Государственный долг США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность тематики исследования внешнего долга США обусловлена значимостью экономики США как крупнейшей экономики мира – от состояния и, в особенности, от кризисов которой очень многое зависит в экономических системах других стран, в том числе и в России.
Кроме того, значимость тематики настоящей работы заключается в том, что США имеет большой опыт управления государственным долгом – этот опыт может пригодиться

Содержание работы

Введение 3
1. Государственный долг: структура, формирование и современное состояние 4
1.1. Экономическая теория государственного долга 4
1.2. Дефицит государственного бюджета 7
1.3. Современное состояние государственного долга США 11
2. Государственное регулирование внешнего долга США 16
2.1. Государственные программы 16
2.2. Управление долгом 21
3. Путь погашения задолженности США 25
3.1. Международный опыт регулирования государственных и долговых обязательств 25
3.2. Поддержка объема госдолга на экономически безопасном уровне 26
3.3. Методы решения проблемы 29
Заключение 33
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

Государственный долг США - особенности формирования, динамика и перспективы погашения.doc

— 331.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

 

 

Введение

Актуальность тематики исследования внешнего долга США  обусловлена значимостью экономики  США как крупнейшей экономики  мира – от состояния и, в особенности, от кризисов которой очень многое зависит в экономических системах других стран, в том числе и в России.

Кроме того, значимость тематики настоящей работы заключается в том, что США имеет большой опыт управления государственным долгом – этот опыт может пригодиться относительно молодой рыночной экономике России.

Целью настоящей работы является описание перспектив управления государственным долгом США исходя из анализа современного его состояния и особенностей управления.

Объектом исследования в настоящей работе является государственный  долг США; предметом исследования –  перспективы погашения государственного долга США.

Задачами работы являются:

    1. описать теоретические основы управления государственным долгом;
    2. выявить особенности государственного долга как экономического явления;
    3. выявить тенденции в динамике государственного долга США;
    4. описать особенности финансовой системы США в плане управления государственным долгом;
    5. собственно спрогнозировать перспективы погашения государственного долга США

Методы исследования, применяемые в данной работе, являются: анализ и обобщение литературы по теме исследования; анализ статистических данных по динамике государственного долга США; выявление перспектив управления госдолгом США.

 

1. Государственный долг: структура, формирование и современное состояние

1.1. Экономическая теория государственного  долга

Государственный долг - это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок1.

Теория государственного долга неразрывно связана с теорией  государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими при рассмотрении государственного долга.

Бюджетный дефицит –  это превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Большинство  правительств как развитых, так и  развивающихся стран не могут покрыть доходами своих расходы, сводя госбюджет с дефицитом. Поэтому важен вопрос о допустимом размере дефицита, о его воздействии на экономику в краткосрочном и долгосрочном периоде и о способах его финансирования.

Государственный долг является непосредственным итогом дефицитов бюджета и представляет  собой  сумму  накопленных  за  определенный  период  времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время  положительных  сальдо бюджета.

С позиции кредитных  отношений, государственный долг – это величина задолженности государства всем своим кредиторам. Государственный долг является характеристикой результативности всех совершенных государственных кредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. Однако для отражения реальной экономической ситуации чаще используют относительные величины, в частности, отношение государственного долга к объему ВВП. Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла. Такая политика направлена на сглаживание колебаний экономики и преодоление негативных последствий спадов.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 – Образование  государственного долга

 

Что является наиболее предпочтительным в покрытии инфляционных кризисных  отрывов – правительственные  расходы или налоги? В значительной степени этот вопрос решается по-разному, в зависимости от взглядов и величины государственного сектора. Те экономисты, которые считают, что государственный сектор должен быть расширен для того, чтобы компенсировать различные погрешности рыночной системы, могут рекомендовать расширение совокупных расходов в период спада за счет роста государственных закупок и ограничение совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов. И наоборот, экономисты, считающие, что государственный сектор излишне раздут и неэффективен, могут выступать за рост совокупных расходов в период спада за счет сокращения налогов, и в период роста инфляции предлагать сокращение совокупных расходов за счет сокращения государственных расходов. Важно отметить, что активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор2.

 

Рис. 2- Фискальная политика

 

Причинами возникновения  государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. В периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.

Еще один источник государственного долга – упомянутые выше политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, к увеличению бюджетного дефицита.

В определении размеров государственного долга существуют различные подходы. Наиболее реалистичным считается определение доли государственного долга к ВНП или к экспорту. Можно утверждать, что богатая нация имеет большую возможность выдерживать государственный долг значительных размеров по сравнению с бедной нацией3.

Многие экономисты считают, что основная тяжесть долга состоит  в необходимости ежегодно отчислять процентные платежи, возникающие как результат государственного долга. При достижении определенного уровня платежей по обслуживанию государственного долга по отношению к ВНП, государство теряет возможность дальнейшего экономического роста. Особенно важно соотношение между иностранными и внутренними кредиторами правительства.

 

1.2. Дефицит государственного бюджета

Дефицит, заложенный в  структуру доходов и расходов при формировании бюджета, называется структурным. Однако реальный дефицит может оказаться больше структурного. Основной причиной этого в странах с рыночной экономикой является спад производства. Он приводит, с одной стороны, к сокращению доходов предпринимателей, населения, что уменьшает налоговые поступления в казну, а с другой - к росту выплат по безработице и другим социальным программам, что увеличивает расходы государства.  Разность между реальным и структурным дефицитом называется  циклическим дефицитом бюджета. Если же реально наблюдаемый дефицит бюджета меньше структурного, разница между структурным и реальным дефицитом называется циклическим излишком4.

Уровень дефицита государственного бюджета определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета  по расходам или к объему ВНП. Нужно  помнить, что дефицит бюджета считается естественным явлением для экономики, если его уровень не превышает 2-3 % от ВНП. Можно сделать вывод, что основными последствиям большого бюджетного дефицита являются рост государственного долга, налогов, инфляция, поглощение инвестиционного капитала, уменьшение покупательной способности спроса, снижение уровня жизни населения и обострение социальной напряженности.

 

Рис.3- Бюджетный дефицит  и государственный долг.

 

Бюджетный дефицит - это сумма, на которую ежегодные расходы бюджета превосходят его доходы. Существуют следующие основные виды бюджетных дефицитов, такие как:

      • Циклический дефицит госбюджета – результат действия встроенных стабилизаторов.
      • Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.
      • Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию госдолга.
      • Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.
      • Квазифискальный дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета, обусловленный, квазифискальной деятельностью государства.  

Остановимся подробнее  на понятии и видах бюджетного дефицита.

Дефицит бюджета обусловлен разными причинами. В одних случаях  государство может сознательно идти на увеличение дефицита бюджета. В частности, в целях стимулирования экономической активности и совокупного спроса в период спада производства правительство может принять специальные решения, направленные на увеличение уровня занятости (например, финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или существенно снизить налоги. В итоге увеличиваются расходы бюджета или снижаются его доходы, возникает дефицит. Но этот дефицит сознательно создан государством. Такой дефицит называется структурным дефицитом.

В отличие от структурного циклический дефицит в меньшей степени зависит от сознательной бюджетно-налоговой политики государства. Он обусловлен общим спадом производства, который происходит на стадии кризиса и является результатом циклического развития экономики. В условиях спада производства снижаются налоги, доходы государства, а значит, возникает дефицит.

Выделяют также активный и пассивный дефициты. Активный дефицит возникает в результате превышения расходов над доходами, а пассивный — в результате снижения налоговых ставок и прочих поступлений, что является следствием замедления темпов экономического роста, недоплат и т.п5.

Причин бюджетного дефицита может быть много:

    • спад общественного производства;
    • рост предельных издержек общественного производства;
    • массовый выпуск “пустых” денег;
    • неоправданно “раздутые” социальные программы;
    • возросшие затраты на финансирование ВПК;
    • крупномасштабный оборот “теневого” капитала;
    • огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, пока не поддающееся общественному учету.

Бюджетный дефицит относится  к так называемым отрицательным  экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию.

Бюджетный дефицит и государственный  долг тесно взаимосвязаны.  Ежегодный  дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга, либо путем эмиссии денег. Даже бездефицитный государственный бюджет не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг. Поэтому к дефициту государственного бюджета следует подходить очень внимательно.

Основными причинами устойчивых бюджетных  дефицитов и увеличения государственного долга являются:

      • увеличение государственных расходов в военное время, при различного рода стихийных бедствиях или в периоды других социальных конфликтов. Долговое финансирование бюджетного дефицита позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное напряжение, избежав увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения;
      • циклические спады и «встроенные стабилизаторы» экономики;
      • дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики.
      • дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность ее финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае дефицит – явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер, но соответствующих политических решений.
      • сокращение налогов в целях стимулирования экономики;
      • усиление влияния политического бизнес-цикла в последние годы, связанное с проведением «популярной» макроэкономической политики увеличения государственных расходов и снижения налогов перед очередными выборами;
      • повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в результате: увеличения государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (преимущественно в тех странах, где возрастает доля пожилого населения); увеличения государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодого населения).

1.3. Современное состояние государственного  долга США

Вот краткая динамика изменения размера внешнего государственного долга Соединенных Штатов Америки.

Внешний долг США на 1989 год составлял 2,7 трлн. долларов, в 2001году - 5,7 трлн.долларов. По состоянию на 31 декабря 2009 года внешний долг США брутто составлял 13 триллионов долларов. По состоянию на 16 января 2011 года, долг составил 14 триллионов долларов. По состоянию на 30 декабря 2011 года, долг составил 15 триллионов долларов, что является мировым рекордом в абсолютном выражении6.

Согласно отчету казначейства США о странах-владельцах казначейских облигаций Основными странами-кредиторами  являются Китай и Япония. Китай за счет более чем двукратного превышения объёма экспорта над объёмом импорта в торговом балансе с США (около 233 млрд. долл. в 2006 году) получает большой объём долларовых платежей, который накапливает в золото-валютных резервах (ЗВР).

Информация о работе Государственный долг США