Государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 08:03, курсовая работа

Описание работы

Чтобы поддерживать необходимый жизненный уровень, иметь семью, растить потомство, людям необходимы пища, одежда, кров. Эти предметы жизнеобеспечения создаются на предприятиях промышленности, сельского хозяйства, строительства при непосредственном участии различных фирм, организаций и предприятий. Поэтому знание экономики – необходимое условие понимания происходящих социально - экономических процессов и решения любых хозяйственных задач. Профессиональный экономист как основное лицо в структуре хозяйственного управления в достаточной мере должен обладать знаниями о реальных процессах и механизмах производства, позволяющими избегать ошибок и гарантировать успех дела.

Содержание работы

Введение
3
1. Понятие, цели и задачи государственного регулирования
5
1.1 Цели и формы государственного регулирования
5
1.2 Задачи государственного регулирования
8
1.3 Объекты и инструменты государственного регулирования
11
2. Инструменты и методы государственного регулирования региональной экономики Республики Башкортостан

14
2.1 Описание региона и его проблемы
14
2.2 Инструменты государственного регулирования экономики Республики Башкортостан

21
3 Совершенствование государственного регулирования Республики Башкортостан

28
Заключение
32
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая_Система ГМУ в России.doc

— 253.50 Кб (Скачать файл)

Важной проблемой близкого будущего станет диспропорциональность в  развитии территориально-транспортной инфраструктуры: основная масса транспортной инфраструктуры сосредоточена на юге, юго-востоке и в центре Республики Башкортостан.

Анализ составляющих инвестиционного  риска выявил как наиболее значительные криминальный и экологический факторы. Достаточно высок уровень экономического риска, в то же время финансовый, политический, законодательный и  социальный риски имеют наименьшие ранги.

В экспортоориентированном секторе  наблюдается явное избыточное развитие, тогда как в секторе, ориентированном  на внутренний спрос, происходит постепенное  сокращение объемов производства. Данная отраслевая структура тесным образом  коррелирует со структурой экспорта Республики Башкортостан. В настоящее время доля экспорта товаров низкой степени переработки в общем объеме экспорта Республики Башкортостан достаточно высока (около 80%). Это обуславливает высокую зависимость, как в целом экономики, так и доходов бюджета республики от текущей цены на сырьевые товары, но в силу нестабильности мировых цен возникает нестабильность валового регионального продукта (далее – ВРП) и доходов бюджета, что служит существенным препятствием для достижения цели стабильного долгосрочного развития экономики.

Одной из проблем ресурсозависимости региональной экономики стала так  называемая "голландская болезнь", вследствие которой происходит переток  факторов производства в добывающие секторы экономики из обрабатывающей промышленности в ответ на рост мировой цены на сырье.

Помимо "голландской болезни" дальнейшему развитию экономики  Республики Башкортостан препятствуют недостаточно развитые институты как рыночные, так и государственные, требующие изменения и развития. Вхождение во Всемирную торговую организацию (далее – ВТО) может сыграть существенную роль в этом процессе, что доказывается опытом Китая и других стран, недавно присоединившихся к ВТО.

Структура финансового рынка  Республики Башкортостан существенно деформирована в результате слабости самостоятельных региональных участников. Возможности регулирования финансовых потоков ограничены организацией движения бюджетных средств и системой государственного регулирования цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий. Ситуация может осложниться после вступления России в ВТО, прогнозируется, что усугубиться она должна только для местных банков и страховых компаний.

Для жизни населения Республики Башкортостан характерен целый ряд проблем. Одна из них заключается в высоком уровне заболеваемости и смертности населения от различных болезней и травм, особенно мужчин в возрастных группах 40-55 лет, превышающем средние показатели России, Уральского федеральных округов.

В Республике Башкортостан неравномерна степень обеспеченности населения медицинской помощью (медицинскими койками, врачами, средними медицинскими работниками), также наблюдается территориальная диспропорция размещения объектов инфраструктуры спорта и отдыха.

Острой проблемой в Республике Башкортостан является обеспечение достойных материальных условий труда работников. За последние годы в республике наблюдается снижение темпов роста заработной платы, остается значительной численность работников, размер заработной платы которых находится ниже уровня прожиточного минимума, углубляется дифференциация по размерам оплаты труда между отдельными категориями работников, отраслями и территориями.

Негативно сказывается на качестве трудовой жизни населения Республики Башкортостан тот факт, что значительное число рабочих мест остается вне сферы договорного регулирования трудовых отношений. Это отчасти способствует распространению нарушений трудового законодательства, ущемлению прав работников, росту масштабов нелегальной занятости.

2.2 Инструменты государственного  регулирования экономики Республики Башкортостан

 

В настоящее время в Республике Башкортостан внедрена функционально-целевая модель управления регионом (рис. 1), которая кардинально отличается от традиционной отраслевой системы управления. Разработка и внедрение данной модели управления в республике обусловлены усилением межрегиональной конкуренции и необходимостью поиска новых источников повышения конкурентоспособности региона.

Рис. 1 Функционально - целевая модель управления регионом

 

Основными элементами данной модели являются система целеполагания, система  функционально-целевых блоков как  центров ответственности, а также  набор принципов формирования и  исполнения бюджета. Система целеполагания  является отправной точкой формирования всей функционально-целевой модели управления. В ее основе лежит определение целей регионального развития, иными словами, определение того «продукта», который «производит» региональная власть. При этом пространство общих целей формируется не объединением, а пересечением пространств целеполагания всех участников регионального развития.

На основе анализа выделены основные сферы постановки целей на региональном уровне, которые объединены в следующие  блоки:

* развитие человеческого потенциала;

* экономическое развитие;

* развитие инфраструктуры;

* развитие территорий;

* управление государственной и  муниципальной собственностью.

Все задачи управленческого характера, стоящие перед органами власти на уровне субъекта Российской Федерации, вписываются в эти пять блоков. Каждый блок имеет собственную цель, отвечает за ее достижение, имеет достаточный  объем ресурсов и прав для достижения цели. Все решения по проблемам блока принимаются внутри блока. Для каждой цели определены показатели деятельности оценки эффективности работы блока, цифровые параметры на среднесрочную перспективу, создана структура управления, система планирования и контроля.

Развитие человеческого потенциала отражает цели, связанные с состоянием и развитием человека на территории: численность населения и ее динамика, а также улучшение качественных характеристик населения (здоровье, накопленные знания, структура общества и развитие социальных процессов внутри него, преобладающая мотивация людей, направленная на достижение поставленных целей).

Стабилизация численности населения.

Основная задача - стабилизация численности  населения, что предполагает:

- на первом этапе (2014 г.) - замедление темпов его сокращения и стабилизация ожидаемой продолжительности жизни на уровне не менее 65,5 лет;

- на втором этапе (к 2025 г.) –  формирование предпосылок для  дальнейшей оптимизации демографических  процессов за счет увеличения  продолжительности жизни, снижения заболеваемости и смертности трудоспособного населения, снижения младенческой смертности, стимулирования замещающей миграции.

Для этих целей планируется:

- проведение демографической экспертизы  и анализа эффективности нормативных  актов, социально-экономических программ и проектов, действующих и разрабатываемых на территории Республики Башкортостан;

- разработка системы мониторинга  демографической ситуации в  Республике Башкортостан, в т.ч. разработка автоматизированной системы прогноза и анализа демографического состояния в разрезе территорий в соответствии с социально-экономической моделью Республики Башкортостан;

- разработка концепции демографической  политики Республики Башкортостан до 2025 г. и плана ее реализации.

Разработка Программы демографического развития Республики Башкортостан.

Повышение качества населения

Качество населения рассматривается  как способность к высокопроизводительному  труду, к воспроизводству и развитию собственной жизни и жизни  новых поколений, социальных связей и институтов.

Социально-экономические параметры  качества населения: отношение к  труду, экономическая культура и  поведение. Универсальный показатель качества населения – индекс развития человеческого потенциала: уровень  образованности, продолжительность  жизни и производство материальных ценностей.

Экономическое развитие включает цели, связанные с материальной основой существования участников регионального развития, и направлено на создание устойчивой в долгосрочной перспективе системы занятости  населения, максимально использующей имеющийся человеческий потенциал региона и способствующей увеличению доходов населения. Стратегической основой экономического развития является формирование экономики нового типа.

Экономическое развитие

Важнейшим конкурентным преимуществом Республики Башкортостан является его высокий экономический потенциал, опирающийся на значительную обеспеченность природными ресурсами.

По объемам валового регионального  продукта регион находится в первой десятке в Российской Федерации. Республика Башкортостан входит в число немногочисленных регионов-доноров, занимая 10-е место по сумме налоговых поступлений в бюджетную систему страны, или около 2% от общероссийских поступлений.

Экономика региона в значительной мере диверсифицирована. Основными  отраслями промышленности Республики Башкортостан являются добыча и переработка нефти, химическое и металлургическое производство, лесопромышленный комплекс, машиностроение.

Республика Башкортостан обладает быстрорастущим и емким внутренним рынком. По обороту розничной торговли в расчете на одного человека край занимает 15-е место в Российской Федерации и 2-е - в Приволжском федеральном округе. При этом темпы роста потребительского рынка опережают среднероссийские.

Существующий спрос создает  большой потенциал для ускоренного развития внутренне-ориентированных отраслей промышленности, инфраструктурных отраслей экономики – строительства, транспорта, связи, торговли и прочих услуг.

Проведение региональной экономической  политики на территории Республики Башкортостан стимулировало предприятия к обновлениям, внедрению новых проектов, реализации планов. Это означает, что эффект от инноваций будет иметь место на протяжении инвестиционного цикла этих предприятий, то есть пока они не поменяют технологию.

На территории республики есть отрасли с разными циклами. Инвестиционный цикл одних составляет 40–50 лет, других – полгода. В среднем по республике инвестиционный цикл составляет около 10 лет.

Это означает, что экономическая  политика должна иметь примерно 10-летний временной горизонт.

Таблица 4

Отраслевой анализ экономики  Республики Башкортостан выявил в 2009 г. следующие отрасли-«локомотивы»:

Объем производства основными  отраслями экономики Республики Башкортостан в 2009 году

№ п/п

Наименование отрасли

Объем производства, млрд. руб.

1.

Нефтехимическая промышленность

133

2.

Электроэнергетика

92

3.

Транспорт и связь

92

4.

Химическое производство

85

5.

Добыча полезных ископаемых

81

6.

Машиностроение

67

7.

Услуги

39

8.

Розничная торговля

35

9.

Строительство

34

10.

Металлургия

32

11.

Агропромышленный комплекс

31

12.

Лесопромышленный комплекс

28


 

Данные таблицы  говорят о  том, что отрасли, являющиеся отраслями-«локомотивами» экономики Республики Башкортостан, ориентированы на добычу и переработку сырья.

Отраслевой анализ экономики Республики Башкортостан позволил сделать следующие выводы:

экономика Республики Башкортостан носит индустриально-сырьевой характер;

из производимых на территории Республики Башкортостан товаров и услуг 80% уходит за пределы территории и только 20% потребляется в регионе;

в Республике Башкортостан не наблюдается значимого роста экономики в натуральном выражении, что объясняется, во-первых, естественными ограничениями, во-вторых, ограничением производственных мощностей;

управляющие центры находятся за пределами Республики Башкортостан;

отрасли «новой экономики», являющиеся основой перспективного экономического развития Республики Башкортостан, имеют в ВРП очень малую долю.

Рациональное использование ресурсов и развитие инфраструктуры представляет цели, связанные с комплексом объектов и систем, необходимых для создания комфортных и безопасных условий для проживания человека и ведения хозяйственной деятельности в регионе, в том числе вопросы состояния и охраны окружающей среды.

Целью является максимизация прибыли от использования природных ресурсов и снижение издержек на содержание инфраструктуры для бизнеса и населения при сохранении качества.

Целью развития территорий является создание саморегулируемой системы  муниципальных образований, обладающих ресурсами для самостоятельного развития.

Управление государственной  и муниципальной собственностью нацелено на повышение качества бюджетных  услуг через конкуренцию за потребителя.

Социально-экономическое развитие региона и муниципальных образований  осуществляется в рыночных условиях. Целееполагание на рост уровня самообеспеченности муниципальных образований требует внедрения системы конкуренции муниципальных образований за ресурсы (финансовые, трудовые).

Система реализуется по 4-м основным направлениям:

* закрепление на постоянной основе отчислений и передача отдельных региональных налогов на уровень муниципальных образований;

* распределение инвестиционных  ресурсов по душевому принципу;

* изменение системы тарифного  регулирования за потребленные  энергоресурсы;

* стимулирование глав к повышению  самообеспеченности муниципальных  образований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Совершенствование государственного регулирования Республики Башкортостан

Информация о работе Государственное регулирование