Государственный бюджет Казахстана: проблемы финансирования и использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучение теоретического материала по формированию и использованию государственного бюджета;
2) Анализ практических материалов по динамике доходов и расходов государственного бюджета Республики Казахстан;
3) Исследование макроэкономических показателей исполнения государственного бюджета и прогнозы;
4) Выявление путей совершенствования и развития государственного бюджета Республики Казахстан.

Файлы: 1 файл

курс.раб.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

1) в части  обеспечения национальной безопасности: выполнение обязательств Республики  Казахстан по обслуживанию и погашению правительственного долга, направление средств на оборонные расходы в объеме не менее одного процента от прогнозного объема ВВП на 2009 год, а также направление средств на борьбу с терроризмом, наркоманией и наркобизнесом;

2) в части социального развития: направление средств на выплату пенсий и государственных социальных пособий; на информатизацию, учебники, подготовку кадров; централизованный закуп противодиабетических, противотуберкулезных препаратов и других необходимых медицинских препаратов.

3) в части  обеспечения экономического роста:  направление средств на погашение  кредиторской задолженности республиканского  бюджета, по итогам предыдущих  финансовых лет; на инвестиционные  проекты; на сельскохозяйственные  нужды.

4) в части инфраструктуры, транспорта и связи – направление средств на строительство и обеспечение функционирования автомобильных дорог;

5) в части  формирования профессионального  Правительства – направление  средств на административные  расходы центральных государственных органов.

Главная причина  бюджетного кризиса - недостаточность  доходов, ежегодные ошибки в оценке собираемости налогов. При этом нужно  учитывать некоторые объективные  обстоятельства и делать выводы из опыта налоговых реформ.

Первое. Попытка  сразу построить в Казахстане налоговую систему, характерную для стран с развитой экономикой, не увенчалась успехом. Ныне действующая налоговая система не учитывает особенностей мотивации отечественных налогоплательщиков, что делает ее неэффективной. Доходы скрываются, капитал перетекает из легального сектора в теневую экономику, вывозится за границу.

Второе. Ужесточение  налогового администрирования, безусловно, необходимо, но возлагать на него особые надежды было бы ошибкой. Собираемость налогов не удастся увеличить  путем административного давления без формирования для предприятий действенных экономических стимулов честно платить налоги, без сокращения бартерных операций и вытеснения денежных суррогатов.

Третье. Решая  задачу существенного повышения  собираемости налогов, нельзя надеяться только на снижение налоговых ставок. Такое снижение важно, но, взятое изолированно, не окажет решающего воздействия на наполняемость бюджетов всех уровней.

С ныне действующей  налоговой системой выход из бюджетного и экономического кризиса будет для Казахстана непозволительно долгим и трудным. Сложившиеся налоговые отношения стали для кого-то привычными, для кого-то удобными, но в целом страна несет огромные потери.

Стратегическим  направлением совершенствования налоговой  системы должно стать ее упрощение. Массовое сокрытие доходов и низкую собираемость налогов, что приходится компенсировать высокими налоговыми ставками. Страдают люди, не желающие или не имеющие возможности скрывать доходы, т.е. люди честные и работящие, которые должны быть опорой, а не жертвой государства. Поэтому следует решительнее открываться от тех налогов, уплату которых трудно контролировать.

Второе направление - дальнейшее сокращение налоговых  льгот. Сейчас право на налоговые  льготы определяются не рынком, не потребителем, а административным механизмом. Получение этих льгот зависит не от важности для общества того или иного вида деятельность, а от способности лоббировать свои интересы во властных структурных уровнях.

Третье направление - изменение структуры налогов. Нужно двигаться в сторону постепенного отказа от налогов, возлагающих дополнительное бремя на прирост доходов и прибыли, зарплаты, объемов производства, инвестиций, занятости. Это создаст мощные стимулы для модернизации производства, увеличения внешних и внутренних инвестиций.

 
 

Заключение

 

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством  аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность  осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

По состоянию  на 1 ноября 2008 года доходы государственного бюджета (с учетом трансфертов) исполнены  на 101,1% при плане 2 816,4 млрд. тенге  фактическое поступление составило 2 846,8 млрд. тенге.

План государственного бюджета на 1 ноября 2008 года по налоговым  поступлениям исполнен 101,5 % или перевыполнен на 33,6 млрд.тенге. Неналоговые поступления  перевыполнены на 19,8 млрд. тенге, или  на 41,3%. Поступления от продажи основного капитала не исполнены на 20,0 млрд. тенге.

Что касается доли расходов государственного бюджета  Республики Казахстан от общей доли расходов по отдельным функциональным группам, то по направлениям финансирования социально-бытовой инфраструктуры она занимает преобладающее место, например:

- жилищно-коммунальное  хозяйство -100%;

- здравоохранение  - 86,1%;

- образование  - 84,0%;

- культура, спорт,  информационное пространство - 73,2%;

- транспорт и  связь - 62,8%.

Довольно значительны  объемы расходов по другим группам:

- финансирование  экономики в целом - 46,4%;

- управление (государственные  услуги общего характера) - 29,9%;

- общественный  порядок и безопасность - 23,4%.

Ускоренное экономическое  развитие будет достигнуто за счет роста производительности труда на 8,8 % ежегодно. К 2009 году темпы роста производительности труда превысят темпы роста реальной заработной платы.

В 2007-2009 годы для  обеспечения высоких темпов развития экономики будут созданы благоприятные  макроэкономические условия развития всех основных факторов роста экономики.

Правительством  определены следующие приоритеты расходов и кредитования:

1) в части  обеспечения национальной безопасности: выполнение обязательств Республики  Казахстан по обслуживанию и  погашению правительственного долга, направление средств на оборонные расходы в объеме не менее одного процента от прогнозного объема ВВП на 2009 год, а также направление средств на борьбу с терроризмом, наркоманией и наркобизнесом;

2) в части  социального развития: направление  средств на выплату пенсий и государственных социальных пособий; на информатизацию, учебники, подготовку кадров; централизованный закуп противодиабетических, противотуберкулезных препаратов и других необходимых медицинских препаратов.

3) в части  обеспечения экономического роста: направление средств на погашение кредиторской задолженности республиканского бюджета, по итогам предыдущих финансовых лет; на инвестиционные проекты; на сельскохозяйственные нужды.

4) в части  инфраструктуры, транспорта и связи  – направление средств на строительство и обеспечение функционирования автомобильных дорог;

5) в части  формирования профессионального  Правительства – направление  средств на административные  расходы центральных государственных  органов.

В сфере совершенствования  государственного бюджета Республики Казахстан и в целом бюджетной системы являются:

1) постепенный  переход к достижению сбалансированного  бюджета за счет ненефтяных  поступлений.

2) ужесточение  требований к разработке инвестиционных  проектов (программ).

3) соблюдения всеми участниками бюджетного процесса требований бюджетного законодательства.

Таким образом, государственный бюджет, объединяя  в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные  расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

 
 
 

Список использованных источников

 

1.  Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. М., 2002

2.  Общая теория финансов: Учебник /Л.А. Дробозина, Ю.Н. Константинова, Л.П. Оукена и др.; Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995 г.

3.  Булатов А.С. Экономика. М.: Бек. 2001.

4.  Долан Э. Дж. Микроэкономика, С.-Пб.: АО Санкт-Петербург оркестр, 2000

5.  Илларионов А. Экономическая политика в условиях открытой экономики со значительным сырьевым сектором / Вопросы экономики 2007 №4.

6.  Борисов Е.Ф. Экономическая теория М.: Финансы и статистика,1993

7.  Чепурин М.Н. Курс экономической теории. Киров: АСА. 1995

8.  Макроэкономика (Часть II) Учебно-методическое пособие ГАСБУ Москва 1994г.

9.  Курс экономической теории: учебник – 4-е издание доп. и перераб. – Киров: «АЕА», 1999

10. Камаев В.Д.  Экономика и бизнес. М.: изд-во  МГТУ. 2000

11. Мельников  В.Д. Основы финансов: Учебники  для вузов - Алматы. 2005.

12. Среднесрочная  фискальная политика Правительства  Республики Казахстан на 2008 –  2010 годы

13.Кемпбелл Р.  Макконнелл, Стэнли Л. Брю Экономикс  М., т.1,2, 1992

14.Национальное  Статистическое Агентство «Статистический  пресс-бюллетень», том 1-2, Алматы, 2008 г.

15. Официальный  сайт Министерства финансов Республики  Казахстан www.minfin.kz

16. Доклад Министра  финансов Республики Казахстан  Жамишева Б.Б.по итогам исполнения  бюджета за первое полугодие  2008 года и задачах на второе  полугодие /сайт Министерства финансов minfin.kz

17. Елубаева Ж.М.  Бюджетная система Республики  Казахстан: становление и перспективы  развития: Автореферат. дис. ...к. э.  н. Алматы, 2005.

18.Итоги социально-экономического  развития Республики Казахстан  за 1 полугодие 2008 года и задачи на 2 полугодие 2008 года, г. Астана, август, 2008 год

19.Отчёт Счетного  комитета об исполнении республиканского  бюджета за 2007 год (заключение  к отчету Правительства), Астана, 2008

20.Официальный  сайт Министерства экономики  и бюджетного планирования Республики Казахстан www.minplan.kz

21.Справка по  государственному, республиканскому  и местным бюджетам за 2003-2011 годы  Министерства финансов РК

 
 

Приложение

 

Исполнение доходов  государственного бюджета на 01.11.2008 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, тыс. тенге

 

Наименование платежа

Факт РБ на 1.11.2007 г.

План РБ на 01.11.2008 г.

Факт РБ на 01.11.2008 г.

Отклонение

темп роста,

в %

1

2

3

4

5

6

Налоговые поступления

1 261 650 577

1 638 245 156

1 653 975 577

15 730 421

131,1

Корпоративный подоходный налог

532 460 662

719 147 827

708 904 832

-10 242 995

133,1

Налог на добавленную  стоимость

525 231 385

600 304 573

559 698 119

-40 606 454

106,6

1) НДС на товары  внутреннего производства

148 661 033

155 382 634

149 166 612

-6 216 022

100,3

2) НДС на импортируемые  товары, всего

376 570 352

444 921 939

410 531 507

-34 390 432

109,0

Акцизы, всего

17 738 951

19 432 765

18 380 423

-1 052 342

103,6

1) Акцизы на товары  внутреннего производства, всего

380 748

623 063

1 355 591

732 528

356,0

2) Акцизы на импортируемые  товары

17 358 203

18 809 702

17 024 832

-1 784 870

98,1

Поступления за использование  природных и других ресурсов

53 900 515

47 566 906

51 110 363

3 543 457

94,8

Сборы

918 757

1 042 494

1 136 721

94 227

123,7

Налоги на международную торговлю и внешние операции

121 734 504

242 028 382

307 057 017

65 028 635

252,2

Прочие налоги

898 868

9 828

33 717

23 889

0,0

Государственная пошлина

8 766 936

8 712 381

7 599 260

-1 113 121

86,7

Неналоговые поступления

132 460 739

38 627 266

57 133 661

18 506 395

43,1

Поступления от продажи  основного капитала

7 222 407

7 788 016

6 222 845

-1 565 171

86,2

В С Е Г О доходы (3 категории)

1 401 333 723

1 684 660 438

1 717 332 083

32 671 645

123

Поступления трансфертов

391 572 278

543 153 970

541 035 127

-2 118 843

0

ИТОГО

1 792 906 002

2 227 814 408

2 258 367 210

30 552 802

126

Таможенные платежи  и налоги

515 663 059

705 760 023

734 613 356

28 853 333

142,5

 

Примечание: Источник –  Справка по государственному, республиканскому и местным бюджетам за 2003-2011 годы Министерства финансов РК

 
               

Информация о работе Государственный бюджет Казахстана: проблемы финансирования и использования