Государственный бюджет Казахстана: проблемы финансирования и использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучение теоретического материала по формированию и использованию государственного бюджета;
2) Анализ практических материалов по динамике доходов и расходов государственного бюджета Республики Казахстан;
3) Исследование макроэкономических показателей исполнения государственного бюджета и прогнозы;
4) Выявление путей совершенствования и развития государственного бюджета Республики Казахстан.

Файлы: 1 файл

курс.раб.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, структурный анализ ВВП показывает, что в 2007 году сохранялась экспортно-сырьевая направленность развития экономики, которая  по прежнему в значительной мере зависела от конъюнктуры мировых цен на нефть.

Проводимая в 2007 году денежно-кредитная политика Национального банка Республики Казахстан позволила удержать инфляцию в установленном в среднесрочном  плане «коридоре», сохранить устойчивость финансового рынка и банковского сектора. Вместе с тем, в отчетном году по сравнению с 2006 годом индекс инфляции увеличился с 6,4 до 6,9 процента.

Кредиты банков второго уровня на 1 января 2008 года составили 1 484,3 млрд. тенге и выросли по сравнению  с 2007 годом на 51,8 процента. При этом доля долгосрочных ссуд составила 65,7% или 608,4 млрд. тенге. Объем депозитов в банковской системе составил 1 255,4 млрд. тенге и увеличился на 71,2%, в том числе депозиты населения – 441,2 млрд. тенге (увеличились на 31,5%). В то же время, за отчетный период значительно возросли заимствования казахстанских банков второго уровня на международном рынке. Кроме того, активно осуществляется внешнее заимствование частным сектором, что сказалось на росте внешнего долга страны, объем которого в 2007 году увеличился на 39,9% (до 32,0 млрд. долл. США) по сравнению с 2006 годом. При этом в структуре внешнего долга доля частного сектора, не гарантированного государством, возросла с 84,2% в 2003 году до 89,5% в 2007 году.

Международные резервы страны, включая деньги Национального фонда, увеличились на 68,2% и составили 14 404,0 млн. долл. США.

Монетарные условия  способствовали развитию экономики  ускоренными темпами. Так, денежная база составила на конец 2007 года 577,9 млрд. тенге и расширилась по сравнению с началом года на 82,4 процента. Аналогично возросла и денежная масса до 1 634,7 млрд. тенге и увеличилась по сравнению с началом года на 68,5 процента. Уровень монетизации составил 28,2%, что на 4,6 процентных пункта выше прогнозного показателя.

Высокий уровень  мировых цен на основные товары казахстанского экспорта способствовал значительному  притоку валютных средств, что привело  к укреплению национальной валюты по отношению к доллару США. С  начала года тенге укрепился по отношению  к доллару США на 9,3% в номинальном выражении. Вместе с тем, укрепление тенге по отношению к доллару США не способствовало усилению позиций отечественной продукции на внутреннем рынке в силу недостаточной ее конкурентоспособности.

Итоги исполнения республиканского бюджета за 2007 год свидетельствуют о том, что Правительству Республики Казахстан в ходе реализации бюджетной политики, в основном, удалось выполнить поручения, вытекающие из Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана на 2007 год. Правительством Республики Казахстан проводилась работа по поддержке реального сектора экономики за счет средств республиканского бюджета.

Вместе с тем, по-прежнему сдерживающее влияние на темпы роста экономики оказывают  ежегодное недофинансирование расходов и неосвоение выделенных средств, наличие в течение года в свободных остатках значительных бюджетных средств при одновременном увеличении заимствований Правительством Республики Казахстан.

Вышеприведенные факты свидетельствуют о том, что Правительством Республики Казахстан не в полной мере были использованы все инструменты по усилению конкурентоспособности казахстанской экономики и рычаги для более интенсивного повышения экономического роста республики.

ВВП на душу населения  планируется довести до уровня 6543 долларов США к 2009 году, что в 1,77 раза превысит уровень 2005 года (таблица 6).

 

Таблица 6 - Прогноз  основных макроэкономических показателей  Республики Казахстан на 2007-2009 годы

Наименование показателя

2007

2008

2009

Индекс потребительских  цен, в % в среднем за год

5-7

5-7

5-7

Экспорт товаров, млн.долл.США (ФОБ)

29850,7

31248,2

33312,4

Импорт товаров, млн.долл.США (ФОБ)

23433,1

25955,7

28755,8

Добыча нефти и газового конденсата, млн. тонн

64,0

70,0

78,0

Мировая цена на нефть (смесь Brent), долларов США за баррель

54,0

53,0

50,0

Изменение производительности труда, в % к предыдущему году

10,5

8,0

8,1

Примечание: Источник –  Справка по государственному, республиканскому и местным бюджетам за 2003-2011 годы Министерства финансов РК


 

В среднесрочном  периоде сохранится тенденция опережающего роста услуг по сравнению с производством товаров. Производство товаров будет расти в среднем на 6,7 % в год, а производство услуг на 10,7 %.

Темп прироста производства промышленной продукции  в среднем за 2007-2009 годы составит 6,1 %, в том числе в обрабатывающей промышленности 6,7 %. Наибольшие доли в производстве услуг занимают торговля, транспорт, связь, а также различные услуги предприятиям. В 2007-2009 годах ожидается дальнейший рост этих отраслей. Услуги транспорта возрастут в среднем на 7,6 %, объем предоставляемых услуг связи на 20,7 %. В сфере торговли рост услуг произойдет в среднем на 9,9 %. [17, с.8]

Рост валовой  продукции сельского хозяйства  в планируемом периоде в среднем  составит 102,7 %, рост объема строительных работ - 110,7 %.

Расширение инвестиционного  спроса будет связано, в первую очередь, с внутренними источниками финансирования инвестиций, получаемых за счет собственных  средств предприятий. Темпы роста  объемов инвестиций в основной капитал  составят в планируемом периоде в среднем 114,3 %.

Положительное сальдо торгового баланса в 2007-2009 годах в среднем будет составлять свыше 5,4 млрд. долларов США в год.

Ускоренное экономическое  развитие будет достигнуто за счет роста производительности труда  на 8,8 % ежегодно. К 2009 году темпы роста производительности труда превысят темпы роста реальной заработной платы.

На основе проведенных  анализов расходов, доходов а макроэкономических показателей государственного бюджета  Республики Казахстан можно сделать  выводы:

- По состоянию на 1 ноября 2008 года доходы государственного бюджета (с учетом трансфертов) исполнены на 101,1% при плане 2 816,4 млрд. тенге фактическое поступление составило 2 846,8 млрд. тенге.

- Расходы государственного  бюджета Республики Казахстан  составили 299,3 млрд. тенге.

- План государственного  бюджета на 1 ноября 2008 года по  налоговым поступлениям исполнен 101,5 % или перевыполнен на 33,6 млрд.тенге.  Неналоговые поступления перевыполнены  на 19,8 млрд. тенге, или на 41,3%. Поступления  от продажи основного капитала не исполнены на 20,0 млрд. тенге.

Ускоренное экономическое  развитие будет достигнуто за счет роста производительности труда  на 8,8 % ежегодно. К 2009 году темпы роста  производительности труда превысят темпы роста реальной заработной платы.

В 2007-2009 годы для  обеспечения высоких темпов развития экономики будут созданы благоприятные  макроэкономические условия развития всех основных факторов роста экономики.

 

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И  РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

 

В целях дальнейшего  совершенствования системы государственного бюджета предусматривается принятие Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования бюджетного законодательства Республики Казахстан и деятельности Национального Банка Республики Казахстан".

Основными задачами данного законопроекта в сфере  совершенствования бюджетного законодательства и в целом бюджетной системы  являются:

1) постепенный  переход к достижению сбалансированного бюджета за счет ненефтяных поступлений.

С целью реализации Концепции Национального фонда  вводятся новые понятия - "консолидированный  бюджет" и "ненефтяной дефицит".

Консолидированный бюджет состоит из республиканского бюджета, бюджета области, бюджетов города республиканского значения, столицы, поступлений от предприятий нефтяного сектора и переводов их в Национальный фонд.

Нефтяной дефицит  бюджета равен сумме поступлений  в бюджет, кроме поступлений из Национального фонда, за вычетом  расходов бюджета;

2) ужесточение требований к разработке инвестиционных проектов (программ).

Инвестиционные  проекты (программы) будут включены в перечень приоритетных бюджетных  программ (подпрограмм) в случае, если они соответствуют мероприятиям принятых государственных, отраслевых и региональных программ и положений ежегодных посланий Главы государства. Обязательным условием включения в вышеназванный перечень будет наличие положительного заключения отраслевой экспертизы, соответствие их плану мероприятий утвержденных Программ, наличие технико-экономического обоснования с положительным заключением экономической экспертизы;

3) соблюдения  всеми участниками бюджетного  процесса требований бюджетного  законодательства.

В реализацию вышеназванного законопроекта будут внесены  соответствующие изменения и дополнения в действующие нормативные правовые акты.

По вопросу  недополучения доходов от операций с капиталом. В соответствии с  проектом Концепции управления государственным  имуществом и приватизации в Республике Казахстан, внесенной на рассмотрение Правительства Республики Казахстан, необходимо смещение акцента с приватизации государственного имущества на обеспечение его эффективного управления с целью улучшения финансово-экономических показателей государственных предприятий.

Приоритетом при обеспечении эффективного управления государственного имущества будет являться классификация объектов государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления и определение цели государственного управления по каждому объекту управления (или группе объектов).

По вопросу  расширения доходной базы местных бюджетов. Во внесенных Правительством на рассмотрение Парламента Республики Казахстан предложениях о внесении некоторых изменений  и дополнений в Закон Республики Казахстан "О бюджетной системе" уже учтены упоминаемые автором предложения по расширению перечня поступлений, включаемых в местный бюджет, путем передачи им некоторых источников поступлений. Это очень широкий перечень, начиная от сборов за проезд по платным государственным автомобильным дорогам местного значения заканчивая поступлениями изъятых доходов, полученных от безлицензионной деятельности казино, тотализаторов и игорного бизнеса.

По децентрализации  бюджетной системы. Одним из показателей  децентрализации государственных  функций является отношение расходов республиканского бюджета к расходам местных бюджетов. Анализ расходов государственного бюджета с 2007 года по первое полугодие 2008 года свидетельствует, о том, что отношение расходов республиканского бюджета к расходам местных бюджетов сократилось с 1,98 в 2007 году до 1,56 по состоянию на 1 июня 2008 года.

Вышеназванной децентрализации предшествовала реализация следующих мероприятий. В рамках подготовки проекта Закона Республики Казахстан "О республиканском  бюджете на 2008 год" был проведен функциональный анализ расходов государственного сектора Республики Казахстан.

С целью рационализации функций государственных органов  и исключения дублирующих функций  в процессе административной реформы  государственного управления была осуществлена попытка устранения излишних уровней и звеньев управления путем передачи подведомственных организаций государственных органов, выполняющих функции управления, надзора и контроля государственных органов в состав государственных органов. В рамках реформирования административной и бюджетной системы были определены государственные органы, ответственные за выполнение вышеперечисленных государственных функций.

Роль государственного сектора в настоящее время  ограничивается только теми видами деятельности, которые не могут эффективно реализовываться частным сектором. Учитывая, что виды деятельности, относящиеся к частному сектору, все еще будут осуществляться государственными предприятиями, существует необходимость дальнейшая работа по определению границы бюджетной сферы для разделения государственного и частного секторов.

Функция выплаты  пенсий по солидарной системе и государственным  социальным пособиям, по инвалидности, потере кормильца и по возрасту принята  на республиканский бюджет. При этом Правительство исходило из принципа обязательности и равномерности социальных выплат на территории всей страны.

Другим моментом децентрализации является предоставление права местным исполнительным органам  осуществлять заимствование. В 2007 году местными исполнительными органами привлечено в виде займов 4,2 млрд. тенге и эти деньги нужно вовремя отдать, не допуская просроченных долгов. Избежать местных дефолтов поможет система инвентаризации и мониторинга задолженности, оценка эффективности региональных инвестиционных программ и прогнозирование денежных потоков.

По планированию бюджета. Бюджетная комиссия образована Указом Президента Республики Казахстан  в марте 2000 года. Она интенсивно работает над закреплением финансовой стабильности в стране, расширением финансирования социальной сферы, соблюдением бюджетного рационализма в планируемых расходах.

В основу разработки бюджета на 2009 год заложен принцип  среднесрочного бюджетного планирования, основные параметры государственного бюджета определяются на основе Индикативного плана социально-экономического развития Казахстана на предстоящий среднесрочный период.

Правительством  определены следующие приоритеты расходов и кредитования:

Информация о работе Государственный бюджет Казахстана: проблемы финансирования и использования