Государственное регулирование уровня жизни в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 08:55, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является разработка направлений повышения уровня жизни населения в Российской Федерации. В процессе выполнения курсовой работы были поставлены следующие задачи:
­ раскрыть основные понятия уровня жизни населения;
­ проанализировать уровень жизни населения России, в том числе в сравнении с уровнем жизни других стран;
­ изучить систему государственного регулирования уровня жизни населения России;
­ сформулировать проблемы и перспективы повышения уровня жизни населения России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА 5
1.1 Уровень жизни населения: его сущность и структура 5
1.2 Роль государства в повышении уровня жизни населения 8
2. СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ 11
2.1 Социально-экономические характеристики уровня жизни в Российской Федерации 11
2.2 Качество жизни населения в Российской Федерации 16
2.3 Направления повышения уровня жизни населения
в Российской Федерации 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

Файлы: 1 файл

по гос. рег..docx

— 143.47 Кб (Скачать файл)

Во второй главе мы рассмотрим в свете изложенных теоретических аспектов состояние  уровня жизни граждан нашей страны, а именно:

    • охарактеризуем современное экономическое состояние России, его экономический рост, произведем сравнение с уровнем экономики и социальной политики других стран;
    • проанализируем качество жизни населения страны;
    • рассмотрим проблемы бедности в Российской Федерации и определим масштабы ее распространения;
    • изучим направления социально-экономической  государственной политики Российской Федерации по повышению уровня жизни населения в стране.

 

  1. СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ  ЖИЗНЕННОГО УРОВНЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ

 

    1. Социально-экономические характеристики уровня жизни в Российской Федерации

 

Социально-экономические характеристики уровня жизни России определяются показателями уровня жизни на основании данных Росстата.

В I квартале 2012г. объем денежных доходов населения сложился в размере 8052,8 млрд. рублей и увеличился на 7,3% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Население израсходовало средств на покупку товаров и оплату услуг 6483,0 млрд.рублей, что на 9,9% больше, чем в I квартале 2011 года. Сбережения за этот период составили 1007,9 млрд.рублей, что на 6,9% меньше, чем в аналогичном периоде предыдущего года.

В таблице 1 представлены наиболее значимые характеристики уровня жизни населения. Валовой внутренний продукт увеличился на 4,3% по сравнению с мартом месяцем прошлого года. Показатели производства материальных благ и услуг также увеличились по сравнению с прошлым годом. Объем розничного товарооборота увеличился на 7,3%  по сравнению с тем же периодом прошлого года. Транспорт и связь также претерпели повышение объемов услуг. Продукция сельского хозяйства выпущена на 151,7 млрд. рублей, что на 4,9% больше прошлогоднего уровня. Индекс потребительских цен составил 3,7% по сравнению с мартом 2011 года и 0,6% по сравнению с предыдущим месяцем февралем 2012г. На промышленные товары индекс значительно выше – на 7,4% по сравнению с прошлогодним периодом и на 2,1% по сравнению с предыдущим месяцем этого года.

 

 

Таблица 1 – Основные экономические  и социальные показатели

 

 

Март 
2012г.

В % к

I квартал 
2012г. 
в % к 
I кварталу  
2011г.

Справочно

марту 
2011г.

февралю 
2012г.

март 2011г. в % к

I квартал 
2011г. 
в % к 
I кварталу 
2010г.

марту 
2010г.

февралю 
2011г.

Валовой внутренний продукт,  
млрд.рублей

54585,61)

104,32)

   

104,33)

   

Индекс выпуска товаров и  
услуг по базовым видам  
экономической деятельности4)

 

103,0

109,6

105,0

105,0

114,0

105,6

Индекс промышленного  
производства5),6)

 

102,0

107,0

104,0

105,3

111,7

105,9

Продукция сельского хозяйства,  
млрд.рублей

151,7

104,9

141,4

104,0

100,7

140,0

100,7

Грузооборот транспорта, млрд.т-км

429,57)

103,3

108,2

103,6

101,7

108,2

103,9

   в том числе железнодорожного

   транспорта

190,2

104,5

111,8

107,6

106,0

113,7

109,1

Объем услуг связи, млрд.рублей

127,8

106,7

105,0

105,1

103,2

104,2

103,4

Оборот розничной торговли,  
млрд.рублей

1631,3

107,3

106,9

107,5

105,2

107,4

105,0

Объем платных услуг населению,  
млрд.рублей

464,7

102,0

102,2

104,0

102,5

106,6

102,9

Внешнеторговый оборот,  
млрд.долларов США8)

70,39)

115,010)

117,611)

120,712)

132,510)

130,911)

126,512)

    в том числе:

   экспорт товаров

45,0

114,7

112,2

122,4

128,4

129,3

119,5

   импорт товаров

25,2

115,6

128,7

117,5

140,6

133,8

141,8

Инвестиции в основной капитал,  
млрд.рублей

601,413)

104,913)

107,413)

111,213)

99,7

117,9

99,2

Индекс потребительских цен 

 

103,7

100,6

103,9

109,5

100,6

109,5

Индекс цен производителей  
промышленных товаров5)

 

107,4

102,1

107,7

121,0

101,4

120,7

Реальные располагаемые  
денежные доходы7)

 

102,8

99,8

102,6

98,1

100,1

100,0

Среднемесячная начисленная зара- 
ботная плата одного работника7):

             

   номинальная, рублей

26440

116,8

110,0

116,0

112,1

109,6

111,2

   реальная 

 

112,6

109,4

111,7

102,4

108,9

101,6

Общая численность безработных,  
млн.человек

4,9

91,1

101,0

86,7

83,4

94,1

85,7

Численность официально  
зарегистрированных  
безработных, млн.человек

1,3

79,9

98,7

80,1

73,6

98,6

73,1


 

Мы видим, что денежные доходы на душу населения  увеличились на 7,2% по сравнению с  I кварталом 2011 года. Однако реальные располагаемые денежные доходы на душу населения увеличились   только    на    2,6 %    по    сравнению    с    этим    же    периодом. Термин «реально располагаемые доходы» стал использоваться в условиях рыночных отношений. В этом показателе учитывается конкретная сумма доходов населения за минусом налогов и с учетом темпов инфляции8.

На   рисунке   1   мы   видим   динамику  показателей   реальных  доходов населения.

 

 

Рисунок 1 – Динамика основных показателей реальных доходов населения в % к среднемесячному значению 2009г.

 

Среднемесячная  номинальная зарплата одного работника  увеличилась по сравнению с 2011г. на 16%, сделав  скачок за год, реальная также увеличилась существенно – на 11,7%. Средний размер назначенных пенсий увеличился на 8,5%, а их реальный размер увеличился только на 4,4%.

По демографической  обстановке в России можно сказать, что больших скачков к увеличению трудоспособного населения в  будущем нет, несмотря на установление такой выплаты, как материнский  капитал. Многие семьи не торопятся  с рождением первого ребенка, тем более с рождением второго и последующих детей (рисунок 2).

Рисунок 2 – Структура семей по количеству детей до 18-ти лет в РФ за 2011г

 

По данным Росстата, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2012г. составила 142,0 млн. человек и за прошедший год увеличилась на 188,9 тыс.человек, или на 0,1% (на соответствующую дату предыдущего года наблюдалось сокращение численности населения на 48,3 тыс.человек, или на 0,03%).

В январе-феврале 2012г. в России отмечалось увеличение числа родившихся и снижение числа умерших (рис.3). В целом по стране превышение числа умерших над числом родившихся в январе-феврале 2012г. составило 1,1 раза, (в январе-феврале 2011г. - 1,2 раза).

 


 

Рисунок 3 – Сравнительная таблица родившихся и умерших в России в 2011, 2012 гг.

Хотя  естественная убыль населения в 2011г. уменьшилась по сравнению с 2010г. на 110,2 тыс. человек., но миграционный прирост полностью компенсировал численные потери населения и превысил их на 144% (рис. 4).

По данным ФМС России, на 1 января 2012г. в стране насчитывалось 45,3 тысячи вынужденных переселенцев и беженцев. Из них 33% (15,2 тыс.) составляли бывшие жители Казахстана, 21% (9,4 тыс.) - Грузии,  12% (5,6тыс.) - Узбекистана, 5% (2,3 тыс.) - Таджикистана.

Рисунок 4 – Миграционный прирост в РФ

 

Необходимо  рассмотреть такой важный показатель уровня жизни как занятость и  безработица. Развивает экономику и создает конкретные продукты и услуги не все население, а лишь экономически активная ее часть – трудовые ресурсы9. Численность экономически активного населения  в марте 2012г. составила, по итогам обследования населения по проблемам занятости, 74,7 млн.человек, или около 53% от общей численности населения страны, в их числе 69,8 млн.человек, или 93,5% экономически активного населения были заняты в экономике и 4,9 млн.человек (6,5%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные) (рис.5). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 1,3 млн.человек. Уровень безработицы в марте 2012г. составил 6,5% (без исключения сезонного фактора). Средний возраст безработных в марте 2012г. составил 34,5 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,5%, лица в возрасте 50 лет и старше - 15,7%.

____________________

1) Оценки данных с  исключением сезонного фактора  осуществлены с использованием программы “DEMETRA 2.2”. При поступлении новых данных статистических наблюдений динамика может быть уточнена.




 

 

Рисунок 5 – Уровень безработицы по методологии МОТ.

 

    1.  Качество жизни населения в Российской Федерации

 

Рассмотрим данные инфраструктуры отраслей в России в 2010 году по сравнению  с 1999 и 2000 годами (рис. 6). Доли отраслей показывают, как развиваются та или иная отрасль. Большой скачок в развитии сделан легкой промышленностью и машиностроением, а также химической и нефтехимической промышленностями. Электроэнергетика, казалось бы, медленно развивается, однако она была всегда стабильно востребована, электричество потребляется везде, поэтому ее мало коснулся перестроечный застой.

 

 

Рисунок 6 – Инфраструктура отраслей экономики России 2010 года по отношению к 1999 и 2000 годам.

 

Как мы видим, в России начался экономический  рост отраслей производства, что обуславливает  повышение уровня жизни населения  и его качества.

Сравним некоторые качественные показатели уровня жизни россиян с периодом между анализируемыми годами три  года, чтобы получить наиболее наглядную  картину развития тенденций. Возьмем  данные, опубликованные Росстатом за 2004, 2007, 2010 года. Согласно таблице 4 мы видим  следующую динамику уровня жизни  населения России: в целом благосостояние народа растет, объемы потребления  возрастают.

 

Таблица 2 –Выборочные показатели уровня жизни населения в РФ

Показатель

2004

2007

2010

Среднегодовая численность населения (млн. чел)

143,8

142,1

142,9

Общие коэффициент естественного  прироста населения (на 1000 человек населения)

-5,6

-3,3

-1,7

Удельный вес общей численности  безработных в численности экономически активного населения (в % )

7,9

5,7

7,5

Валовой внутренний продукт (ВВП), млрд.руб на душу населения, тыс.руб.

17048,1

 

118,5

32987,4

 

232,3

45166,0

 

316,0

Потребление мяса м мясопродуктов, молока и молочных продуктов на на душу населения (килограммов) (мясопродукты/молочные продукты)

49/235

57/241

79/262

Потребление овощей и продовольственных  бахчевых культур, фруктов и ягод на душу населения   
(килограммов)(овощи/фрукты)

45/99

94/51

96/70

Количество семей, состоящих на учете  как нуждающиеся в жилье (на конец года), тыс.

4180,0

2910,9

2818,0

Средняя заработная плата по России, руб

6640,0

14354,0

20383,0




 

 

    1. Направления повышения уровня жизни в Российской Федерации

 

В современных  условиях во избежание социального  взрыва крайне важным является планомерное  проведение продуманной государственной  социальной и экономической политики, направленной на улучшение уровня и  качества жизни населения России. Так как экономика России - сложная  система связей предприятий, учреждений, хозяйств, расположенных на обширной территории, то в этой масштабной, неоднородной, находящейся в постоянном движении экономической деятельности трудно разобраться. Поэтому возникает  необходимость сгруппировать и  укрупнить, или, как выражаются экономисты, агрегировать, однородные и сходные  связи. В агрегировании экономических отношений заключается одна из задач макроэкономики 10. На основании исследований макроэкономики Россия будет реализовывать социальную политику для достижения высокого уровня качества жизни своих граждан. В противном случае общество, большинство граждан которого существуют на грани бедности, обречено на вымирание из-за отсутствия у последних желания работать и растить детей.

К задачам  социальной политики относятся:

- стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления;

- усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости;

- обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения;

- сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.

Основополагающими законодательными актами, на которые  опирается социальная политика России, являются:

- Конституция Российской Федерации;

- Семейный кодекс Российской Федерации;

- Гражданский кодекс Российской Федерации;

- ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» 1995 г. № 195;

- ФЗ «О государственной социальной помощи» 1999 г. № 178;

- ФЗ «О социальной защите инвалидов» 1995 г. № 181 и др.

Конституция РФ в статье 114 устанавливает, что Правительство РФ обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии.

Государственными формами социальной  политики защиты населения являются: доступное здравоохранение, льготы, доступное образование, пенсионное обеспечение, система социального обслуживания и предоставления социальных услуг, меры социальной поддержки.

В настоящее  время в России сложилась преимущественно  пассивная система социальной поддержки  населения: бесплатное здравоохранение; повышение зарплат отдельным  работникам государственных органов; различные льготы отдельным категориям граждан, в том числе по жилищно-коммунальным услугам – многодетным матерям, пенсионерам, участникам ВОВ, инвалидам, участникам ликвидации последствий аварий на атомных электростанциях и др.; социальные выплаты малоимущим категориям населения; некоторые льготы при налогообложении (например, возврат налога на доходы в связи со строительством или приобретением жилья); выплаты пособия беременным женщинам и матерям и др.

Приоритетами  Правительства Российской Федерации  сейчас являются:

- социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал;

- обеспечение инновационного развития и поддержка высокотехнологичных секторов экономики;

- диверсификация экономики и развитие инфраструктуры. Транспортная инфраструктура остается в списке важнейших приоритетов.

Деятельность  Правительства Российской Федерации  по обозначенным приоритетам будет  включать в части социального  развития и инвестиций в человеческий капитал:

Информация о работе Государственное регулирование уровня жизни в Российской Федерации