Государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 08:03, курсовая работа

Описание работы

Чтобы поддерживать необходимый жизненный уровень, иметь семью, растить потомство, людям необходимы пища, одежда, кров. Эти предметы жизнеобеспечения создаются на предприятиях промышленности, сельского хозяйства, строительства при непосредственном участии различных фирм, организаций и предприятий. Поэтому знание экономики – необходимое условие понимания происходящих социально - экономических процессов и решения любых хозяйственных задач. Профессиональный экономист как основное лицо в структуре хозяйственного управления в достаточной мере должен обладать знаниями о реальных процессах и механизмах производства, позволяющими избегать ошибок и гарантировать успех дела.

Содержание работы

Введение
3
1. Понятие, цели и задачи государственного регулирования
5
1.1 Цели и формы государственного регулирования
5
1.2 Задачи государственного регулирования
8
1.3 Объекты и инструменты государственного регулирования
11
2. Инструменты и методы государственного регулирования региональной экономики Республики Башкортостан

14
2.1 Описание региона и его проблемы
14
2.2 Инструменты государственного регулирования экономики Республики Башкортостан

21
3 Совершенствование государственного регулирования Республики Башкортостан

28
Заключение
32
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая_Система ГМУ в России.doc

— 253.50 Кб (Скачать файл)

г) Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий. Государство обязано проводить активную социальную политику, суть которой заключается в обеспечении гарантии всем работающим минимума заработной платы, пенсии по старости и инвалидности, пособий по безработице, помощи малоимущим, а также в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией. Государство, проводя эту политику, обеспечивает минимальный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе.

д) Защита конкуренции. Конкуренция – один из главных регуляторов рыночного хозяйства. Она является основой прогресса во всех сферах экономики, заставляя производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издержки на ее производство. Государство всей своей мощью должно стоять на защите конкуренции.

е) Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, то есть правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы. Для выполнения этих функций государство использует все имеющиеся в его распоряжении рычаги и ресурсы.

 

1.3 Объекты и инструменты государственного регулирования

 

Государственное регулирование дополняет  и корректирует чисто рыночный механизм. Объектами государственного регулирования являются7:

  • экономический цикл;
  • структура хозяйства (отраслевая, региональная и пр.);
  • условия накопления капитала;
  • занятость;
  • денежное обращение;
  • платежный баланс;
  • цены;
  • НИОКР;
  • условия конкуренции;
  • социальные отношения и социальное обеспечение;
  • подготовка и переподготовка кадров;
  • окружающая среда;
  • внешнеэкономические связи.

Объекты совершенно различны, но охватывают практически все сферы экономической  деятельности.

Экономический цикл ставит своей целью регулирование хозяйственной конъюнктуры. Ее суть состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос, инвестиции и занятость. Для этих целей увеличиваются государственные расходы, предоставляются финансовые льготы. В условиях подъема предпринимаются меры для сокращения перепроизводства товаров и перенакопления капиталов для того, чтобы уменьшить глубину и продолжительность будущего спада.

Структурная политика позволяет с  помощью финансовых стимулов и государственных  инвестиций обеспечивать преимущественное развитие определенным отраслям и регионам. Причины такой поддержки могут быть различными: поддержка отраслей и территориальных единиц, находящихся в состоянии кризиса, а также поощрение развития перспективных отраслей и регионов.

Условия накопления капитала также является важным объектом государственного регулирования экономики. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям можно воздействовать на экономический цикл и структуру хозяйства.

Занятость заключается в мерах по поддержанию нормального соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных работниках, не должно приводить к необоснованному росту заработной платы и резкому снижению занятости. Все меры в области регулирования занятости должны быть направлены на поддержание естественного уровня безработицы.

Важным направлением государственного регулирования является денежное обращение. Меры, предусмотренные правительством в этом направлении, должны быть направлены на снижение темпов инфляции, снижение дефицита госбюджета.

Платежный баланс тоже является предметом регулирования государства. Каждая страна осуществляет регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курса национальных валют и т.д.

Цены в условиях смешанной экономики тоже могут быть объектом государственного регулирования. Обычно считается, что в условиях рынка цены складываются стихийно. Но это не совсем так. За последние сто лет государство регулировало тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, устанавливало государственные монопольные цены на «акцизные» товары и т.д.

Одним и из важнейших инструментов государственного регулирования экономики является государственный бюджет, который ежегодно разрабатывается правительством и утверждается парламентом. В бюджете предусматриваются источники формирования доходных статей, включая поступления от коммерческих организаций, общая годовая сумма доходов и расходов по отдельным статьям. Как налоговые и прочие изъятия финансовых ресурсов в государственный бюджет и бюджеты местных органов власти, так и расходование бюджета оказывают прямое и непосредственное регулирующее воздействие на экономику страны и ее субъектов.

 

 

2. Инструменты и методы государственного  регулирования региональной экономики  Республики Башкортостан

 

2.1 Описание региона  и его проблемы

 

Республика  Башкортостан  — республика, субъект Российской Федерации. Согласно Конституции РФ и Конституции РБ является государством. Входит в состав Приволжского федерального округа, являясь частью Уральского экономического района.

Столица — город Уфа.

Граничит с Татарстаном, Удмуртией, Пермским краем, Свердловской, Челябинской и Оренбургской областями.

Образована 23 марта 1919 года на основе Соглашения Центральной Советской власти с Башкирским Правительством от 20 марта 1919 года как Автономная Башкирская Советская Республика. Стала первой автономной республикой в составе РСФСР, и единственной, созданной на договорных началах.

В 1990 году преобразована в Республику Башкортостан.

Башкортостан расположен на склонах Южного Урала, в Предуралье и в Зауралье. Высшая точка на территории республики — гора Ямантау (1640 метров). Протяжённость Башкортостана с севера на юг — 550 км, с запада на восток — 430 км.

Население республики, по данным Росстата, по предварительным  итогам Всероссийской переписи населения 2010 года составляло ▲4 072 102 человек. Плотность населения — 28,4 чел./км² (2010).

  • Городское население — 2461,5 тыс. человек;
  • Сельское население — 1610,6 тыс. человек;
  • Удельный вес городского населения — 60,4 %;
  • Удельный вес сельского населения — 39,6 %;

27 % населения проживает в Уфе и прилегающем к ней Уфимском районе.

Наименее плотно населёнными являются Зилаирский (3 чел./км²), Белорецкий (3,7 чел./км²) и Бурзянский районы (4 чел./км²). Наибольшая плотность сельского населения отмечается в Уфимском (37 чел./км²), Кармаскалинском (30 чел./км²), Чишминском (29 чел./км²) и Туймазинском (27 чел./км²) районах.

Башкортостан — индустриально-аграрная республика, является одной из наиболее экономически развитых республик России. На долю промышленности приходится 45,4 % валового регионального продукта, сельского и лесного хозяйства — 9,3 %. Основной специализацией республики являются нефтедобыча и нефтепереработка.

Проблемы повышения эффективности социально-экономического развития Республики Башкортостан Башкортостан располагает мощным производственным, интеллектуальным, природным потенциалом, необходимым для обеспечения эффективного функционирования экономической системы республики, динамичного развития всех отраслей ее народного хозяйства, повышения благосостояния граждан. Приоритетными направлениями социально-экономического развития Республики Башкортостан в современных условиях являются:

- ориентация отраслей народного  хозяйства республики на современные наукоемкие технологии, преодоление высокой материало-, энерго- и фондоемкости производств;

- преодоление сырьевой направленности  экономики Башкортостана, активное  вовлечение природного и сельскохозяйственного  сырья в углубленную промышленную переработку в целях получения высококачественной, конкурентоспособной продукции;

совершенствование структуры хозяйственного комплекса республики на основе устранения сложившихся меж- и внутриотраслевых диспропорций, связанных с сырьевой направленностью экономики;

- укрепление позиций экономики  республики на внешних и внутренних  рынках на основе расширения  производства изделий, соответствующих  международным стандартам создания  новых технологичных и наукоемких  производств, способных выпускать  качественную, конкурентоспособную продукцию на внешних и внутренних рынках; совершенствование структуры экспорта и импорта на основе развития экспортно-ориентированных производств;

- ведение эффективной внешнеэкономической  деятельности и повышение ее  влияния на стимулирование развития экономики республики; активное привлечение инвестиций, развитие совместной деятельности для производства конкурентоспособной продукции; расширение рынков сбыта продукции на основе обеспечения условий продвижения товаров на внешние рынки; развитие форм и структуры рыночных отношений, взаимовыгодного экономического сотрудничества республики с регионами Российской Федерации, со странами ближнего и дальнего зарубежья и т.д.

В последние годы усилилось внимание к решению комплексных отраслевых и территориальных проблем Башкортостана. Однако, в течение длительного периода не только в практическом плане, но и в теоретическом отношении оставались недостаточно разработанными вопросы эффективного решения отраслевых и региональных проблем. Результатом этого являются сложившиеся территориальные и отраслевые диспропорции, депрессивность экономического положения отдельных регионов и целого ряда районов при перенасыщенности промышленностью и экологической перегрузке в других регионах и районах.

Сложившиеся территориальные, внутри- и межотраслевые диспропорции в народном хозяйстве Республики Башкортостан существенно снижают эффективность функционирования экономики в целом, препятствуют ее прогрессивной стабилизации и устойчивому росту, нормальному функционированию всего хозяйственного комплекса республики. Преимущественно сырьевая направленность хозяйства в отстающих и депрессивных регионах республики обрекает их экономику на неустойчивое функционирование с неблагоприятными последствиями для финансового положения предприятий и обеспеченности их бюджетными средствами. Экономические структуры государственного управления Башкортостана должны уделять больше внимания обеспечению эффективного сочетания территориального и отраслевого принципов управления экономикой, в целях выравнивания социально-экономического развития регионов настойчиво внедрять системный подход к решению этой актуальной проблемы.

Деятельность и усилия государственных  органов Республики Башкортостан на современном этапе должны быть направлены:

- на совершенствование форм экономической и социально-политической деятельности в республике, обеспечение ее динамичного развития как демократического государства с развитой экономикой; дальнейшее социально-экономическое и государственно-правовое развитие Башкортостана на основе углубления федерализма в составе Российской Федерации;

- на обеспечение комплексного  социально-экономического развития  республики и ее регионов; на  ликвидацию сложившихся территориальных меж- и внутриотраслевых диспропорций, сокращение различий и постепенное выравнивание уровней социально-экономического развития регионов; на обеспечение ускоренного развития отстающих и депрессивных городов и районов;

- на осуществление комплекса мер по выводу экономики республики из кризиса, обеспечение нормального функционирования ее хозяйственного комплекса; развитие качественных изменений в ведущих отраслях промышленности как предпосылки для подъема производства и устойчивого экономического роста;

- на развитие межрегиональных  и внутриреспубликанских экономических  связей и отношений, взаимовыгодного  торгово-экономического сотрудничества  и других форм взаимодействия  с регионами России, государствами  ближнего и дальнего зарубежья  и т.д. Основной задачей в аграрной сфере экономики Республики Башкортостан является создание условий для устойчивого роста отраслей АПК, достижения продовольственного самообеспечения республики по основным продуктам питания. Необходимо ускорить внедрение в агропромышленное производство Башкортостана новейших достижений научно-технического прогресса, в том импорт передовых агробиотехнологий; сокращение сложившихся ранее глубоких различий в уровне социально-экономического развития сельского хозяйства регионов республики путем поэтапного создания условий для укрепления в них собственной производственно-экономической базы развития отраслей АПК, роста мобилизации внутренних резервов повышения эффективности производства. Следует разработать приоритетные направления развития агропромышленного комплекса в регионах Республики Башкортостан, определить основные параметры развития его отраслей на основе использования возможностей диверсификации производства и демонополизации местных товарных рынков за счет собственного производства, сочетания крупных, средних и малых предприятий и производств, увеличения доли конкурентоспособной продукции продовольственного комплекса. В условиях нарастания финансового кризиса в Республике Башкортостан актуальными становятся проблемы расширения сети малых предприятий на селе, создания в составе агроформирований цехов небольшой мощности по переработке сельскохозяйственной продукции на местах ее производства, по выпуску строительных материалов, товаров производственно-технического назначения и народного потребления из местных сырьевых ресурсов, по оказанию населению услуг через сети малого бизнеса. Необходимо расширить накопленный в республике опыт реконструкции имеющихся мощностей ремонтно-обслуживающих предприятий на выпуск конкурентоспособных несложных машин и оборудования для села.

Информация о работе Государственное регулирование