Государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 08:03, курсовая работа

Описание работы

Чтобы поддерживать необходимый жизненный уровень, иметь семью, растить потомство, людям необходимы пища, одежда, кров. Эти предметы жизнеобеспечения создаются на предприятиях промышленности, сельского хозяйства, строительства при непосредственном участии различных фирм, организаций и предприятий. Поэтому знание экономики – необходимое условие понимания происходящих социально - экономических процессов и решения любых хозяйственных задач. Профессиональный экономист как основное лицо в структуре хозяйственного управления в достаточной мере должен обладать знаниями о реальных процессах и механизмах производства, позволяющими избегать ошибок и гарантировать успех дела.

Содержание работы

Введение
3
1. Понятие, цели и задачи государственного регулирования
5
1.1 Цели и формы государственного регулирования
5
1.2 Задачи государственного регулирования
8
1.3 Объекты и инструменты государственного регулирования
11
2. Инструменты и методы государственного регулирования региональной экономики Республики Башкортостан

14
2.1 Описание региона и его проблемы
14
2.2 Инструменты государственного регулирования экономики Республики Башкортостан

21
3 Совершенствование государственного регулирования Республики Башкортостан

28
Заключение
32
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая_Система ГМУ в России.doc

— 253.50 Кб (Скачать файл)

 

На путь объединения и централизации  функций управления в экономике  толкает необходимость экономии ресурсов. Современная рыночная экономика по сравнению с централизованной экономикой очень обременительна, поскольку требует колоссальных затрат на создание и функционирование громоздкой инфраструктуры. Было бы грубой ошибкой с переходом от централизованно управляемой экономики к неуправляемому рыночному механизму надеяться на экономию за счет уменьшения расходов на содержание управленческого аппарата. Напротив, аппарат управления и затраты на его содержание и содержание многих посреднических структур придется увеличить по сравнению с централизованной экономикой в несколько раз8.

В условиях централизованной системы  значительную часть работы, связанной  с прогнозированием, маркетингом, планированием  производства и сбыта продукции, материально-техническим обеспечением предприятий, ценообразованием, разработкой технической политики, финансированием и некоторыми другими управленческими и распределительными операциями, выполняют специализированные централизованные хозяйственные органы. Это подтверждается многолетним опытом России, где центральные органы, укомплектованные профессионалами, опирались в своей работе на разветвленную сеть подчиненных им научных, проектно-конструкторских и консалтинговых структур, а также на централизованно управляемую систему экономического учета и отчетности. В принципе такие органы в состоянии квалифицированно выполнять по заказам предприятий (фирм) основную часть рутинной расчетно-аналитической и маркетинговой поисковой работы, которой заняты предприятия. Но эта работа, выполненная специализированной организацией, обойдется для них в несколько раз дешевле, нежели выполнять ее собственными силами.

Затраты на управление и расходы  на подготовку производства, а также  перемещение материальных ресурсов от поставщиков к потребителям при централизованной системе управления в несколько раз ниже, чем в децентрализованной. Централизованная система Управления позволяет интегрировать в одном месте управленческие операции, создает возможность, когда небольшая группа профессионалов может решить хозяйственную задачу (в частности по сбыту продукции, материально-техническому обеспечению и др.) сразу для десятков или сотен предприятий (фирм). Децентрализованная система требует обязательного повторения в полном объеме каждой хозяйственной операции на каждом отдельном предприятии. Для этого требуется содержать соответствующий штат служащих и специалистов, что и вынуждены делать предприниматели.

Современные рыночные отношения России, учитывая высокий технический уровень  производства, объективно требуют опоры на государственные методы регулирования. И очевидно, что роль государства в управлении экономикой с каждым годом будет повышаться.

Российскую экономику в прошлом  удушало не государственное управление. Наоборот, оно способствовало ее развитию. Удушала деструктивная безраздельная власть коммунистического партаппарата, «отсасывающего» из экономики для решения своих идеологических задач (развитие оборонного комплекса, «помощь Друзьям» и «подготовка мировой революции») до 50 % доходов государства9. Вряд ли правомерно ожидать положительных результатов на базе неуправляемого рынка в условиях России до тех пор, пока не будет создана необходимая для этого централизованно регулируемая управленческая, посредническая и прочая инфраструктура, которая заменит ныне полностью децентрализованную систему и, разумеется, потребует существенного изменения структуры управления экономикой страны.

В Республике Башкортостан имеются залежи многих видов полезных ископаемых: железные руды, золото в россыпях, медная руда, однако их изученность и перспективы освоения весьма неоднозначны. На территории республики имеются признаки наличия платины и оловянного камня. Из нерудного сырья в РБ распространены месторождения известняков, минеральных красок, различных глин и песков. Республика обладает относительно благоприятными условиями для создания объектов, потенциально пригодных в качестве мест отдыха и лечения населения Республики Башкортостан и других регионов. Ценность имеет территориальное сочетание таких природных условий, как водные объекты, леса и живописные ландшафты.

К числу положительных факторов перспективы развития РБ можно отнести почти не используемый рекреационный потенциал (многочисленные источники различных минеральных вод, живописные ландшафты, удовлетворительная экологическая обстановка); наличие благоприятных экологических условий и значительных площадок, которые могут быть использованы как для промышленного, так и для гражданского строительства, расширения площадей сельскохозяйственных угодий.

Необходимо также учитывать, что РБ является основным постоянным местом проживания целого народа – башкиров, что благоприятствует сохранению относительно стабильной демографической ситуации в округе, закреплению населения на его территории, несмотря на определенные недостатки в социально-экономическом развитии.

Для изменения существующей ситуации необходимо стимулирование экономического развития РБ. На предстоящую перспективу решающим фактором в социально-экономическом развитии округа будет, прежде всего, богатый ресурсный потенциал: высококачественные лесные ресурсы, запасы полезных ископаемых для производства строительных материалов, наличие свободных территорий для промышленного и гражданского строительства и расширения сельскохозяйственных угодий для производства экологически чистой продукции.

Приоритеты развития Республики Башкортостан будут реализовываться по следующим направлениям и отраслям: промышленность, агропромышленный комплекс, связь и телекоммуникации, сфера услуг, малый бизнес, социальная сфера.

Основными приоритетами развития Республики Башкортостан, согласованными с приоритетами экономического и социального развития Российской Федерации, будут:

  • содействие предприятиям, создающим новые рабочие места, производящим готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью и обеспечивающим рост налоговых поступлений в бюджет республики;
  • создание условий для привлечения инвестиций в экономику региона; обеспечение устойчивого социально-экономического развития на основе сохранения природно-ресурсного, демографического и культурно-образовательного потенциала;
  • формирование среды, благоприятной для развития бизнеса;
  • формирование эффективной системы предоставления социальных услуг.

 

Заключение

 

В данной курсовой работе были освещены такие темы, как: понятие государственного регулирования экономики, цели, задачи и формы, подробно рассмотрены объекты и инструменты государственного регулирования экономической сферы. Также затронуты методы регулирования и случаи вмешательства в экономику при определенных условиях.

Экономика страны — это сотни миллионов различных компонентов (включая людей, машины, оборудование, сырье, материалы, инструменты и др.), находящихся в постоянном взаимодействии. Только при условии рационального разделения прав и обязанностей между верхними и нижними управленческими уровнями обеспечивается эффективное функционирование механизма управления.

Только при условии рационального  разделения прав и обязанностей между  верхними и нижними управленческими  уровнями обеспечивается эффективное  функционирование механизма управления.

Важна регулирующая роль государства  в организации внешнеэкономической  деятельности производителей продукции, так как в данной области, помимо экономических, действуют межгосударственные правила. Поэтому укрепляются те государственные органы хозяйственного управления, которые обеспечивают внешние взаимосвязи между поставщиками и потребителями продукции. Роль государственных органов заключается главным образом, во-первых, в контроле соблюдения законов субъектами экономики и, во-вторых, подготовке недостающих законов и нормативов.

 Важнейшая экономическая задача государственных органов - обеспечить условия разработки и реализации государственной инвестиционной и научно-технической политики в стране, способствующей техническому перевооружению производства и повышению конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках. Государственное регулирование экономики направлено на развитие предпринимательства и создание конкурентной среды с целью максимального повышения эффективности производства в соответствии с интересами государства и потребностями населения. Поэтому усилия центральных и местных органов власти концентрируются на развитии реального сектора экономики, призванного обеспечивать страну материальными ресурсами. Государство берет на себя функции предпринимательства в основном не только и не столько ради регулирования рыночных отношений. Государственные органы признаны решать те задачи, которые неуправляемый рынок решить не способен. Государство должно установить порядок, при котором предприниматели, действуя в условиях рынка, вынуждены и заинтересованы делать именно то, что выгодно не только им самим, но и обществу в целом. Речь идет о таком порядке, который учитывал бы общие потребности и закономерности рынка в реальных социально-экономических условиях страны. При этом самостоятельность субъектов рынка сочеталась бы с интересами общества. Таким образом, государство превращается в главный координирующий центр всей хозяйственной системы, обеспечивающий нормальную продуктивную работу входящих в систему субъектов. Государство, исходя из своих социальных, политических, экономических и других интересов, должно ставить цели перед бизнесом и стимулировать его в достижении этих целей. Оно очень поможет бизнесу, если сформулирует государственную политику в отношении развития бизнеса. Необходимо, во-первых, сформулировать принципы отношения государства к бизнесу и отразить их в законодательной и нормативной базе, во-вторых, установить государственные социально-экономические приоритеты и, в-третьих, создать государственную инфраструктуру, способствующую деятельности бизнеса.

Своими действиями государство  может затормозить или ускорить их развитие. Рыночная экономика не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах общества и каждого гражданина. Прерогативой государства является обеспечение правопорядка в стране и ее национальной безопасности, что является основой для развития предпринимательства и экономики.

Современные рыночные отношения промышленно  развитых стран, учитывая высокий технический уровень производства, объективно требуют опоры на государственные методы регулирования. И очевидно, что роль государства в управлении экономикой во всем мире с каждым годом будет повышаться.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Аналитический еженедельник "КоммерсантЪ ВЛАСТЬ" № 012 от 28.03.2006. 112 с.
  2. Булатов А. С. “Экономика". М.: 2008. 542 с.
  3. Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве. // МЭ и МО – 2002. - № 10-11.
  4. Денисов Б. А. “Современное государство и экономика”. М.: 2008. 362 с.
  5. Долан Э. Д., Линдсей Д. Е. “Рынок: микроэкономическая модель”. СПб.: 2009. 480 с.
  6. Ефимова Е.Г., Потапова И.С., Заславская М.Д. Экономическая теория: Учебное пособие. Ч. II 2-е изд., испр. и доп. М.: МГИУ. 2007. 520 с.
  7. Илларионов А. Эффективность бюджетной политики в России в 1994-2007 годах. // Вопросы экономики. 2008. № 2.
  8. Колесов В. П. “Экономика”. М.: 2008. 412 с.
  9. Кириченко В. Усиление госрегулирования: углубление или приостановка реформационных преобразований? // Российский экономический журнал. 2008. № 1.
  10. Маевский В. И. “Структура экономики России”. М.: 2007. 710 с.
  11. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. “Экономикс”. М.: 2006. 234 с.
  12. Макроэкономика: Учебное пособие / М.К. Бункина, В.А.Семёнов. М.: Эльф К – пресс. 2008. 365 с.
  13. Налогообложение предприятий и граждан в Российской Федерации / Киперман Г.Я., Белялов А.З. М.: МВЦ «АЙТОЛАН». 2009. 460 с.
  14. Осин Г. П. “Рыночная экономика”. Минск: 2009. 520 с.
  15. Рубин Ю. Б. “Рыночная экономика”. М.: 2008.
  16. Русский бизнес - Дьявол - в деталях // Эксперт - №18 (278). 2008. 140 с.
  17. Рудакова И. Е. “Современный рынок: природа и развитие” М.: 2007. 259 с.
  18. Солнцев В. Государственное регулирование цен и контроль за их применением // Экономист. 2006. №9.
  19. Экономика предприятия: учебник // под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. М.: ИНФРА-М. 2009. 415 с.
  20. Экономика: Учебник по курсу «Экономическая теория» / под ред. А.С. Булатов. М.: БЕК. 2006. 654 с.

 

1 Ефимова Е.Г., Потапова И.С., Заславская М.Д. Экономическая теория: Учебное пособие. Ч. II 2-е изд., испр. и доп. М.: МГИУ. 1997. с. 321-322.

2 Маевский В. И. “Структура экономики России”. М.: 2003. с. 410-411.

3 Осин Г. П. “Рыночная экономика”. Минск: 2001. с. 354.

4 Колесов В. П. “Экономика”. М.: 2000. с. 400.

Информация о работе Государственное регулирование