Государственный бюджет и государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление места государственного долга в системе экономических отношений и определение проблем, связанных с его функционированием.
Таким образом, для достижения цели работы необходимо рассмотрение следующих задач:
рассмотреть понятия государственного бюджета и государственного долга;
проанализировать основные подходы к анализу внутреннего государственного долга;
выявить влияние внешнего долга на национальную экономику.

Содержание работы

Введение…..…………………………………………………………………..…..3
Глава I. Понятие и принципы государственного бюджета…………………...5
1.1. Понятие и сущность государственного бюджета…………………...........5
1.2. Принципы государственного бюджета...........................................................8
1.3. Бюджетный дефицит………………………………………………………....11
Глава II. Государственный долг……………..………………………………... 14
Глава III. Внутренний и внешний государственный долг ……...……...........18
3.1. Внутренний государственный долг…………………….………………... 18
3.2. Внешний государственный долг……………………………………......... 22
3.3. Влияние внешнего долга на национальную экономику России……….. 26
Заключение …………………………………………………………..……….….31
Список использованной литературы……………………………..…………....33

Файлы: 1 файл

курсовая2.docx

— 76.31 Кб (Скачать файл)

       Долговые обязательства РФ подразделяются на краткосрочные ( до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти до 3 лет). Они погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, и не могут превышать 30 лет. В целях регулирования размера государственного долга устанавливается его предельный объем. Предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

        Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. Например, во время войны надо переориентировать большую часть ресурсов на производство военной продукции, что требует значительных государственных расходов, как требует их и содержание армии. Имеется три варианта финансирования: увеличение налогов, выпуск денег и дефицитное финансирование. Рост налогообложения приводит в подрыву трудовых стимулов, выпуск денег создает инфляционное давление, следовательно большая часть военных расходов финансируется за счет продажи обязательств населению.

      Другой источник государственного долга - это спады. В периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.

Еще один источник государственного долга - упомянутые выше политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.

В определении  размеров государственного долга существуют различные подходы. Наиболее реалистичным считается определение доли государственного долга к ВНП или к экспорту. Голая констатация абсолютных размеров долга игнорирует объем ВНП. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с  экспортом в 2 раза, повышенной опасности  – в 3 раза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Глава III. Внутренний и Внешний государственный долг         

3.1.Внутренний долг

 

Внутренний государственный долг — это долг государства своему населению. В соответствие с законодательством РФ государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства правительства РФ, выраженные в национальной валюте, перед юридическими и физическими лицами.

Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ. Долг может иметь форму кредитов, государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Нарастание  внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению  с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении  внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения  в экономической жизни, последствия  которых могут быть значительными. Это связано, прежде всего, с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к  перераспределению доходов внутри страны.

Согласно  статье 3 закона о государственном  внутреннем долге Российской Федерации, управление государственным внутренним долгом Российской Федерации, определение  политики в отношении государственного внутреннего долга Российской Федерации осуществляет Верховный Совет Российской Федерации на основе предложений, представляемых Правительством Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации.

Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации устанавливается Верховным Советом Российской Федерации при утверждении республиканского бюджета Российской Федерации на предстоящий финансовый год.

Управление государственным внутренним долгом Российской Федерации, в том числе определение порядка, условий выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком Российской Федерации и его учреждениями, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, посредством осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Затраты по размещению, рефинансированию, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации.

В определении  размеров государственного долга существуют различные подходы. Наиболее реалистичным считается определение доли государственного долга к ВНП или к экспорту. Голая констатация абсолютных размеров долга игнорирует объем ВНП. Можно утверждать, что богатая нация имеет большую возможность выдерживать государственный долг значительных размеров по сравнению с бедной нацией.

Так, отношение  объема государственного внутреннего  долга к ВВП на 1 января 2007 г. составило 4% против 4,1% на 1 января 2006 г. В структуре  государственного внутреннего долга  РФ государственные ценные бумаги составили 1 трлн. 28 млрд. руб., или 96,5% от общего объема. Это на 176,9 млрд. руб. больше, чем на 1 января 2006 г. Государственные гарантии в структуре внутреннего госдолга составили 31,2 млрд. руб. — 2,0% от общего объема, что на 12,4 млрд. руб. больше, чем в 2005 г. Объем обязательств РФ, принятых на себя Россией в качестве правопреемника бывшего СССР, уменьшился в 3,5 раза и составил на 1 января 2007 г. $ 9,8 млрд. За 2006 г. новый суверенный российский долг сократился с $ 35,7 млрд. до $ 33,8 млрд.5

Значения  показателей долговой устойчивости Российской Федерации на 2005-2007 годы приведены в таблице 1:

 

Таблица 1 (в процентах)

Наименование долгового показателя

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Пороговое значение показателя

Приведенная стоимость совокупного  государственного долга к объему ВВП 

21,5

19,2

17,2

52,0

Приведенная стоимость совокупного  внешнего долга страны к объему ВВП 

24,2

23,0

22,9

43,0

Приведенная стоимость совокупного  внешнего долга страны к объему экспорта товаров и нефакторных услуг

90,8

92,9

97,2

190,0

Приведенная стоимость совокупного  государственного долга к доходам  государственного (федерального) бюджета

62,1

56,1

50,3

215,0

Объем платежей по погашению и обслуживанию совокупного внешнего долга страны к объему ВВП 

6,2

5,3

5,2

9,0

Объем платежей по погашению и обслуживанию совокупного внешнего долга страны к объему экспорта товаров и нефакторных услуг

23,3

21,2

22,1

23,0


 

            Пороговые значения определены на уровне 85% от общепринятых в мировой практике "критических значений долговых показателей".

Таким образом, значения показателей долговой устойчивости Российской Федерации не выходят  за пороговые значения долговых показателей.

К примеру, внутренний долг в процентах от ВВП [рис.1, «Динамика внешнего и внутреннего долга РФ»] сокращался в период с 1992 по 1995 гг. - с 36 до 14% соответственно. В 1996 г. этот показатель увеличился до 19.4% и на 1 января 1998 г. равнялся примерно 21.8%.

 

Рис.1. Динамика внешнего и внутреннего долга РФ

 

Основную  часть долга составляют обязательства  по ГКО/ОФЗ – 77.0% от общей задолженности (16.8% ВВП), из которых на ГКО приходится 48.2%. Срок погашения ГКО варьировался от трех месяцев до одного года. В  течение 1997 г. правительству удалось  удлинить срок погашения по ГКО –  более 71% новых выпусков имели срок погашения более полугода, тогда  как в 1996 г. лишь 45.5% новых выпусков имели такую временную структуру. К концу 1997 г. внутренний долг “длиной” менее трех месяцев составлял 15.8% от общего внутреннего долга - по сравнению  с 24.3% в конце 1996 г.

Динамика соотношения долг/ВНП, в основном, зависит от следующих  факторов:6

1) от  величины реальной ставки процента, которая определяет размер процентных  выплат по долгу;

2) от  темпов роста реального ВНП;

3) от  величины первичного дефицита  госбюджета.

Если  реальная ставка процента превышает  темп роста реального ВНП, то увеличение государственного долга становится неуправляемым: весь прирост реального  ВНП уходит на выплату процентов  по обслуживанию долга и возрастает соотношение долг/ВНП, характеризующее  бремя долга.

Для снижения соотношения долг/ВНП  необходимо выделить два условия:

  1. реальная ставка процента должна быть ниже, чем темп роста реального ВНП;
  2. увеличение доли первичного бюджетного излишка в ВНП должно быть постоянным. Наличие первичного дефицита госбюджета .

 

3.2. Понятие внешнего государственного долга

 

Внешний долг – задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.

Внешний государственный долг РФ включает в  себя задолженность по кредитам правительств иностранных государств (в том  числе официальным кредиторам Парижского клуба и бывшим странам СЭВ), по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм (кредиторы Лондонского  клуба), по кредитам международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР) и государственные  ценные бумаги России (еврооблигационные займы, ОВВЗ).

Внешние заимствования осуществляются на основе международных договоров Правительством РФ или от имени российских юридических  лиц. Законом установлен предельный размер государственных внешних  заимствований РФ, который не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и выплате российского  долга. Учет и регистрация заимствований  и предоставляемых кредитов находится  в ведении Минфина РФ, а их порядок  определяется Правительством РФ.

Государственные внешние заимствования оказывают  существенное влияние на федеральный  бюджет и состояние российской экономики  в целом. В апреле 1996 г. было достигнуто принципиальное соглашение с Парижским  клубом о реструктуризации приблизительно $40 млрд. задолженности кредиторам клуба. Около 45% этой суммы будет выплачено  в период до 2020 г., остальные 55% (которые  включают все краткосрочные долги  Парижскому клубу) - до 2016 г. [Приложение 5, «Выплаты по внешнему долгу»]

Выплаты из федерального бюджета России по государственному внешнему долгу составили  в 2005 г. 1 059,7 млрд. руб., в 2006 г. –920,3 млрд. руб., соответственно 30,1% и 21,5% всех расходов федерального бюджета.

Широкое использование внешних заимствований, а также связанные с этим значительные расходы федерального бюджета, усилили  значение оценки эффективности их использования.7

Покрывая  старые долги, государство нередко  прибегает к еще большим займам. Критическим моментом, угрожающим стабильности экономики и нормальному денежному  обращению, считается ситуация, когда  задолженность превышает величину годового ВНП.

Критическими, или пороговыми, для внешних займов являются следующие показатели:

  • Отношение долга к ВВП не выше 80%
  • Долг по отношению к экспорту – не более 200%
  • Отношение стоимости обслуживания внешнего долга к экспорту – не более 15 -20%.

Если  заемные средства, к примеру, используются не на инвестиции в национальную экономику, а на покупки известного количества иностранных активов в других странах (земельных участков и т.д.), то курсы иностранных займов оказываются  использованными на финансирование оттока частного капитала из страны, принимающего в этом случае форму так называемого “бегства” капитала.

Такая макроэкономическая политика и  сопровождающее ее “бегство” капитала послужили одной из причин мирового кризиса внешней задолженности, начавшегося еще в 1982 г.

Среди причин кризиса внешней задолженности  можно выделить следующие:8

  1. Ухудшение конъюнктуры мирового хозяйства в 80-е годы, связанное с увеличением реальных ставок процента, замедлением темпов экономического роста и снижением цен на товары. Увеличение реальных процентных ставок привело к увеличению коэффициентов обслуживания долга. Снижение товарных цени замедление темпов роста ВВП в странах-потребителях экспорта из стран-задолжников привели к снижению экспорта, которые являются для стран-задолжников основным источником выплаты долга. В итоге бремя долга в странах-задолжниках увеличилось, т.к. одновременно упали доходы от экспорта и возросли суммы обслуживания долга.

2. Неудовлетворительное управление экономикой в странах-задолжниках. Общей практикой были бюджетный дефицит и завышенный курс национальной валюты. Практика завышения обменного курса сопровождается спекуляциями на грядущей девальвации валюты. Валютные спекуляции принимают форму резко растущего импорта или “бегства” капитала из страны, что ухудшает состояние платежного баланса, т.к. внешние займы используются не по назначению (не на инвестиционные цели, связанные с приростом совокупного дохода, а на финансирование “нежизнеспособных” проектов и на спекулятивные операции).

Информация о работе Государственный бюджет и государственный долг