Государственное регулирование рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:26, реферат

Описание работы

Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях государственное регулирование является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Цели и методы государственного регулирования экономики
1.1. Экономическая роль государства: исторический аспект………………….......4
1.2. Сущность государственного регулирования, цели и задачи………………......8
1.3. Функции и инструментарий государственного регулирования…………......10
1.4. Методы и формы регулирования экономики государства.............................12
2. Особенности государственного регулирования в условиях рыночной экономики
2.1. Основные этапы взаимодействия рыночной экономики и государства…………………………………………………………....………………………17
2.2. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики……………………………………………………………………………………..19
2.3. Возможности государственного регулирования рыночной экономики……………………………………………………………………………………..21
2.4. Противоречия государственного регулирования рыночной экономики……………………………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………………...27
Список использованной литературы………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

Гос регулирование р.э.docx

— 56.57 Кб (Скачать файл)

 
2.2. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики

 Обращение к истории взаимодействия государства и рыночной экономики позволяет выделить ряд причин, обусловивших необходимость государственного регулирования экономики.

1. Наличие в каждой  стране общественных и смешанных благ, которые не всегда можно довести до населения через рынок в полном объеме, особенно те, что характеризуются неконкурентностью и неисключаемостью. Это личная и национальная безопасность, транспортные услуги, услуги образования, здравоохранения, культуры и т.п. Такие блага должны обеспечиваться государственными органами внутреннего правопорядка, армией страны, сетью общественных дорог, системой государственного образования, здравоохранения, культуры, природоохранными органами и т.д.

2. Усиление общественного  характера производства товарных  благ. В результате экономика  становится очень ранимой перед  лицом циклического экономического  развития, особенно в периоды  кризисов. Возникает необходимость  централизованного общественного  регулирования экономики. Причем  государство является единственным  носителем сознательного начала  на макроэкономическом уровне. Другие  субъекты - население, фирмы, банки  - являются таковыми лишь на  микроуровне. Их поведение как  субъектов макроэкономики нередко  расходятся с общественными интересами.

Например, мы знаем, что население  во время кризиса стремится больше сберегать, а не тратить, готовясь к  еще худшим временам. Это уменьшает  совокупный спрос и еще больше усугубляет экономическую ситуацию в стране. Аналогичным образом  ведут себя фирмы, сводя на нет  инвестиционные расходы во время  кризиса. Подобному поведению способствуют и банки, повышающие норму процента при вхождении экономики в  фазу кризиса. Можно видеть, что все  эти субъекты ведут себя рационально  с точки зрения микроэкономики, но не макроэкономики. Единственным субъектом, способным вести себя рационально  на макроуровне, является государство.

3. Возникновение отрицательных  внешних эффектов рынка, именуемых  экстерналиями. Внешние эффекты  (экстерналии) характеризуются возникновением  в результате рыночных отношений  между одними лицами ущерба  или дополнительных издержек  у других лиц, не являющихся  субъектами данных отношений.

Возникновение внешних эффектов обусловлено тем, что экономика  существует во внешней среде - социальной и природной, через которые и  проявляются эти эффекты. Соответственно, возникают социальные и экологические  экстерналии.

К социальным экстерналиям можно отнести такие явления, как бедность, преступность, безработица, охватывающие ту часть населения, которая оказывается за рамками рыночных отношений: больных, престарелых, многодетных, профессионально непригодных. Всеми ими вынуждено заниматься государство, оказывая им материальную помощь. Тем самым обеспечивается необходимая для развития экономики социальная нестабильность в обществе.

Экологические экстерналии  обусловлены тем, что рыночный механизм вынуждает предприятия снижать  издержки производства, в том числе  природоохранные издержки. В результате производство товарной продукции сопровождается загрязнением природной среды и  возникновением соответствующего экологического ущерба, который накладывается на все общество. Здесь также возникает  необходимость государственной  природоохранной политики, заставляющей предприятия соблюдать определенные нормы выбросов загрязняющих веществ в природную среду.

4. Важным фактором государственного  регулирования экономики является  научно-технический прогресс (НТП). Реализация многих достижений  НТП требует огромных капиталов,  которые в состоянии мобилизовать  лишь государство, тем более  что отдача от внедрения этих  достижений не всегда происходит  быстро. НТП требует все более  квалифицированной рабочей силы, подготовить которую в больших  масштабах опять же может лишь  государство, развивая систему  общего и профессионального образования.  НТП также предъявляет повышенные  требования к здоровью людей,  что вынуждено брать на себя  государство.

5. Государству необходимо  вмешиваться в экономику и  в связи с тенденцией к монополизации  ее важнейших сфер, которая нарушает  совершенство рынка.

Рынок становится все более  несовершенным и государство  через антимонопольную политику стремится препятствовать этой тенденции.

6. Наконец, государственное  регулирование развивается и  под воздействием ожесточенной  международной конкуренции. Даже  крупным компаниям не всегда  просто выжить в условиях этой  конкуренции без поддержки государства.

В целом государственное  регулирование оказывается необходимым  для более устойчивого экономического, социального, экологического и политического  развития общества. Оно обеспечивается путем поддержания необходимых  макроэкономических пропорций (прежде всего соотношения между совокупным спросом и совокупным предложением), обеспечения социальной стабильности в обществе, поддержания здоровой экологической обстановки и, наконец, поддержания баланса политических интересов в обществе и обеспечения  доверия к власти со стороны различных  партий, общественных движений.

 

2.3.  Возможность и необходимость государственного регулирования рыночной экономики

Следует прежде всего четко разграничить экономическую роль государства в условиях свободной конкуренции или свободного рынка и экономическую роль государства в условиях регулируемой рыночной экономики.

Так как свободный рынок  характеризуется такими признаками, как:

1.   неограниченное число участков конкуренции, абсолютно свободный доступ на рынок и такой же вывод из него;

2.   абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов;

3.   наличие у каждого участника конкуренции полного объема рыночной информации о предложении и спросе, ценах, нормах и т. п.

4.   Абсолютная одноименность однородных продуктов, в частности отсутствии торговых марок и других индивидуальных характеристик качеств товара;

5.   ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками.

То теоретически ясно, что  в системе свободного  рынка не остаётся места любым типам монополий. Исключены инфляция, безработица, перепроизводство. Хотя на практике дело обстоит значительно сложнее. Особое значение здесь имеет экономическая роль государства в регулировании рыночных отношений.

Возможности свободного рынка  не безграничны. Он не в состоянии  гарантировать решение всех социальных и экономических проблем совершенного общества, поэтому в тех областях, где свободный рынок не может  дать результата, необходимо экономическое  вмешательство государства. Даже в  стерильной экономике свободного предпринимательства  остаются, по крайней мере три следующие проблемы, которые не подвластны рыночному механизму:

1.   государственное регулирование внешних эффектов.

Рынок охватывает не все  социально-экономические отношения  участников макроэкономической системы. Деятельность и производителей, и  потребителей порождает внешние  эффекты, которые непосредственно  могут не иметь денежной меры. Например, имеется промышленное предприятие, которое участвует в рыночной конкуренции, попутно загрязняет окружающую среду. С этим внешним эффектом рынок  ничего сделать не может. Без участия  государства здесь не обойтись. Во многих странах государство использует правовые и административные рычаги с тем, чтобы заставить бизнес инвестировать капитал в восстановление природной среды. Современное государство  несёт ответственность за жизнь  человека в условиях здоровой окружающей среды, которая постоянно нарушалась как системой свободной конкуренции, так и рыночной экономикой в целом;

 

 

2.   государственное регулирование потребления общественных товаров.

Речь идет прежде всего о товарах и услугах коллективного пользования. Таких как национальная оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций и др. Предоставление населению общественных товаров становится одной из функций государства в экономике свободной конкуренции.;

3.   обеспечение государством экономики нужным количеством денег.

Рынок сам по себе не способен решить эту проблему. В итоге мы получаем предоставление о хозяйственном  механизме свободного предпринимательства. Выделяют два ведущих звена –  свободный рынок и государство. При этом смысл экономической  деятельности государства состоит  в том, чтобы дополнять рынок, решать те проблемы, перед которыми он пасует. Если без участия государства  не обходиться даже экономика свободной  конкуренции, то тем более оно  необходимо в современном рыночном хозяйстве.

Государство также участвует  в распределении товаров, так  как рыночное распределение не обеспечивает благосостояния всех членов общества, не гарантирует некоторый стандарт благосостояния, достойное существование. Здесь государство активно включилось  в перераспределение доходов, чем ослабило острые социальные конфликты.

Рынок не гарантирует соблюдения права на труд, в рыночной экономике  неизбежна безработица. Поэтому  государство регулирует рынок рабочей  силы с целью поддержки полной занятости, сокращения безработицы.

Вмешательство государства  необходимо и в области науки  и технологий, глубоких структурных преобразований производства. Именно оно стимулирует научно-технический прогресс и осуществляет структурную политику.

Для решения региональных проблем также требуется вмешательство  государства, нужна региональная политика. Регулирование на национальном и  межгосударственном уровнях является обязательным условием эффективного развития мировой экономики.

Любая экономика(как рыночная, так и нерыночная) подвержена инфляции монополизму.

Поэтому рыночное хозяйство  нуждается в проводимой государством антиинфляционной и антимонопольной  политике.

Таковы основные направления  объективно необходимого государственного регулирования рыночной экономики.

 
2.4. Противоречия государственного регулирования рыночной экономики

Государственное регулирование  рыночной экономики после Второй мировой войны дало неплохие результаты. В 50 - 60-е гг. даже стали говорить о том, что западные страны вступили в "золотой век" своего развития, "век процветания". Для такого рода заявлений были следующие основания:

отмеченные десятилетия  были периодом почти безкризисного  развития, особенно для стран Западной Европы и Японии;

наблюдались относительно высокие  темпы экономического роста;

на стабильно высоком  уровне поддерживалась занятость;

относительно быстро и  устойчиво повышались доходы и уровень  жизни населения.

Но уже к концу 60-х  гг. стали обнаруживаться серьезные  проблемы, корни которых начали усматривать  в государственном регулировании  экономики. Ученые стали говорить не только о "дефектах" и "провалах" рынка, но и о "провалах" и "дефектах" государства.

Так, причины возникновения  инфляции обнаруживались в применении в послевоенный период «кейнсианской» модели регулирования с ее упором на меры бюджетной политики. В самом деле, в целях стимулирования экономического роста государство нередко тратило средств больше, чем поступало в его бюджет в виде налогов. Дефицит госбюджета во многих странах принял хронический характер и основным средством борьбы с ним стала эмиссия денег и государственных ценных бумаг (государственные заимствования). Все это не могло не способствовать росту инфляции.

Инфляция также связывалась  с политикой полной занятости. Эта  политика предполагала вовлечение в  производство всех факторов производства, в том числе и недостаточно эффективных, но требующих вознаграждения на уровне эффективных. Соответственно, владельцы эффективных факторов производства, прежде всего труда, требовали  за них цену более высокую, чем  за неэффективные факторы. В результате возникала "инфляционная спираль". К началу 70-х гг. инфляция из ползучей стала переходить в галлопирующую.

Обострение проблемы инфляции во многом способствовало тому, что  в 70-е гг. в странах с рыночной экономикой стали происходить изменения  в практике регулирования экономики. На смену кейнсианской модели начали использоваться модели политики предложения. Однако не без воздействия этой политики многие страны столкнулись с такими новыми для них проблемами, как  слапфляция и стагфляция.

Слапфляция характеризуется  сочетанием экономического спада, роста  безработицы и высокой инфляции, что явно противоречило "кривой Филиппса". Стагфляция характеризуется сочетанием экономического застоя, высокой безработицы  и инфляции. Одностороннее движение цен вверх, несмотря на неблагоприятную  экономическую конъюнктуру и  даже спад производства, - то, что получило название "эффекта храповика" - явление, характерное для стагфляции.

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики