Государственный бюджет и государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление места государственного долга в системе экономических отношений и определение проблем, связанных с его функционированием.
Таким образом, для достижения цели работы необходимо рассмотрение следующих задач:
рассмотреть понятия государственного бюджета и государственного долга;
проанализировать основные подходы к анализу внутреннего государственного долга;
выявить влияние внешнего долга на национальную экономику.

Содержание работы

Введение…..…………………………………………………………………..…..3
Глава I. Понятие и принципы государственного бюджета…………………...5
1.1. Понятие и сущность государственного бюджета…………………...........5
1.2. Принципы государственного бюджета...........................................................8
1.3. Бюджетный дефицит………………………………………………………....11
Глава II. Государственный долг……………..………………………………... 14
Глава III. Внутренний и внешний государственный долг ……...……...........18
3.1. Внутренний государственный долг…………………….………………... 18
3.2. Внешний государственный долг……………………………………......... 22
3.3. Влияние внешнего долга на национальную экономику России……….. 26
Заключение …………………………………………………………..……….….31
Список использованной литературы……………………………..…………....33

Файлы: 1 файл

курсовая2.docx

— 76.31 Кб (Скачать файл)

Как известно, ни одна страна не может без конца  наращивать свой государственный долг, и именно поэтому необходимо искать различные механизмы сокращения внешней задолженности. К ним, прежде всего, можно отнести:

Во-первых, выкуп долга – предоставление стране-должнику возможности выкупить свои долговые обязательства на вторичном  рынке ценных бумаг. Выкуп осуществляется за наличные средства со скидкой с  номинальной цены в пользу должника. Иностранная валюта, необходимая  для таких операций, может быть одолжена или предоставлена “в дар” данной стране.

Во-вторых, обмен долга на акционерный капитал (своп) –предоставление иностранным банкам возможности обменивать долговые обязательства данной страны на акции ее промышленных корпораций. При этом иностранные небанковские организации получают возможность перекупать эти долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг со скидкой при условии финансирования прямых инвестиций или покупки отечественных финансовых активов из этих средств. Во всех этих случаях иностранный инвестор получает “долю” в капитале данной страны, а ее внешняя задолженность при этом уменьшается.

В-третьих, замена существующих долговых обязательств новыми обязательствами (в национальной или иностранной валюте). При этом ставка процента по новым ценным бумагам может быть ниже, чем по старым, при сохранении номинальной стоимости облигаций.

Беднейшим странам-должникам [приложение 1, «Динамика  среднегодовых показателей роста  реального ВВП, экспорта и импорта  в странах должниках в 1987-2010 гг.»] предоставляется выбор одного из вариантов помощи со стороны официальных кредиторов (членов Парижского клуба):

  1. Частичное аннулирование долга;
  2. Дальнейшее продление сроков долговых обязательств;
  3. Снижение ставок процента по обслуживанию долга.

 Эффективное управление государственным долгом, как в индустриальных, так и в переходных экономиках не может осуществляться автономно от других мер бюджетно-налоговой политики правительства, так как является составной частью общей системы управления государственными расходами.

Приток  капитала на фоне увеличения внешнего долга оказывает влияние на элиминирование эффекта вытеснения частных инвестиций, угроза которого нередко сопровождает налоговую реформу стимулирующего типа, которая, прежде всего, нацелена на снижение ставок налогообложения  в сочетании с расширением  налоговой базы. Расходы по обслуживанию государственного долга являются наименее эластичной статьей расходной части государственного бюджета. Так как эластичность трансфертных выплат также весьма невелика, то ограничение темпов роста других статей государственных расходов и повышение их эффективности является в России и других переходных экономиках ведущим фактором снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере. Аннулирование квазифискальных операций и включение соответствующих счетов в систему государственного бюджета восстанавливает доверие к экономической политике правительства и Центрального Банка, особенно в том случае, если это сопровождается созданием адекватных рыночной экономике институциональных структур по управлению государственными расходами – бюджетного управления и казначейства, в функции которого входит и обслуживание государственной задолженности.

Поскольку государственный долг есть накопленная  сумма бюджетных дефицитов, то образование  долга можно предотвратить, запретив правительству превышать расходы  бюджета над его доходами. В  некоторых странах такой запрет введен законодательно. «Поправка о  сбалансированном бюджете» дебатировалась в США в 1980-е гг. и в сентябре 1995 г. для ее утверждения в Сенате не хватило 1 голоса. В принятом в июне 1997 г. в Амстердаме пакте о стабилизации и росте экономик стран Европейского союза предел дефицита государственных бюджетов установлен в размере 3% ВВП, а размер государственного долга – 60% ВВП.

 

3.3. Влияние внешнего долга на национальную экономику России

 

Многие  страны мира испытывают недостаток собственных финансовых ресурсов для осуществления внутренних платежей, покрытия дефицита государственного бюджета, проведение социально - экономической политики и выполнение обязательств по уже осуществлённым внешним заимствованиям. И Россия не исключение. Как государственный долг и его рост влияют на функционирование национальной экономики? Большинство экономистов считают, что государственный долг, вместе с дефицитом бюджета, оказывает существенное влияние на развитие экономической системы, а именно – рост бюджетного дефицита и государственного долга влекут за собой реальные негативные последствия.

Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство  в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрированы в руках у наиболее самостоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т.е. те, кто владеет облигациями, становятся еще богаче.

Во-вторых, повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного внутреннего  долга или его уменьшения) может  подорвать действие экономических  стимулов развития производства, снизить  интерес к вложениям в новые  рискованные программы и т.д., а также усилить социальную напряженность  в обществе.

В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу (при погашении этого  долга) части созданного внутри страны продукта за рубеж.

В-четвертых, рост внешнего долга безусловно снижает международный авторитет страны.

В-пятых, когда правительство берет займы  на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно  приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки, в  свою очередь, влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных плановых инвестиций. В результате этого последующие поколения  могут унаследовать экономику с  уменьшающимся производственным потенциалом  и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.

В-шестых, можно отметить и чисто психологический  эффект: с ростом государственного долга, усиливается неуверенность  населения страны в завтрашнем дне.

В настоящее  время внешняя задолженность  оказывает негативное воздействие  на развитие национальной экономики  России по нескольким направлениям:

1. Усиливает  зависимость РФ от иностранных  государств, предоставивших кредиты,  при принятии решений в области  экономической политики;

2. Происходит  сокращение объёма средств, которые  могут быть направлены на инвестирование, что серьёзно ограничивает экономический  рост или вовсе приводит к  стагнации;

3. Ослабляет  мотивация к достижению наилучших  макроэкономических показателей,  которые привлекут за собой  требования о современном погашении  долга в полном объёме;

4. Сокращение  объёма средств, которые могут  быть направлены на развитие  социальной сферы, усиливается  социальная напряженность;

5. Дестабилизируется денежно- кредитная ситуация;

6. Происходит  ослабление позиций России на  мировых рынках товаров и капиталов.

Совокупность  этих качественных показателей даёт основания характеризовать экономическую  систему страны в начале нового тысячелетия  как долговую. Это означает, что  принятие большинства экономических  решений на государственном уровне тесно связано, или даже зависит, от возможностей по погашению и обслуживанию внешнего долга. Именно поэтому построение грамотной, научно обоснованной стратегии  и тактики управления внешней  задолженностью и их увязка с другими  направлениями экономической политики государства является на современном  этапе задачей исключительной важности. 
Представляется целесообразным рассмотреть основные направления и некоторые конкретные меры сбалансированной политики по обслуживанию внешнего долга.

В процессе управления внешней задолженностью перед Россией встаёт необходимость  решения следующих задач:

1. Поддержание  внешнего долга на уровне, обеспечивающем  сохранение экономической безопасности  страны.

2. Контроль за графиком долговых выплат с тем, чтобы в нём отсутствовали периоды пиковых нагрузок, а основные выплаты приходились бы на моменты ожидаемого роста экономики.

3. Минимизации  стоимости долга за счёт удлинения  срока заимствований и снижения  доходности.

4. Своевременное  и полное выполнение обязательств  с целью избежать начисления  штрафов за просрочки и обеспечить  стране репутацию первоклассного  заёмщика.

5. Обеспечение  эффективного целевого использования  привлечённых средств.

Обеспечение предсказуемости и стабильности рынка долговых обязательств.

Однако  кризисность российской ситуации даёт основания полагать, что даже самая сбалансированная политика, основанная на традиционных моделях управления внешним долгом, недостаточна для решения этой проблемы.

Для снижения угрозы внешней задолженности национальной экономики России требуется реализация ряда дополнительных мер:

  • отказ от привлечения международных кредитов на государственном уровне;
  • разработка комплексной и ясной нормативной базы по вопросам внешних заимствований;
  • создание единой системы управления внешним долгом для координации мер по снижению уровня задолженности и обеспечения более эффективного контроля за привлечением и использованием средств из-за рубежа;
  • согласование политики по обслуживанию внешнего долга с финансовой и экономической политикой в целом, в особенности с денежно-кредитной и валютной.

Необходимой предпосылкой обеспечения максимально  благоприятных условий урегулирования внешнего долга является создание убедительной программы действий, ориентированной  на продолжение и ускорение рыночных реформ в России, улучшение инвестиционного  климата, укрепление демократических  институтов.

Программа должна состоять из двух ключевых частей.

1. Перспективный бюджет, в котором на период как минимум три года предусматривался бы первичный профицит не менее 3-4% ВВП. Такой бюджет демонстрировал бы твердое намерение правительства рассчитываться по долгам. Это - необходимое условие восстановления доверия к стране как заемщику.

2. План структурных реформ, включающий меры по улучшению инвестиционного климата, реструктуризации предприятий, а также реформы в социальной сфере - в трудовых отношениях, жилищно-коммунальном хозяйстве, образовании, здравоохранении, пенсионном обеспечении, системе социальной защиты, которые позволили бы повысить эффективность использования инвестируемых средств, уменьшить обязательства государства и тем самым создать реальные предпосылки для снижения налогов и повышения деловой активности.

В конечном итоге важно отметить следующее: даже при том, что бюджетный дефицит и государственный долг - сами по себе не являются катастрофичными явлениями, их увеличение может вести к серьезным негативным последствиям не только экономического, но и чисто политического характера. Ведь доверие народа к бюджетной системе, к бюджетному устройству страны определяет доверие правительству, доверие проводимым реформам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Завершая обзор вопросов и 

 

 

 проблем, связанных с бюджетным  дефицитом и государственным долгом, необходимо закончить работу на оптимистичной ноте. Государственный долг играет положительную роль в преуспевающей и растущей экономике. По мере роста доходов растут и сбережения. Макроэкономическая теория и фискальная политика свидетельствуют о том, что для того, чтобы совокупный спрос держался на уровне полной занятости, возросший объем сбережений или эквивалент обязательно должен поступить в распоряжение потребителей, предпринимателей и правительства и быть израсходован ими. Формирование долга – это и есть процесс, в котором сбережения выступают тем, кто их расходует. Теоретически, потребители и фирмы заимствуют значительную часть сбережений и расходуют их. Обычно так и бывает.

Но если домохозяйства и фирмы  не склонны делать займы и частный  долг увеличивается не достаточно быстро, чтобы поглотить растущий объем  сбережений, эту задачу должен решить прирост государственного долга. Иначе  экономика выйдет из состояния полной занятости и не сможет реализовать  свой потенциал роста.

Таким образом, проблемы государственного долга затрагивают  широкий спектр социально-экономических  последствий внутренних и внешних  заимствований, как в краткосрочный, так и долгосрочной перспективе. Не случайно во многих странах приняты правила налогово-бюджетной политики, в той или иной форме регламентирующие способы внутренних и внешних заимствований, устанавливающие предельные значения для размеров дефицита государственного бюджета или правило сбалансированного бюджета (равенство доходов и расходов бюджета в течение финансового года или в рамках одного цикла).

Вообще  заимствования на внутреннем или  международном кредитном рынке как государством, так и субъектами частного сектора – вполне нормальное явление для рыночной экономики. Кредит расширяет наши возможности, позволяя реализовать сегодня те планы, для которых в настоящем периоде не хватает финансовых средств. Если государственные заимствования на внутреннем и внешнем рынках сопровождаются ростом экономики. То тогда, действительно, острые экономические и социальные проблемы не возникают. Они появляются тогда, когда тот или иной субъект рынка (в нашем случае –государство) не может вернуть долг или обслуживать его в соответствие с определенными договоренностями. Одной из множества реальных проблем государственной задолженности является и проблема доверия правительству, как со стороны иностранных государств, так и со стороны граждан своей страны. Доверие, репутация выступают не просто как нравственные категории, а являются своеобразным «капиталом», потерю которого очень сложно вернуть.

Информация о работе Государственный бюджет и государственный долг