Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:01, курсовая работа
В работе будут освещены история государственного долга России, современные долговые обязательства, взятые нашей страной, методы управления государственным долгом, и все понятия, тесно переплетающиеся с этим вопросом.
Введение
Глава 1 : Государственный долг: структура и причины возникновения.
1.1 Сущность и виды государственного долга
1.2 Причины возникновения государственного долга
1.3 Причины долгового кризиса и стратегия управления государственной задолженностью
1.4 Социально-экономические последствия государственного долга
Глава 2: Влияние государственного долга на социально-экономическое развитие Российской Федерации
2.1 Структура государственного долга Российской Федерации
2.2 Управление государственным долгом Российской Федерации
2.3 Долг Российской Федерации на 2011 год ( приложение)
Заключение
Министерство образования и
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального
«Ижевский государственный технический университет»
Кафедра: «Экономическая теория»
Курсовая работа
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему «Государственный долг и его социально- экономические последствия»
Выполнил:
Научный руководитель:
Ижевск, 2011
Содержание :
Введение
Глава 1 : Государственный
долг: структура и причины
1.4 Социально-экономические последствия государственного долга
Глава 2: Влияние государственного долга на социально-экономическое развитие Российской Федерации
2.1 Структура государственного долга Российской Федерации
Заключение
Глава 1: Государственный долг: структура и причины возникновения.
1.1. Сущность и виды государственного долга.
Государственный долг образуется в результате осуществления государственными органами различных видов заимствований. Долг органов государственного управления органичным элементом в системе финансовых отношений, структуре активов и пассивов экономики. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ “ государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права”.
Долговые обязательства – это сложная категория, отличающаяся, во-первых, по объектам долговых отношений; во-вторых, по форме образования и обслуживания; в-третьих по срокам обязательств.
Основные формы долговых обязательств РФ (ст. 98 БК РФ) следующие: ---кредитные соглашения и договора;
-государственные ценные бумаги;
-договора о предоставлении гарантий РФ, договоров поручителей РФ;
-переоформление долговых обязательств третьих лиц в госдолг РФ;
-соглашения РФ о
пролонгации и
Увеличение госдолга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок.
В общей постановке в проблеме госдолга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика госдолга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.
Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике госдолг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, госдолг возрастает на этапах активного экономического роста, имея ввиду, что развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе и государственных.
Однако госдолг растет и в стагнирующей экономике, в которой спад в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования госдолга, что мы имеем в настоящее время в переходной экономике РФ.
Сложность объекта требует
выработки определенного
Основополагающим для всех классификаций долга является деление его на внутренний и внешний долг. В соответствии с рекомендациями МВФ внешним долгом считается государственная задолженность перед нерезидентами.
Данная ключевая классификация на практике дополняется еще рядом классификационных схем, к которым относятся: классификация долга по типу кредитора и по типу долгового обязательства. Классификация долга по типу кредитора имеет следующий вид:
-внутренний долг (органам кредитно-денежного регулирования, коммерческим банкам, другим членам государственного сектора, прочим финансовым учреждениям);
-внешний долг (международным организациям, органам управления зарубежных государств.
Классификация по типу долгового обязательства имеет следующий вид: долгосрочные облигации, краткосрочные облигации, векселя, долгосрочные ссуды, не отнесенные к другим категориям, краткосрочные ссуды и векселя, не отнесенные к другим категориям.
В категорию «госдолг» включаются все признанные долги РФ. Погашение накопленного долга может происходить различными способами: денежными выплатами, обменом долгового обязательства на налоговые освобождения, отказом от уплаты, аннулированием задолженности кредиторов, принятием задолженности другим органом.
Госдолг оценивается по номинальной стоимости, так как он представляет сумму непогашенных обязательств, выплачиваемую при наступлении срока выплаты. Долг - это состояние (запас), а не движение (поток).
Величина госдолга зависит от динамики обменного курса. Если в период между датами определения величин задолженности обменный курс изменился, то переоценка суммы внешнего долга, выраженного в иностранной валюте, в рубли служит одним из факторов изменения общей величины госдолга.
Структурно госдолг складывается из двух частей: основной долг и непогашенный долг, включающий кроме основного еще и проценты на долговые суммы. К этому надо добавить, что госдолг - это не только долг непосредственно самого государства, но еще и заимствования внебюджетных фондов всех уровней государственного управления.
Необходимо также учитывать и федерально-региональную структуру госдолга. На практике различают госдолг, образовавшийся в результате бюджетной задолженности федерального правительства. Собственно этот долг и фигурирует во всех оценках ситуации государственного заимствования. Но более правильно было бы говорить о консолидированном госдолге РФ.
Что касается реальных заимствований РФ, то можно их классифицировать следующим образом: рыночные долговые обязательства в виде эмиссионных ЦБ, нерыночные обязательства, связанные с исполнением федерального бюджета и выпущенные для финансирования образовавшейся задолженности.
Основным различием данных двух групп является, во-первых, то, что первые из них имеют определенную программную форму, закладываются в бюджетные проектировки на ряд лет, а, во-вторых, связаны с необходимостью решения текущих оперативных бюджетных проблем.
Число видов (статей) госдолга не является стабильным и имеет тенденцию к увеличению, в основном это происходит за счет нерыночных инструментов.
Информация о работе Государственный долг и его социально- экономические последствия