создать  такой экономический "фон", который  обеспечил бы благоприятные условия  для субъектов рыночной экономики.

Рыночный механизм сам  по себе в "чистом виде" не позволяет  своевременно выявлять преимущества стран  в конкурентной борьбе, быстро концентрировать  ресурсы для приоритетного развития соответствующих отраслей, ускоренной структурной перестройки промышленности. Это функция государственного регулирования  экономики. Одна из главных функций  государственного регулирования - активизация, интенсификация прежде всего инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности, при обеспечении стабильности национальной валюты. Это достигается мерами финансовой, денежной и кредитной политики.

Функцией государственного регулирования является воздействие  государства на распределение доходов  в обществе. Как известно, рынок  признает лишь один критерий распределения  доходов - итог участия в конкуренции  на рынке товаров и услуг, капиталов  и рабочей силы. Поэтому справедливыми  считаются как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо  в общечеловеческом плане. Требуются  и меры социальной защиты населения.

В теории и практике государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования. Одним из инструментов являются законодательные  и правовые документы, издаваемые государством. Здесь прежде всего имеется в  виду промышленное и банковское законодательство, при помощи которого государство  пытается поддерживать определенную структуру - степень монополизации рынка; тарифно-таможенные механизмы, очерчивающие границы национальных систем государственного регулирования; трудовое законодательство, регламентирующее условия и правила купли-продажи  рабочей силы; наконец, различные  государственные стандарты, регулирование  условий эксплуатации окружающей среды .

Материальной базой и  важным инструментом государственного регулирования являются государственная  собственность и государственное  предпринимательство. Государственная  собственность используется в качестве базы для достижения как долгосрочных, так и конъюнктурных, антициклических  целей государственного регулирования. К числу структурных целей  относятся освоение капиталоемких  и рисковых направлений НТП, решение  ряда региональных задач (освоение неразвитых территорий, строительство новых  и перевод уже существующих предприятий  в депрессивные районы).

Государственная собственность  используется для регулирования  социальных процессов. Инструментами  государственного регулирования выступают  финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая  политика. С помощью последних (промышленной, структурной и научно-технической) обеспечивается стимулирование и достижение экономического роста, макроэкономической сбалансированности.

Социальная политика и  внешнеэкономическое регулирование  являются мерами государственного регулирования, не уступающими по значимости вышеперечисленным  инструментам. С помощью социальной политики обеспечивается достижение социальной безопасности, относительно справедливого  распределения доходов.

Внешнеэкономическое регулирование  включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, квот, лицензий.

Для каждой страны набор  инструментов и степень вмешательства  государства не являются универсальными. Есть специфика, отличия, применение тех  или иных инструментов только в данной стране или группе стран.

 

1.4. Методы и формы государственного регулирования

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия. Методы классифицируют по различным критериям. Различаются  методы прямого и косвенного влияния. Методы прямого воздействия вынуждают  субъектов экономики принимать  решения, основанные не на самостоятельном  экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера  можно назвать размер налогов, величину амортизационных отчислений, бюджетные  процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеют высокую  эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата. Но у них есть и недостатки. Они  затрагивают не только тех агентов  рынка, на которых непосредственно  направлены государственные меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов.

Методы косвенного воздействия  создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений  предпочитали варианты, которые соответствуют  целям экономической политики. К  таким методам относятся, например, программирование, предоставление рыночному  сектору экономической информации. Недостатком косвенных методов  является определенный временной лаг, возникающий между моментами  принятия мер государством, реакции  на них экономики и реальными  изменениями в хозяйственных  результатах.

Методы государственного регулирования классифицируются и  по критерию организационно-институциональному. Здесь различают административные и экономические методы. Административные методы подразделяются на методы запрета, разрешения, принуждения и основываются на регулирующих действиях, связанных  с обеспечением правовой инфраструктуры. Цель принимаемых мер - создание определенных "правил игры" в рыночной экономике. Административные методы предписывают строго контролируемую линию поведения экономических агентов.

Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее. Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения. Изменение, например, государством ставки процента по своим долговым обязательствам добавляет к числу доступных вариантов выгодного размещения сбережений еще один - покупку или продажу государственных ценных бумаг.

Жесткое разграничение экономических и административных методов несостоятельно, так как порой и административные и экономические методы несут в себе черты того и другого. Прибегая, например, к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д. Или влияние налогов и кредитных ставок как экономических мер скажется на экономическом поведении только после того, как будет принято административное решение об изменении тех и других.

Применяются разнообразные формы  государственного регулирования. Ниже перечислены наиболее важные и главные  из них:

  • Непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов полностью или частично применяется по отношению к предприятиям, организациям, имеющим жизненно важное значение для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке. К таким объектам относят военные, оборонные, энергетические, заповедники, музеи, парки и т.д.
  • Налоговое регулирование осуществляется путем установления тех или иных объектов налогообложения, назначения и дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождение от налогов.В том же направлении воздействует и введение пошлин, таможенных сборов. Изменяя в ту или иную сторону налоговое бремя, государство может ускорять или замедлять экономические процессы. В то же время взимание налогов есть главный источник доходов государственного бюджет, финансовая база социальной политики
  • Денежно-кредитное регулирование состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Государство через центральный банк способно регулировать  эмиссию и общую денежную массу , устанавливать предельные ставки банковского ссудного процента и влиять на них через учетную ставку, норму резервирования и др. нормативы, устанавливаемые центральным банком, предоставлять льготные займы, выкупать облигации и другие ценные бумаги. Такое регулирование способно изменить денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции.
  • Бюджетное регулирование заключается в том, что государственные органы обладают возможностью распределять средства государственного бюджета по различным  направлениям их расходования. При этом одним отраслям, сферам, социальным группам населения могут быть выделены большие бюджетные ассигнования, а другим – меньшие. Кроме того, государство обладает возможностью устанавливать дополнительные, кроме налоговых, платежи в бюджет, регулирование затрагивает и установление предельно допустимого дефицита государственного бюджета;
  • Ценовое регулирование в условиях рыночной экономики заключается в том, что государство может устанавливать предельный уровень цен, запрещая их повышение сверх этого уровня. Ущерб, наносимый продавцам, может быть компенсирован государственными дотациями. В условиях централизованной экономики государство в праве само назначать цены. Иногда ценовое регулирование проявляется в форме установления предельных уровней рентабельности для предприятий монополистов;
  • Социальное регулирование со стороны государства направлено  на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни, достойных человека. Социальное регулирование, включая государственное социальное страхование, предусматривает меры, создающие возможность пенсионного обеспечения, помощи инвалидам, детям, другим нуждающимся группам населения, страхование здоровья и жизни людей. Государство устанавливает минимальный уровень пенсий, пособий стипендий. Это одно из самых тяжелых и сложных функций регулирования экономики государством;
  • Регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда обычно осуществляется посредством государственного законодательства о труде и занятости. Такое законодательство призвано обеспечить охрану труда, соблюдение трудовых контрактов, минимальную заработную плату, выплату пособий по безработице. Государство также вправе устанавливать тарифы оплаты труда. Оно принимает на себя обучение безработных. Способы и инструменты государственного регулирования труда и занятости рассмотрены в пункте 2.3;
  • Государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды – меры по защите природы в виде штрафов и санкций за загрязнение, а также предписаний по осуществлению обязательных природозащитных и природоохранных мероприятий. Государственные органы уста вливают нормы выделения предприятиями средств на восстановление окружающей среды;
  • Государственное антимонопольное регулирование направлено на ограничение или даже запрет деятельности предприятий-монополистов, за исключением области естественной монополии. Государственное антимонопольное законодательство предусматривает санкции против монополистов, предотвращает создание условий, способствующих развитию монополизма. В России введен специальный государственный реестр предприятий монополистов;
  • Государственное внешнеэкономическое регулирование – это обширный спектр мер и инструментов государственного воздействия на структуру экспорта и импорта, процессы внешней торговли, контроль над товарными потоками, пересекающими государственную границу, движение капитала в страну и из страны, валютный обмен. Такое регулирование преследует цели отстаивания экономических интересов страны, повышение эффективности внешнеэкономических связей ,обеспечение экономической безопасности

Таковы основные методы и формы  регулирования экономики государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности государственного регулирования в условиях рыночной экономики

 
2.1. Основные этапы взаимодействия рыночной экономики и государства

Для лучшего понимания  необходимости государственного регулирования  совершим небольшой экскурс в прошлое - в историю взаимодействия государства и рыночной экономики. Это тем более интересно, что возникновение государства во времени совпадает с возникновением и развитием товарно-денежных отношений.

История свидетельствует, что  взаимодействие государства и рыночного  хозяйства прошло ряд этапов.

На первых и довольно длительных по историческим меркам этапах государство  слабо вмешивалось в рыночные отношения и выступало как  политический, а не экономический  институт. Для своего существования  оно облагало тех или иных субъектов  налогами или данью. Для иностранных  торговцев обычно вводило пошлины. Словом, государство, представляя собой  надстроечный институт, еще не было частью экономического базиса.

Лишь на этапе становления  капитализма как общественной системы, основанной на рыночных отношениях, государство  начинает активно вмешиваться в  экономику, выступая как важнейший  фактор первоначального накопления капитала. Тем самым оно сыграло  важнейшую роль в становлении  и укреплении нового способа производства. Отметим основные проявления этой роли.

1. Государство вело войны  в целях получения контрибуций,  создания наиболее благоприятных  внешних условий для экономической  деятельности национальной буржуазии.

2. В соответствии с  рекомендациями представителей  меркантилизма государство устанавливало  пошлины, ограждавшие национальный  рынок от засилья иностранных  товаров, боролось за отмену  подобных пошлин в странах,  в которые направляли товары  национальные производители.

3. В целях ускорения  накопления капитала, использовалось  законодательство как, например, законы "О бродяжничестве", "О  рабочем дне", "О заработной  плате", принятые в Англии в  XVIII в.

4. Государство наделяло  частные компании правом монопольной  продажи отдельных высокодоходных  товаров: водки, табака, чая, кофе, соли и т.д.

5. На частных предприятиях  размещались выгодные государственные,  прежде всего военные, заказы.

6. С помощью армии и  полиции государство обеспечивало  внутренний порядок, защиту имущественных  прав в соответствии с принципом  "частная собственность священна и неприкосновенна".

На этапе капитализма  свободной конкуренции, когда экономика  оказывается в зависимости от регулирующей роли рынка, вмешательство  государства в нее заметно  ослабевает. Государство проводит политику laissez-faire, то есть политику невмешательства  в экономику. Его деятельность сводится к поддержанию внешних и внутренних условий для бесперебойного функционирования рыночного механизма.

Государство занимается охраной  национальных границ (здесь оно, образно  говоря, выполняет роль "ночного сторожа"), поддержанием внутреннего порядка путем использования судебного и репрессивного аппарата, взиманием налогов на содержание государственного аппарата, эмиссией бумажных денег и некоторых видов ценных бумаг. Согласно постулатам современного либерализма, именно такой деятельностью должна ограничиваться роль государства и в наши дни.

На этапе монополистического капитализма происходит заметное усиление вмешательства государства в  экономику. Прежде всего такое вмешательство было обусловлено политикой колониальных захватов и подготовкой к войнам за передел мира. В этой связи государство занималось размещением военных заказов, доля которых в совокупном спросе заметно росло, обеспечивало военно-политическими и дипломатическими методами благоприятные условия для вывоза капитала национальными монополиями, регламентировало условия труда и жизни трудящихся.

Великий кризис 1929 - 1933 гг., происходивший  одновременно с ускоренным развитием  плановой экономики СССР, положил  начало современному этапу взаимодействия государства и рыночной экономики. Произошло усиление государственного вмешательства в экономику, и  стала проводиться антикризисная  политика. В 1930-е гг. в США "новый  курс" Ф. Рузвельта, включавший централизацию банковской системы, запрет вывоза золота из страны, государственный контроль над ценами, государственное кредитование сельского хозяйства, позволил вывести страну из кризиса. Тем самым в США (и параллельно в Швеции) начала формироваться система государственного регулирования экономики. После Второй мировой войны эта система возникла и в других странах с рыночной экономикой. На основе этой системы в европейских странах начала складываться "социальная рыночная экономика", в которой государство становится необходимым и активным субъектом не только экономической, но и социальной жизни.

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики