Государственное регулирование рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:26, реферат

Описание работы

Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях государственное регулирование является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Цели и методы государственного регулирования экономики
1.1. Экономическая роль государства: исторический аспект………………….......4
1.2. Сущность государственного регулирования, цели и задачи………………......8
1.3. Функции и инструментарий государственного регулирования…………......10
1.4. Методы и формы регулирования экономики государства.............................12
2. Особенности государственного регулирования в условиях рыночной экономики
2.1. Основные этапы взаимодействия рыночной экономики и государства…………………………………………………………....………………………17
2.2. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики……………………………………………………………………………………..19
2.3. Возможности государственного регулирования рыночной экономики……………………………………………………………………………………..21
2.4. Противоречия государственного регулирования рыночной экономики……………………………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………………...27
Список использованной литературы………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

Гос регулирование р.э.docx

— 56.57 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………….3

1. Цели и методы государственного регулирования экономики

    1.1. Экономическая роль государства: исторический аспект………………….......4

    1.2. Сущность государственного регулирования, цели и задачи………………......8

    1.3. Функции и инструментарий государственного регулирования…………......10

    1.4. Методы и формы регулирования экономики государства.............................12

2. Особенности государственного регулирования в условиях рыночной экономики

    2.1. Основные этапы взаимодействия рыночной экономики и             государства…………………………………………………………....………………………17

    2.2. Необходимость государственного регулирования рыночной                  экономики……………………………………………………………………………………..19

    2.3. Возможности государственного регулирования рыночной экономики……………………………………………………………………………………..21

    2.4. Противоречия государственного регулирования рыночной экономики……………………………………………………………………………………..24

Заключение……………………………………………………………………………...27

Список использованной литературы………………………………………………….28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государственное регулирование экономики  в условиях рыночного хозяйства  представляет собой систему типовых  мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями  в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической  системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства  возникали и обострялись экономические  и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически  на базе частной собственности. Появилась  необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения  воспроизводства в национальных масштабах. Отраслевые и общехозяйственные  кризисы, массовая безработица, инфляция, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых  рынках требовали государственного вмешательства в экономические  процессы.

Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного  уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных  условиях государственное регулирование  является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные  задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение  прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка  экспорта. 
Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

 

 

 

 

 

 

1. Государственное  регулирование экономики: сущность, цели, методы

 

1.1. Экономическая роль государства: исторический аспект

Современная экономика представляет синтез рыночного механизма и  элементов государственного регулирования.

Формы деятельности и объем  деятельности государства в экономической  сфере меняются с развитием общества, в частности с усложнением  хозяйственных связей. В экономических  концепциях всегда отводилось большое  место исследованию экономической  роли государства, его функциям в  экономике.

Представители меркантилизма - первой экономической школы - стояли за активное вмешательство государства  в экономику. Процесс первоначального  накопления капитала, идеологами которого они являлись, не мог быть осуществлен  без поддержки государства. Государство  в законодательном порядке способствовало накоплению золота и серебра в  стране, проводило политику в целях  развития и защиты собственной промышленности.

Представители более позднего периода - физиократы - не разделяли  мнения меркантилистов и выдвинули  принцип laisser faire, означающий требование свободы, торговли в первую очередь. Главная забота государства, с точки  зрения физиократов, - защита так называемого  естественного права, основой которого является частная собственность.

Классическая школа политэкономии, развивавшаяся в эпоху промышленного  переворота и выражавшая интересы промышленной буржуазии, подвергла пересмотру теории своих предшественников, в частности  меркантилистов - идеологов торгового  капитала. Ее представители в лице А. Смита и Д. Рикардо обосновывали лозунг "экономической свободы" и высказывались за ограничения  вмешательства государства в экономическую жизнь.

По мнению А. Смита, государство  должно выполнять три обязанности:

    • ограждать общество от насилия и вторжений других независимых обществ;
    • ограждать по мере возможности каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, или установить хорошее отправление правосудия;
    • создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, и затраты на которые не могут быть покрыты частными лицами.

Представители неоклассического направления, создавшие теорию рыночного  равновесия и сформулировавшие закономерности оптимального режима хозяйствования, стояли на позициях саморегулирования  рыночной системы. Помощь государства  в функционировании экономики рассматривалась  излишней, более того, вредной. В  экономике, способной достичь как  полного объема производства, так  и полной занятости, вмешательство  государства может только нанести  вред ее эффективному функционированию. Логика неоклассистов подводила  к заключению о том, что наиболее приемлемой является экономическая  политика государственного невмешательства.

Однако экономические  сдвиги конца ХIХ - начала ХХ века повлекли за собой развитие массового производства, увеличение товарных сделок, обострение конкуренции и заставили обратить внимание неоклассиков на возможные "сбои рынка", с которыми он самостоятельно справиться не может. К причинам, вызывающим "сбои рынка", относятся экстерналии, или внешние эффекты, необходимость создания общественных благ.

Это вынуждало к усилению поддерживающих и корректирующих мер  государства. Задачей последнего стало  создание соответствующей инфраструктуры, т.е. обеспечение системой институтов, правовых норм и общественных благ внутренней и внешней безопасности экономического развития, устойчивости национальной валюты. Такая инфраструктура нужна рыночному механизму для  более эффективной его самореализации.

Первая и вторая мировые  войны, породившие систему острых политических, социальных и экономических проблем, потребовали более активной роли государства в решении экономических  проблем. Но главной причиной активизации  государства явился экономический  кризис 30-х годов, который окончательно подорвал доверие к саморегулирующим возможностям рыночной экономики.

Теоретически необходимость  государственного регулирования экономики  обосновал Дж.М. Кейнс, а опыт США при Ф. Рузвельте и в Германии при Гитлере подтвердил его тезис о том, что путем государственных расходов можно повернуть ход развития экономики в нужном направлении. Государственные заказы оживляли спрос, стимулировали занятость, давая и прибыли предпринимателям. Известный французский экономист Фитусси в этой связи писал, что в 30-х годах капитализм (рыночная экономика тоже) исчез и был заменен смешанной экономикой.

«Кейнсианская» модель государственного регулирования экономики показала свою эффективность не только в 30-е годы и во время второй мировой войны, но и в послевоенный период. Восстановление, перестройка и реконструкция народного хозяйства в 50-60-е годы были осуществлены при активной роли государства. Триумфом кейнсианства считаются 50-е - начало 70-х годов.

Но с середины 70-х годов  начинаются контратаки на кейнсианство представителей либеральной мысли (М. Фридман, Ф. Хайек), завоевавшей умы  государственных деятелей. Причинами  тому послужили дефициты государственных  бюджетов, ставшие хроническими, высокий  уровень инфляции. К этому добавился  нефтяной кризис 70-х годов.

Виновниками этих катаклизмов  объявлялись кейнсианские рецепты  государственного регулирования, обусловившие неимоверный рост государственных  расходов, иждивенческой части населения. Создавалось политическое лобби  для урезания социальных расходов. А в обосновании государственного невмешательства главные позиции  заняли представители неолиберализма, монетаризма и теории "экономики  предложения".

Объединяющей идеей этих направлений является вера в саморегулирующую возможность рыночной экономики. Возрождая  идеи либералов классической школы, неолибералы экономическую роль государства сводят к созданию наиболее благоприятных условий функционирования рыночной экономики. Защищая тезис "конкуренция везде - где возможно, государство - где необходимо", они  сравнивают его с судьей на футбольном поле, который не играет непосредственно, а следит за соблюдением правил игры. Забота государства, следовательно, выработка  порядка и правил игры и контроль за их соблюдением. Л. Эрхард, идеолог социального рыночного хозяйства, считал, что в задачу государства не входит непосредственное вмешательство, но ответственным за экономическую политику является исключительно государство. Монетаристы, в частности М. Фридман, считают, что в принципе существуют лишь два способа координации экономической жизни - централизованное руководство, сопряженное с принуждением, и добровольное сотрудничество индивидов - метод, которым пользуется рынок. Поэтому регулирующие функции монетаристы признают за рынком. Единственная сфера вмешательства государства - денежное обращение. Контроль за денежной массой в обращении, сохранение стабильности денег - первый приоритет нынешней экономической политики государства.

Сторонники теории "экономики  предложения" считают, что государственное  регулирование, если оно необходимо, должно иметь долгосрочный характер и ориентироваться на стимулирование предложения товаров, капиталов  и факторов производства. В частности, для обеспечения устойчивого  экономического роста рекомендуется  регулирование предложения кредитных  ресурсов посредством налоговой  политики.

Таковы различные взгляды  на экономическую роль государства. При всей их противоречивости и несовпадении можно определенно отметить: различия касаются форм и доли государственного вмешательства в экономику. Современный  рынок невозможен без вмешательства  государства. Рынку присущи антисоциальные действия и тенденции, приводящие к нарушению не только микро, но и макропропорций, а следовательно, к финансовым, экономическим, энергетическим и другим кризисным явлениям и процессам. Опыт показал, что их ограничивают только государственные регуляторы.

 

 

 

 

 

1.2. Сущность государственного регулирования, цели и задачи

Государственное регулирование  в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро - и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания  ее стабильности или изменения в  нужном обществу направлении. В системе  мер государственного регулирования  выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это  совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический  аспект - систематическое научное  исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К  научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей  научного аспекта является формирование экономического мышления.

Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает  на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального  благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:

    • экономический рост;
    • полная занятость;
    • стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;
    • внешнеэкономическое равновесие.

В системе экономических  целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается  с абсолютным и относительным  увеличением ВНП.

С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая  цель - удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально  возможного и в долгосрочном плане  стабильного использования всего  трудоспособного населения. Конкретно  задача решается созданием новых  рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято  называть политикой обеспечения  занятости.

Стабильность уровня цен  и национальной валюты - условие  стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим  ориентиром в действиях государства.

Решение трех перечисленных целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межгосударственного движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.

Значимость и последовательность постановки целей в той или  иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего и  внешнего порядка. Применительно к  условиям России последовательность достижения рассмотренных целей может заметно  отличаться от очередности, характерной  для западных стран. Да и в самом  составе целей есть определенная специфика, вызванная недостаточной  зрелостью рыночных отношений.

В настоящее время российское правительство исходит из того, что  его "сверхзадача" связана с  финансовой стабилизацией, с сокращением  темпов инфляции. Следующая важная проблема - создание стимулов для экономического оживления, прежде всего оживления  инвестиционной активности. Проблема безработицы в текущем периоде  пока не кажется столь опасной, поэтому  она не выдвигается на первый план с точки зрения очередности целей (хотя ряд ученых и практиков так  не считают). По разным мотивам правительство  пока не включает в число приоритетных целей достижения внешнеэкономического равновесия и природоохраны.

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики