Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 11:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование устройства бюджета РФ, а так же особенности бюджетной политики.
В рамках поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- структуру государственного бюджета и выявить его основные макроэкономический функции;
- сальдо бюджета, его виды, дефицит бюджета, способы его финансирования, мультипликатор сбалансированного бюджета;
- бюджетную систему России, межбюджетный федерализм;
- анализ динамики сальдо бюджета РФ (1991-2000гг.), проблемы и способы балансирования.
- анализ динамики сальдо бюджета РФ (2000 – 2010), проблемы и способы балансирования.
Введение
Глава 1. Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования
1.1 Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции
1.2 Сальдо бюджета, его виды. Дефицит бюджета и способы его финансирования. Мультипликатор сбалансированного бюджета
1.3 Концепции бюджетной политики
Глава 2. Особенности бюджетной политики РФ
2.1 Бюджетная система России. Межбюджетный федерализм
2.2 Анализ динамики сальдо бюджета РФ (1991-2000гг.).
Проблемы и способы балансирования
2.3 Анализ динамики сальдо бюджета РФ (2000 – 2010).
Проблемы и способы балансирования
Глава 3. Практикум
Заключение
Список нормативных актов литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Сибирская академия государственной службы»
Филиал ФГОУ ВПО СибАГС в г. Новокузнецке
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Экономическая теория»
по теме: «Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования»
Студент
Антонова И. Б.
ФиК-291
Проверил:
Доцент Дейч Н. Н,
Новокузнецк
2010
Оглавление
Введение
Глава 1. Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования
1.1 Государственный бюджет, его
структура и основные
1.2 Сальдо бюджета, его виды. Дефицит
бюджета и способы его
1.3 Концепции бюджетной политики
Глава 2. Особенности бюджетной политики РФ
2.1 Бюджетная система России. Межбюджетный федерализм
2.2 Анализ динамики сальдо
Проблемы и способы
2.3 Анализ динамики сальдо
Проблемы и способы
Глава 3. Практикум
Заключение
Список нормативных актов
Введение
Актуальность данной курсовой работы
обусловлена тем, что бюджет - это
инструмент государственного регулирования
экономики, который напрямую влияет
на повышение устойчивого
Объектом исследования является тема «Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования»
Предметом исследования служат особенности бюджетной политики Российской Федерации.
Целью данной курсовой работы является исследование устройства бюджета РФ, а так же особенности бюджетной политики.
В рамках поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- структуру государственного
- сальдо бюджета, его виды, дефицит
бюджета, способы его
- бюджетную систему России, межбюджетный федерализм;
- анализ динамики сальдо
- анализ динамики сальдо
Информационной базой
Методами исследования в данной работе мною были использованы
анализы сальдо бюджетов РФ с 1991 по 1999гг и 2000 по 2010гг.
В первой главе работы мною было дано определение государственного бюджета, рассмотрена его структура и основные функции, описаны виды сальдо бюджета, а также рассмотрены способы борьбы с дефицитом бюджета.
Во второй главе курсовой работы
мною были выявлены особенности бюджетной
политики РФ в периоды с 1990 по 1999гг
и с 2000 по 2010гг., а также рассмотрены
особенности бюджетной
В заключении курсовой работы мною была выявлена важность бюджета для финансовой системы страны.
Глава 1. Государственный бюджет как инструмент государственного
регулирования
1.1 Государственный бюджет, его
структура и основные
В формировании и развитии экономической
и социальной структуры общества
большую роль играет государственное
регулирование. Одним из механизмов,
позволяющих государству
Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, находящихся в распоряжении правительства и использующихся для содержания государственного аппарата, вооруженных сил и сил правопорядка, также для осуществления социально-экономических функций1.
Государственный бюджет - это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени, представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти приобретает силу закона и обязателен для исполнения.
Государственный бюджет состоит из
двух взаимосвязанных и
Главными источниками дохода государственного бюджета являются налоги:
- налоги на доходы физических и юридических лиц;
- налоги на товары и услуги (НДС, налог с продаж, акцизы, пошлины);
- налоги на капитал (на
Налоги делятся на прямые, которые взимаются с физических и юридических лиц, и косвенные, которые взимаются путем установления надбавки к цене товаров и услуг.
Неналоговые доходы весьма разнообразны,
но среди них в России доминируют
доходы от приватизации, сдачи в
аренду государственной и
В свою очередь расходы государства могут быть разделены по целям:
расходы на политические цели - обеспечение национальной
обороны и безопасности (содержание армии, полиции, судов и т.п.);
содержание аппарата управления государством;
расходы на экономические цели - содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики; помощь частному сектору экономики;
расходы на социальные цели - социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий); образование, здравоохранение,
развитие фундаментальной
С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:
- государственные закупки
- трансферты (их стоимость не
включается в ВВП, поскольку
они являются результатом
- выплаты процентов по
Структура бюджетных расходов и доходов и удельный вес отдельных статей в государственном бюджете страны выглядит приблизительно следующим образом:
Доходы Налоги, в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор - 75-85%.
Налоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, государственной торговли - 5-8%.
Взносы в государственные
Расходы затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели - 40-50%.
Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии с/х, расходы на осуществление государственных программ - 10-20%.
Расходы на вооружение и материальное
обеспечение внешней политики, включая
содержание дипломатических служб
и займы иностранным
Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и прочих - 5-10%.
Платежи по государственному долгу - 7-8%.
Следовательно, финансовые отношения,
которые формируют бюджетную
политику государства, строятся, прежде
всего, на заинтересованности граждан
и хозяйственных субъектов в
получении от государства тех
или иных услуг, которые они по
существу уже оплатили как участники
распределения национального
Будучи производными от финансовых отношений, бюджетные отношения призваны выполнять те же государственные функции: бюджетного регулирования и бюджетного обеспечения.
Содержание функции бюджетного
регулирования характеризуется
процессами распределения и
субъектами бюджетных
Таким образом, бюджетное регулирование – это организованная система управления бюджетным устройством государства. Содержание функции бюджетного регулирования реализуется в процессе формирования доходных источников всех уровней бюджетной системы на всех стадиях бюджетного процесса и их использования для проведения экономической политики государства, ориентированной на обеспечение макроэкономической стабильности и рост общественного производства. Аккумулированные в бюджетной системе финансовые ресурсы посредством налоговых и других обязательных платежей хозяйствующих субъектов и граждан, в соответствии с проводимой государством социальной и инвестиционной политикой, перераспределяются как в сферы материального производства, имеющие приоритетное значение для экономики страны, так и в сферу нематериального производства, в основном находящуюся на содержании бюджета.
Благодаря этому свойству бюджет может
«сигнализировать» о том, как
поступают в распоряжение государства
финансовые ресурсы от разных субъектов
хозяйствования. Соответствует ли размер
централизуемых ресурсов государства
объему его потребностей. При этом
в бюджетном процессе высвечиваются
слабые места, и правительство имеет
возможность посредством
Регулирующая функция бюджета не носит ни запретительного, ни ограничительного характера, она позволяет лишь отслеживать и корректировать степень и формы разумного косвенного воздействия государства на воспроизводительный процесс.
Современное понимание регулирующей функции бюджета заключается в том, что он объективно через количественные характеристики формирования и использования фонда денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. И в этих экономических процессах государство не выполняет роль стороннего наблюдателя, а само является активно действующим субъектом.
Функция бюджетного обеспечения государственных
услуг (фискальная функция) предполагает
обеспечение государства
Государственные услуги – это услуги, оказываемые юридическим или физическим лицам органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями и иными юридическими или физическими лицами безвозмездно или по устанавливаемым органами государственной власти (органами местного самоуправления) ценам (тарифам)2.
Функция бюджетного обеспечения не
ограничивается только предоставлением
государственных услуг. Для того
чтобы повышалась эффективность
государственных услуг, недостаточно
только наращивать их объемы, в равной
степени необходимы создание условий
для эффективного размещения и использования
всех имеющихся в государстве
ресурсов и поддержание определенного
уровня экономической активности. Поэтому
эта функция связана с
В бюджетном обеспечении
Для того, чтобы повышать эффективность государственных услуг, недостаточно только наращивать их объемы; в равной степени необходимы создание условий для эффективного размещения и использования всех имеющихся в государстве ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности.
Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования