Государственный долг США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность тематики исследования внешнего долга США обусловлена значимостью экономики США как крупнейшей экономики мира – от состояния и, в особенности, от кризисов которой очень многое зависит в экономических системах других стран, в том числе и в России.
Кроме того, значимость тематики настоящей работы заключается в том, что США имеет большой опыт управления государственным долгом – этот опыт может пригодиться

Содержание работы

Введение 3
1. Государственный долг: структура, формирование и современное состояние 4
1.1. Экономическая теория государственного долга 4
1.2. Дефицит государственного бюджета 7
1.3. Современное состояние государственного долга США 11
2. Государственное регулирование внешнего долга США 16
2.1. Государственные программы 16
2.2. Управление долгом 21
3. Путь погашения задолженности США 25
3.1. Международный опыт регулирования государственных и долговых обязательств 25
3.2. Поддержка объема госдолга на экономически безопасном уровне 26
3.3. Методы решения проблемы 29
Заключение 33
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

Государственный долг США - особенности формирования, динамика и перспективы погашения.doc

— 331.50 Кб (Скачать файл)

Поскольку большая часть поступивших в ЗВР долларовых средств не расходуется, а переводится в казначейские облигации США это приводит к значительному росту ЗВР Китая (+43%, до 1,5 трлн долл. за 2007 год) и Японии.

 

Рис. 4- Кедиторы Сша. ЗВР  Японии и Китая.

 

Однако в последнее время, из-за напряженности в политической обстановке, возникшей между США и Китаем, последний, для диверсификации своих валютных вкладов в декабре 2009 г. продал пакет государственных казначейских облигаций США на сумму 34,2 млрд. долл. В результате ведущим держателем американских долговых расписок стала Япония.

Россия занимает восьмое  место в рейтинге держателей государственного долга США. На 1 июля 2009 года доля американского  государственного долга перед Россией  составляла 118.0 млрд долларов, или 3,8 % от общего объема.

О финансовых «пузырях», как причине современного экономического кризиса сказано на различных  уровнях много разных слов. Считается, что их появление связано с  непомерной жадностью финансистов, руководителей ипотечных и др. экономических предприятий. На наш взгляд такой подход является упрощённым.

Подобно тому, как включение  печатного станка внутри любого государства  ведёт к спаду производства, к  исчезновению товаров, либо к непрерывному повышению цен на них - инфляции, бесконтрольная эмиссия основной резервной валюты – долларов США, число которых в обороте известно только правительству США и огромный 100- триллионный долг, в 1.5 раза превосходящий общемировой валовой продукт, привело к непрерывному повышению цен на сырьё, в особенности, энергоносители. Так цены на нефть приблизились летом 2010г. к $150/бар., одновременно достигли пиковых значений цены на др. сырьевые ресурсы.7

Рост цен на сырьё  предопределяет большие сложности  в получении выгоды от производства и продаж практически всех товаров и услуг, начиная от строительных объектов, автомобилей и заканчивая туристическими услугами (ввиду высоких цен на авиа керосин). Т.к. увеличение цен на них неизбежно повлечёт падение сбыта.

На таком объективном  экономическом фоне и появились, т.н. «пузыри», которые состоят в желании получения прибыли не за счёт получения прибавочной стоимости, а за счёт притока денежных потоков от новых клиентов. При этом обеспечение такого притока возможно только на основе использования механизмов кредитования, причём по мере разрастания «пузырей» степень надёжности клиентов неизбежно уменьшается, т.к. их просто перестаёт хватать, соответственно перестаёт учитываться способность клиентов эти кредиты возвращать.

Так в США рост заимствования  происходил во всех секторах рынка, однако следующие три сегмента были особенно динамичны:

- рынок ценных бумаг  с залогом (за исключением ипотечных  ценных бумаг) увеличился с  536 миллиардов долларов в декабре  1997 года до 2,5 триллионов долларов  в декабре 2009 года (рост 361,4%);

- рынок ценных бумаг, гарантированных государством (не казначейских, не связанных с ипотекой) увеличился с 1 триллиона долларов в декабре 1997 года до 2,9 триллионов долларов в декабре 2009 года (рост 188,1%);

- рынок ипотечных ценных  бумаг увеличился с 2,7 триллиона долларов в декабре 1997 года до 7,2 триллионов долларов в декабре 2009 года (рост 169%).8

При этом в течение  последних 10-ти лет в США резко  возросла доступность кредита для  частных и юридических лиц. Темпы  роста выдаваемых кредитов значительно превышали темпы роста валового национального продукта. На конец 1997 года объем заимствования, включая все выпущенные займы и долговые ценные бумаги, составил 17,1 триллионов долларов, что равнялось 205,8% валового национального продукта США. К 31-му декабря 2009 года эта сумма составила 38,3 триллиона долларов, что уже равнялось 276,8% валового национального продукта США. Наступил момент когда «пузыри» начали лопаться, причём лавинообразно, ввиду естественного возникновения паники.9

В ноябре США поставило рекорд 2011 года по объемам дефицита – 48 миллиардов, если смотреть только на товары. Дефицит составил свыше 50% от объема экспорта товаров (94 миллиарда).10

Розничная торговля в  США сократилась в декабре 2011 на 0,3% по сравнению с ноябрем, но выросла на 5,4% по сравнению с декабрем 2010. Результаты сравнения 2010 и 2011 года в целом показывают реальную картину – произошло сокращение розничных продаж на 6,2%. Причем лидерами сокращения стали бензозаправки – сокращение покупок в 2011 составило 24,5%.

Ужасная картина видна в динамике заказов, полученных промышленностью в 2011 году. Если в 2010 поступило заказов на общую сумму 4,7 триллиона, то в 2011 – лишь 3,8 (сокращение 19,2%). Лидерами сокращения числа заказов стали следующие отрасли – выплавка стали (сокращение 49,5%), строительное оборудование (сокращение 59,8%), транспортные корабли (сокращение 37,8%), гражданская авиация (сокращение 57,1%), индустриальное оборудование (сокращение 36,6%). Некоторый рост в количестве заказов замечен исключительно в военных секторах.11

Согласно данным Федеральной  резервной системы (ФРС) объемы производства в декабре 2011 г. выросли на 0,6%, тогда  как прожиточный минимум прибавил 0,1%.

Увеличение индекса  базовой инфляции в декабре 2011 г. составило 0,1%. Уровень безработицы в текущем году, по прогнозам аналитиков, составит 10% - максимальный показатель за прошедшие 70 лет, что должно снизить рост цен.

Кризис внес коррективы и в финансирование экспортно-импортных  контрактов. Общий объем мировых  инвестиций в растущие рынки по итогам 2011 года показал сильное падение. И для экспортеров, и для кредиторов 2010 год, последний квартал которого ознаменовался падением крупнейшего в мире инвестиционного банка Lehman Brothers, стал по-настоящему сумасшедшим. Кредиторы и инвесторы либо оказались не в состоянии предоставлять финансирование, тем более — нести риски по внешнеторговым операциям, либо могли поддерживать исключительно хороших партнеров, с которыми сложились давние отношения. С января по середину августа 2011 года число «упавших» банков в США пополнилась еще 77 кредитными учреждениями.

Макроэкономические показатели, определяющие устойчивость национальной валюты, применительно к американскому  доллару крайне слабы. Соотношение  госдолга к ВВП достигло почти 90%, хотя в идеале не должно превышать 60%, а дефицит бюджета США в этом году составит около 12% при «норме» в 0–3%.12

Стремление США обесценить собственные долги вполне понятно. Однако оно запустит весьма нежелательные  внутренние процессы в Штатах и доллар как мировая резервная валюта перестанет таковой являться. При этом Соединенным Штатам необходимо обеспечивать привлекательность финансирования своего госдолга: инвесторам должны быть интересны американские гособлигации.

Единственной причиной такого поведения могло быть желание предложить миру альтернативу доллару - прежде всего, в его статусе мировой торговой валюты, но, возможно, впоследствии, и в статусе резервной валюты, и даже единой меры стоимости. Доллар выполняет сразу две функции: он и мировая резервная, и торговая валюта, единая мера стоимости, в конце концов. А с другой - это национальная валюта США. И пока США составляли 50 % от мировой экономики, противоречия между этими функциями были незначительны. А сейчас стали доминирующими. США печатают доллар для улучшения внутреннего экономического положения, но при этом ослабляют его как мировую валюту. Оттого и проблемы во многих странах, где влиятелен доллар.

Рис. 5- Доллар, как мировая валюта, динамика.

 

 

 

 

2. Государственное регулирование внешнего долга США

2.1. Государственные программы

Государственные программы  по управлению государственным долгом США осуществляются в рамках реализации исполнения федерального бюджета США. Федеральный бюджет в США –  это сложный финансовый механизм управления и контроля за деятельностью всех федеральных министерств и ведомств, полностью определяющий экономические основы государственного строительства и оказывающий мощное воздействие на состояние экономики в целом. По форме он представляет собой регулярно утверждаемую подробную смету всех правительственных расходов и доходов, распределяемых по источникам поступлений, основным направлениям и программам расходования средств. Под бюджетными доходами в США обычно понимается денежная сумма налоговых поступлений и других платежей, собранная с населения и предприятий федеральным правительством через федеральные или местные власти. Бюджетные доходы включают также различного рода подарки и вклады. В доходы не включаются суммы от распродаж федерального имущества, доходы по процентам, выплаты по займам и внутренним денежным переводам между правительственными счетами13.

Следует отметить, что  на структуру федерального бюджета  США в большей степени влияют политические события, происходящие в  этой стране. Например, федеральный  бюджет был полем битвы в многомесячном противоречии Б. Клинтона и республиканского конгресса перед президентскими выборами 2006 г. в США. Перед администрацией Клинтона стояла не только проблема переизбрания в 2006 г., но и необходимость укрепления политической базы демократов. А это означало такую конфигурацию бюджетных приоритетов, при которой должно постепенно происходить замещение военных расходов на социальные. Уже в 2011 г. прямые военные расходы составили 21,6% всех федеральных расходов (298,4 млрд. долл.), а на долю основного блока социальных программ - 55,9%  бюджетных расходов (772,5 млрд.).

Структура основных источников поступлений в федеральный бюджет, особенно после рейгановских налоговых  революций, характеризовалась следующей  динамикой и показателями. Основными  источниками поступлений были подоходные налоги - 43,6% в 2011 фин. г. (при понижающейся тенденции - в соответствии с бюджетной стратегией республиканцев – так, в 1980 фин. г. доля того вида поступлений, к примеру, составляла 48,2% всех федеральных доходов). На втором месте - налоги на социальное обеспечение -  37,9% всех федеральных налогов. Единая доля налогов на прибыли корпораций и акцизных налогов, понимая как сумма прямых и косвенных налогов на бизнес, в 2001 фин.г. не превышала 13,4% всех федеральных налогов - при их уменьшающейся роли как источника доходов федерального правительства на протяжении предыдущих 10 лет (в 1981 фин.г. она равнялась 17% доходной части федерального бюджета). Общий объем поступлений в федеральный бюджет в 2001 фин.г. составил порядка 1,1 трлн. дол., в 201 фин.г.- 1,355 трлн. дол.

Американская администрация  решила заложить рекордный дефицит  в бюджет 2011 года - $307 млрд. Это самый  высокий показатель только в денежном выражении, пишут «Ведомости»; в  соотношении с ВВП (около 3%) дефицит  Барака Обамы сильно уступает достижению Рональда Рейгана.

Составляя бюджет на 2011 финансовый год (начинающийся 1 октября 2010 г.), администрация  Обамы поставила перед собой  три задачи: «выиграть войну с  терроризмом, обеспечить национальную безопасность и стимулировать долгосрочный рост экономики». Первые две цели, по замыслу Белого дома, будут достигаться путем увеличения госрасходов (они должны составить $2,23 трлн.), третья - путем снижения налогов.

По расчетам Вашингтона, рост ВВП составит в текущем календарном году 2,9 %.

Бюджетный дефицит в 2010 финансовом году составил $304 млрд., в 2011 ф. г.заложен - $307 млрд. Это рекордные  показатели; до сих пор самый значительный бюджетный дефицит в номинальном  выражении ($290 млрд.) был зафиксирован при отце нынешнего президента в 2002 г. Самый высокий показатель отношения дефицита к ВВП (6 % ) пришелся на 1983 г. , когда администрация Рональда Рейгана участвовала в гонке вооружений с бывшим СССР. Однако за прошедшие 10 - 20 лет ситуация в экономике существенно изменилась. Она росла на 3 - 5 % в год, и нынешний бюджетный дефицит составляет лишь около 3 % ВВП, что не преминул подчеркнуть Обама, назвав дефицит «маленьким» по сравнению с самим бюджетом и ВВП в размере около $10 трлн.

Оппонентов Обамы, однако, возмущает даже не столько нехватка денег в нынешнем бюджете, сколько долговое бремя, которое стране придется нести в ближайшие годы, когда на пенсию начнет уходить поколение бэби-бумеров. Совокупный бюджетный дефицит в этом десятилетии составит около $2 трлн., тогда как во времена Клинтона прогнозировался профицит в $5,6 трлн. Представители демократической партии, а также некоторые умеренные республиканцы говорят, что план Обамы по снижению налогов в ближайшие 10 лет на $670 млрд. мало поможет восстановлению экономики и приведет к нехватке средств в системе соцобеспечения. «Вместо того чтобы предложить нации план долгосрочного экономического процветания, план Обамы возлагает на нас и на наших детей долговое бремя в триллионы долларов», - заявил сенатор-демократ Кент Конрад, входящий в бюджетный комитет Конгресса.

Некоторые аналитики  тоже обеспокоены быстрым ростом госрасходов. «Если на рынках посчитают, что Обама получит все (что  он предложил в бюджете), ближайшие  два-три месяца могут оказаться  очень беспокойными для рынка валюты и казначейских облигаций», - приводит агентство Bloomberg слова Чарлза Гэбриэла, ведущего политического аналитика Prudential Securities.

Впрочем, Конгресс вряд ли одобрит все «затратные» инициативы Обамы. Скорее всего, будет поддержано увеличение расходов на оборону (на 4,2 % до $378 млрд.) и внутреннюю безопасность (на 8 % до $41 млрд.). Из $30 млрд., на которые Обама предлагает увеличить госрасходы, $24 млрд. пойдет именно на эти две статьи. $6 млрд. на остальные программы представляют собой увеличение расходов на 1,8 % , т. е. их фактическое сокращение с учетом инфляции (которая прогнозируется на уровне 2 %).

Все представленные в  проекте бюджета расчеты не включают в себя расходы на возможную войну  в Ираке. По оценкам бюджетного комитета Конгресса, основанным на анализе консалтинговой фирмы Macroeconomic Advisers, она может обойтись США в $64 млрд. в 2010 г. и еще в $119 млрд. в 2011 году.

Согласно проекту бюджета, представленному президентом Обама, в 2011 финансовом году по сравнению с нынешним годом американские государственные расходы возрастут на 4,2 % и составят $2,23 трлн.; доходы увеличатся на 4,7 % и составят $1,92 трлн. Бюджетный дефицит-2011 составит $307 млрд. (в нынешнем году он планируется в $304 млрд.). Из прилагаемого к проекту прогноза следует, что до 2015 года в американском бюджете ожидаются сплошные дефициты, которые в совокупности составят $1,08 трлн. И это при том, что американскими властями планируются довольно неплохие темпы экономического роста: в нынешнем году (не финансовом, а календарном) - 2,9 %, в 2011 году - 3,6 %, в 2012-м - 3,5 %, в 2013-м - 3,3 %, в 2014-м - 3,2 % и в 2015 году - 3,1 %. С инфляцией, как предполагается, тоже будет все в порядке: до 2015 года 2,1-2,3 % годовых.

Информация о работе Государственный долг США