Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:20, курсовая работа
Целью работы является выявление места государственного долга в системе экономических отношений и определение проблем, связанных с его функционированием.
Таким образом, для достижения цели работы необходимо рассмотрение следующих задач:
рассмотреть понятия государственного бюджета и государственного долга;
проанализировать основные подходы к анализу внутреннего государственного долга;
выявить влияние внешнего долга на национальную экономику.
Введение…..…………………………………………………………………..…..3
Глава I. Понятие и принципы государственного бюджета…………………...5
1.1. Понятие и сущность государственного бюджета…………………...........5
1.2. Принципы государственного бюджета...........................................................8
1.3. Бюджетный дефицит………………………………………………………....11
Глава II. Государственный долг……………..………………………………... 14
Глава III. Внутренний и внешний государственный долг ……...……...........18
3.1. Внутренний государственный долг…………………….………………... 18
3.2. Внешний государственный долг……………………………………......... 22
3.3. Влияние внешнего долга на национальную экономику России……….. 26
Заключение …………………………………………………………..……….….31
Список использованной литературы……………………………..…………....33
Как известно, ни одна страна не может без конца наращивать свой государственный долг, и именно поэтому необходимо искать различные механизмы сокращения внешней задолженности. К ним, прежде всего, можно отнести:
Во-первых, выкуп долга – предоставление стране-должнику возможности выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг. Выкуп осуществляется за наличные средства со скидкой с номинальной цены в пользу должника. Иностранная валюта, необходимая для таких операций, может быть одолжена или предоставлена “в дар” данной стране.
Во-вторых, обмен долга на акционерный капитал (своп) –предоставление иностранным банкам возможности обменивать долговые обязательства данной страны на акции ее промышленных корпораций. При этом иностранные небанковские организации получают возможность перекупать эти долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг со скидкой при условии финансирования прямых инвестиций или покупки отечественных финансовых активов из этих средств. Во всех этих случаях иностранный инвестор получает “долю” в капитале данной страны, а ее внешняя задолженность при этом уменьшается.
В-третьих, замена существующих долговых обязательств новыми обязательствами (в национальной или иностранной валюте). При этом ставка процента по новым ценным бумагам может быть ниже, чем по старым, при сохранении номинальной стоимости облигаций.
Беднейшим
странам-должникам [приложение 1, «Динамика
среднегодовых показателей
Эффективное управление государственным долгом, как в индустриальных, так и в переходных экономиках не может осуществляться автономно от других мер бюджетно-налоговой политики правительства, так как является составной частью общей системы управления государственными расходами.
Приток
капитала на фоне увеличения внешнего
долга оказывает влияние на элиминирование
эффекта вытеснения частных инвестиций,
угроза которого нередко сопровождает
налоговую реформу
Поскольку
государственный долг есть накопленная
сумма бюджетных дефицитов, то образование
долга можно предотвратить, запретив
правительству превышать
3.3. Влияние внешнего долга на национальную экономику России
Многие страны мира испытывают недостаток собственных финансовых ресурсов для осуществления внутренних платежей, покрытия дефицита государственного бюджета, проведение социально - экономической политики и выполнение обязательств по уже осуществлённым внешним заимствованиям. И Россия не исключение. Как государственный долг и его рост влияют на функционирование национальной экономики? Большинство экономистов считают, что государственный долг, вместе с дефицитом бюджета, оказывает существенное влияние на развитие экономической системы, а именно – рост бюджетного дефицита и государственного долга влекут за собой реальные негативные последствия.
Во-первых,
выплата процентов по государственному
долгу увеличивает неравенство
в доходах, поскольку значительная
часть государственных
Во-вторых, повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям в новые рискованные программы и т.д., а также усилить социальную напряженность в обществе.
В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу (при погашении этого долга) части созданного внутри страны продукта за рубеж.
В-четвертых, рост внешнего долга безусловно снижает международный авторитет страны.
В-пятых,
когда правительство берет
В-шестых, можно отметить и чисто психологический эффект: с ростом государственного долга, усиливается неуверенность населения страны в завтрашнем дне.
В настоящее время внешняя задолженность оказывает негативное воздействие на развитие национальной экономики России по нескольким направлениям:
1. Усиливает
зависимость РФ от иностранных
государств, предоставивших кредиты,
при принятии решений в
2. Происходит
сокращение объёма средств,
3. Ослабляет
мотивация к достижению
4. Сокращение объёма средств, которые могут быть направлены на развитие социальной сферы, усиливается социальная напряженность;
5. Дестабилизируется денежно- кредитная ситуация;
6. Происходит
ослабление позиций России на
мировых рынках товаров и
Совокупность
этих качественных показателей даёт
основания характеризовать
Представляется целесообразным рассмотреть
основные направления и некоторые конкретные
меры сбалансированной политики по обслуживанию
внешнего долга.
В процессе управления внешней задолженностью перед Россией встаёт необходимость решения следующих задач:
1. Поддержание
внешнего долга на уровне, обеспечивающем
сохранение экономической
2. Контроль за графиком долговых выплат с тем, чтобы в нём отсутствовали периоды пиковых нагрузок, а основные выплаты приходились бы на моменты ожидаемого роста экономики.
3. Минимизации
стоимости долга за счёт
4. Своевременное
и полное выполнение
5. Обеспечение
эффективного целевого
Обеспечение предсказуемости и стабильности рынка долговых обязательств.
Однако кризисность российской ситуации даёт основания полагать, что даже самая сбалансированная политика, основанная на традиционных моделях управления внешним долгом, недостаточна для решения этой проблемы.
Для снижения
угрозы внешней задолженности
Необходимой
предпосылкой обеспечения максимально
благоприятных условий
Программа должна состоять из двух ключевых частей.
1. Перспективный бюджет, в котором на период как минимум три года предусматривался бы первичный профицит не менее 3-4% ВВП. Такой бюджет демонстрировал бы твердое намерение правительства рассчитываться по долгам. Это - необходимое условие восстановления доверия к стране как заемщику.
2. План структурных реформ, включающий меры по улучшению инвестиционного климата, реструктуризации предприятий, а также реформы в социальной сфере - в трудовых отношениях, жилищно-коммунальном хозяйстве, образовании, здравоохранении, пенсионном обеспечении, системе социальной защиты, которые позволили бы повысить эффективность использования инвестируемых средств, уменьшить обязательства государства и тем самым создать реальные предпосылки для снижения налогов и повышения деловой активности.
В конечном итоге важно отметить следующее: даже при том, что бюджетный дефицит и государственный долг - сами по себе не являются катастрофичными явлениями, их увеличение может вести к серьезным негативным последствиям не только экономического, но и чисто политического характера. Ведь доверие народа к бюджетной системе, к бюджетному устройству страны определяет доверие правительству, доверие проводимым реформам.
Заключение
Завершая обзор вопросов и
проблем, связанных с
Но если домохозяйства и фирмы не склонны делать займы и частный долг увеличивается не достаточно быстро, чтобы поглотить растущий объем сбережений, эту задачу должен решить прирост государственного долга. Иначе экономика выйдет из состояния полной занятости и не сможет реализовать свой потенциал роста.
Таким образом, проблемы государственного долга затрагивают широкий спектр социально-экономических последствий внутренних и внешних заимствований, как в краткосрочный, так и долгосрочной перспективе. Не случайно во многих странах приняты правила налогово-бюджетной политики, в той или иной форме регламентирующие способы внутренних и внешних заимствований, устанавливающие предельные значения для размеров дефицита государственного бюджета или правило сбалансированного бюджета (равенство доходов и расходов бюджета в течение финансового года или в рамках одного цикла).
Вообще заимствования на внутреннем или международном кредитном рынке как государством, так и субъектами частного сектора – вполне нормальное явление для рыночной экономики. Кредит расширяет наши возможности, позволяя реализовать сегодня те планы, для которых в настоящем периоде не хватает финансовых средств. Если государственные заимствования на внутреннем и внешнем рынках сопровождаются ростом экономики. То тогда, действительно, острые экономические и социальные проблемы не возникают. Они появляются тогда, когда тот или иной субъект рынка (в нашем случае –государство) не может вернуть долг или обслуживать его в соответствие с определенными договоренностями. Одной из множества реальных проблем государственной задолженности является и проблема доверия правительству, как со стороны иностранных государств, так и со стороны граждан своей страны. Доверие, репутация выступают не просто как нравственные категории, а являются своеобразным «капиталом», потерю которого очень сложно вернуть.
Информация о работе Государственный бюджет и государственный долг