Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 13:32, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучение теоретического материала по формированию и использованию государственного бюджета;
2) Анализ практических материалов по динамике доходов и расходов государственного бюджета Республики Казахстан;
3) Исследование макроэкономических показателей исполнения государственного бюджета и прогнозы;
4) Выявление путей совершенствования и развития государственного бюджета Республики Казахстан.
1) в части
обеспечения национальной
2) в части социального развития: направление средств на выплату пенсий и государственных социальных пособий; на информатизацию, учебники, подготовку кадров; централизованный закуп противодиабетических, противотуберкулезных препаратов и других необходимых медицинских препаратов.
3) в части
обеспечения экономического
4) в части инфраструктуры, транспорта и связи – направление средств на строительство и обеспечение функционирования автомобильных дорог;
5) в части
формирования
Главная причина
бюджетного кризиса - недостаточность
доходов, ежегодные ошибки в оценке
собираемости налогов. При этом нужно
учитывать некоторые
Первое. Попытка сразу построить в Казахстане налоговую систему, характерную для стран с развитой экономикой, не увенчалась успехом. Ныне действующая налоговая система не учитывает особенностей мотивации отечественных налогоплательщиков, что делает ее неэффективной. Доходы скрываются, капитал перетекает из легального сектора в теневую экономику, вывозится за границу.
Второе. Ужесточение налогового администрирования, безусловно, необходимо, но возлагать на него особые надежды было бы ошибкой. Собираемость налогов не удастся увеличить путем административного давления без формирования для предприятий действенных экономических стимулов честно платить налоги, без сокращения бартерных операций и вытеснения денежных суррогатов.
Третье. Решая задачу существенного повышения собираемости налогов, нельзя надеяться только на снижение налоговых ставок. Такое снижение важно, но, взятое изолированно, не окажет решающего воздействия на наполняемость бюджетов всех уровней.
С ныне действующей налоговой системой выход из бюджетного и экономического кризиса будет для Казахстана непозволительно долгим и трудным. Сложившиеся налоговые отношения стали для кого-то привычными, для кого-то удобными, но в целом страна несет огромные потери.
Стратегическим направлением совершенствования налоговой системы должно стать ее упрощение. Массовое сокрытие доходов и низкую собираемость налогов, что приходится компенсировать высокими налоговыми ставками. Страдают люди, не желающие или не имеющие возможности скрывать доходы, т.е. люди честные и работящие, которые должны быть опорой, а не жертвой государства. Поэтому следует решительнее открываться от тех налогов, уплату которых трудно контролировать.
Второе направление - дальнейшее сокращение налоговых льгот. Сейчас право на налоговые льготы определяются не рынком, не потребителем, а административным механизмом. Получение этих льгот зависит не от важности для общества того или иного вида деятельность, а от способности лоббировать свои интересы во властных структурных уровнях.
Третье направление - изменение структуры налогов. Нужно двигаться в сторону постепенного отказа от налогов, возлагающих дополнительное бремя на прирост доходов и прибыли, зарплаты, объемов производства, инвестиций, занятости. Это создаст мощные стимулы для модернизации производства, увеличения внешних и внутренних инвестиций.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
По состоянию на 1 ноября 2008 года доходы государственного бюджета (с учетом трансфертов) исполнены на 101,1% при плане 2 816,4 млрд. тенге фактическое поступление составило 2 846,8 млрд. тенге.
План государственного бюджета на 1 ноября 2008 года по налоговым поступлениям исполнен 101,5 % или перевыполнен на 33,6 млрд.тенге. Неналоговые поступления перевыполнены на 19,8 млрд. тенге, или на 41,3%. Поступления от продажи основного капитала не исполнены на 20,0 млрд. тенге.
Что касается доли
расходов государственного бюджета
Республики Казахстан от общей доли
расходов по отдельным функциональным
группам, то по направлениям финансирования
социально-бытовой
- жилищно-коммунальное хозяйство -100%;
- здравоохранение - 86,1%;
- образование - 84,0%;
- культура, спорт, информационное пространство - 73,2%;
- транспорт и связь - 62,8%.
Довольно значительны объемы расходов по другим группам:
- финансирование экономики в целом - 46,4%;
- управление (государственные услуги общего характера) - 29,9%;
- общественный порядок и безопасность - 23,4%.
Ускоренное экономическое развитие будет достигнуто за счет роста производительности труда на 8,8 % ежегодно. К 2009 году темпы роста производительности труда превысят темпы роста реальной заработной платы.
В 2007-2009 годы для
обеспечения высоких темпов развития
экономики будут созданы
Правительством определены следующие приоритеты расходов и кредитования:
1) в части
обеспечения национальной
2) в части социального развития: направление средств на выплату пенсий и государственных социальных пособий; на информатизацию, учебники, подготовку кадров; централизованный закуп противодиабетических, противотуберкулезных препаратов и других необходимых медицинских препаратов.
3) в части обеспечения экономического роста: направление средств на погашение кредиторской задолженности республиканского бюджета, по итогам предыдущих финансовых лет; на инвестиционные проекты; на сельскохозяйственные нужды.
4) в части инфраструктуры, транспорта и связи – направление средств на строительство и обеспечение функционирования автомобильных дорог;
5) в части
формирования
В сфере совершенствования государственного бюджета Республики Казахстан и в целом бюджетной системы являются:
1) постепенный
переход к достижению
2) ужесточение
требований к разработке
3) соблюдения всеми участниками бюджетного процесса требований бюджетного законодательства.
Таким образом, государственный бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
1. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. М., 2002
2. Общая теория финансов: Учебник /Л.А. Дробозина, Ю.Н. Константинова, Л.П. Оукена и др.; Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995 г.
3. Булатов А.С. Экономика. М.: Бек. 2001.
4. Долан Э. Дж. Микроэкономика, С.-Пб.: АО Санкт-Петербург оркестр, 2000
5. Илларионов А. Экономическая политика в условиях открытой экономики со значительным сырьевым сектором / Вопросы экономики 2007 №4.
6. Борисов Е.Ф. Экономическая теория М.: Финансы и статистика,1993
7. Чепурин М.Н. Курс экономической теории. Киров: АСА. 1995
8. Макроэкономика (Часть II) Учебно-методическое пособие ГАСБУ Москва 1994г.
9. Курс экономической теории: учебник – 4-е издание доп. и перераб. – Киров: «АЕА», 1999
10. Камаев В.Д. Экономика и бизнес. М.: изд-во МГТУ. 2000
11. Мельников В.Д. Основы финансов: Учебники для вузов - Алматы. 2005.
12. Среднесрочная
фискальная политика
13.Кемпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю Экономикс М., т.1,2, 1992
14.Национальное
Статистическое Агентство «
15. Официальный
сайт Министерства финансов
16. Доклад Министра
финансов Республики Казахстан
Жамишева Б.Б.по итогам
17. Елубаева Ж.М.
Бюджетная система Республики
Казахстан: становление и
18.Итоги социально-
19.Отчёт Счетного
комитета об исполнении
20.Официальный сайт Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан www.minplan.kz
21.Справка по государственному, республиканскому и местным бюджетам за 2003-2011 годы Министерства финансов РК
Исполнение доходов государственного бюджета на 01.11.2008 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, тыс. тенге
Наименование платежа |
Факт РБ на 1.11.2007 г. |
План РБ на 01.11.2008 г. |
Факт РБ на 01.11.2008 г. |
Отклонение |
темп роста, в % | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||
Налоговые поступления |
1 261 650 577 |
1 638 245 156 |
1 653 975 577 |
15 730 421 |
131,1 | ||
Корпоративный подоходный налог |
532 460 662 |
719 147 827 |
708 904 832 |
-10 242 995 |
133,1 | ||
Налог на добавленную стоимость |
525 231 385 |
600 304 573 |
559 698 119 |
-40 606 454 |
106,6 | ||
1) НДС на товары внутреннего производства |
148 661 033 |
155 382 634 |
149 166 612 |
-6 216 022 |
100,3 | ||
2) НДС на импортируемые товары, всего |
376 570 352 |
444 921 939 |
410 531 507 |
-34 390 432 |
109,0 | ||
Акцизы, всего |
17 738 951 |
19 432 765 |
18 380 423 |
-1 052 342 |
103,6 | ||
1) Акцизы на товары внутреннего производства, всего |
380 748 |
623 063 |
1 355 591 |
732 528 |
356,0 | ||
2) Акцизы на импортируемые товары |
17 358 203 |
18 809 702 |
17 024 832 |
-1 784 870 |
98,1 | ||
Поступления за использование природных и других ресурсов |
53 900 515 |
47 566 906 |
51 110 363 |
3 543 457 |
94,8 | ||
Сборы |
918 757 |
1 042 494 |
1 136 721 |
94 227 |
123,7 | ||
Налоги на международную торговлю и внешние операции |
121 734 504 |
242 028 382 |
307 057 017 |
65 028 635 |
252,2 | ||
Прочие налоги |
898 868 |
9 828 |
33 717 |
23 889 |
0,0 | ||
Государственная пошлина |
8 766 936 |
8 712 381 |
7 599 260 |
-1 113 121 |
86,7 | ||
Неналоговые поступления |
132 460 739 |
38 627 266 |
57 133 661 |
18 506 395 |
43,1 | ||
Поступления от продажи основного капитала |
7 222 407 |
7 788 016 |
6 222 845 |
-1 565 171 |
86,2 | ||
В С Е Г О доходы (3 категории) |
1 401 333 723 |
1 684 660 438 |
1 717 332 083 |
32 671 645 |
123 | ||
Поступления трансфертов |
391 572 278 |
543 153 970 |
541 035 127 |
-2 118 843 |
0 | ||
ИТОГО |
1 792 906 002 |
2 227 814 408 |
2 258 367 210 |
30 552 802 |
126 | ||
Таможенные платежи и налоги |
515 663 059 |
705 760 023 |
734 613 356 |
28 853 333 |
142,5 | ||
Примечание: Источник – Справка по государственному, республиканскому и местным бюджетам за 2003-2011 годы Министерства финансов РК |
|||||||
Информация о работе Государственный бюджет Казахстана: проблемы финансирования и использования