Государственный бюджет и государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление места государственного долга в системе экономических отношений и определение проблем, связанных с его функционированием.
Таким образом, для достижения цели работы необходимо рассмотрение следующих задач:
рассмотреть понятия государственного бюджета и государственного долга;
проанализировать основные подходы к анализу внутреннего государственного долга;
выявить влияние внешнего долга на национальную экономику.

Содержание работы

Введение…..…………………………………………………………………..…..3
Глава I. Понятие и принципы государственного бюджета…………………...5
1.1. Понятие и сущность государственного бюджета…………………...........5
1.2. Принципы государственного бюджета...........................................................8
1.3. Бюджетный дефицит………………………………………………………....11
Глава II. Государственный долг……………..………………………………... 14
Глава III. Внутренний и внешний государственный долг ……...……...........18
3.1. Внутренний государственный долг…………………….………………... 18
3.2. Внешний государственный долг……………………………………......... 22
3.3. Влияние внешнего долга на национальную экономику России……….. 26
Заключение …………………………………………………………..……….….31
Список использованной литературы……………………………..…………....33

Файлы: 1 файл

курсовая2.docx

— 76.31 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение

 

курсовая

на тему: «Государственный бюджет и

государственный долг»

 

 

 

 

 

 

2011 г.

 

 

 

Содержание

 

Введение…..…………………………………………………………………..…..3

Глава I. Понятие и принципы государственного бюджета…………………...5

1.1. Понятие и сущность государственного бюджета…………………...........5

1.2. Принципы государственного бюджета...........................................................8

1.3. Бюджетный  дефицит………………………………………………………....11

Глава II. Государственный долг……………..………………………………... 14

Глава III. Внутренний и внешний государственный долг ……...……...........18

3.1. Внутренний государственный долг…………………….………………... 18

3.2. Внешний  государственный долг……………………………………......... 22

3.3. Влияние внешнего долга на национальную экономику России……….. 26

Заключение  …………………………………………………………..……….….31

Список использованной литературы……………………………..…………....33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последнее время интерес финансистов  к проблемам дефицита федерального бюджета значительно возрос. Причины  этого очевидны. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание, казалось бы, приемлем с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние три года заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики. В большинстве аналитических работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора: высокая доля государственных расходов; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному занижению (к этому приводят: во-первых, различия, существующие между российской методикой расчета дефицита бюджета и методикой, используемой МВФ; во-вторых накопление текущей бюджетной задолженности в процессе исполнения бюджета.); высокая доходность государственных ценных бумаг.

Таким образом, актуальность данной работы состоит в том, что величина государственного долга (особенно в отношении к ВВП) является важным показателем экономики страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета и тем самым диктует необходимость сокращения расходов, как правило, на социальные нужды, что отражается на жизненном уровне населения. Поэтому грамотное управление размерами и структурой государственного долга важная социально-экономическая задача.

Объектом исследования являются теоретические и экономические проблемы обслуживания государственного внутреннего и внешнего долга РФ.

В качестве предмета исследования выступают экономические отношения, складывающиеся в процессе обслуживания государственного долга РФ.

Целью работы является выявление места государственного долга в системе экономических отношений и определение проблем, связанных с его функционированием.

Таким образом, для достижения цели работы необходимо рассмотрение следующих задач:

  • рассмотреть понятия государственного бюджета и государственного долга;
  • проанализировать основные подходы к анализу внутреннего государственного долга;
  • выявить влияние внешнего долга на национальную экономику.

Вопросы кризисного управления внешними долговыми  обязательствами (их урегулирования), достаточно глубоко исследованы  отечественными авторами, в числе  которых следует отметить труды  Д.В.Вторыгина, В.В.Верхолаза, А.Г. Саркисянца, А.Н. Шохина, Б.А.Хейфеца. Этим вопросам посвящен ряд специальных докладов и разработок МВФ и Всемирного банка, а также работы ряда иностранных специалистов. Однако многие вопросы управления государственным долгом остаются открытыми, так как в фокус исследования российских специалистов проблема активного управления внешней задолженностью попала сравнительно недавно.

Именно эти проблемы будут  рассмотрены в работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Понятие и принципы государственного бюджета

    1. Понятие и сущность государственного бюджета

Главным звеном финансовой системы любого государства  является государственный бюджет. Это  крупнейший денежный фонд, находящийся  в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных  структур образуют бюджетную систему. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято  называть бюджетным устройством. Она  формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей1.

Государственная бюджетная система РФ в настоящее  время включает в себя три звена:

Во-первых, федеральный бюджет РФ. Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, который утверждается Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона.

Во-вторых, бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований, называемые бюджетами субъектов федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краевые, областные, автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;

В-третьих, местные бюджеты. На их долю в федеративных государствах приходится от 40 до 50% всех бюджетных ресурсов, тогда как в унитарных государствах не более 30%.

Все эти  бюджеты функционируют автономно, каждый из них имеет законодательно определенный источник доходов и  направления расходования средств. Так, правительство полностью независимо в целях, которые касаются нации  в целом – расходы на оборону, космос, а местные органы власти финансируют развитие школ, охрану общественного порядка.

 

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. Через бюджетную систему реализуются две функции бюджета2:

  • Распределительная – предполагает концентрацию денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных целей и функций.
  • Контрольная – проявляется в проведении контролирующих мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики. Государственный бюджет образует централизованный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по ее стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т.д.

В основу формирования федерального бюджета  на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг. (далее закон о бюджете на 2008-2010 гг.) положены стратегические цели развития нашей страны, определенные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской. Закон о бюджете на 2008-2010 гг., прежде всего, опирается на достигнутые в 2000-е годы в бюджетной сфере результаты и тенденции, и направлен на реализацию приоритетов государственной политики.3

Доходы  федерального бюджета в 2008 году прогнозируется в размере 6 644,4 млрд. руб., или 18,98% к ВВП.

В структуре  доходов федерального бюджета предусмотрены: налоговые доходы в сумме 4 226,0 млрд. руб. (12,07% к ВВП); неналоговые доходы федерального бюджета – 2 417,2 млрд. руб. (6,91 % к ВВП); целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей – 1,3 млрд. руб.

По сравнению  с ожидаемым исполнением федерального бюджета 2007 г. (без учета поступлений  доходов от налоговой задолженности) прогнозируемые в 2008 г. доходы увеличатся на 422,2 млрд. руб.

Изменение основных показателей макроэкономического  прогноза в целом приведет к увеличению доходов федерального бюджета на 470,4 млрд. руб. На увеличение доходов  федерального бюджета окажут влияние  следующие факторы:

  1. Рост ВВП – на 331,0 млрд. руб.
  2. Изменение объемов импорта – на 143,3 млрд. руб.
  3. Увеличение прочих объемных показателей (в том числе прибыли прибыльных предприятий, объема производства и реализации подакцизной продукции, объема добычи полезных ископаемых) – на 125,1 млрд. руб.
  4. Изменения объемов экспорта – на 7,8 млрд. руб.
  5. Изменение структуры объемных показателей – на 3,5 млрд. руб.

Вместе  с тем, доходы федерального бюджета  уменьшаться в результате:

  1. Изменения цены на нефть марки “Юралс” – на 105,7 млрд. руб.
  2. Изменение экспортных цен на газ природный – на 20,7 млрд. руб.
  3. Снижение курса рубля по отношению к доллару США – на 13,9 млрд. руб.

Изменение налогового законодательства в целом  приведет к снижению доходов федерального бюджета в 2008 г. относительно действующего законодательства на 237,1 млрд. руб. В  результате влияния прочих факторов доходы федерального бюджета увеличатся на 188,9 млрд. руб.

Доля  доходов федерального бюджета в  валовом внутреннем продукте в 2008 г. составит 18,98% и по сравнению с 2007 г. (без учета поступлений доходов  от налоговой задолженности) снизится на 1,29 процентных пункта, в том числе  за счет изменения налогового законодательства – на 0,68 процентных пункта, значений макроэкономических показателей и  влияния прочих факторов – на 0,61 процентных пункта.

Доходы  федерального бюджета Российской Федерации  планируются на 2009 и 2010 гг. в сумме 7 465,4 млрд. руб. (18,81% к ВВП) и 8 090,0 млрд. руб. (18,06% к ВВП) соответственно.

В структуре  доходов бюджета на 2008-2010 гг. более 80% занимают поступления от пяти доходных источников, таких как:

  • Налог на прибыль организаций;
  • Налог на добавленную стоимость, на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ;
  • Налог на добавленную стоимость, на товары, ввозимые на территорию РФ;
  • Налог на добычу полезных ископаемых;
  • Таможенные пошлины.

Из государственного бюджета производятся и основные ( с точки зрения национальной экономики) расходы на финансирование отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, рыболовство, строительство, транспорт, связь и др.); финансирование социально-культурного развития и науки; содержание органов государственной власти и управления.

Также, среди  расходов федерального бюджета особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего  и внешнего долга. Он возникает при  использовании государственного кредита  для покрытия бюджетного дефицита (его  появление связано с превышением  бюджетных расходов над доходами). Это значит, что государство становится заемщиком финансовых средств у  населения, банков и предприятий  или другого государства или  у международных финансовых организаций.

Расходная часть бюджета характеризует  направление и цели бюджетных  ассигнований для развития и регулирования  экономических процессов. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер.

В случае если расходы превышают доходную часть в общей структуре, образуется бюджетный дефицит.

  1.2. Принципы государственного бюджета

         Бюджетным кодексом РФ (Глава 5) законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

  • единства бюджетной системы Российской Федерации;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • самостоятельности бюджетов;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • сбалансированности бюджета;
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • гласности;
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной  системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Информация о работе Государственный бюджет и государственный долг