Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 08:03, курсовая работа
Чтобы поддерживать необходимый жизненный уровень, иметь семью, растить потомство, людям необходимы пища, одежда, кров. Эти предметы жизнеобеспечения создаются на предприятиях промышленности, сельского хозяйства, строительства при непосредственном участии различных фирм, организаций и предприятий. Поэтому знание экономики – необходимое условие понимания происходящих социально - экономических процессов и решения любых хозяйственных задач. Профессиональный экономист как основное лицо в структуре хозяйственного управления в достаточной мере должен обладать знаниями о реальных процессах и механизмах производства, позволяющими избегать ошибок и гарантировать успех дела.
Введение
3
1. Понятие, цели и задачи государственного регулирования
5
1.1 Цели и формы государственного регулирования
5
1.2 Задачи государственного регулирования
8
1.3 Объекты и инструменты государственного регулирования
11
2. Инструменты и методы государственного регулирования региональной экономики Республики Башкортостан
14
2.1 Описание региона и его проблемы
14
2.2 Инструменты государственного регулирования экономики Республики Башкортостан
21
3 Совершенствование государственного регулирования Республики Башкортостан
28
Заключение
32
Список использованной литературы
г) Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий. Государство обязано проводить активную социальную политику, суть которой заключается в обеспечении гарантии всем работающим минимума заработной платы, пенсии по старости и инвалидности, пособий по безработице, помощи малоимущим, а также в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией. Государство, проводя эту политику, обеспечивает минимальный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе.
д) Защита конкуренции. Конкуренция – один из главных регуляторов рыночного хозяйства. Она является основой прогресса во всех сферах экономики, заставляя производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издержки на ее производство. Государство всей своей мощью должно стоять на защите конкуренции.
е) Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, то есть правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы. Для выполнения этих функций государство использует все имеющиеся в его распоряжении рычаги и ресурсы.
1.3 Объекты и инструменты государственного регулирования
Государственное регулирование дополняет и корректирует чисто рыночный механизм. Объектами государственного регулирования являются7:
Объекты совершенно различны, но охватывают
практически все сферы
Экономический цикл ставит своей целью регулирование хозяйственной конъюнктуры. Ее суть состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос, инвестиции и занятость. Для этих целей увеличиваются государственные расходы, предоставляются финансовые льготы. В условиях подъема предпринимаются меры для сокращения перепроизводства товаров и перенакопления капиталов для того, чтобы уменьшить глубину и продолжительность будущего спада.
Структурная политика позволяет с помощью финансовых стимулов и государственных инвестиций обеспечивать преимущественное развитие определенным отраслям и регионам. Причины такой поддержки могут быть различными: поддержка отраслей и территориальных единиц, находящихся в состоянии кризиса, а также поощрение развития перспективных отраслей и регионов.
Условия накопления капитала также является важным объектом государственного регулирования экономики. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям можно воздействовать на экономический цикл и структуру хозяйства.
Занятость заключается в мерах по поддержанию нормального соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных работниках, не должно приводить к необоснованному росту заработной платы и резкому снижению занятости. Все меры в области регулирования занятости должны быть направлены на поддержание естественного уровня безработицы.
Важным направлением государственного регулирования является денежное обращение. Меры, предусмотренные правительством в этом направлении, должны быть направлены на снижение темпов инфляции, снижение дефицита госбюджета.
Платежный баланс тоже является предметом регулирования государства. Каждая страна осуществляет регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курса национальных валют и т.д.
Цены в условиях смешанной экономики тоже могут быть объектом государственного регулирования. Обычно считается, что в условиях рынка цены складываются стихийно. Но это не совсем так. За последние сто лет государство регулировало тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, устанавливало государственные монопольные цены на «акцизные» товары и т.д.
Одним и из важнейших инструментов государственного регулирования экономики является государственный бюджет, который ежегодно разрабатывается правительством и утверждается парламентом. В бюджете предусматриваются источники формирования доходных статей, включая поступления от коммерческих организаций, общая годовая сумма доходов и расходов по отдельным статьям. Как налоговые и прочие изъятия финансовых ресурсов в государственный бюджет и бюджеты местных органов власти, так и расходование бюджета оказывают прямое и непосредственное регулирующее воздействие на экономику страны и ее субъектов.
2. Инструменты и методы
2.1 Описание региона и его проблемы
Республика Башкортостан — республика, субъект Российской Федерации. Согласно Конституции РФ и Конституции РБ является государством. Входит в состав Приволжского федерального округа, являясь частью Уральского экономического района.
Столица — город Уфа.
Граничит с Татарстаном, Удмуртией, Пермским краем, Свердловской, Челябинской и Оренбургской областями.
Образована 23 марта 1919 года на основе Соглашения Центральной Советской власти с Башкирским Правительством от 20 марта 1919 года как Автономная Башкирская Советская Республика. Стала первой автономной республикой в составе РСФСР, и единственной, созданной на договорных началах.
В 1990 году преобразована в Республику Башкортостан.
Башкортостан расположен на склонах Южного Урала, в Предуралье и в Зауралье. Высшая точка на территории республики — гора Ямантау (1640 метров). Протяжённость Башкортостана с севера на юг — 550 км, с запада на восток — 430 км.
Население республики, по данным Росстата, по предварительным итогам Всероссийской переписи населения 2010 года составляло ▲4 072 102 человек. Плотность населения — 28,4 чел./км² (2010).
27 % населения проживает в Уфе и прилегающем к ней Уфимском районе.
Наименее плотно населёнными являются Зилаирский (3 чел./км²), Белорецкий (3,7 чел./км²) и Бурзянский районы (4 чел./км²). Наибольшая плотность сельского населения отмечается в Уфимском (37 чел./км²), Кармаскалинском (30 чел./км²), Чишминском (29 чел./км²) и Туймазинском (27 чел./км²) районах.
Башкортостан — индустриально-аграрная республика, является одной из наиболее экономически развитых республик России. На долю промышленности приходится 45,4 % валового регионального продукта, сельского и лесного хозяйства — 9,3 %. Основной специализацией республики являются нефтедобыча и нефтепереработка.
Проблемы повышения эффективнос
- ориентация отраслей народного хозяйства республики на современные наукоемкие технологии, преодоление высокой материало-, энерго- и фондоемкости производств;
- преодоление сырьевой
совершенствование структуры хозяйственного комплекса республики на основе устранения сложившихся меж- и внутриотраслевых диспропорций, связанных с сырьевой направленностью экономики;
- укрепление позиций экономики
республики на внешних и
- ведение эффективной
В последние годы усилилось внимание
к решению комплексных
Сложившиеся территориальные, внутри- и межотраслевые диспропорции в народном хозяйстве Республики Башкортостан существенно снижают эффективность функционирования экономики в целом, препятствуют ее прогрессивной стабилизации и устойчивому росту, нормальному функционированию всего хозяйственного комплекса республики. Преимущественно сырьевая направленность хозяйства в отстающих и депрессивных регионах республики обрекает их экономику на неустойчивое функционирование с неблагоприятными последствиями для финансового положения предприятий и обеспеченности их бюджетными средствами. Экономические структуры государственного управления Башкортостана должны уделять больше внимания обеспечению эффективного сочетания территориального и отраслевого принципов управления экономикой, в целях выравнивания социально-экономического развития регионов настойчиво внедрять системный подход к решению этой актуальной проблемы.
Деятельность и усилия государственных органов Республики Башкортостан на современном этапе должны быть направлены:
- на совершенствование форм экономической и социально-политической деятельности в республике, обеспечение ее динамичного развития как демократического государства с развитой экономикой; дальнейшее социально-экономическое и государственно-правовое развитие Башкортостана на основе углубления федерализма в составе Российской Федерации;
- на обеспечение комплексного
социально-экономического
- на осуществление комплекса мер по выводу экономики республики из кризиса, обеспечение нормального функционирования ее хозяйственного комплекса; развитие качественных изменений в ведущих отраслях промышленности как предпосылки для подъема производства и устойчивого экономического роста;
- на развитие межрегиональных
и внутриреспубликанских