Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование устройства бюджета РФ, а так же особенности бюджетной политики.
В рамках поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- структуру государственного бюджета и выявить его основные макроэкономический функции;
- сальдо бюджета, его виды, дефицит бюджета, способы его финансирования, мультипликатор сбалансированного бюджета;
- бюджетную систему России, межбюджетный федерализм;
- анализ динамики сальдо бюджета РФ (1991-2000гг.), проблемы и способы балансирования.
- анализ динамики сальдо бюджета РФ (2000 – 2010), проблемы и способы балансирования.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования
1.1 Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции
1.2 Сальдо бюджета, его виды. Дефицит бюджета и способы его финансирования. Мультипликатор сбалансированного бюджета
1.3 Концепции бюджетной политики
Глава 2. Особенности бюджетной политики РФ
2.1 Бюджетная система России. Межбюджетный федерализм
2.2 Анализ динамики сальдо бюджета РФ (1991-2000гг.).
Проблемы и способы балансирования
2.3 Анализ динамики сальдо бюджета РФ (2000 – 2010).
Проблемы и способы балансирования
Глава 3. Практикум
Заключение
Список нормативных актов литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 58.53 Кб (Скачать файл)

Решение задачи экономического роста  предопределяется эффективностью управления всей бюджетной системой, которое  в свою очередь охватывает как  бюджетные отношения между органами власти различных уровней, так и  структурные, технические и институциональные  аспекты бюджетной системы и  бюджетного процесса. Эти две стороны  управления бюджетом практически невозможно разделить.

 

1.2 Сальдо бюджета, его виды. Дефицит  бюджета и способы его

финансирования. Мультипликатор сбалансированного  бюджета

 

Разница между доходами и расходами  государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный  бюджет может находиться в трех различных  состояниях:

- когда доходы бюджета превышают  расходы (Т > G), сальдо бюджета  положительное, что соответствует  излишку (или профициту) государственного бюджета;

- когда доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет сбалансирован;

- когда доходы бюджета меньше, чем расходы (Т < G), сальдо  бюджета отрицательное, т.е. имеет  место дефицит государственного  бюджета.

На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы бюджета сокращаются (так как  сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.

Бюджетный дефицит, несомненно, относится  к так называемым "негативным экономическим категориям" типа инфляции, кризиса, безработицы, которые  являются, однако, неотъемлемыми элементами экономической системы, базирующейся на рыночных отношениях.

По природе своего происхождения  необходимо различать циклический  и структурный бюджетный дефицит.

Циклический дефицит - результат наступления  фазы спада производства, который  обусловливает сокращение поступления  доходов в бюджет в связи с  сужением сферы налогообложения  и увеличением расходов на социальные нужды, поддержание общественно  необходимых секторов экономики.

Структурный дефицит - это превышение расходов над доходами, вызванное  финансовой политикой государства, направленное на увеличение расходов и снижение налогов с целью  предотвращения спада экономики  и вывода ее из депрессивного состояния .

К причинам бюджетного дефицита можно  отнести:

- спад общественного производства;

-рост предельных издержек общественного  производства;

- массовый выпуск "пустых" денег;

- излишне, неоправданно раздутые  социальные программы;

- возросшие затраты на финансирование  ВПК;

- оборот "теневого" капитала  в огромных масштабах.

Дефицит государственного бюджета  может быть профинансирован тремя  способами:

- за счет эмиссии денег;

- за счет займа у населения  своей страны (внутренний долг);

- за счет займа у других  стран или международных финансовых  организаций (внешний долг).

Первый способ называется эмиссионным  или денежным способом, а второй и третий – долговым способом финансирования дефицита государственного бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого  из способов.

Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Этот способ заключается в том, что государство (Центральный банк) увеличивает денежную массу, т.е. выпускает в обращение  дополнительные деньги, с помощью  которых покрывает превышение своих  расходов над доходами. Достоинства  эмиссионного способа финансирования:

- рост денежной массы является  фактором увеличения совокупного  спроса и, следовательно, объема  производства. Увеличение предложения  денег обусловливает на денежном  рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что  стимулирует инвестиции и обеспечивает  рост совокупных расходов и  совокупного выпуска. Эта мера, таким образом, оказывает стимулирующее  воздействие на экономику и  может служит средством выхода из состояния рецессии. Эта мера, которую можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, либо когда Центральный банк проводит операции на открытом рынке и покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги (такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме), либо за счет прямой эмиссии денег (на любую необходимую сумму).

Недостатки:

- Главный недостаток эмиссионного  способа финансирования дефицита  государственного бюджета состоит  в том, что в долгосрочном  периоде увеличение денежной  массы ведет к инфляции, т.е.  это инфляционный способ финансирования.

- Этот метод может оказать  дестабилизирующее воздействие  на экономику в период перегрева.  Снижение ставки процента в  результате роста денежной массы стимулирует увеличение совокупных расходов (прежде всего инвестиционных) и ведет к еще большему росту деловой активности, увеличивая инфляционный разрыв и ускоряя инфляцию.

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга. Этот способ заключается в том, что  государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и  казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

Достоинства этого способа финансирования:

- Он не ведет к инфляции, так  как денежная масса не изменяется, т.е. это неинфляционный способ финансирования.

-Это достаточно оперативный  способ, поскольку выпуск и размещение (продажа) государственных ценных  бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах  с удовольствием покупает государственные  ценные бумаги, поскольку они  высоколиквидны (их легко и быстро можно продать – это «почтиденьги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним платится процент).

Недостатки:

По долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они  не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться  процент. Выплата процентов по государственным  облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг (т.е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата  процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем  больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает  облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата  процентов по которым провоцирует  еще больший дефицит.

Парадоксально, но этот способ в долгосрочном периоде не является неинфляционным. Два американских экономиста Томас Саржент (лауреат Нобелевской премии) и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название «теоремы Саржента-Уоллеса». Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государственных облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду (рефинансирует долг), т.е. расплачивается с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу. Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент в будущем, когда дефицит будет столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных облигаций и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом будет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции и даже обусловить высокую инфляцию.

Как показали Сарджент и Уоллес, чтобы  избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа  финансирования, а использовать его  в сочетании с долговым.

- Существенным недостатком долгового  способа финансирования является  «эффект вытеснения» частных  инвестиций. Мы уже рассмотрели  его механизм при анализе недостатков  фискальной политики с точки  зрения воздействия на экономику  увеличения расходов бюджета  (государственных закупок и трансфертов)  и сокращения доходов бюджета  (налогов), что порождает дефицит  бюджета. Теперь рассмотрим экономический  смысл «эффекта вытеснения» с  точки зрения финансирования  этого дефицита. Этот эффект заключается в том, что увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг (что обеспечивает финансирование дефицита государственного бюджета, т.е. идет на непроизводственные цели), а не на покупку ценных бумаг частных фирм (что обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это сокращает финансовые ресурсы частных фирм и, следовательно, инвестиции. В результате объем производства сокращается.

Экономический механизм «эффекта вытеснения» следующий: увеличение количества государственных облигаций ведет к росту предложения облигаций на рынке ценных бумаг. Рост предложения облигаций приводит к снижению их рыночной цены, а цена облигации находится в обратной зависимости со ставкой процента, следовательно, ставка процента растет. Рост ставки процента обусловливает сокращение частных инвестиций и сокращение объема выпуска.

Долговой способ финансирования дефицита государственного бюджета может  привести к дефициту платежного баланса. Не случайно в середине 80-х годов  в США появился термин «дефициты-близнецы» («twin-deficits»). Эти два вида дефицитов могут быть взаимообусловлены. Вспомним тождество инъекций и изъятий:

 

I + G + Ex = S + T + Im (1)

 

где I – инвестиции, G – государственные  закупки, Ex – экспорт, S – сбережения, T – чистые налоги, Im – импорт.

Перегруппируем: (G – Т) = (S – I) + (Im – Ex) (2)

Из этого равенства следует, что при росте дефицита государственного бюджета должны либо увеличиваться  сбережения, либо сокращаться инвестиции, либо увеличиваться дефицит торгового  баланса. Механизм воздействия роста  дефицита государственного бюджета  на экономику и финансирования его  за счет внутреннего долга уже  рассматривался при анализе «эффекта вытеснения» частных инвестиций и выпуска в результате роста  ставки процента. Однако наряду с внутренним вытеснением рост ставки процента ведет к вытеснению чистого экспорта, т.е. увеличивает дефицит торгового баланса.

Механизм внешнего вытеснения следующий: рост внутренней ставки процента по сравнению  с мировой делает ценные бумаги данной страны более доходными, что увеличивает  спрос на них со стороны иностранных  инвесторов, это в свою очередь  повышает спрос на национальную валюту данной страны и ведет к росту  обменного курса национальной валюты, делая товары данной страны относительно более дорогими для иностранцев (иностранцы теперь должны обменять большее количество своей валюты, чтобы купить у данной страны то же количество товаров, что и раньше), а импортные товары становятся относительно более дешевыми для отечественных покупателей (которые теперь должны обменять меньшее количество национальной валюты, чтобы купить то же количество импортных товаров), что снижает экспорт и увеличивает импорт, вызывая сокращение чистого экспорта, т.е. обусловливает дефицит торгового баланса.

Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга. В этом случае дефицит бюджета  финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного  фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского  клуба, Парижского клуба и др.). Т.е. это также вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования.

Достоинства подобного метода:

Возможность получения крупных  сумм

Неинфляционный характер

Недостатки:

Необходимость возвращения долга  и обслуживания долга (т.е. выплаты как самой суммы долга, так и процентов по долгу)

Невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга

Необходимость отвлечения средств  из экономики страны для выплаты  внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего  объема производства и спаду в  экономике

При дефиците платежного баланса возможность  истощения золотовалютных резервов страны

Итак, все три способа финансирования дефицита государственного бюджета  имеют свои достоинства и недостатки.

Однако, совершенно необоснованно утверждать относительно таких финансовых явление как дефицит и профицит бюджета, что какое-то из них однозначно положительное или, наоборот, отрицательно само по себе.

Возникновение дефицита или профицита является результатом воздействия на процесс формирования и использования бюджетных средств одного или нескольких факторов как экономического так и неэкономического характера.

Рассмотрим особый вариант фискальной политики, при котором происходит расширение сбалансированного бюджета  при увеличении налогов и правительственных  расходов на одинаковую величину. При  этом мы получим эффект действия мультипликатора  сбалансированного бюджета.

Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования