Государственный долг и его социально- экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

В работе будут освещены история государственного долга России, современные долговые обязательства, взятые нашей страной, методы управления государственным долгом, и все понятия, тесно переплетающиеся с этим вопросом.

Содержание работы

Введение
Глава 1 : Государственный долг: структура и причины возникновения.
1.1 Сущность и виды государственного долга
1.2 Причины возникновения государственного долга
1.3 Причины долгового кризиса и стратегия управления государственной задолженностью
1.4 Социально-экономические последствия государственного долга
Глава 2: Влияние государственного долга на социально-экономическое развитие Российской Федерации
2.1 Структура государственного долга Российской Федерации
2.2 Управление государственным долгом Российской Федерации
2.3 Долг Российской Федерации на 2011 год ( приложение)
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая по экономической теории.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

1) Всегда есть опасность  того, что с помощью внутреннего  долга будет осуществляться финансирование бюджета.

2) Для проведения эффективной  политики внутреннего заимствования должны быть сформулированы жесткие ограничения по использованию привлеченных средств. Эти вопросы регулируются в соответствии с внутренним законодательством страны (государство действует по своему усмотрению). Но данные вопросы должны регулироваться в соответствии с международным законодательством.

3) Существует целый  ряд механизмов, с помощью которых  рост госдолга оказывает влияние  на уровень инфляции.Курс на  внутренние заимствования сегодня  сомнителен и преждевременен.Анализ  динамики и структуры внешнего государственного долга Российской Федерации.Размер госдолга в абсолютном выражении не дает полного представления о состоянии экономики и платежеспособности страны. Для оценки способности страны-дебитора выполнять обязательства по погашению и обслуживанию накопленного объема госдолга мировая практика выработала долговые показатели (коэффициенты). Одним из критериев оценки долговой устойчивости является анализ объема ресурсов, которыми располагает страна должник, т. е. размер и темпы роста ВВП в сопоставлении с государственным долгом. Этот показатель позволяет оценить уровень долговой нагрузки на экономику страны и отражает ее потенциальные возможности переориентировать национальное производство на экспорт в целях получения иностранной валюты и обеспечения способности погасить внешний долг. Чем выше данный показатель, тем большую долю доходов от реализации произведенного продукта государство вынуждено направлять не на внутреннее развитие, а на выполнение долговых обязательств перед внешними кредиторами. Если накопленный долг превышает объем средств, который в средне- и долгосрочной перспективе страна-дебитор может направить на выполнение долговых обязательств, возникает ситуация "долгового навеса". Условной границей начала такого опасного состояния внешнего долга принято считать превышение объемом долга 50% объема ВВП. Подобное положение было характерно для экономики Российской Федерации с начала 1990-х гг. и вплоть до 2001г. За последние годы объем государственного долга, его удельный вес в объеме ВВП имеет устойчивую тенденцию к снижению. Если в 2002г. объем внешних заимствований составлял 35,88% в объеме ВВП, то в 2005г. - 14,19%.Вместе с тем в структуре госдолга России при некотором снижении внешней задолженности наблюдается рост внутренних и "новых" внешних долговых обязательств. С экономической точки зрения это свидетельствует о начале реализации стратегической концепции в области госдолга, суть которой заключается в постепенном стирании разделения долговых обязательств на внешние и внутренние.

Поскольку внешняя  задолженность фиксируется, погашается и обслуживается в иностранной валюте, то важным показателем платежеспособности страны наряду с объемом и темпами роста ВВП является экспорт товаров и услуг. Коэффициент "внешний долг/экспорт" является индикатором состояния долга, отражающим имеющиеся возможности страны погасить его накопленный объем. Чем более развит экспортный сектор национальной экономики, тем больше у дебитора возможностей выполнять имеющиеся долговые обязательства перед внешними кредиторами и, соответственно, меньше значение данного показателя. Страны делятся на три группы: с высоким, средним и низким уровнем внешней задолженности. К I группе - страны, у которых первый показатель выше 80% или второй превышает 220%. Для II - колеблются в интервале соответственно между 80 и 48%, 220 и 132%. А третья - страны с небольшим объемом задолженности - менее 48 и 132% соответственно.

Валютная  составляющая госдолга для бюджетной  системы страны наиболее опасна, так  как продолжающаяся девальвация национальной валюты неизбежно ведет к удорожанию самого долга и его обслуживания. В 2000г. удельный вес внешнего госдолга РФ в объеме ВВП и экспорта составлял соответственно 57,3 и 140,7%. Эти показатели по критериям Всемирного банка соответствовали странам с высоким уровнем внешней задолженности. В 2005 году Россия перешла к странам с низким уровнем внешнего долга.

Государственный внешний долг РФ (включая обязательства  бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) складывается из:

· задолженности  странам - участницам Парижского клуба;

· задолженности  странам, не вошедшим в Парижский  клуб;

· задолженности  по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм;

· задолженности  перед международными финансовыми  Организациями;

· задолженности  бывшим странам СЭВ;

· еврооблигационных займов;

· ОВГВЗ (облигации  внутреннего государственного валютного  займа)

· кредитов Центрального Банка России.

Внешняя задолженность  РФ в части международных финансовых организаций включает в себя государственные долговые обязательства перед следующими организациями:

· Международный  валютный фонд (МВФ);

· Международный  банк реконструкции и развития (МБРР);

· Европейский  банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Данные организации  относятся к специализированным учреждениям ООН. Они были созданы в 1944 году. Россия вступила в Международный валютный фонд и Всемирный банк в 1992 году.

2. 2. Управление государственным долгом Российской Федерации.

В основу управления государственным  долгом положены следующие принципы:

- безусловность - обеспечение  точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

- единство учета - учет  в процессе управления государственным  долгом всех видов ценных бумаг,  эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;

- единство долговой  политики - обеспечение единого подхода  в политике управления государственным  долгом со стороны федерального  центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;

- согласованность - обеспечение  максимально возможной гармонизации  интересов кредиторов и государства-заемщика;

- снижение рисков выполнение  всех необходимых действий, позволяющих  снизить как риски кредитора,  так и риски инвестора;

- оптимальность - создание  такой структуры государственных  займов, чтобы выполнение обязательств  по ним было сопряжено с  минимальным риском, а также оказывало  наименьшее отрицательное влияние  на экономику страны;

- гласность - предоставление  достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

Управление государственным  долгом, как и всякое управление, имеет четыре составляющие: прогнозирование, планирование, анализ и контроль. Однако эти функции управления могут быть конкретизированы применительно к государственному долгу. Понятие управления государственным долгом может рассматриваться в широком и узком смысле.

Управление государственным  в широком смысле предполагает:

- формирование политики  в отношении государственного долга;

- определение основных  показателей и предельных значений  государственной задолженности;

- определение основных  направлений воздействия на микро-  и макроэкономические показатели;

- определение приоритетных  направлений использования привлеченных ресурсов и т.д.

Политика в отношении  государственного долга и его  верхний предел определяются законодательными органами власти, а оперативное управление им осуществляет исполнительная власть.

Управление государственным  долгом осуществляется посредством следующих методов:

- рефинансирование - погашение  части государственного долга  за вновь привлеченных средств;

- конверсия - изменение  доходности займа;

- консолидация - превращение  части имеющейся задолженности  в новую с более длительным  сроком погашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;

-новация - соглашения  между государством-заемщиком и кредиторами по замене обстояте6льств в рамках одного и того же кредитного договора;

- унификация - решение  государства об объединении нескольких  ранее выпущенных займов;

- отсрочка - консолидация  при одновременном отказе государства  от выплаты дохода по займам;

- дефолт - отказ государства  от уплаты государственного долга.

Основные задачи по управлению государственным долгом

· сокращение объемов  внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;

· оптимизация структуры  внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;

· оптимизация графика  платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;

· рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований  без существенного ухудшения  структуры долга по срокам платежей;

· повышение эффективности  использования заемных средств.

Существует необходимость  законодательного реформирования системы  управления госдолгом Российской Федерации  и первоочередного проведения необходимых  мероприятий, к которым можно  отнести:

· разработку и принятие Федерального закона о внесении в Бюджетный кодекс Российской Федерации по внесению поправок в части, касающейся вопросов управления государственным долгом;

· разработку и принятие федерального закона о государственном  долге Российской Федерации;

· разработку и утверждение  нормативных документов, регламентирующих деятельность Внешэкономбанка в  качестве агента по обслуживанию государственного внешнего долга и государственных внешних финансовых активов;

· создание единой базы данных по государственному долгу Российской Федерации;

· разработку и утверждение  единого порядка ведения Государственной  долговой книги Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальной долговой книги;

· разработку критериев  и механизмов оценки эффективности заемной и долговой политики.

2.3 Календарь предстоящих  платежей по внутреннему долгу 

Платежи по внутреннему долгу Российской Федерации в апреле 2011 года

 

 

Платежи по внутреннему  долгу Российской Федерации в  апреле 2011 года 

по состоянию на 28.03.2011

Дата выплат по платежному графику

Код выпуска (купона)

Тип бумаги

Ассигнования на

погашение 

Расходы на обслуживание

Итого

     

млн. рублей

млн. рублей

млн. рублей

06.04.11

25066 (7 к)

ОФЗ-ПД

 

1 052,000

1 052,000

13.04.11

26199 (17 к)

ОФЗ-ПД

 

669,240

669,240

20.04.11

25064 (9 к)

ОФЗ-ПД

 

1 335,150

1 335,150

20.04.11

25067 (7 к)

ОФЗ-ПД

 

1 267,650

1 267,650

20.04.11

26200 (13 к)

ОФЗ-ПД

 

760,500

760,500

20.04.11

26201 (11 к)

ОФЗ-ПД

 

767,510

767,510

28.04.11

39004 (5 к)

ГСО-ФПС

 

398,880

398,880

Итого:

   

0,000

6 250,930

6 250,930


 

Минфин РФ: Государственный внешний долг РФ за 2010г. вырос на 6%, за январь 2011г. снизился на 0,4%.

РБК 24.03.2011 20:11

Государственный внешний  долг РФ на 1 января 2011г. составил 39 млрд 953,4 млн долл., или 30 млрд 190 млн евро, что на 6% больше, чем на начало 2010г. Такие данные приводятся в материалах Министерства финансов РФ. За январь 2011г. внешний госдолг снизился на 0,4% и на 1 февраля 2011г. составил 39 млрд 798,3 млн долл. (29 млрд евро).

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации, за 2010г. уменьшилась на 22% - до 779,2 млн долл. (588,8 млн евро), за январь 2011г. - на 3,5% - до 751,8 млн долл. (548,7 млн евро) на 1 февраля 2011г. Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба на 1 января с.г. составила 1 млрд 721 млн долл. (1 млрд 300,4 млн евро), что на 5,5% меньше, чем на начало 2010г. По состоянию на 1 февраля 2011г. указанная задолженность составила 1 млрд 719,3 млн долл. (1 млрд 254,9 млн евро).

Коммерческая задолженность  бывшего СССР на 1 февраля 2011г. составила 55,7 млн долл. (40,6 млн евро). За 2010г. указанная задолженность сократилась в 15 раз, за январь 2011г. - практически не изменилась.

Задолженность перед  официальными кредиторами - бывшими  странами - участниками Совета экономической  взаимопомощи сократилась за 2010г. на 14,6%, составив на 1 января 2011г. 1 млрд 109,9 млн долл. (838,7 млн евро). За январь 2011г. этот показатель изменился незначительно и составил на 1 февраля 2011г. 1 млрд 107 млн долл.

Задолженность перед  международными финансовыми организациями  за 2010г. уменьшилась на 17% и составила  на 1 января 2011г. 3 млрд 142,8 млн долл. (2 млрд 374,8 млн евро). За январь 2011г. указанная задолженность уменьшилась на 1,2% и составила на 1 февраля 2011г. 3 млрд 105,5 млн долл. Задолженность по гарантиям РФ в иностранной валюте на 1 февраля 2011г. составила 827,6 млн долл. (604 млн евро).

Задолженность по еврооблигациям РФ за 2010г. увеличилась на 16% - до 30 млрд 456,5 млн долл. (23 млрд 13,8 млн евро). За январь 2011г. указанная задолженность не изменилась.Ранее сообщалось, что внешний долг РФ, включающий долги государственных органов, банков и компаний РФ, по предварительной оценке Банка России, на 1 января 2011г. составил 482 млрд 976 млн долл., увеличившись на 3,4% по сравнению с показателем на аналогичную дату 2010г. При этом долговые обязательства органов государственного управления за 2010г. выросли на 10% и на 1 января 2011г. составили 34,4 млрд долл. Долговые обязательства органов денежно-кредитного регулирования за отчетный период снизились на 15% и составили 12,39 млрд долл.    PPKJIU

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

С самого начала экономических  реформ государство имело устойчивую склонность тратить средств больше, чем оно в реальности располагало. Если тратится больше, чем имеется, то непременно должен быть источник, откуда черпается недостающее. Поначалу в соответствии с привычками недавнего советского прошлого припадали к печатному станку. Ценой этому была кратная годовая инфляция и в итоге "черный вторник" октября 1994 г., заставивший, наконец, осознать ядовитую сущность эмиссионного родника. Из других источников природа могла предложить только один - брать в долг. После "дефолта"1998 года, тяжелое финансовое положение страны и невозможность в срок выполнять свои обязательства привели к неспособности государства выплачивать долги. Дальнейший рост основного долга обуславливался неспособностью выплачивать как основную сумму долга, так и нарастанием долга уже по процентам.

Информация о работе Государственный долг и его социально- экономические последствия