Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:20, курсовая работа
Целью работы является выявление места государственного долга в системе экономических отношений и определение проблем, связанных с его функционированием.
Таким образом, для достижения цели работы необходимо рассмотрение следующих задач:
рассмотреть понятия государственного бюджета и государственного долга;
проанализировать основные подходы к анализу внутреннего государственного долга;
выявить влияние внешнего долга на национальную экономику.
Введение…..…………………………………………………………………..…..3
Глава I. Понятие и принципы государственного бюджета…………………...5
1.1. Понятие и сущность государственного бюджета…………………...........5
1.2. Принципы государственного бюджета...........................................................8
1.3. Бюджетный дефицит………………………………………………………....11
Глава II. Государственный долг……………..………………………………... 14
Глава III. Внутренний и внешний государственный долг ……...……...........18
3.1. Внутренний государственный долг…………………….………………... 18
3.2. Внешний государственный долг……………………………………......... 22
3.3. Влияние внешнего долга на национальную экономику России……….. 26
Заключение …………………………………………………………..……….….31
Список использованной литературы……………………………..…………....33
Долговые обязательства РФ подразделяются на краткосрочные ( до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти до 3 лет). Они погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, и не могут превышать 30 лет. В целях регулирования размера государственного долга устанавливается его предельный объем. Предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.
Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. Например, во время войны надо переориентировать большую часть ресурсов на производство военной продукции, что требует значительных государственных расходов, как требует их и содержание армии. Имеется три варианта финансирования: увеличение налогов, выпуск денег и дефицитное финансирование. Рост налогообложения приводит в подрыву трудовых стимулов, выпуск денег создает инфляционное давление, следовательно большая часть военных расходов финансируется за счет продажи обязательств населению.
Другой источник государственного долга - это спады. В периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.
Еще один источник государственного долга - упомянутые выше политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.
В определении размеров государственного долга существуют различные подходы. Наиболее реалистичным считается определение доли государственного долга к ВНП или к экспорту. Голая констатация абсолютных размеров долга игнорирует объем ВНП. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности – в 3 раза.
Глава III. Внутренний и Внешний государственный долг
3.1.Внутренний долг
Внутренний государственный
Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ. Долг может иметь форму кредитов, государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.
Нарастание
внутреннего долга менее опасно
для национальной экономики по сравнению
с ростом ее внешнего долга. Утечки
товаров и услуг при погашении
внутреннего долга не происходит,
однако возникают определенные изменения
в экономической жизни, последствия
которых могут быть значительными.
Это связано, прежде всего, с тем,
что погашение государственного
внутреннего долга приводит к
перераспределению доходов
Согласно статье 3 закона о государственном внутреннем долге Российской Федерации, управление государственным внутренним долгом Российской Федерации, определение политики в отношении государственного внутреннего долга Российской Федерации осуществляет Верховный Совет Российской Федерации на основе предложений, представляемых Правительством Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации.
Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации устанавливается Верховным Советом Российской Федерации при утверждении республиканского бюджета Российской Федерации на предстоящий финансовый год.
Управление государственным внутренним долгом Российской Федерации, в том числе определение порядка, условий выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком Российской Федерации и его учреждениями, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, посредством осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Затраты по размещению, рефинансированию, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации.
В определении размеров государственного долга существуют различные подходы. Наиболее реалистичным считается определение доли государственного долга к ВНП или к экспорту. Голая констатация абсолютных размеров долга игнорирует объем ВНП. Можно утверждать, что богатая нация имеет большую возможность выдерживать государственный долг значительных размеров по сравнению с бедной нацией.
Так, отношение объема государственного внутреннего долга к ВВП на 1 января 2007 г. составило 4% против 4,1% на 1 января 2006 г. В структуре государственного внутреннего долга РФ государственные ценные бумаги составили 1 трлн. 28 млрд. руб., или 96,5% от общего объема. Это на 176,9 млрд. руб. больше, чем на 1 января 2006 г. Государственные гарантии в структуре внутреннего госдолга составили 31,2 млрд. руб. — 2,0% от общего объема, что на 12,4 млрд. руб. больше, чем в 2005 г. Объем обязательств РФ, принятых на себя Россией в качестве правопреемника бывшего СССР, уменьшился в 3,5 раза и составил на 1 января 2007 г. $ 9,8 млрд. За 2006 г. новый суверенный российский долг сократился с $ 35,7 млрд. до $ 33,8 млрд.5
Значения показателей долговой устойчивости Российской Федерации на 2005-2007 годы приведены в таблице 1:
Таблица 1 (в процентах)
Наименование долгового |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
Пороговое значение показателя |
Приведенная стоимость совокупного государственного долга к объему ВВП |
21,5 |
19,2 |
17,2 |
52,0 |
Приведенная стоимость совокупного внешнего долга страны к объему ВВП |
24,2 |
23,0 |
22,9 |
43,0 |
Приведенная стоимость совокупного внешнего долга страны к объему экспорта товаров и нефакторных услуг |
90,8 |
92,9 |
97,2 |
190,0 |
Приведенная стоимость совокупного государственного долга к доходам государственного (федерального) бюджета |
62,1 |
56,1 |
50,3 |
215,0 |
Объем платежей по погашению и обслуживанию совокупного внешнего долга страны к объему ВВП |
6,2 |
5,3 |
5,2 |
9,0 |
Объем платежей по погашению и обслуживанию совокупного внешнего долга страны к объему экспорта товаров и нефакторных услуг |
23,3 |
21,2 |
22,1 |
23,0 |
Пороговые значения определены на уровне 85% от общепринятых в мировой практике "критических значений долговых показателей".
Таким образом, значения показателей долговой устойчивости Российской Федерации не выходят за пороговые значения долговых показателей.
К примеру, внутренний долг в процентах от ВВП [рис.1, «Динамика внешнего и внутреннего долга РФ»] сокращался в период с 1992 по 1995 гг. - с 36 до 14% соответственно. В 1996 г. этот показатель увеличился до 19.4% и на 1 января 1998 г. равнялся примерно 21.8%.
Рис.1. Динамика внешнего и внутреннего долга РФ
Основную
часть долга составляют обязательства
по ГКО/ОФЗ – 77.0% от общей задолженности
(16.8% ВВП), из которых на ГКО приходится
48.2%. Срок погашения ГКО варьировался
от трех месяцев до одного года. В
течение 1997 г. правительству удалось
удлинить срок погашения по ГКО –
более 71% новых выпусков имели срок
погашения более полугода, тогда
как в 1996 г. лишь 45.5% новых выпусков
имели такую временную
Динамика соотношения долг/ВНП, в основном, зависит от следующих факторов:6
1) от
величины реальной ставки
2) от темпов роста реального ВНП;
3) от величины первичного дефицита госбюджета.
Если реальная ставка процента превышает темп роста реального ВНП, то увеличение государственного долга становится неуправляемым: весь прирост реального ВНП уходит на выплату процентов по обслуживанию долга и возрастает соотношение долг/ВНП, характеризующее бремя долга.
Для снижения соотношения долг/ВНП необходимо выделить два условия:
3.2. Понятие внешнего государственного долга
Внешний долг – задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.
Внешний государственный долг РФ включает в себя задолженность по кредитам правительств иностранных государств (в том числе официальным кредиторам Парижского клуба и бывшим странам СЭВ), по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм (кредиторы Лондонского клуба), по кредитам международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР) и государственные ценные бумаги России (еврооблигационные займы, ОВВЗ).
Внешние
заимствования осуществляются на основе
международных договоров
Государственные
внешние заимствования
Выплаты из федерального бюджета России по государственному внешнему долгу составили в 2005 г. 1 059,7 млрд. руб., в 2006 г. –920,3 млрд. руб., соответственно 30,1% и 21,5% всех расходов федерального бюджета.
Широкое
использование внешних
Покрывая
старые долги, государство нередко
прибегает к еще большим
Критическими, или пороговыми, для внешних займов являются следующие показатели:
Если заемные средства, к примеру, используются не на инвестиции в национальную экономику, а на покупки известного количества иностранных активов в других странах (земельных участков и т.д.), то курсы иностранных займов оказываются использованными на финансирование оттока частного капитала из страны, принимающего в этом случае форму так называемого “бегства” капитала.
Такая макроэкономическая политика и сопровождающее ее “бегство” капитала послужили одной из причин мирового кризиса внешней задолженности, начавшегося еще в 1982 г.
Среди причин кризиса внешней задолженности можно выделить следующие:8
2. Неудовлетворительное управление экономикой в странах-задолжниках. Общей практикой были бюджетный дефицит и завышенный курс национальной валюты. Практика завышения обменного курса сопровождается спекуляциями на грядущей девальвации валюты. Валютные спекуляции принимают форму резко растущего импорта или “бегства” капитала из страны, что ухудшает состояние платежного баланса, т.к. внешние займы используются не по назначению (не на инвестиционные цели, связанные с приростом совокупного дохода, а на финансирование “нежизнеспособных” проектов и на спекулятивные операции).
Информация о работе Государственный бюджет и государственный долг