Государственный долг США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность тематики исследования внешнего долга США обусловлена значимостью экономики США как крупнейшей экономики мира – от состояния и, в особенности, от кризисов которой очень многое зависит в экономических системах других стран, в том числе и в России.
Кроме того, значимость тематики настоящей работы заключается в том, что США имеет большой опыт управления государственным долгом – этот опыт может пригодиться

Содержание работы

Введение 3
1. Государственный долг: структура, формирование и современное состояние 4
1.1. Экономическая теория государственного долга 4
1.2. Дефицит государственного бюджета 7
1.3. Современное состояние государственного долга США 11
2. Государственное регулирование внешнего долга США 16
2.1. Государственные программы 16
2.2. Управление долгом 21
3. Путь погашения задолженности США 25
3.1. Международный опыт регулирования государственных и долговых обязательств 25
3.2. Поддержка объема госдолга на экономически безопасном уровне 26
3.3. Методы решения проблемы 29
Заключение 33
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

Государственный долг США - особенности формирования, динамика и перспективы погашения.doc

— 331.50 Кб (Скачать файл)

Высокие темпы роста  производства обычно приводят и к увеличению налоговых поступлений. Однако администрация Барака Обамы уже давно решила стимулировать экономику с помощью грандиозного снижения налогов. В проекте бюджета-2011 говорится о снижении за ближайшие десять лет налогов на общую сумму $1,3 трлн. (в дополнение к программе снижения налогов на $1,35 трлн., принятой в 2009 году). Напомним, что важнейшим элементом проекта является отмена двойного налогообложения дивидендов по акциям американских предприятий. Прежний министр финансов США Пол О`Нил был противником этой идеи, поэтому был уволен (и после увольнения весьма резко раскритиковал президента Обамы за снижение налогов).

Кроме того, Барак Обама  уже давно решил также расширять  госрасходы - война есть война. В 2011 году на оборону пойдет $380 млрд. (прирост по сравнению с нынешним годом $15,3 млрд.). В последующие годы планируется рост оборонных расходов на $20 млрд. ежегодно (как отметил один из американских аналитиков, в годы холодной войны и то не тратилось столько денег). Но президент Обама прямо отметил в бюджетном послании конгрессу: «Бюджет на 2011 год решает три задачи, стоящие перед нацией: победа в войне против терроризма, защита отечества и ускорение экономического роста».

Критиков у бюджета  в конгрессе вполне хватает. Как  заявил сенатор-демократ Кент Конрад, видный член сенатского бюджетного комитета, «вместо того чтобы предложить нации  план экономического процветания, президент  Обама налагает на нас и наших  детей триллионы долларов новых долгов». Кто-то может даже заподозрить американскую администрацию в хитром плане ослабления доллара. Как известно, большой бюджетный дефицит свидетельствует о финансовой слабости государства - следовательно, о слабости ее валюты. А слабая валюта, как не менее известно, выгодна экспортерам и вообще производственникам. Не случайно многие предрекали ослабление доллара в связи со сменой господина О’Нила на Джона Сноу (производственника, руководителя транспортной компании). Однако здесь явно не тот случай. Господин Сноу на прошлой неделе при утверждении своей кандидатуры в сенате прямо заявил: «Я поддерживаю сильный доллар. Сильный доллар - в национальных интересах». Но даже если бы американские власти действительно замыслили ослабить доллар, это совершенно не в их силах. Нужно еще, чтобы весь мир и сами американцы перестали финансировать бюджетный дефицит США, давая взаймы американскому правительству на войну. Здесь стоит еще раз напомнить, что современный финансовый рынок возник только благодаря тому, что США вели войну с Великобританией за независимость. И на войну считали выгодным давать американцам взаймы все - прежде всего английские предприниматели14.

2.2. Управление долгом

Под управлением государственным  долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определение условий и выпуску новых государственных ценных бумаг. Управление является одним из элементов макроэкономической политики. Эффективное использование долга может стать мощным фактором экономического роста, позволяющим сглаживать экономические флуктуации, дающим дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. С другой стороны, кризис внешней задолженности может стать серьезным негативным фактором не только экономического, но и политического значения. Непомерно высокие выплаты из государственного бюджета по долгам отвлекают средства от финансирования социальных, экономических, оборонных и прочих программ правительства.

Управление государственным  долгом в США нужно рассматривать  в рамках функционирования финансовой системы этой страны.

Финансовая система  США представляет собой сложную  целостную систему и состоит  из множества государственных федеральных и иных органов власти и управления, финансовых и административных ведомств и учреждений, частных банков и корпораций, осуществляющих как внутренние, так и международные финансовые операции. В силу огромного влияния на всю мировую экономику и мировые финансы финансовая система США более чем какая либо другая национальная система является частью мировой финансовой системы.

 

Рис. 6- Система финансов США.

 

Государственный бюджет занимает важнейшее место в общей  структуре финансовой системы США  с точки зрения воздействия государства на состояние финансов, хозяйственную конъюнктуру, характер и направления экономической политики правительства. Он выступает мощным индикатором в определении долгосрочных планов крупных корпораций и банков. Эта роль очевидна уже в силу колоссальных размеров государственных расходов, которые прямо и непосредственно оказывают влияние на состояние экономики и финансов, деятельность производственных и торговых фирм, реализующих государственные заказы, банки и иные финансовые учреждения, обслуживающие бюджетные программы правительства США.

В финансовой системе  США, как и многих других развитых стран, повышенную роль играют банки. В  соответствии с Законом Гласса-Сигала банки разделены на коммерческие и инвестиционные. Особую роль играет Центральный банк страны Федеральная резервная система (далее - ФРС). Роль ФРС непрерывно повышается по мере возрастания макроэкономической ответственности американского правительства в течение всех послевоенных десятилетий. Однако ФРС лишь частично ответственна за надзор за банками и делит эту функцию с особыми федеральными и штатными органами контроля.

Современная система  государственных финансов состоит  из:

-Финансовой системы  федерации;

-Финансовых систем 50 штатов;

-Финансовых систем 12,7 тыс. административных, хозяйственно - предпринимательских, культурно-просветительных и других местных подразделений (графств, муниципалитетов, таун-шипов, сельских, школьных, специальных округов и т.п.);

-специальных фондов15;

Такая система организации  государственных финансов характеризуется отсутствием единства. Это означает, что каждое подразделение государственного управления (федерация, штаты, местные органы) самостоятельно составляет и утверждает свой бюджет, разрабатывает и осуществляет налоговую политику, управляет долгом. Бюджеты штатов не входят в федеральный бюджет, а местные бюджеты - в бюджет штатов.

Бюджетный год федерального правительства начинается с 1 октября  и завершается 30 сентября следующего года, а большинства штатов - начинается 1 июля и заканчивается 30 июня следующего года. При этом свыше половины штатов практикуют составление бюджета на два года. В большей части местных административных единиц бюджетный год совпадает с календарным.

Центральное место в  системе государственных финансов США занимает финансовая система федерации и федеральный бюджет. О чем свидетельствуют сложившиеся в последние три десятилетия параметры распределения и перераспределения средств между бюджетами трех уровней: около 65%  совокупных расходов консолидированного бюджета проходят через федеральный бюджет и 35% - доля остальных двух уровней, которая делится между штатами и местными органами власти в пропорции 2/1.

За федеральными органами закреплены расходы общенационального  значения (на военные цели, международные  дела; на финансовую поддержку каких-либо отраслей и секторов национального хозяйства; на содержание федерального государственного аппарата; на управление федеральным государственным долгом и т.п.). На долю властей штатов и местных органов приходится значительная часть государственных расходов, связанных с финансированием социальных нужд местного хозяйства, административного аппарата. Что касается доходов, то основным источником доходной части бюджета являются налоговые поступления. Причем, в доходах федерального бюджета преобладают прямые налоги, в доходах штатов - косвенные, а в доходах местных органов власти - поимущественные налоги (об их процентном соотношении см. далее)16.

В США бюджеты регулируются через систему дотаций и отчислений. Движение ресурсов происходит одновременно по четырем каналам:

-из федерального бюджета  - в бюджеты штатов и местные  бюджеты;

-из бюджетов штатов - в местные бюджеты; 

-из местных бюджетов - в бюджеты штатов;

-между местными бюджетами.

В базе собственных доходов  властей штатов и местных властей наблюдается неуклонно растущая зависимость от федеральных дотаций. Федеральная помощь штатам (»23%) и местным властям (»6%) носит ярко-выраженный  программно - целевой характер. Дотации и субсидии в США распределяются неравномерно. С их помощью на уровне штатов реализуется более 500 целевых программ. Такая растущая зависимость от федеральных дотаций дает основание утверждать, что «федеральная помощь» (»29% общей суммы доходов штатов и местных органов) превратилось в средство прямого контроля федерации за финансовой политикой штатов и местных органов власти.

 

 

 

 

 

3. Путь погашения задолженности США

3.1. Международный опыт регулирования государственных и долговых обязательств

Мировой опыт показывает, что большинство бюджетов стран  сводится с дефицитом, т. е. с превышением расходов над доходами. При формировании каждого бюджета предусматриваются источники покрытия дефицита.

 Источниками государственного (центрального) бюджета являются:

  1. Прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют от 80 до 90%. Самыми крупными из них являются подоходный налог, налог на прибыль корпораций и налог на добавленную стоимость.
  2. Государственные займы. Осуществляются они с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Их доля в государственном бюджете составляет от 10 до 20%;
  3. Эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. К этому источнику правительства прибегают в том случае, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, т.е. в условиях превышения расходов над доходами.

В экономических системах с фиксированным количеством  денег в обращении правительство  располагает традиционными способами  покрытия дефицита бюджета – это  государственные займы и ужесточение  налогооблажения. Но есть и третий способ, предусматривающий увеличение денежной массы в обращении, это собственное производство денег, или «сеньоранж» (печатанье денег).

Внутренними заимствованиями федеральных органов власти определяются: кредиты, полученные правительством страны от кредитных организаций; государственные займы, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства; долговые обязательства различных эмитентов, гарантированные правительством; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней. Внешними заимствованиями федерального бюджета являются: средства от продажи государственных ценных бумаг на внешнем рынке; кредиты правительств иностранных государств, международных финансовых организаций, иностранных организаций.

Внешние заимствования при финансировании дефицита бюджета могут иметь форму облигаций, размещаемых на зарубежных рынках и номинированных в иностранной валюте; кредитов правительств иностранных государств, международных финансовых организаций, иностранных организаций. В целом проект Бюджетного Кодекса обобщает уже имеющуюся практику.

Источниками финансирования дефицита бюджета местных бюджетов могут быть внутренние заимствования  в форме средств от продажи  местных целевых инвестиционных займов; кредитов кредитных организаций; ссуд, полученных от других бюджетов.

Нарастание государственного долга ведет к «утяжелению» бюджетных  расходов, к «дисконтированию будущего». Финансовые тяготы перекладываются  на детей и внуков. Корректный подход обязывает, однако, учитывать и то, что займы, перераспределяя средства в пользу финансирования перспективных программ, могут способствовать экономическому росту и совершенствованию технологий. Разумеется, последнее относится только к производительному использованию бюджетных средств. Еще Рикардо писал, что, когда речь идет об инвестициях, будущие поколения вполне могут участвовать в их финансировании.

3.2. Поддержка объема госдолга на экономически безопасном уровне

Для того чтобы разобраться  в причинах государственного долга  США необходимо обратиться к истории США как страны. Сразу после объявления независимости, а может быть и раньше, тысячи и тысячи иммигрантов из Старого Света устремились на новые земли в поисках своего счастья и работы. Фактически вся экономика 17-19 веков строилась на труде иммигрантов из других стран. Те счастливчики, которые раньше переехали на Новый Континент, зачастую использовали за бесценок труд вновь прибывших. Сначала в Америку в огромном количестве завозились рабы, в основном с Черного Континента, из стран Африки. После гражданской войны в 1865 году рабство было отменено. Но это вовсе не означало, что дешевый труд перестал быть доступен. Стало распространено так называемое "скрытое рабство". Суть его заключалась в том, что вновь пребывшему давался долг под большие проценты на подъем. Проценты по долгу были настолько высоки, что не всем удавалось его вернуть. Поэтому попавшие в такую кабалу работники фактически за еду работали на банки и ростовщиков.

Так могло продолжаться и дальше, но законы мировой экономики  привели к тому, что ручной труд стал все менее востребованным. С развитием науки и техники, а также механизмов рыночной экономики, для развития промышленности и производства требовалось все больше и больше денег. Потребление США как государства все росло и росло. Одним внутренним производством обеспечить такие потребности стало трудно. И в какой-то момент власти США решили, что пора остановить приток иммигрантов, который рос очень большими темпами. Поэтому постепенно было решено сделать так, чтобы другие страны мира работали на США. Фактически граждане США стали господами, а граждане других стран их рабами. Как это можно сделать? Да очень просто. Нужно просто покупать товары у других стран, а расплачиваться за них пустыми бумажками. Этими бумажками стал доллар США.

Информация о работе Государственный долг США