Государственный долг и его социально- экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

В работе будут освещены история государственного долга России, современные долговые обязательства, взятые нашей страной, методы управления государственным долгом, и все понятия, тесно переплетающиеся с этим вопросом.

Содержание работы

Введение
Глава 1 : Государственный долг: структура и причины возникновения.
1.1 Сущность и виды государственного долга
1.2 Причины возникновения государственного долга
1.3 Причины долгового кризиса и стратегия управления государственной задолженностью
1.4 Социально-экономические последствия государственного долга
Глава 2: Влияние государственного долга на социально-экономическое развитие Российской Федерации
2.1 Структура государственного долга Российской Федерации
2.2 Управление государственным долгом Российской Федерации
2.3 Долг Российской Федерации на 2011 год ( приложение)
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая по экономической теории.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)


           Министерство образования и науки  Российской Федерации

                           Государственное образовательное учреждение

                       высшего профессионального образования 

 «Ижевский государственный  технический университет»

Кафедра: «Экономическая теория»

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему «Государственный долг и его социально- экономические последствия»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                               студент гр.(2-52-1)

                                                                                   Вазиева Э.Х. 

 

                                                              

 

Научный руководитель:                                          стар. преп.

                                                                                    Чуракова Е. Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск, 2011

 

 

Содержание :

 

Введение

Глава 1 : Государственный  долг: структура и причины возникновения.

    1. Сущность и виды государственного долга
    2. Причины возникновения государственного долга
    3. Причины долгового кризиса и стратегия управления государственной     задолженностью

1.4 Социально-экономические последствия государственного долга

Глава 2: Влияние государственного долга на социально-экономическое  развитие Российской Федерации

2.1 Структура государственного долга Российской Федерации

    1.     Управление государственным долгом Российской Федерации
    2. Долг Российской Федерации на 2011 год ( приложение)

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Единой научно-теоретической  платформы по проблеме государственного долга, приемлемой для всех стран, к настоящему времени не сложилось. Политика в области государственных заимствований, управления суверенными долгами для большинства стран является важной составляющей государственной финансовой политики. От ее эффективности зависят международный имидж государства, отношение политиков, инвесторов, потенциальных партнеров по совместным крупным международным бизнес - проектам, международных финансовых организаций, а также международный суверенный рейтинг.

Всеобщими причинами  образования государственного долга  принято считать: войны, стихийные бедствия, государственное предпринимательство, рост иностранных капиталов, социальную политику государства. Военное происхождение госдолгов известно испокон веков. Война и приготовления к войне, содержание армии в связи с ростом ее размера и совершенствованием вооружения требуют таких расходов, которые не позволяют покрыть их за счет текущих бюджетных доходов.

Со становлением рыночных отношений государство превращается в хозяйствующий субъект. На смену насильственным рычагам привлечения средств (увеличению налогов) приходит использование кредита. Власть создает государственные предприятия в отраслях, которые недоступны и непривлекательны для частного предпринимателя (из-за долгих сроков окупаемости инвестиций) или социально значимы. Возникает необходимость заимствований для их финансирования.

Внешний долг возникает и при переливе капитала из одной страны в другую. Капитал  стремится туда, где устойчивы  прибыли, ниже риски инвестиций. Речь идет о выпусках внешних ценных бумаг государства для нерезидентов. Для иностранных инвесторов такие вложения менее рискованны, чем приобретение корпоративных ценных бумаг. Но риск присутствует всегда.

Социальная  политика государства связана с его дополнительными расходами. Социально-экономические преобразования, реформы государственного управления, экономического, политического устройства являются дорогостоящими. Для их реализации государство вынуждено осуществлять заимствования. Для долговой политики России характерно сочетание внешних и внутренних заимствований. Основными формами внутренних заимствований были выпуск облигаций, бумажных ассигнаций, эмиссия процентных кредитных, доходных банковских билетов государственными банками.

 Целью данной курсовой работы посвящено государственному  долгу. Ведь  это одна из наиболее актуальных проблем Российской Федерации. В данной работе я рассмотрела различные взгляды на проблемы государственного долга, определил ситуацию с долговыми обязательствами России. Я использовала как российские, так и зарубежные источники информации, что помогло наиболее реально осветить данную проблему. В работе будут освещены история государственного долга России, современные долговые обязательства, взятые нашей страной, методы управления государственным долгом, и все понятия, тесно переплетающиеся с этим вопросом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Государственный долг: структура и причины возникновения.

1.1. Сущность и виды государственного долга.

Государственный долг образуется в результате осуществления государственными органами различных видов заимствований. Долг органов государственного управления органичным элементом в системе финансовых отношений, структуре активов и пассивов экономики. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ “ государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права”.

Долговые обязательства  – это сложная категория, отличающаяся, во-первых, по объектам долговых отношений; во-вторых, по форме образования и обслуживания; в-третьих по срокам обязательств.

Основные формы долговых обязательств РФ (ст. 98 БК РФ) следующие: ---кредитные соглашения и договора;

-государственные ценные бумаги;

-договора о предоставлении  гарантий РФ, договоров поручителей  РФ;

-переоформление долговых  обязательств третьих лиц в  госдолг РФ;

-соглашения РФ о  пролонгации и реструктуризации  долговых обязательств. Во временном разрезе выделяют: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (до 30 лет) обязательства.

Увеличение госдолга происходит в результате капитализации  процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок.

В общей постановке в  проблеме госдолга можно выделить следующие  основные аспекты: структура и динамика госдолга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.

Очевидно, что государство  может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах  и условиях. Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике госдолг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, госдолг возрастает на этапах активного экономического роста, имея ввиду, что развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе и государственных.

Однако госдолг растет и в стагнирующей экономике, в  которой спад в течение длительного  времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В  этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования госдолга, что мы имеем в настоящее время в переходной экономике РФ.

Сложность объекта требует  выработки определенного подхода  к классификации состава долга, при этом возможно использование двух подходов: во-первых, использование бюджетной классификации и, во-вторых, использование укрупненных  долговых статей, близких по функциональному назначению.

Основополагающим для  всех классификаций долга является деление его на внутренний и внешний  долг. В соответствии с рекомендациями МВФ внешним долгом считается государственная задолженность перед нерезидентами.

Данная ключевая классификация  на практике дополняется еще рядом  классификационных схем, к которым  относятся: классификация долга  по типу кредитора и по типу долгового обязательства. Классификация долга по типу кредитора имеет следующий вид:

-внутренний долг (органам кредитно-денежного регулирования, коммерческим банкам, другим членам государственного сектора, прочим финансовым учреждениям);

-внешний долг (международным  организациям, органам управления зарубежных государств.

Классификация по типу долгового  обязательства имеет следующий  вид: долгосрочные облигации, краткосрочные  облигации, векселя, долгосрочные ссуды, не отнесенные к другим категориям, краткосрочные ссуды и векселя, не отнесенные к другим категориям.

В категорию «госдолг»  включаются все признанные долги  РФ. Погашение накопленного долга может происходить различными способами: денежными выплатами, обменом долгового обязательства на налоговые освобождения, отказом от уплаты, аннулированием задолженности кредиторов, принятием задолженности другим органом.

Госдолг оценивается  по номинальной стоимости, так как  он представляет  сумму непогашенных обязательств, выплачиваемую при наступлении срока выплаты. Долг - это состояние (запас), а не движение (поток).

Величина госдолга зависит  от динамики обменного курса. Если в  период между датами определения величин задолженности обменный курс изменился, то переоценка суммы внешнего долга, выраженного в иностранной валюте, в рубли служит одним из факторов изменения общей величины госдолга.

Структурно госдолг  складывается из двух частей: основной долг и непогашенный долг, включающий кроме основного еще и проценты на долговые суммы. К этому надо добавить, что госдолг - это не только  долг непосредственно самого государства, но еще и заимствования внебюджетных фондов всех уровней государственного управления.

Необходимо также учитывать  и федерально-региональную структуру  госдолга. На практике различают госдолг, образовавшийся в результате бюджетной задолженности федерального правительства. Собственно этот долг и фигурирует во всех оценках ситуации государственного заимствования. Но более правильно было бы говорить о консолидированном госдолге РФ.

Что касается реальных заимствований  РФ, то можно их классифицировать следующим образом: рыночные долговые обязательства в виде эмиссионных ЦБ, нерыночные обязательства, связанные с исполнением федерального бюджета и выпущенные для финансирования образовавшейся задолженности.

Основным различием  данных двух групп является, во-первых, то, что первые из них имеют определенную программную форму, закладываются в бюджетные проектировки на ряд лет, а, во-вторых, связаны с необходимостью решения текущих оперативных бюджетных проблем.

Число видов (статей) госдолга не является стабильным и имеет тенденцию к увеличению, в основном это происходит за счет нерыночных инструментов.

1.2. Причины возникновения бюджетного дефицита и увеличения государственного долга

Бюджетный дефицит представляет собой систему  экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами. Такие дополнительные доходы образуются главным образом в результате эмиссии денег, выпуска государственных ценных бумаг, осуществления внутренних и внешних займов.

Отсутствие  положительного бюджетного сальдо не следует связывать исключительно с чрезвычайными обстоятельствами. Дефицит может быть обусловлен государственным регулированием экономики и отражать намерения правительства осуществлять крупные государственные вложение в развитие отраслей хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства. Однако чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д.

В исключительных случаях превышение расходов над доходами становиться результатом чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и прочее), когда средств и резервов бюджетного фонда недостаточно и приходиться изыскивать дополнительные источники финансирования чрезвычайных расходов.

Таким образом, в конечном итоге дефицит  бюджета является следствием:

· Чрезмерных государственных расходов;

· Ограниченности финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы (сознательное сокращение налогов в целях стимулирования деятельности субъектов хозяйствования лили из-за низкой собираемости доходов);

· Циклических спадов в экономике.

Вынужденный дефицит является следствием сокращения объемов ВВП и соответственно ограниченности финансовых ресурсов страны. Примером вынужденного бюджетного дефицита является циклический бюджетный дефицит.

Информация о работе Государственный долг и его социально- экономические последствия