Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:26, реферат
Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях государственное регулирование является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.
Введение………………………………………………………………………………….3
1. Цели и методы государственного регулирования экономики
1.1. Экономическая роль государства: исторический аспект………………….......4
1.2. Сущность государственного регулирования, цели и задачи………………......8
1.3. Функции и инструментарий государственного регулирования…………......10
1.4. Методы и формы регулирования экономики государства.............................12
2. Особенности государственного регулирования в условиях рыночной экономики
2.1. Основные этапы взаимодействия рыночной экономики и государства…………………………………………………………....………………………17
2.2. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики……………………………………………………………………………………..19
2.3. Возможности государственного регулирования рыночной экономики……………………………………………………………………………………..21
2.4. Противоречия государственного регулирования рыночной экономики……………………………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………………...27
Список использованной литературы………………………………………………….28
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Цели и методы государственного регулирования экономики
1.1. Экономическая роль государства: исторический аспект………………….......4
1.2. Сущность государственного регулирования, цели и задачи………………......8
1.3. Функции и инструментарий государственного регулирования…………......10
1.4. Методы и формы
регулирования экономики государства...................
2. Особенности государственного регулирования в условиях рыночной экономики
2.1. Основные этапы
взаимодействия рыночной экономики и
государства…………………………………………………
2.2. Необходимость
государственного регулирования рыночной
экономики………………………………………………………
2.3. Возможности государственного
регулирования рыночной экономики………………………………………………………
2.4. Противоречия
государственного регулирования рыночной
экономики………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………………….
Введение
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
По мере развития рыночного хозяйства
возникали и обострялись
Объективная возможность государственного
регулирования экономики
Конкретные направления, формы, масштабы
государственного регулирования определяются
характером и остротой экономических
и социальных проблем в той или иной стране
в конкретный период.
1. Государственное
регулирование экономики:
1.1. Экономическая роль государства: исторический аспект
Современная экономика представляет синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования.
Формы деятельности и объем деятельности государства в экономической сфере меняются с развитием общества, в частности с усложнением хозяйственных связей. В экономических концепциях всегда отводилось большое место исследованию экономической роли государства, его функциям в экономике.
Представители меркантилизма
- первой экономической школы - стояли
за активное вмешательство государства
в экономику. Процесс первоначального
накопления капитала, идеологами которого
они являлись, не мог быть осуществлен
без поддержки государства. Государство
в законодательном порядке
Представители более позднего периода - физиократы - не разделяли мнения меркантилистов и выдвинули принцип laisser faire, означающий требование свободы, торговли в первую очередь. Главная забота государства, с точки зрения физиократов, - защита так называемого естественного права, основой которого является частная собственность.
Классическая школа
По мнению А. Смита, государство должно выполнять три обязанности:
Представители неоклассического направления, создавшие теорию рыночного равновесия и сформулировавшие закономерности оптимального режима хозяйствования, стояли на позициях саморегулирования рыночной системы. Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней, более того, вредной. В экономике, способной достичь как полного объема производства, так и полной занятости, вмешательство государства может только нанести вред ее эффективному функционированию. Логика неоклассистов подводила к заключению о том, что наиболее приемлемой является экономическая политика государственного невмешательства.
Однако экономические сдвиги конца ХIХ - начала ХХ века повлекли за собой развитие массового производства, увеличение товарных сделок, обострение конкуренции и заставили обратить внимание неоклассиков на возможные "сбои рынка", с которыми он самостоятельно справиться не может. К причинам, вызывающим "сбои рынка", относятся экстерналии, или внешние эффекты, необходимость создания общественных благ.
Это вынуждало к усилению
поддерживающих и корректирующих мер
государства. Задачей последнего стало
создание соответствующей
Первая и вторая мировые
войны, породившие систему острых политических,
социальных и экономических проблем,
потребовали более активной роли
государства в решении
Теоретически необходимость государственного регулирования экономики обосновал Дж.М. Кейнс, а опыт США при Ф. Рузвельте и в Германии при Гитлере подтвердил его тезис о том, что путем государственных расходов можно повернуть ход развития экономики в нужном направлении. Государственные заказы оживляли спрос, стимулировали занятость, давая и прибыли предпринимателям. Известный французский экономист Фитусси в этой связи писал, что в 30-х годах капитализм (рыночная экономика тоже) исчез и был заменен смешанной экономикой.
«Кейнсианская» модель государственного регулирования экономики показала свою эффективность не только в 30-е годы и во время второй мировой войны, но и в послевоенный период. Восстановление, перестройка и реконструкция народного хозяйства в 50-60-е годы были осуществлены при активной роли государства. Триумфом кейнсианства считаются 50-е - начало 70-х годов.
Но с середины 70-х годов начинаются контратаки на кейнсианство представителей либеральной мысли (М. Фридман, Ф. Хайек), завоевавшей умы государственных деятелей. Причинами тому послужили дефициты государственных бюджетов, ставшие хроническими, высокий уровень инфляции. К этому добавился нефтяной кризис 70-х годов.
Виновниками этих катаклизмов
объявлялись кейнсианские рецепты
государственного регулирования, обусловившие
неимоверный рост государственных
расходов, иждивенческой части населения.
Создавалось политическое лобби
для урезания социальных расходов.
А в обосновании
Объединяющей идеей этих
направлений является вера в саморегулирующую
возможность рыночной экономики. Возрождая
идеи либералов классической школы,
неолибералы экономическую роль
государства сводят к созданию наиболее
благоприятных условий
Сторонники теории "экономики
предложения" считают, что государственное
регулирование, если оно необходимо,
должно иметь долгосрочный характер
и ориентироваться на стимулирование
предложения товаров, капиталов
и факторов производства. В частности,
для обеспечения устойчивого
экономического роста рекомендуется
регулирование предложения
Таковы различные взгляды на экономическую роль государства. При всей их противоречивости и несовпадении можно определенно отметить: различия касаются форм и доли государственного вмешательства в экономику. Современный рынок невозможен без вмешательства государства. Рынку присущи антисоциальные действия и тенденции, приводящие к нарушению не только микро, но и макропропорций, а следовательно, к финансовым, экономическим, энергетическим и другим кризисным явлениям и процессам. Опыт показал, что их ограничивают только государственные регуляторы.
1.2. Сущность государственного регулирования, цели и задачи
Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро - и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект - систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления.
Исходя из сущности, определяются
цели государственного регулирования.
Экономическая наука
В системе экономических
целей обеспечение
С обеспечением экономического
роста сопряжена другая важнейшая
цель - удовлетворение требований полной
занятости. Суть ее - достижение максимально
возможного и в долгосрочном плане
стабильного использования
Стабильность уровня цен и национальной валюты - условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства.
Решение трех перечисленных целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межгосударственного движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.
Значимость и
В настоящее время российское правительство исходит из того, что его "сверхзадача" связана с финансовой стабилизацией, с сокращением темпов инфляции. Следующая важная проблема - создание стимулов для экономического оживления, прежде всего оживления инвестиционной активности. Проблема безработицы в текущем периоде пока не кажется столь опасной, поэтому она не выдвигается на первый план с точки зрения очередности целей (хотя ряд ученых и практиков так не считают). По разным мотивам правительство пока не включает в число приоритетных целей достижения внешнеэкономического равновесия и природоохраны.
Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики