- поддержание
в реальном выражении достигнутого уровня
оплаты труда в бюджетной сфере, рост пенсионного
и социального обеспечения, повышение
адресности социальных выплат;
- стабилизация
ситуации на рынке труда. Сокращение мероприятий
антикризисной поддержки, перенос акцента
на реализацию мер по стимулированию трудовой
мобильности населения, по профессиональной
подготовке и переподготовке кадров, созданию
новых рабочих мест;
- развитие
системы здравоохранения путем реформирования
системы обязательного медицинского страхования;
- развитие
системы открытости образования, продолжение
политики стимулирования жилищного строительства,
в первую очередь строительства комфортного
жилья эконом-класса и малоэтажного жилищного
строительства, восстановление снизившихся
в условиях кризиса темпов роста покупок
жилья на условиях ипотеки.
Свою
социальную политику государство проводит
через исполнительные органы власти на
местах. Однако региональным органам власти
дана возможность дополнять меры по социальной
защите населения на территории региона,
исходя из региональных бюджетных средств.
Органы власти любого административно-территориального
образования также исходя из средств
местного бюджета принимают дополнительные
меры по социальной защите своих жителей.
Такими конкретными мерами поддержки
населения являются выделение денег на
более современное оснащение учреждений
здравоохранения, строительство новой
школы или еще одного детского сада и другое.
Таким образом,
по второй главе о социально-экономическом
положении в Российской Федерации можно
сделать следующие выводы:
- В настоящее время экономическое состояние страны стабилизируется, идет медленный, постепенный, но постоянный экономический рост объемов производства материальных благ и услуг.
- Демографическая обстановка все больше ухудшается из-за того, что семьи с детьми оказываются в тяжелом материальном положении.
- Занятость населения повысилась, причем преобладает занятость населения в статусе наемных рабочих. Это означает, что наемный труд более удобен тем, что при малых затратах получают пусть небольшой, но стабильный доход, открытие же своего дела сопряжено с риском потерь.
- Политика государства направлена на решение задач по повышению уровня жизни человеческого потенциала, приоритетами являются решение социальных задач и одновременно укрепление и развитие экономики страны с помощью инновационных технологий и научно-технического прогресса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом,
по итогам проведенного исследования
можно сделать выводы:
- Уровень жизни – это совокупность субъективных потребностей индивида и объективных возможностей общества, способных удовлетворить эти потребности.
- Качество жизни показывает реальное удовлетворение потребностей человека. Улучшение качества жизни – основа повышения уровня жизни. От качества жизни человеческого потенциала зависит уровень экономических успехов страны.
- Экономический рост способствует повышению уровня жизни населения, увеличивая выпуск материальных благ и услуг и их потребление, укрепляет позиции страны на мировом рынке и многое другое.
- Уровень жизни многих россиян в связи с развитием экономики страны улучшился, треть населения составляет средний класс, которым доступны многие материальные и нематериальные блага. Однако улучшение в целом уровня жизни не повлияло в большей степени на категорию населения с ограниченными возможностями. Пенсионеры, инвалиды и семьи с детьми, хотя и официально не считаются бедными, т.к. их доходы чуть больше прожиточного минимума, однако могут позволить себе удовлетворять только физиологические потребности. Однако с ростом зарплат, пенсий, пособий, рынок реагирует сразу повышением цен, что сводит попытки государства к улучшению жизненных условий малоимущих слоев населения практически к нулю;
- Проблемы восстановления и дальнейшего развития экономики в России постепенно решаются. Увеличивается наличие собственных производств материальных и нематериальных благ, а значит, идет увеличение валового внутреннего продукта и его потребления внутри страны. Экономический рост носит больше экстенсивный характер, т.е. количественное расширение производства за счет освоения огромных природных ресурсов страны. Однако, имея огромный потенциал природных ресурсов, государство использует его с недостаточной эффективностью для повышения экономического уровня страны.
Решению
проблем могут помочь следующие
предложения:
- Необходимо поддерживать развитие экономики страны, региона, административно-территориальных делений, чтобы в бюджет могли поступать достаточные денежные средства для выполнения социальных программ. Для этого надо больше осуществлять социальные меры активного характера, т.е. стимулировать производство и рост доходов в стране. Например, организовать государственно-частное партнерство в отраслях, где требуются большие вложения капитала, или выдавать государственные кредиты вновь организуемым предприятиям под средний процент, которые будут выпускать значимую для страны продукцию, тем самым составив конкуренцию коммерческим банкам и вынуждая их снижать грабительские проценты выдаваемых бизнесу кредитов, или предоставлять существенные льготы при освоении сельского хозяйства.
- Поддержка социально незащищенных граждан, тех, кто по объективным причинам не может зарабатывать себе на жизнь, должна выражаться в существенной сумме материальной помощи и предоставления различных социальных льгот не на бумаге, а фактически.
- Необходимо увеличить расходы на социальную поддержку малоимущих, прожиточный минимум установить с учетом крупных и дорогостоящих, но необходимых для полноценной жизни покупок.
- Улучшать демографическую обстановку, стимулировать желание семей иметь детей, создавая условия родителям растить их в здоровой и полноценной в материальном отношении обстановке. Для этого родители должны быть уверены, что их ребенок гарантировано будет устроен в детский сад, обеспечен бесплатными средствами обучения в полном объеме в школе, сможет пройти обучение в высшем или средне-специальном учебных заведениях за умеренную плату, всегда получит квалифицированную помощь во время болезни и многое другое.
- Государство должно в строгом порядке регулировать цены на жизненно необходимые товары, не давая возможности предпринимателям завышать стоимость таких товаров.
- Обеспечить жильем хотя бы в пределах установленных нормативов жилья всех граждан, нуждающихся в настоящее время, и предполагаемых нуждающимися в будущем.
- Государственная политика должна быть направлена на эффективное распоряжение своим правом единоличного владения природными ресурсами. Государство должно разрешать добычу полезных ископаемых и их дальнейшую переработку предпринимателям, однако при условии бережного отношения, оптимального восстановления разрушенной экологической среды, и разумного контроля государством за реализацией и особенно экспортом добытого сырья.
- Принять меры по уменьшению ставок кредитования не только на ипотечные кредиты, но и на все другие услуги коммерческих кредитных организаций.
Принципом
социальной политики должно быть следующее:
каждый гражданин РФ должен иметь стабильный,
высокий уровень жизни. Поэтому задача
государства - предоставить всем гражданам
возможность заняться деятельностью,
которая бы приносила доход и повышала
их уровень жизни. Эффективность социальной
политики в повышении уровня жизни населения
состоит в комплексном решении социально-экономических
вопросов, стараясь создать устойчивую
взаимосвязь между государственными,
экономическими и социальными структурами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – Электрон. текст. дан. – Последнее обновление 26.04.2012.
- Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 30.11.2011)
// справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – Электрон. текст. дан. – Последнее обновление 26.04.2012.
- Булатов, А.С. Экономика: Учебник / А.С.Булатов. – М.: Экономистъ, 2011. –
896 с.
- Юсупов, К. Н., Национальная экономика / Юсупов К.Н., Янгиров А. В., Таймасов А.Р. – М.: КноРус, 2008. – 288 с.
- Социальная политика: энциклопед. слов / Под ред. Волгина Н.А. – М.: Трикста: Акад. Проект, 2009. – 687 с.
- Рикардо Д. Начало политической экономии и налогового обложения / Под ред. Смит М.Н. – М.: Госполитиздат, 2009. – 877с.
- Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Под ред. Столярова И.А – М.: Прогресс, 2003. – 351с.
- Маркс К. Капитал / Под ред. Базарова В.В. и Степанова. И.А – М.: Политиздат, 2002. – 370с.
- Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс / Под ред. Камаева Л.Н. – М.: ИНФРА, 2009. – 662с.
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / Под ред. Цаголова Н.А. — М.: Эксмо, 2007. – 827с.
- Хайек. Ф.А. Дорога к рабству / Под ред. Жукова В.И. – М.: Экономика, 1992. – 305с.
- Таунсенд П., Гебхардт Дж. Качество делает деньги / Под ред. Николаева В.В. – М.: Проспект, 2009. – 210с.
- Шишков Ю. В. Догоняющее развитие в эпоху глобализации: Учеб. пособие / Ю.В. Шишков. ‒ М.: ВАВТ, 2008. – 202с.
- Шмелев Н.П. Авансы и долги / Н.П.Шмелев // Новый Мир. – 2007. – №6 – С.13.
- Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. / А.М.Бабич, Л.Н.Павлова– М.: Финансы ЮНИТИ, 2002. – 584 с.
- Бобков В.Н. Анализ социально-экономической дифференциации / В.Н. Бобков // Экономист. – 2003. – №7. – С. 10-20
- Грицюк М.О. Минус в кошельке / М.О.Грицюк // Российская газета. – 2010. – № 5190. – С. 13.
- Красненко С.А. Экономика / С.А.Красненко, В.Д.Тимофеев // Российский экономический журнал. – 2012. – № 5. – С. 6
- Путин, В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России: [Электронный ресурс] / В.В.Путин // http://www.rg.ru - Российская газета - Электрон. дан. URL: http://www.rg.ru (дата обращения: 24.03.2012).− Загл. с экрана.
- Демографическая ситуация в Российской Федерации [Электронный ресурс] // www.gks.ru − Федеральная служба государственной статистики – Электрон. дан. URL:http://www.gks.ru (дата обращения: 24.03.2012).− Загл. с экрана.
1
Юсупов К. Н., Янгиров А. В., Таймасов А.Р.
Национальная экономика. - М.: КноРус, 2008.
- С.50.
2 Путин В.В. Строительство справедливости.
Социальная политика для России // Российская
газета [Электронный ресурс] // http://www.rg.ru (дата обращения: 25.03.2012).
3
Кейнс Дж.М. Указ. соч. С. 33.
4 Бабич А.М.,
Павлова, Л.Н. Государственные и муниципальные
финансы: Учебник для вузов. – М.: Финансы
ЮНИТИ, 2002. – С. 256.
5
Юсупов К. Н., Янгиров А. В., Таймасов А.Р.
Национальная экономика. - М.: КноРус, 2008.
- С.54-55.
6
Юсупов К. Н., Янгиров А. В., Таймасов А.Р.
Национальная экономика. - М.: КноРус, 2008.
- С.50.
7
Юсупов К. Н., Янгиров А. В., Таймасов А.Р.
Национальная экономика. - М.: КноРус, 2008.
- С.53-54.
8
Юсупов К. Н., Янгиров А. В., Таймасов А.Р.
Национальная экономика. - М.: КноРус, 2008.
- С.55с
9
Юсупов К. Н., Янгиров А. В., Таймасов А.Р.
Национальная экономика. - М.: КноРус, 2008.
- С.86
10
Булатов А.С. Указ. соч. С. 607.